Получение статуса резидента особой экономической зоны (СЭЗ, ОЭЗ) в Калининградской области льготы по налогам на имущество, прибыль, землю, страховым взносам в Пенсионный фонд Соцстрах Медстрах


Калининградская особая экономическая зона (ОЭЗ)


Калининградская особая экономическая зона (ОЭЗ) Таможенный представитель (таможенный брокер) ТП ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР оказывает услуги по оформлению товаров ОЭЗ в Калининградской области:

  1. Подача и выпуск декларации на товар по процедуре ИМ78 (процедура свободной таможенной зоны) с освобождением от уплаты таможенных пошлин и иных платежей, в том числе НДС;
  2. Смена таможенной процедуры ИМ4078 (или «дотаможка на Россию»);
  3. Смена таможенной процедуры ИМ40—115, ИМ40—116 для целей вывоза с территории Калининградской ОЭЗ на остальную территорию таможенного союза товаров, изготовленных из иностранных товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны (изготовленных из иностранных товаров, помещенных под процедуру СТЗ и товаров таможенного союза);
  4. Оформление товаров с неизвестным статусом (при отсутствии возможности идентификации товаров). Особенность декларирования «103»;
  5. Подтверждение статуса товара;
  6. Идентификация товара;
  7. Отправка товара (таможенный транзит) с территории Калининградской области на остальную часть РФ (таможенного союза) и обратно;
  8. Реэкспорт товара ОЭЗ (процедура ЭК3178);
  9. Вывоз товаров за пределы таможенного союза (процедура экспорт, ЭК10)
  10. И другие процедуры.

Калининградская область (далее Область) является полуанклавом (эксклавом РФ), то есть полностью окружена другими государствами (Литва и Польша) и имеет выход в Балтийское море.

Такое геополитическое положение в значительной степени определяет специфику экономики области. Например, для доставки товара на остальную часть РФ (и обратно) по суше необходим транзит по территории иностранных государств: Литвы и Белоруссии («Литвы и Латвии», «Эстонии, Латвии и Литвы» или «Польши и Белоруссии»). Учитывая это, на всей территории Калининградской области с 1991 года до 31.12.2045 года введен и действует особый правовой и налоговой режим: «Особая (свободная) экономическая зона «ЯНТАРЬ» (далее ОЭЗ), который предусматривает различные льготы и преференции.

Выделяют два вида получателей льгот и преференций в рамках ОЭЗ в Калининградской области:

I. Любое юридическое лицо (кроме индивидуальных предпринимателей (ИП) и физических лиц), имеющее государственную регистрацию в Калининградской области (Калининградский ОГРН и КПП).

Самое распространенное применение: импорт товара в Калининградскую область и таможенное оформление по процедуре ИМ78 без уплаты таможенных пошлин и иных платежей, в том числе НДС (эти платежи являются условно начисленными, при этом уплачиваются сборы за таможенное оформление). При этом нужно учитывать, что не все товары можно поместить под таможенную процедуру ИМ78. Это подакцизные товары и товары соответствии с — Перечнем

Товар, оформленный по процедуре ИМ78 можно:

  • использовать и отчуждать в пределах Области, применять при изготовлении товаров на территории Области;
  • реализовывать и отчуждать на остальную часть РФ (таможенного союза). Для это необходимо сменить таможенную процедуру на ИМ40 (заявить процедуру ИМ4078 или «дотаможить» товар на РФ) и доплатить условно начисленные платежи;
  • реализовывать в иностранное государство. Для этого необходимо заявить процедуру реэкспорта (ЭК3178) или экспорта (ЭК10)

II. Юридические лица со специальным статусом «Резидент ОЭЗ»

Это юридические лица, зарегистрированные в Области и получившие специальный статус «Резидента ОЭЗ» в Калининградской области. Резидент должен быть включен в единый Реестр резидентов и осуществлять инвестиционный проект в соответствии с ФЗ Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области..» (отдельная категория лиц- Юридические лица, зарегистрированные в Калининградской области и осуществляющие деятельность до вступления в силу Федерального закона № 16-ФЗ от 10.01.2006)

Основные требования к резиденту:

  • юридическое лицо создано в соответствии с законодательством РФ;
  • государственная регистрация юридического лица осуществлена в Области;
  • производство товаров осуществляется исключительно на территории Области;
  • инвестиции осуществляются на территории Области;
  • резидентами не могут быть юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы;
  • резидентами не могут быть финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Основные требования к инвестпроекту:

  • реализация на территории Области;
  • проект не может быть направлен на: добыча нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях;
  • производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) в соответствии со списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2006 г. № 185;
  • оптовая и розничная торговля;
  • ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
  • финансовая деятельность;
  • производство и распределение электрической энергии;
  • передача имущества в аренду, за исключением передачи имущества в аренду для осуществления и обеспечения производства продукции обрабатывающих производств.

Объем капитальных вложений:

  • от 1 млн рублей — в области разработки компьютерных технологий и создания программного обеспечения, оказания консультационных услуг в указанной области и других сопутствующих услуг, в области информационных технологий, научных исследований и разработок;
  • от 10 млн рублей — в области здравоохранения;
  • от 50 млн рублей в области туристско-рекреационной деятельности, по созданию обрабатывающего производства, а также в области рыболовства, рыбоводства, сельского хозяйства;
  • от 150 млн рублей – другие виды деятельности;

Объем капитальных вложений должен быть осуществлен в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр.

Льготы и преференции, которые получает «Резидент ОЭЗ»:

  1. Действие режима ОЭЗ распространяется на всю территорию Области;
  2. Резидентам предоставляются налоговые льготы сроком до 15 лет;
  3. Упрощенный порядок оформления российских виз для граждан иностранных государств – представителей резидентов;
  4. Субсидии на поддержку рынка труда;
  5. Ряд гарантий резидентам (неизменность арендной платы за земельный участок, предоставленный резиденту в аренду, в течение всего срока действия договора аренды, гарантия не применения мер, увеличивающих налоговую нагрузку резидента);
  6. Резиденты ОЭЗ имеют налоговые преференции по налогу на прибыль и налогу на имущество — 0% в течение первых 6 лет реализации проекта, с 7 по 12 годы реализации проекта 10% налог на прибыль, 1,1% налог на имущество. При этом первый шестилетний период льгот по налогу на прибыль начнет отсчет с момента получения первой прибыли по проекту. В том случае, если прибыль не появится в течение первых трех налоговых периодов, то отсчет начнется с 4 года.
  7. Резиденты ОЭЗ имеют преференции по уплате НДС в соответствии со статьей НК РФ Статья 151
  8. Для резидентов ОЭЗ в отношении земельных участков, используемых при реализации инвестиционного проекта, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на него устанавливается земельный налог в размере 0%.
  9. Организации, получившие статус резидента ОЭЗ в Калининградской области в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года включительно, в течение 7 лет смогут применять пониженные тарифы страховых взносов при условии создания ими новых рабочих мест. Общий тариф страховых взносов для таких рабочих мест составит 7,6%. Предельный срок применения пониженных тарифов – 31 декабря 2025 года.

Пример работы Резидента ОЭЗ:

  1. инвестиции в основной капитал (1,10,50,150 млн. рублей);
  2. ввоз материалов и комплектующих (без пошлин и НДС);
  3. производство продукции (уплата пошлин и НДС);
  4. вывоз продукции (получение субсидий)

Основные законы, регламентирующие деятельность ОЭЗ:

  1. Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области..»
  2. Cоглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон от 18 июня 2010 года
  3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Льготы для резидентов

На сегодняшний день положение о льготах для фирм, ведущих бизнес на территории Особой Экономической Зоны регламентируется п. 1 ст. 10 Соглашения ТС по вопросам СЭЗ и 16-м ФЗ. Областью действия ОЭЗ считается вся часть территории Калининградского региона, за исключением военных объектов и нефтедобычи на шельфе прибрежной области Балтийского моря. Давайте вкратце разберем как можно с выгодой использовать льготные условия ввоза товаров российскими фирмами в Калининградскую область и попутно разберем вопрос: что такое ИМ78 (таможенный режим ИМПОРТ-78).

Конфиденциальность

Этим вопросом будет задаваться каждый руководитель компании. Конфиденциальность важна и необходима, Агент обязан соблюдать коммерческую тайну и не должен передавать третьим лицам информацию о поставщиках Клиента и суммах, уплаченных при покупке. Чаще всего этот пункт отдельной графой прописывается в договоре. Как правило, конфликтные ситуации случаются редко по причине того, что сферы бизнеса Агента (услуги) и Клиента (продажа товаров) не пересекаются.

Артём Протасов СЗФО-online

Что такое особая таможенная зона и их виды

Особая экономическая зона (ОЭЗ) – это специально обозначенная территория, в границах которой действуют льготный валютный, таможенный и налоговый режим. Свободная таможенная зона предоставляет своим резидентам определенные преференции в сфере ВЭД. Резидентами СЭЗ могут выступать только зарегистрированные участники внешнеэкономической деятельности.

Таможенные процедуры в свободной экономической зоне обозначаются специальным кодом – 78. В отличие от обычного импорта 40, в соответствующей документации будет указываться импорт 78 и экспорт 78 соответственно.

На данный момент в России функционируют более 30-ти особых экономических зон. Деятельность на их территории регламентируется Федеральным законом 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года.

Особые экономические зоны подразделяются на несколько видов в зависимости от функций и экономической отрасли. В России существует четыре типа.

Льготы для нерезидентов

А как насчет ситуации, когда поставку импортных товаров планирует осуществить нерезидент ОЭЗ? Можно ли законными методами получить послабления? Можно и нужно. Допустим, некая российская , зарегистрированная в Москве, хочет поставить товары, скажем, немецкой в Калининград . Так как зарегистрирована в Москве — она не является резидентом Особой Экономической Зоны, и, соответственно, растаможка будет происходить по обычной схеме с уплатой НДС и пошлин. Для того чтобы получить льготы, московской фирме необходимо будет воспользоваться услугами специализированной фирмы-резидента, занимающейся предоставлением агентских и сопутствующих таможенных услуг. В Калининграде такие услуги предоставляет специализированная и Всероссийский Таможенный Брокер «Международный Таможенный Терминал». Подробнее об агентских услугах можно узнать на этой странице, или ознакомившись со специальной брошюркой.

Инфраструктурное обеспечение ОЭЗ

Для любого бизнеса важным фактором определения местоположения является возможность доступа к объектам промышленной и транспортной инфраструктуры, а если бизнес начинается с нуля, то возникает необходимость в развитой офисной инфраструктуре. Если же бизнес переводится из другого региона, то актуальны вопрос размещения работников и возможность использования социальной инфраструктуры.

Рис. 6. Наиболее развитые инфраструктуры

Доступ и подключение к объектам промышленной инфраструктуры на территории ОЭЗ осуществляется бесплатно, так как их финансирование преимущественно проводится из средств федерального и регионального бюджетов.

Таблица 2. Уровень развития инфраструктуры ОЭЗ

Примечание к таблице: Уровень развития инфраструктуры оценивался исходя из доступности элементов транспортной, промышленной и офисной инфраструктуры.

Близость к основным транспортным артериям ложится в основу создания любой ОЭЗ ППТ, но первоначально это всегда чистый участок, на котором нужно сформировать локальную инфраструктуру, удовлетворяющую требованиям инвесторов. Например, для новой ОЭЗ, которая была создана в этом году в Воронежской области на формирование базовой инфраструктуры из регионального бюджета выделят только 1,4 млрд руб. из почти 2,9 млрд руб. запланированных.

Понятно, что создание объектов инфраструктуры требует больших финансовых затрат, и большинство действующих ОЭЗ начинали свою работу с развития транспортной и промышленной инфраструктуры, а нехватка средств многим не позволила реализовать намеченные проекты. Поэтому некоторые ОЭЗ, представленные в таблице выше, находятся в «красной зоне».

Из числа ОЭЗ ППТ наиболее развита инфраструктура «Алабуги»

, в которой имеется комплекс офисно-деловых зданий, производственных и складских помещений, а также развитая транспортная и промышленная инфраструктура. Кроме того, ОЭЗ предоставляет резидентам также объекты социальной инфраструктуры, построив для их работников современный коттеджный поселок.

Комфортным условиям не только труда, но также проживания и отдыха для работников предприятий-резидентов, уделяется внимание и в ОЭЗ «Ступино-квадрат»

, недалеко от которого построен город-спутник «Новое Ступино» с развитой социальной инфраструктурой.

Высокий уровень развития инфраструктуры демонстрирует также «Липецк»

, где промышленным предприятиям предоставлен доступ ко всем необходимым ресурсам: электро- газо-, тепло- и водоснабжению, водоотведению. Также имеется современный бизнес-центр, развита таможенная и транспортная инфраструктура.

Для ОЭЗ ТВТ важно наличие хорошей офисной инфраструктуры, и здесь лидирует «Дубна»

, где резидентам предоставляются в аренду земельные участки, расположенные в районах Российский центр программирования (РЦП) и Новая промышленная зона (НПЗ), с подведенными коммуникациями, автомобильными дорогами и инженерными сетями. В ОЭЗ также возведен комплекс современных офисно-деловых зданий общей площадью 52 тыс. кв. м., а также конгресс-центр площадью 11,5 тыс. кв. м.

Бизнес в сфере производства выгодно открывать на площадках brownfield, которые предоставляют в аренду производственные помещения, а все инвестиции можно будет направить на приобретение оборудования. Однако многие предпочитают арендовать или выкупить земельный участок greenfield в ОЭЗ и самостоятельно построить там производство.

Таблица 3. Доступность земельных участков в ОЭЗ ТПП для строительства

Наименование ОЭЗ Регион Земельные участки, га Свободные участки, % Аренда 1 га в год Выкуп 1 га
Всего Доступ для аренды, га Занято резидентами, га
ОЭЗ ППТ
«Алабуга» Татарстан 3867 2147 700 67% от 30 тыс. руб. от 100 тыс. руб.
«Липецк» Липецкая обл. 2298 1189 413 65% от 982 руб. от 3683 руб.
«Тольятти» Самарская обл. 660 468 98 79% 55,4 тыс. руб. 138,4 тыс. руб.
«Титановая долина» Свердловская обл. 391 259 97 63% от 17,9 тыс. руб. от 125,5 тыс. руб.
«Моглино» Псковская обл. 216 148 35 76% от 310 руб. от 6902 руб.
«Калуга» Калужская обл. 1043 786 437 44% до 2%

от кадастр.

стоимости

25%

от кадастр. стоимости

«Ступино Квадрат» Московская обл. 431 302 92 70% земля в частной собственности, льгот нет.
«Лотос» Астраханская обл. 983 628 119 81% 37,5 тыс. руб. 450 тыс. руб.
«Узловая» Тульская обл. 472 411 119 71% 35,7 тыс. 268 тыс.
ОЭЗ ТВТ
«Дубна» Московская обл. 217 117 65 45% 30-35 тыс. руб. 15%

от кадастр. стоимости

«Санкт-Петербург» Санкт-Петербург 182 124 73 41% от 224 тыс. руб. от 4,4 млн. руб.
«Томск» Томская обл. 276 53 18 66% от 65 тыс. руб. от 8,2 млн. руб.
«Технополис «Москва» Москва 207 93 53 43% до 2% от кадастр. стоимости 1%*

от кадастр.

стоимости

«Исток» Московская обл. 63 63 54 13% инф. отсутствует инф. отсутствует
«Иннополис» Татарстан 311 282 1 100% от 33 тыс. руб. от 237 тыс. руб.
ПОЭЗ
«Ульяновск» Ульяновская обл. 325 200 101 49% 4,5 тыс. руб. 16,7 тыс. руб.

* после завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]