Обновлено 03.09.2021: 30 сентября 2021 года заканчивается срок нахождения на территории Евразийского экономического союза автомобилей, временно ввезенных гражданами до начала пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
В случае невывоза автомобилей и других транспортных средств до 30 сентября 2021 года необходимо будет оплатить в полном объеме таможенные пошлины и налоги.
Источник: пресс-служба ЕЭК —
С 1 января 2021 года в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года №877, вступило в силу требование по оснащению выпускаемых в обращение транспортных средств категории M и N устройством вызова экстренных оперативных служб.
Выдача таможенными органами Российской Федерации паспортов транспортных средств (далее – ПТС) на ввезенные единичные транспортные средства, не оборудованные устройством вызова экстренных оперативных служб, осуществляется после совершения таможенных операций при одновременном представлении в таможенный орган свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и договора на приобретение устройства, заключенного лицом, ввозящим единичное транспортное средство, на приобретение устройства вызова экстренных оперативных служб.
Рекомендации и комментарии таможенных органов по оформлению «ЭРА-ГЛОНАСС» можно почитать в подборке новостей по растаможке авто.
С рядом изменений, которые произошли в 2021 году в вопросе ввоза импортных автомобилей, у автолюбителей возникают всё новые и новые вопросы. Давайте разберемся с тонкостями: какие затраты ложатся на плательщика и как по-новому рассчитать растаможку авто?
Необходимость таможенного оформления грузов
Независимо от типа или объема, любой груз при пересечении границы проходит таможенное оформление. Это обязательное требование в сфере международной торговли.
Время оформления зависит от нескольких факторов:
- Степень опасности груза.
- Объем и перечень перевозимых товаров.
- Качество оформления документов на груз и транспорт.
- Необходимость проведения экспертиз для подтверждения указанных кодов.
- Имидж экспортера или импортера.
Таможенное оформление, как обязательная процедура, подтверждает законность перемещения товаров через границу: получатель сможет легально реализовывать или использовать полученный груз на своей территории.
Категории и виды импортируемых и экспортируемых товаров
Экспортные поставки России в США составили в денежном выражении около 11 млрд долларов. Топовое положение по объему поставок заняли:
- минеральная продукция – 49,83% (ТН ВЭД 25-27);
- драгметаллы и камни – 19,66% (ТН ВЭД 71);
- металлы и металлические изделия – 11,03% (ТН ВЭД 72-83);
- химическая продукция – 10,92% (ТН ВЭД 28-40);
- оборудование, машины, транспорт – 2,41% (ТН ВЭД 84-90);
- древесина и продукция целлюлозно-бумажной промышленности – 1,95% (ТН ВЭД 44-49);
- продовольствие и с/х сырье – 1,14% (ТН ВЭД 01-24).
За 2021 год наблюдался прирост по объему экспортных товаров относительно категории «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы…» на 673 млн долларов. Сократились экспортные поставки России по многим направлениям: нефтепродукты, черные металлы и изделия из них, алюминий, удобрения, руда, недрагоценные металлы и металлокерамика, каучук и резина, неорганическая химическая продукция (ТН ВЭД 26, 27, 28, 31, 40, 72, 73, 76, 81, 84).
В структуре импорта в 2021 году лидировали следующие товары:
- оборудование, машины и транспорт – 39,26% (ТН ВЭД 84-90);
- химическая продукция – 19,54% (ТН ВЭД 28-40);
- металлы и металлические изделия – 3,60% (ТН ВЭД 72-83);
- продовольствие и с/х сырье – 3,36% (ТН ВЭД 01-24).
Увеличился импорт меди (ТН ВЭД 74), но уменьшился импорт средств наземного транспорта, электрического оборудования, фармацевтической и прочей химической продукции, механических устройств (ТН ВЭД 30, 38, 84, 85, 87).
Какие документы нужны для растаможки
При оформлении импортных грузов для таможни готовят документы:
- Внешнеторговый договор (соглашение) с отправителем (продавцом, производителем), плюс дополнения к нему.
- Товарная и транспортная документация.
- Документ, подтверждающий заявленный код для товара.
- Платежные поручения (валютные, рублевые).
- Паспорт сделки и подтверждение таможенной стоимости груза.
- Лицензии, сертификаты, свидетельства (документы для подтверждения соответствия существующим запретам или ограничениям).
- Пакет документов от получателя.
- Доверенность на представителя получателя.
- Инвойсы или прайсы отправителя.
- При наличии – сертификаты формы СТ-1.
Особенности импорта
Америка активно экспортирует в Россию автомобили, различное оборудование, БАДы, химическую продукцию.
ВНИМАНИЕ! Мы работаем только с юридическими лицами.
Основная особенность импорта из Америки в том, что с 2014 года запрещен импорт многих пищевых продуктов, так как эта страна попала под продуктовое эмбарго, которое Россия ввела в качестве ответных санкций. Из США запрещено импортировать:
- рыбу;
- молоко;
- мясо;
- продукцию, изготовленную из молока, рыбы и мяса;
- овощи;
- фрукты;
- масла и жиры животного происхождения;
- живых свиней(есть исключения).
Полный перечень продукции, запрещенной к ввозу в РФ из США, опубликован в Приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года №778. Существуют также «коды товаров прикрытия», под которыми некоторые импортеры пытаются провезти запрещенные товары. К таким категориям продукции таможня особенно внимательна.
Другие особенности:
- На многие товары требуется декларация соответствия или сертификат качества, подтверждающие соответствие техническим регламентам ЕАЭС.
- Что касается БАДов, то средства, содержащие растения с психотропными свойствами, к ввозу запрещены. Еще необходимо предоставить письмо о содержании спирта и СГР. Везде, во всех документах прописывают, что средство не является лекарственным. При транспортировке соблюдают особые условия по уровню температуры и влажности.
- Автомобили растамаживают на акцизных таможенных постах.
- Химическая продукция чаще всего относится к опасным грузам, может содержать спирт и наркотические вещества. В связи с этим оформляются соответствующие разрешительные документы, сертификат безопасности.
- Табачная продукция и алкоголь относятся к подакцизным и растамаживаются не на всех таможенных постах. Кроме того, она маркируется: табачные изделия – акцизными марками и КИЗами, алкоголь – федеральными специальными марками (с 2021 года).
- На ноутбуки, телефоны и прочие гаджеты оформляется нотификация ФСБ. Кстати, для экспорта товаров в России американским поставщикам нужна специальная лицензия Минторга США.
Виды пошлин при оформлении груза
Уплата пошлины – один из этапов таможенного оформления. Существует несколько разновидностей этого платежа:
- В соответствии с объектом наложения пошлины – вывозные, ввозные, транзитные.
- В зависимости от плательщика – декларант или лица, на которых возложена обязанность уплаты налогов и пошлин (определено во внешнеторговом договоре).
- В зависимости от способа исчисления – адвалорные, специфические, комбинированные.
- В соответствии с областью распространения – автономные или конвенционные.
Подготовка документов для таможенного оформления
Перечень документов, которые предоставляются на каждую партию перемещаемого товара, может зависеть от индивидуальных свойств груза: к основному пакету могут потребоваться дополнительные документы.
Подготовкой документов практически всегда занимается собственник груза: иногда эту работу берет на себя получатель или документация готовится совместно. Организации – субъекты ВЭД – или имеют в своем штате декларантов, или обращаются за помощью к таможенным брокерам.
В первом случае это выгодно, если оформление таможенных документов осуществляется на постоянной основе (еженедельно или ежедневно), услуги профильных специалистов нужны при нерегулярном оформлении импорта или экспорта.
Особенности экспорта
Не все товары можно ввезти в США. Санкции носят взаимный характер, и США со своей стороны ужесточает требования к импортной продукции из России. Дополнительно могут требоваться лицензии, и сертификаты. Например, США внесла Россию в список стран, с которыми запрещен экспорт и импорт вооружений.
Особенность экспортной поставки в том, что необходимо подтверждать нулевой НДС. Для этого в течение 180 календарных дней необходимо предоставить пакет документации и налоговую декларацию. После этого проводится камеральная проверка.
Возможно, потребуется предоставить экспертное заключение, что товар не подлежит экспортному контролю или разрешение на вывоз товаров.
Расчет и внесение таможенных платежей
Расчет осуществляется по специальной формуле, и определение суммы таможенных платежей – под силу обычному бухгалтеру. Правда, есть особенность: расчет производится с учетом ставки таможенных платежей и курса иностранных валют к доллару США на день оформления груза (принятия в работу грузовой таможенной декларации). Внесение платежей производится только в рублях по курсу иностранных валют в день уплаты таможенных платежей.
Основным способом внесения платежей остается внесение денежных средств на счет таможни (регионально отделения, в котором оформляется груз). Но законодательство предусматривает несколько дополнительных способов – банковская гарантия, поручительство или в виде залога имущества.
Важные нюансы
Следует сразу отметить, что напрямую купить машину у прежнего собственника вам вряд ли удастся. Американское общество живёт совсем по другим правилам, в отличие от нас. Среднестатистический гражданин США вряд ли будет давать объявление о продаже своего автомобиля и встречаться со множеством покупателей, если только речь не идёт о дорогой или эксклюзивной модели. Ему проще отдать машину какому-либо дилеру и моментально получить свои деньги.
Намного проще искать себе заокеанского железного коня на аукционах, недостатка в которых сегодня не наблюдается. Старейший и популярный из них – Manheim, где можно купить даже коллекционные и раритетные модели. Ещё можно искать на eBay Motors, Barrette-Jackson, Russo и Global Auto USA. Если вы самостоятельно будете участвовать в торгах, то первый вариант вам не подойдёт, потому что на Manheim пускают только дилеров. На других аукционах вы можете участвовать, но «поймать» хорошее авто самостоятельно будет очень сложно.
Оптимальный вариант покупки автомобиля в США через аукцион – воспользоваться услугами дилеров-посредников, которые под заказ купят интересующую вас модель и займутся её доставкой в Россию.
Машину вы выбираете через интернет и передаёте посреднику номер лота, а дальше он будет действовать самостоятельно. Основной недостаток аукциона – вы заранее не знаете окончательную стоимость своей покупки.
Доставка
Поскольку США находятся за океаном, ваш американский автомобиль никак не доберётся до России своим ходом. Доставку можно осуществить двумя способами – на самолёте или корабле. Первый вариант значительно дороже. Доставка морским путём в контейнере осуществляется до Санкт-Петербурга, Новороссийска и Владивостока. Следовательно, для растаможки вам придётся приехать в один из этих городов или нанять специального брокера и оформить на него доверенность.
Технические моменты
Приобретая машину напрямую из Америки, следует учесть некоторые важные технические моменты в её комплектации:
- Автомобили для эксплуатации в США выпускаются с красными указателями поворота и жёлтыми габаритными огнями. В России подобное оснащение недопустимо, поэтому их придётся менять.
- Модели с АКПП разгоняются гораздо медленнее европейских аналогов.
- Подвеска настроена на комфорт и рассчитана на езду по идеально ровным автомагистралям.
- Спидометр скорости движения показывает в милях (1 миля = 1,6 км), но некоторые модели могут иметь две шкалы – в милях и километрах. В объявлении на продажу пробег машины тоже указывают в милях.
- Указатель температуры охлаждающей жидкости имеет шкалу по Фаренгейту (1°F = -17,22 °C).
Таможенный досмотр груза
Досмотр – одна из форм проведения таможенного контроля товаров (грузов). Проводится и в отношении груза (вскрывается упаковка, вынимается товар), и в отношении транспорта (поиск тайников).
Причинами проведения досмотра могут быть:
- Есть информация о нарушении импортером или экспортером таможенного законодательства: нарушения или были ранее, или в отношении перемещаемого груза.
- Нарушена целостность тента или стенок (для автотранспорта), контейнера или цистерны (для морского или ж/д транспорта).
- Нарушена целостность установленных на границе пломб.
- Решение автоматизированной таможенной системы: работа алгоритма понятна только узкому кругу специалистов, и ваш груз выбран случайно.
Перед проведением таможенного досмотра отправитель (при экспорте) или получатель (при импорте) получает уведомление о процедуре. Может проводиться проверка груза (выборочная, полная) или идентификация товара, пересчет грузовых мест (или предметов в них) или взвешивание; взятие проб и образцов, или разборка товара – для определения его характеристик.
Досмотр проводится только в присутствии отправителя или получателя (или их представителя), и заканчивается составлением акта досмотра.
Цены на таможенное оформление WTS-Group
Каждая услуга имеет свою специфику, и может предоставляться в виде нескольких отдельных услуг. При таможенном оформлении может возникнуть необходимость в предоставлении дополнительных документов, проведении дополнительных работ – в каждом отдельном случае стоимость услуг определяется объемом выполненной работы.
Услуга | Цена |
Стоимость базовых услуг таможенного представителя | от 15000-25000 руб.* |
Оформление доплиста | 3000 руб. |
*Цена зависит от места оформления и стоимости СВХ за 1 ДТ |
Вывод
Если вы всё-таки решили заказать для себя подержанный автомобиль из США, следует тщательно продумать не только финансовую составляющую – доставку, таможенные расходы, НДС и т. д. Очень важно заранее оценить все неудобства такого приобретения. Вам обязательно придётся менять блок-фары, ставить новые шины и привыкать к милям на спидометре. А ещё следует заранее узнать о расходах на обслуживание во время эксплуатации – ценах и доступности запасных частей, стоимости ремонтных работ. Хорошо продуманный подход к делу спасёт вас от разочарований в будущем.