Любая международная перевозка груза на автомобиле не обходится без этапа подготовки сопроводительной документации. Ведущее место среди пакета документов занимает транспортная накладная CMR.
Наименование накладной складывается из аббревиатуры на французском языке, используемой при обозначении Женевской конвенции 1956 года (фр. Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route), которая установила правила трансграничного перемещения грузов на автомобилях. В российском варианте ее еще называют накладной КДПГ — Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом.
Что такое накладная CMR?
CMR-накладная является доказательством заключения договора на перемещение груза за рубеж при помощи автотранспортных средств. Это один из первых документов, который запросят контролирующие структуры в процессе перевозки. Без нее груз не пересечет государственную границу.
Документ закрепляет правоотношения участников сделки, фиксирует данные о товаре и его особенностях, об участниках транспортировки, содержит сведения о месте, времени убытия и прибытия груза, маршрут перевозки, информацию о стоимости изделий и условиях прохождения таможенных процедур, о страховании.
Для экспорта и импорта используется один и тот же бланк накладной. При экспорте товара за границу в российскую таможню предъявляется документ, оформленный на русском языке. Если накладная выписана на иностранном языке, необходимо обеспечить ее перевод на русский язык.
По сути CMR — это обобщенная информация из иных сопроводительных документов (контракта, инвойса, пакинг листов), собранная в одном документе.
Купить СMR для любой конфигурации 1С
Возможности и ограничения платной версии CMR
- Подключается к любой типовой конфигурации на базе БСП (Бухгалтерия 3.0, Комплексная автоматизация, Управление Торговлей 11, ERP, УНФ) ;
- Добавляется в команду печати в списке и на форму объекта;
- Можно напечатать сразу несколько документов, выделив нужные в списке и вызвав команду печати;
- Заполняются поля CMR в соответствии с данными документа;
- Работоспособность на нетиповой конфигурации зависит от изменений системы;
- Работоспособность на старом релизе типовой конфигурации зависит от изменений сделанных 1С. Рекомендуем обновить конфигурацию до актуальной версии;
- Поддержка 1 месяц! после покупки (если форма перестает работать на вашей конфигурации после обновления мы бесплатно модифицируем форму);
- Скидка 25% от наших цен на любую доработку CMR под ваши требования!
- Скидка 10% от наших цен на любые доработки вашей конфигурации или внешних отчетов, обработок.
Покупка CMR для 1С
Никаких стартмани и подписок! Платите только за то,что Вам нужно!
Оплатите удобным для Вас способом — мы пришлем файл на почту.
Покупка CMR
Обязательно укажите ВАШУ почту при оплате! На данный адрес мы вышлем форму
Купить CMR для Бухгалтерии 3.0
Купить CMR для Управления Торговли 11
Купить CMR для Комплексной автоматизации 2 или ERP
Купить CMR для УНФ
Если Вам нужна CMR для УНФ свяжитесь с нами через форму справа внизу на сайте или по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Пока для этой конфигурации у нас есть только бета-версия.
Внимание
- После оплаты через Яндекс.Кассу обязательно нажмите на кнопку Вернуться на сайт
- Вы можете заказать подключение у нас.
- Форма подключается к документу «Реализация товаров и услуг». Для работы формы в конфигурации УТ/ЕРП в базе должен быть оформлен документ «Транспортная накладная», в котором хранятся основные данные для заполнения.
- Форма приобретается «as is«. Поставщик гарантирует то, что форма откроется на базе клиента и заполнит основные данные печатного документа.
- Если вы допустили ошибку в адресе электронной почты, свяжитесь с нами, чтобы мы могли проверить информацию и отправить Вам печатную форму по другому адресу!
Как подключить внешнюю печатную форму в 1С
- Проверить наличие флага, включающего дополнительные отчеты и обработки в Администрировании. Администрирование (НСИ/Администрирование) — Печатные формы, отчеты и обработки. Поставить флаг «Дополнительные отчеты и обработки», если он не установлен;
- Добавить файл отчета в базу. Администрирование — Дополнительные отчеты и обработки — Создать — Выбираем пункт «Загрузить из файла». Выбираем файл внешнего отчета или обработки. Основные поля заполняются автоматически. Корректируем при необходимости. .
В каких случаях CMR обязательна, а в каких нет?
Необходимость в международной товарно-транспортной накладной CMR обусловлена требованиями Конвенции. Из ее текста следует, что документ подлежит оформлению при совокупности трех условий:
- Перевозка осуществляется на автомобиле за плату;
- Места отправления и назначения груза находятся на территории разных стран;
- Хотя бы одна из сторон сделки находится в государстве, ратифицировавшей Конвенцию.
Таким образом, данный документ выписывается только для международных перевозок.
Для внутрироссийской транспортировки груза ЦМР не требуется. Перевозка осуществляется на основании стандартной ТТН.
Когда составляется
ТТН ЦМР составляется, когда хотя бы одна сторона-участник договора перевозки ратифицировала и подписала соглашение о международных транспортировках.
Если на протяжении всего рейса автопоезду предстоит пересечь границы нескольких государств, то составление CMR также неизбежно. В противном случае при отсутствии данного документа, транспорт и груз могут быть задержаны и оштрафованы по законам страны, где обнаружено нарушение.
Несмотря на обязательность заполнения накладной во всех транспортировках (даже государственных) с пересечением границы, существует три ситуации, когда CMR не составляется:
- Перевоз вещей, предметов быта и интерьера, мебели при переезде с одного места жительства на другое.
- При отправке грузов почтой, потому что они регулируются КДПГ.
- Когда выполняется межгосударственная транспортировка мертвых людей.
Другими словами, ЦМР — главная официальная сопроводительная бумага для автоперевозок между государствами.
Кто должен заполнять CMR?
В форме накладной имеются графы, предназначенные для заполнения всеми сторонами процесса перемещения товара:
- № 1-15 и 21-22 для грузоотправителя;
- № 16-19,23 и 25-29 для перевозчика;
- № 24 для грузополучателя.
Основная ответственность за правильность внесенных сведений лежит на отправителе груза. Именно он будет отвечать за недостоверность информации и различные технические ошибки в документе.
Например, если в результате допущенных неточностей перевозчик доставит груз не по месту назначения, то грузоотправителю придется нести расходы на ликвидацию этой ошибки. В любом случае перевозчик обязан документально доказать вину отправителя груза, размер причиненного ущерба и связь между допущенной ошибкой в CMR и убытками.
Пункт CMR, с которым работает грузополучатель
Грузополучатель заполняет только 24-й пункт
в CMR, где нужно указать дату и время разгрузки, поставить печать и подпись — это важный завершающий этап грузоперевозки. Если это не будет сделано, то перевозка будет считаться официально незаконченной. И подтвердить ставку НДС 0% будет невозможно, из-за чего налоговая служба доначислит 20% НДС на стоимость перевозки.
В следующих материалах на нашем сайте мы расскажем ещё больше о других документах для грузоперевозок. Но уже сейчас вы можете прочитать о том, какой стандартный пакет сопроводительных документов нужен для отправки груза из России в Казахстан, и что такое СНТ в Казахстане.
Порядок заполнения транспортной накладной
Правильное заполнение бланка каждым из участников процесса перевозки — залог успешной транспортировки груза до его получателя.
П. 1
отражает реквизиты отправителя груза (его название и юридический адрес с указанием страны, телефоны для связи и сведения об ответственном лице). Если в сделке участвует поручитель, то необходимо также указать его данные и сделать пометку об отправлении груза «по поручению».
П. 2
содержит сведения о получателе груза, аналогично первой графе. Если груз будет передан таможенному брокеру, об этом делается соответствующее примечание.
Контактные данные сторон потребуются для обращения с претензиями или с иском в суд, а также для быстрого решения вопросов на таможне.
П. 3
определяет место разгрузки. Необходимо обязательно указать страну и точное место выгрузки вплоть до наименования филиала, магазина или склада. Это то место, куда поступит груз после полной очистки на таможне.
П. 4
фиксирует место и дату погрузки. При заполнении необходимо детально прописать адрес с обязательным указанием страны.
В п. 5
указывается полный перечень прилагаемых к ЦМР транспортных, финансовых и разрешительных документов.
Все документы должны быть готовы до момента погрузки и вручены перевозчику.
П. 6
заполняется сведениями о знаках и номерах, которые определяют вид перемещаемого груза. Особо тщательно к внесению сведений в данный пункт необходимо отнестись отправителям опасных грузов. Включение информации об опасности груза убережет перевозчика от неправильного с ним обращения.
В п. 7
вносится количество мест, занимаемых грузом в одном транспортном средстве. Данные сведения в последующем обязан проконтролировать перевозчик.
П. 8
касается упаковки груза. Указывается ее внешний вид и материал, из которого она выполнена (картонная коробка, мешок холщовый или из полиэтилена, бочка металлическая и т.п.).
Если транспортировщик не сделал пометок о внешнем виде груза и целостности упаковки при наличии видимых повреждений, то в последующем он не может ссылаться на нарушения со стороны отправителя в данной части.
В п. 9
вписываются наименования перевозимых товарных единиц в полном соответствии с сопроводительными документами. Когда позиций много, можно сделать отсылку к инвойсу и упаковочным листам, указав общее наименование.
П. 10
содержит указание на статистические коды ТН ВЭД для каждой группы товаров.
В п. 11
отражается вес груза брутто, то есть с упаковкой, в килограммах. Сведения вносятся по каждому товару отдельно. Показатели должны быть аналогичны указанным в инвойсе или в морском коносаменте.
Оформление транспортной документации
Получите бесплатную консультацию
Позвоните нам, или заполните форму обратной связи, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
8 800 700 0952 Обратная связь
П. 12
заполняется при необходимости (в основном касается сборных грузов). В него вписываются объемные показатели груза в кубических метрах.
П. 13
определяет указания отправителя в отношении прохождения таможенной обработки. Из него перевозчик должен узнать, где находится таможня, которая будет проводить проверку груза. Кроме того, в нижней части графы можно зафиксировать данные об объявленной стоимости товара в той же валюте, которая используется в инвойсе.
П. 14
называется «Возврат» и обязателен к заполнению при перевозках в контейнерах. В графу вписывается регистрационный знак полуприцепа или идентифицирующие контейнер знаки, если они возвращаются из-за границы спустя некоторое время после завершения перевозки (например, в случае ремонта).
В п. 15
детально описываются условия оплаты с применением терминологии, используемой в Инкотермс.
П. 16
содержит сведения о транспортной компании, перевозящей груз (ее наименование, место регистрации с указанием страны). При заполнении пункта можно воспользоваться штампом с реквизитами организации.
В п. 17
указываются сведения, аналогичные содержащимся в п.16, только в отношении последующего перевозчика, когда груз перемещается несколькими транспортными компаниями. Все транспортировщики несут солидарную ответственность за перевозимый товар.
П. 18.
Каждый последующий перевозчик вправе делать оговорки и замечания в отношении состояния автомобиля и перевозимого в нем груза. Для данных пометок предусмотрен п. 18 накладной.
П. 19
отражает применяемый тариф на перевозку. Он заполняется только после завершения транспортировки.
В п. 20
CMR грузоотправитель вносит все необходимые с его точки зрения оговорки и замечания для перевозчика. Это могут быть правила разгрузки, требование о страховании груза, внешнем виде тары и пр.
Пункты 21-22
заполняются отправителем. В них указывается место и дата составления документа, а затем проставляется штамп организации.
В п. 23
имеется место для штампа перевозчика, который ранее проставляется в п. 16.
П. 24
предназначен для штампа получателя груза, его подписи и отражения времени получения груза, а также для отметки о времени убытия автомобиля после разгрузки. Сведения о получении груза фиксируются в 3 и 4 экземплярах документа.
Пункты 25 и 26
заполняются экспедитором и содержат данные о прицепе или полуприцепе, перевозившем груз (его регистрационные данные и марку).
Пункты 27-29
оформляются отделом расчетов перевозчика.
Ошибки, допущенные при заполнении накладной, можно исправлять только путем зачеркивая сделанной надписи, чтобы можно было прочитать предыдущую. Исправление заверяется лицом, его сделавшим.
Оформление транспортных документов
Получите бесплатную консультацию
Позвоните нам по бесплатному номеру, или заполните форму и мы сами оперативно свяжемся с Вами!
8 800 700 0952 Обратная связь
Пункты CMR, с которыми работает перевозчик.
Перевозчик.
В этом пункте представитель транспортной компании вписывает юридический адрес и ставит печать организации. Это могут сделать как водитель, так и сотрудники склада.
Последующий перевозчик.
Если в ходе транспортировки груз будет перегружен в транспорт другого перевозчика или водителя, то ему передают бланки CMR, в которых он заполняет данный пункт аналогично 16-му.
Оговорки и замечания перевозчика.
На погрузке водитель осматривает груз и упаковку и, при наличии дефектов, указывает их в этой графе. Если повреждений нет, то этот пункт не заполняют.
23.Номер путевого листа, фамилия водителя и штамп.
После принятия груза перевозчик указывает в этом пункте номер путевого листа, ФИО водителя и ставит печать организации.
25, 26. Регистрационные номера и марки тягача и полуприцепа.
Графа для марки, модели и регистрационного номера тягача и прицепа.
Каждый из этих пунктов, кроме 17-го, должны быть заполнены при любой грузоперевозке.
Требования к заполнению и правила оформления CMR
CMR-накладная оформляется в 4-7 экземплярах и состоит из 10 самокопирующихся страниц с пустыми графами для заполнения. Первые четыре страницы предназначены для участников перевозки:
- 1 стр. — для продавца (необходима для подтверждения отправки груза и взаиморасчетов);
- 2 стр. — для покупателя (следует вместе с грузом и передается после доставки покупателю);
- 3 стр. — для экспедитора (прилагается к путевому листу);
- 4 стр. — для отдела расчетов экспедитора (для осуществления расчетов за транспортировку).
Страницы 3 и 4 заверяются подписями и штампами грузополучателя и возвращаются экспедитору.
Остальные страницы накладной необходимы для проставления отметок на таможне и другими органами. Необходимость в оформлении дополнительных страниц решается с учетом особенностей будущей перевозки.
Если груз предназначен для получения несколькими покупателями, то CMR выписывается в отношении каждого из них.
Как оформлять
Бланк СМR (международная транспортная накладная) составляется не менее чем в четырех экземплярах:
- для отправителя;
- для получателя;
- для фирмы перевозчика;
- для расчетов.
Если планируется отправка одного заказа на нескольких транспортных средствах либо несколькими партиями, количество экземпляров может быть увеличено. Если перевозимые товары предназначены нескольким фирмам-получателям, то CMR выписывается на каждую.
Бланки должны быть подписаны ответственными сторонами от руки, либо штампами или факсимиле. Проставить печати или факсимиле вместо подписи можно, только если это не запрещает законодательство страны отправителя.
Сведения, которые нужно обязательно указать в сопроводительном бланке:
- Место и дата выписки международной накладной.
- Место принятия груза для перевозки.
- Сроки доставки.
- Данные об отправителе, его полное наименование, регистрационные сведения, юридический адрес.
- Аналогичная информация о получателе и транспортном агенте (при наличии).
- Общепринятые данные о товаре, его упаковке, объеме, весе, количестве мест.
- Сведения о том, что грузоперевозка производится по Конвенции, без отступлений и оговорок.
По согласованию сторон в документе может быть указана дополнительная информация, например, идентифицирующая товар, либо развернутые сведения о транспортном агенте.
Обязательно ли заполнять все графы?
Конвенцией в п. 1 ст.6 обозначены сведения, наличие которых в ЦМР является обязательным. Их отсутствие указывает на незаключенность договора перевозки.
К необходимым данным относится следующая информация:
- дата и место составления ЦМР;
- реквизиты отправителя и получателя груза;
- место принятия и доставки товара;
- груз (наименование, число мест, маркировка, вес брутто и количество в других единицах измерения);
- упаковка;
- финансовые расходы на транспортировку;
- инструкция для прохождения таможни.
Остальные сведения являются дополнительными.
Стороны имеют возможность указать любые необходимые для перемещения груза сведения, которые посчитают важными для данного типа груза.
На каком языке заполняется
В КДПГ нет чёткого требования по языку, на котором заполняется документ. Нередко отправители используют государственный язык страны, в которой они зарегистрированы.
Если груз направляется в европейские или азиатские страны, то лучше всего использовать английский язык. Это позволит избежать проблем при транзите и таможенном оформлении. В случае, когда товар следует в страну-член ЕАЭС, тогда можно оформить накладную на русском языке.
Страхование CMR: плюсы и минусы
Гражданская ответственность экспедитора может быть застрахована. Выполнение данной процедуры имеет ряд положительных моментов:
- уменьшаются риски перевозчика, связанные с порчей груза или его повреждением;
- страховка подтвердит надежность перевозчика в глазах клиентов.
В то же время есть и негативные моменты:
- на оформление полиса затрачивается дополнительное время;
- страховка предполагает дополнительные финансовые расходы;
- если в порче виновно третье лицо, то она не подлежит компенсации.
Страхование ответственности перевозчика является добровольным, за исключением транспортировки опасных грузов.
Отдельные моменты
При оформлении сопроводительной документации практически всегда требуется номер, который у ТТН ЦМР не всегда удается найти. Причиной этому может стать отсутствие порядкового номера, что весьма распространено для данного типа бумаг. Если же номер имеется, он указывается в верхнем правом углу накладной.
Если номер есть, он обязан быть идентичен с цифровыми значениями на всех экземплярах CMR.
Согласно пункту 2 статьи 7 Конвенции, допустимо внесение изменений перевозчиком в международную накладную. Коррективы вносят только по просьбе отправителя, подтвержденной в письменном виде.
При первичном заполнении CMR — накладной могут возникнуть трудности. Компании, осуществляющие перевозочную деятельность предоставляют за отдельную плату услугу заполнения ТТН. По сравнению со стоимостью всей транспортировки, цена довольно низкая.
Некорректное заполнение CMR грозит комитенту внушительными денежными санкциями, а также возмещением ущерба (неустойки). Причина — именно отправитель ответственный за большую часть вносимых сведений.