Для чего нужна накладная CMR и как ее правильно заполнять?

  1. Определение транспортной накладной CMR
  2. Для чего нужна CMR?
  3. Кто и когда заполняет CMR?
  4. Основные пункты транспортной накладной CMR (ЦМР) по порядку
  5. Как получить бланк CMR?
  6. Порядок заполнения CMR-накладной согласно конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ)
  7. Образец заполнения бланка накладной CMR
  8. Часто встречающиеся ошибки при заполнении CMR-накладной
  9. Сколько листов CMR-накладной должно быть у водителя на руках?
  10. CMR страхование

Определение транспортной накладной CMR


В 1961 году была принята и вступила в действие Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ). Среди ее участников 55 государств. В основном это европейские страны и республики бывшего СССР.
Конвенция регулирует автомобильные перевозки, во время которых место отправления или место получения груза находится на территории одной из стран-участниц КДПГ. Подтверждением договора о перевозке является транспортная накладная CMR.

Аббревиатура CMR — это сокращение от официального названия Конвенции на французском языке (Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route).

Таким образом, CMR — накладная, подтверждающая заключение договора международной перевозки грузов автомобильным транспортом, в соответствии с которым место отправки или место получения товара находится на территории государства, присоединившегося к КДПГ.

Конвенция не применяется (следовательно оформления накладной CMR не требуется) при перевозке:

  • почтовых отправлений;
  • личных вещей граждан при переезде;
  • тел умерших.

Нюансы применения

CMR применима ко всем перевозкам, включая те, которые имеют государственный характер. Но есть 3 исключения, когда в такой товарно-транспортной накладной необходимости нет. Это касается:

  • транспортировки умершего человека;
  • перевозок, которые осуществляются в рамках почтовой конвенции;
  • доставки мебели, предметов интерьера и иных вещей при переездах.

Если осуществляется доставка груза на территории европейских стран, CMR придётся оформлять в обязательном порядке. Эта накладная отражает в себе следующую информацию:

  • имена отправителей или наименование компаний, которые отправляют груз;
  • имена и названия компаний, которым груз доставляется;
  • названия и характеристики перевозимого груза;
  • вес доставляемого товара.

Есть и некоторые дополнительные сведения, которые также иногда требуется вносить в накладную. А именно:

  • запреты на перегрузку при транспортировке;
  • платежи, необходимые для оплаты при грузоперевозках;
  • общий размер платежей, оплачиваемых перед отправкой товара;
  • объявленная цена или оценка стоимости товара;
  • сроки доставки;
  • перечень документов, переданных грузоперевозчику.

Помимо всего прочего, CMR включает в себя также обязательное страхование. Наиболее актуальным вариантом оформления страховки считается страхование автогражданской ответственности лиц и организаций, которые осуществляют международные грузоперевозки. Это необходимо для минимизации возможных рисков транспортной компании, что соответствует международным договорённостям. Согласно конвенции, именно грузоперевозчик в таких ситуациях выступает как материально ответственная сторона за товар. Ответственность начинается с момента погрузки и заканчивается после доставки к пункту назначения.

Ответственность может возникнуть, если имущество будет испорчено, утрачено, сорвутся согласованные сроки доставки или последуют иные материальные затраты или потери. Если грузоперевозчик имеет специальный страховой полис, который оформляется у сертифицированных страховых компаний, при возникновении подобных ситуаций страховщик перечисляет компенсацию из фонда. Чтобы получить выплаты, требуется предоставить все материальные и документальные доказательства, подтверждающие факт наступления страхового случая. Пакет документов и доказательств собирается, исходя из конкретной ситуации, потому каждый случай следует обговаривать со страховой компанией отдельно.

Преимущества и недостатки

Относительно страхования ходит много споров и обсуждений. Если подводить какие-то итоги на этот счёт, то можно сделать некоторые выводы касательно сильных и слабых сторон такого решения. К преимуществам стоит отнести два основных пункта:

  1. Престижность и уровень доверия. Наличие у грузоперевозчика страховки повышает её статус в глазах потенциальных клиентов. Если компания идёт на такой шаг, то это подтверждает её добросовестность и жизнеспособность. У клиентов нет опасений, что компания фиктивная, и в любой момент может исчезнуть.
  2. Финансовые гарантии. Они просто необходимы, если груз похищают или теряют, а это происходит по вине самого перевозчика. Это полезно для самой транспортной компании, если уставной капитал организации в несколько раз меньше потенциальных убытков.

Но делать поспешные выводы не стоит. Есть ещё и обратная сторона страхования ответственности. Недостатками можно считать следующие моменты:

  1. Страховые компании могут попросту не выплатить компенсацию в соответствии с договором. Это особенно вероятно в ситуациях, когда груз теряется или ему наносится ущерб по вине третьих сторон. Такое происходит, если грузовой транспорт попадает в ДТП.
  2. Время. Чтобы подготовить все документы и получить положенные по страховке выплаты, требуется потратить достаточно много времени и сил. Процедура трудоёмкая, потому к ней следует быть заранее подготовленным.
  3. Ограничения ответственности. Обусловлено устанавливаемыми лимитами, а также действующим законодательством.

Практика наглядно доказывает, что в плане международных грузоперевозок страховка имеет скорее больше преимуществ, нежели недостатков. Для грузоперевозчика наличие полиса гарантирует большой поток потенциальных клиентов. Многие заказчики попросту не готовы сотрудничать с компанией, у которой нет договорённостей с ответственной страховой организацией. Для некоторых это важнейшее правило при выборе грузоперевозчика.

Для чего нужна CMR?

Автотранспортная накладная CMR гарантирует, что в случае возникновения спора между отправителем, получателем и перевозчиком, разрешен он будет с применением норм Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. CMR-накладная выполняет следующие функции:

  • Является универсальным товаросопроводительным документом. Накладная содержит информацию об отправителе, перевозчике и получателе груза, наименование и количественные показатели о товаре, данные о перевозчике, транспортном средстве, размере и условиях оплаты по договору и другую информацию, без которой невозможно заключить договор о перевозке.
  • В ЦМР по мере осуществления перевозки, делаются отметки о передаче товара от отправителя перевозчику или экспедитору и от перевозчика получателю. Отметки имеют значение в определении лиц, которые несут ответственность как за доставку груза, так и за выполнение условий договора перевозки в целом.
  • Накладная CMR, оформленная должным образом, служит подтверждением того, что перемещение груза от отправителя к покупателю осуществляется на законных основаниях. Это значит, что стороны при заключении договора перевозки предусмотрели в нем все существенные условия предусмотренные действующим законодательством.
  • ЦМР предъявляется на таможне в процессе оформления экспорта, импорта или транзита товара. По результатам таможенного досмотра сотрудник пункта пропуска ставит на накладной соответствующий штамп. По таможенным штампам легко отследить весь путь, который преодолел товар в процессе перевозки.

Не смотря на то, что CMR — важнейший документ, сопровождающий груз на протяжении его международной доставки, повреждение, утеря или неправильное заполнение накладной не влечет за собой прекращение действия или изменение условий договора перевозки.

CMR графы 7, 8, 9, 10, 11


Пример скрупулезного заполнения граф CMR: «Каждому товару, свое название, свой код ТН ВЭД, свой вес брутто и свое количество грузовых мест.

Графы 7, 8, 9, 10, 11. По сути представляют единый блок и настолько тесно связаны между собой, что рассматривать каждую в отдельности не имеет смысла. Для всех действует одно золотое правило: каждому товару, свое название, свой код ТН ВЭД, свой вес брутто и свое количество грузовых мест. Любое отклонение от правила — ересь. В нижней строке указывается суммарный итог (total) по количеству мест и весу. Прежде всего, это важно для перевозчика, который обязан подать электронную декларацию на границе. Поэтому если в ЦМР нет разбивки по кодам, местам, весу, (а выудить нужную информацию из инвойсов, пакингов или экспортной декларации невозможно), добивайтесь, чтобы отправитель/получатель/экспедитор предоставили вам соответствующие данные.

У каждой графы есть нюансы. Количество грузовых мест берется из экспортной декларации, пакингов или проформа-инвойса и должно при этом совпадать с количеством мест, указанных в ТИРе. Бывает, что два или три товара упакованы в одно грузовое место. В этом случае не нужно писАать дробями и пугать таможню, достаточно для одного товара указать число мест равное 1, а для остальных 0. Это показывает, что товар занимает часть грузового места. Название товара дается на языке составления ЦМР. Если у вас вся ЦМР на английском, а инвойсы и пакинги на итальянском, будьте любезны перевести. Когда везется опасный груз (ADR), то под названием товара в скобках необходимо указать его UN номер, тем более если в данной ЦМР нет отдельно предусмотренных для этого граф. Кода ТН ВЭД могут быть указаны и в инвойсах и даже в пакингах, но для ЦМР берутся из экспортной или же транзитной декларации, потому что груз затамаживают именно по этим документам. И еще раз стоит напомнить, что кода в экспортной/транзитной декларациях, в ТИРе, в ЦМР, в инвойсах или в любых других документах, где они еще присутствуют, ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ, как по своему количеству, так и по составу. Веса также берутся из экспортной, пакингов или инвойсов. Для ЦМР это всегда вес брутто. Хотя и брутто тоже бывает разный. К примеру, перевозится краска в жестяных банках, упакованных на паллетах. Завод-отправитель уверенно полагает, что нетто — это вес произведенной им жижи, а брутто — это жижа в банках. Вес палет он не учитывает. В экспортной стоит брутто без паллет, а в пакинге — с паллетами. В этом случае в графе 11 имеет ЦМР смысл указать вес брутто из экспортной, но при этом расшифровать отдельной строкой под наименованием товаров, что груз идет на стольких-то паллетах, вес паллет — такой-то, а вес всех товаров на паллетах — такой-то. Как правило, для таможенных органов, осуществляющих затамаживание/растамаживание, подобного пояснения достаточно.

Кто и когда заполняет CMR?

Оформление накладной ЦМР требуется в том случае, если соблюдены все из нижеперечисленных условий:

  • осуществляемая перевозка является международной;
  • груз доставляется автомобильным транспортом;
  • транспортировка производится на платной основе;
  • место отправки или место получения товара происходит на территории страны-участницы КДПГ.

В случае несоблюдения хотя бы одного из этих пунктов сторонами договора о перевозке оформляются другие товаротранспортные документы, отвечающие целям и задачам контрагентов.

Так как CMR оформляется перед отгрузкой товара, обязанность по ее заполнению возлагается на грузоотправителя и перевозчика. Отправитель заполняет графы с информацией о себе, получаете, характеристиках груза, условиях оплаты, местах погрузки и разгрузки и так далее (графы с 1 по 15, а также 21 и 22).

Перевозчик указывает информацию о себе, других перевозчиках (если их участие необходимо), транспортном средстве своих замечаниях к грузу, если таковые имеются (графы с 16 по 19, 23, 25-29). Получатель товара лишь ставит отметку о дате и месте получения товара в 24 графе накладной.

Ответственность за правильность заполнения накладной в большинстве случаев несет отправитель груза. Однако несоответствие фактического положения дел с информацией, содержащейся в CMR, вызовет проблемы непосредственно у перевозчика при досмотре груза и транспортного средства.

Поэтому на практике за правильностью заполнения накладной внимательно следят как представители отправителя, так и представители перевозчика (или экспедитора), тщательно проверяя друг друга.

Рекомендации по заполнению

Используя специальный бланк СМР международной транспортной накладной, следует заполнить все предусмотренные правилам строки и внести соответствующую информацию о перевозимом товаре. Грузоотправитель всегда может взять бланк в офисе транспортной компании, либо же скачать его в электронном виде на соответствующих официальных ресурсах. Хотя формы СМР типовые, международная транспортная накладная предусматривает внесение в бланк несколько разной информации при перевозке на автомобильном транспорте того или иного груза. Потому привести конкретный пример или образец заполнения международной товарно-транспортной накладной CMR не получится. Требуется соблюдать общие правила и отталкиваться от конкретного товара, груза, его характеристик и особенностей.

Запомните, что при неправильном оформлении сопроводительной накладной осуществлять перевозку нельзя. CMR признают недействительной, а потому перевозчик не сможет пересечь границы.

Существуют определённые правила и порядок заполнения такой накладной на груз, которые предусмотрены действующей международной конвенцией. Их утвердило отечественное Министерство транспорта.

  • в инструкции по заполнению говорится, что бланк может оформляться в соответствии с международными стандартами или по правилам страны-отправителя;
  • в зависимости от условий договора между отправителем и перевозчиком, покупкой бланка занимается транспортная компания или поставщик;
  • допускается не более 10 страниц бланка, в которых графы пустые;
  • бланк допускается распечатывать, но с условием обязательного присвоения серийного номера;
  • форма заполняется минимум на 4 страницах, у первых четырёх листов есть индивидуальные отличительные знаки, нанесённые типографическим методом;
  • первый лист является дубликатом для грузоотправителя;
  • второй лист формы предназначен для грузополучателя;
  • третий лист нужен для транспортной компании или перевозчика;
  • в четвёртом листе приводится информация о расчётах: по нему осуществляются все расчётные операции, у остальных страниц индивидуальное наименование отсутствует;
  • первая из них предназначена грузоотправителю и подтверждает, что товар был отправлен, страницы 2, 3 и 4, идущие за ней, используются для проставления отметок, печатей и подписей стороны, отправляющей груз, и здесь же свои отметки должны поставить представители грузоперевозчика;
  • второй лист через водителей передаётся грузополучателям как подтверждение того, что товар доставили;
  • 3 и 4 листы сначала оставляет у себя транспортно-экспедиторская компания для последующего заполнения и передачи соответствующим сторонам, здесь следует поставить отметки, печати и подписи;
  • 4 лист затем отдаётся заказчику, тут прописываются все счета и условия для расчёта за оказанную транспортную услугу;
  • 3 страницу следует приложить к составленному путевому листу, на основе информации обо всех оказанных услугах проводятся расчёты;
  • пятая графа типового бланка международной накладной требуется для указания информации о документах, которые были приложены к грузу и необходимы для его сопровождения;
  • если правилами предусмотрено, тогда при доставке продукции животноводства или самих животных следует внести информацию относительно выданного ветеринарного сертификата в CMR;
  • если это подкарантинный товар, тогда к накладной прикладывают соответствующий карантинный сертификат;
  • в 15 графе вносится информация согласно договору между грузоотправителем и грузоперевозчиком;
  • 23 графа также под ответственностью заказчика, тут следует внести информацию о дате заполнения, а также присвоенном номере путевого листа;
  • 19, 27, 28 и 29 пункты уже являются прерогативой грузоперевозчика. Здесь представители транспортной компании прописывают свои тарифы, расценки и иную дополнительную информацию. Расценки делятся на договорные и сборные. Но если доставку выполняют на основе договорного типа, тогда эти пункты заполнять необязательно.

При неправильном и некорректном заполнении накладной для международных грузоперевозок вся ответственность и компенсация убытков возлагается на грузоотправителя. Это обусловлено тем, что именно отправители товаров обязаны заполнять и подписывать бланки. Если грузоотправитель имеет большой опыт в международных грузоперевозках, тогда проблем с заполнением международной ТТН у него возникать не должно.

Куда сложнее тем, кто впервые сталкивается с CMR. Здесь не помешает консультация грамотных и квалифицированных специалистов. Многие транспортные компании, к которым клиенты обращаются для отправки товара в другие страны, готовы за дополнительную плату помочь в оформлении бланка. На фоне общей стоимости доставки груза в другое государство, затраты на помощь в заполнении CMR незначительные. Потому стоит в определённых ситуациях воспользоваться такой возможностью, упростив себе решение всех вопросов, связанных с международными грузоперевозками.

Основные пункты транспортной накладной CMR (ЦМР) по порядку:

  1. Наименование, юридический адрес грузоотправителя.
  2. Наименование, юридический адрес получателя груза.
  3. Адрес разгрузки товара.
  4. Место и дата погрузки.
  5. Список документов, прикрепленных к CMR.
  6. Символы и номера, которые обозначают класс перевозимого груза.
  7. Количество мест, занимаемых грузом.
  8. Тип упаковки.
  9. Наименование груза, переданного к перевозке.
  10. Код перевозимого груза.
  11. Вес груза вместе с упаковкой.
  12. Объем груза в кубических метрах.
  13. Название и адрес пункта таможенного контроля, на котором будет производится оформление товара.
  14. Государственный номер контейнера или полуприцепа. Заполняется в случае, если таковой ввозится из-за рубежа после кратковременного пребывания там.
  15. Условия оплаты за поставленный товар в соответствии с Инкотремс.
  16. Наименование и юридический адрес перевозчика груза.
  17. Реквизиты последующего перевозчика, если транспортировка осуществляется несколькими транспортными компаниями.
  18. Замечания перевозчика, которые касаются состояния самого груза или его упаковки.
  19. Стоимость доставки и дополнительных услуг (погрузка, разгрузка, применение специальных инструментов и транспорта). Заполняется после окончания перевозки.
  20. Особые условия, касающиеся тарифа за перевозку.
  21. Название населенного пункта, в котором была составлена накладная и дата ее составления.
  22. Дата и время прибытия транспортного средства под загрузку и его отправки с места погрузки.
  23. Реквизиты путевого листа, по которому осуществляется перевозка, а также данные водителя и/или экспедитора.
  24. Отметка получателя о прибытии груза в конечный пункт назначения.

Название компании, юридический адрес, номер телефона и другие реквизиты отправителя, перевозчика и получателя могут вноситься в ЦМР путем проставления штампов. Это не только позволяет сэкономить время на оформление документа, но и помогает избежать ошибок и опечаток.

Баллада о водителе и печати санэпидемслужбы — «с нами стыдно, зато весело»

Жил-был водитель. Вся прелесть встречи с ним была в расставаниях. И вез он как-то из Европы в Россию канюли, катетеры, кюветы, лизирующие растворы и прочие медицинские ухищрения, для которых необходимо было поставить в ЦМР штамп санитарно-эпидемиологической службы. Зная такое дело, менеджеры перевозчика стали заранее названивать водителю, засыпать его СМС-ками и слезно умолять: «Голубчик, будь добренький, пожалуйста, не забудь». «Да об чем лай? Не вопрос!», — отвечал водитель и, улыбаясь, катил по Польше. Русские вообще не различают слов, если не видят собеседника. Поэтому все российские менеджеры не доверяют телефонной связи. Они даже стиральной машине не верят, если в той нет окна, где в прямом эфире крутятся трусы. Русские, 80% смысла распознают зрением. Когда водитель прибыл на границу Белоруссии… Нет, он не забыл поставить печать, он сделал куда хитрее — поставил ее в только на один листик ЦМР и ее же оставил на границе у таможенника (эти ребята отрывают все самое ценное не спрашивая разрешения), а сам уехал с экземплярами ЦМР без печати. Потом водитель прибыл в один славный город на Урале. На Урале вообще много славных городов, но он, по счастью, прибыл только в один. Сгрузил товар на СВХ и, насвистывая «Калинку», покатил дальше по своим водительским делам. А когда получатель пришел за своим грузом, его встретил радостный таможенный инспектор и сообщил: «Груз твой приехал. Только я тебе его не отдам. У тебя печати нету! Пусть хранится у меня, а вот и цена за хранение!» Получатель нехорошо ухмыльнулся, развернулся и пошел говорить с экспедитором, у которого он заказывал перевозку своего груза. Люди с Урала, они не горячились, но отдельные слова их беседы, говорят, были слышны не только жителям Бобруйска, но и Мариуполя. После разговора с получателем экспедитор позвонил перевозчику и через трубку покусал до крови всех, кто не успел вовремя выскочить из офиса. И тут завертелось. Перевозчик бросился звонить в белорусскую таможню, выяснять, можно ли как-то получить экземпляр ЦМР с заветным штампом. Было написано заявление на имя начальника брестской таможни, был назначен ответственный по этой заявке, который в свою очередь назначил ответственного делопроизводителя, который… Да много чего было. В итоге «скан» ЦМР-ки, привезенной на Урал через «некоторое время», был направлен в санэпидем службу в Брест-Козловичи, где сотрудники, войдя в бедственное положение перевозчика, поставили свою печать и сканом же выслали обратно. Все разрешилось достаточно быстро, но груз таки полежал на складе несколько дней. Увы. Да, ну а потом водитель пришел в офис и, подбоченившись, спросил «А, где мои деньги за рейс?» Но тут уже начинается совсем другая история. Наконец, еще один немаловажный момент. В ходе перевозки возникает множество обстоятельств, которые невозможно отразить ни печатями, ни скрупулезным заполнением граф. Для этого в ЦМР предусмотрена отдельная графа (номер 18) предназначенная именно для рукописных замечаний, касающихся перевозки. К примеру, если в процессе загрузки водитель заметил, что упаковка некоторых грузовых мест повреждена, или же считает, что груз был упакован недостаточно основательно, он вписывает это в 18 графу во всех экземплярах ЦМР. Точно также если у получателя имеются претензии к состоянию доставленного груза, он так же может письменно отметить это в 18 графе.

Как получить бланк CMR?

Для перевозки партии товара одним автомобилем требуется несколько экземпляров накладной. Обычно заполняется 6 или 7 бланков:

  • Один оставляет у себя отправитель.
  • Три предназначаются перевозчику для сопровождения груза. Все они в конце должны быть подписаны получателем, который оставит у себя одну копию, а перевозчику вернет две.
  • Три бланка необходимы для прохождения таможенного оформления груза и транспортного средства.

Бланки накладных CMR можно купить в специализированных магазинах. Такие бланки продаются на специальной тонкой бумаге, которая одновременно выполняет роль копирки. Кроме того, бланки можно скачать и распечатать на обыкновенной офисной бумаге.

  • БЛАНК НАКЛАДНОЙ CMR

На практике бывали ситуации, когда сотрудники таможни не хотели принимать CMR, выполненные на офисной бумаге, и требовали у водителей или экспедиторов накладную на тонкой.

Это требование является абсолютно незаконным и пресекается указанием на то, что Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом не требует заполнения накладной на специальной бумаге.

Сколько экземпляров СMR необходимо

Международную транспортную накладную составляют минимум в трех экземплярах: один отправителю, второй перевозчику, третий получателю. Иногда бланки бывают разного цвета: розовый – отправителю, зеленый – перевозчику и желтый получателю. При этом ничто не препятствует в случае необходимости сделать дополнительные экземпляры, к примеру, если один экземпляр международной транспортной накладной захочет оставить у себя таможня (а это бывает часто). В данном документе собраны все главные данные из инвойсов, упаковочных листов, экспортных и транзитных декораций, Книжки МДП, различных сертификатов и свидетельств. Критически важно, чтобы сведения в CMR не только совпадали со сведениями в исходных документах, но «бились» между собой.

Часто встречающиеся ошибки при заполнении ЦМР-накладной

CMR — сложный документ, ответственность за правильность заполнения которого могут нести все стороны договора перевозки. Ошибки при его оформлении встречаются нередко. Разберем самые распространенные из них.

Неверно указан адрес

В накладной указываются юридические адреса отправителя и получателя грузов, а также фактические адреса загрузки и выгрузки товара. Безусловно, это совершенно разные локации. В результате ошибки при заполнении адресов грузовик может привезти товар не на склад, а прямо под дверь офиса получателя.

Отсутствие отметки о дате или времени загрузки

Нередко встречаются ситуации, когда отгрузка товара задерживается по совершенно разным причинам. Из-за такой задержки нарушаются сроки поставки. Обычно ответственность за нарушение сроков поставки в тексте договора прописывается весьма значительная.

Сторона, вины которой в запоздалой отгрузке нет, должна следить за точным указанием даты и времени фактической загрузки товара на транспортное средство.

Неверный код товара

Ошибка в указании кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) непременно вызовет проблемы на этапе таможенного оформления груза.

В этом случае нужно будет вносить изменения в документацию. Кроме того, что время, затраченное на исправление ошибки, может вызвать нарушение сроков поставки товара, все это время груз и транспортное средство должны находится на складе временного хранения, и за это также нужно будет заплатить.

Если есть сомнения в правильности указания кода товара, его можно проверить у любого таможенного представителя или напрямую обратившись в Федеральную таможенную службу.

Ответственные за заполнение

Зачастую оформлением товарно-транспортной накладной международного образца, то есть CMR, занимается непосредственно сам отправитель груза в другую страну. При этом обязательно следует проконсультироваться со специалистами транспортно-экспедиторской компании, которая будет осуществлять доставку товара. Это необходимо для того, чтобы отправитель мог опираться на все актуальные требования и указания. Поскольку транспортные компании занимаются международными грузоперевозками, они обязаны владеть всей информацией касательно нюансов заполнения ТТН и правил для каждой конкретной ситуации. Ведь в зависимости от типа и характеристик груза, CMR заполняется соответствующим образом.

Грузоотправитель должен понимать, какую ответственность он несёт за правильно оформленный документ. При допущении ошибок и неточностей, в результате которых транспортная компания понесла убытки или дополнительные расходы, компенсировать это обязан будет заполнитель накладной. Есть несколько правил, о которых следует знать при заполнении CMR:

  • в общей сложности нужно минимум 3 оригинала этого документа;
  • подписи на документе ставят отправитель и грузоперевозчик, а каждая из сторон получает по 1 экземпляру;
  • ещё один экземпляр ТТН остаётся у перевозчика;
  • один из трёх оригиналов обязательно должен входить в пакет сопроводительной документации при грузоперевозках;
  • при заполнении накладной CMR всегда используется только шариковая ручка, если оформление осуществляется вручную;
  • правилами разрешается использовать компьютеры и оргтехнику для заполнения, для этого нужно и заполнить с помощью клавиатуры.

Стоит отметить, что после подписания конвенции и её ратификации почти всеми странами Европы специалисты разработали типовую форму для CMR. Графы дублируются сразу на трёх разных языках. Это является подтверждением того, что документ действует по всей Европе.

Сколько листов CMR-накладной должно быть у водителя на руках?

Если у перевозимого груза один получатель, то водителю следует иметь прим себе шесть страниц CMR-накладной:

• одна страница предназначается получателю товара;

• две страницы нужны для конечного расчета стоимости услуг по перевозке (оба экземпляра остаются у перевозчика);

• для прохождения таможенного оформления требуется три страницы накладной.

В том случае, если получателей груза несколько, ЦМР-накладная заполняется на каждого получателя.

Как заполняется CRM

Вся информация, которую заносят в CMR-накладную, делится на 2 части. Обе части одинаково значимы для документооборота процедуры. Это:

  1. Ключевые сведения по поводу груза и тонкостей доставки. Вносятся перед передачей груза доставщику.
  2. Дополнительная информация (отметки о каждом этапе, штампы сторон, оговорки и рекомендации по поводу груза). Вносятся на всём маршруте доставки.

В бланке накладной CMR для заполнения предусмотрено 29 вопросов. Имеется ещё несколько листов, но они предназначены для оформления таможенными службами и иными ответственными госорганами. Точное число страниц в накладной зависит от характера груза и специфики его транспортировки.

Кто вносит данныеКакая информация вписывается
1–2ОтправительПолное наименование отправителя и адресата, контактные данные обоих. Сокращения не допускаются.
3ОтправительНазвание компании и адрес итоговой точки, куда направляется контейнер с товаром.
4ОтправительАдрес, где товар погрузили на ТС. Тут же указывается дата и время.
5ОтправительСписок и специфика сопроводительных бумаг.
6ОтправительЗаполняется, если содержимому грузовика (прицепа) присвоен класс опасности.
7–8ОтправительХарактер упаковки и суммарное число грузовых мест (коробки, канистры и т.д.).
9–10ОтправительНаименование, характер и номенклатурный код перевозимого товара.
11–12ОтправительКоличество кубометров, которые занимает товар, и его вес. Последний указывают в брутто (вместе с упаковкой).
13ОтправительСтоимость перевозимого товара, лицензирование (при необходимости). Сведения о таможне и инструкция по пересечению границы.
14ОтправительЗаполняется, если товар перевозят в особом арендованном контейнере. Когда товар прибудет на место, контейнер возвращают по адресу, написанному в этом пункте.
15ОтправительУсловия и расходы за поставку продукции согласно Incoterms.
16ПоставщикДанные перевозчика (наименование, реквизиты, печать).
17Второй перевозчикЗаполняется в том случае, если запланирована передача груза другому перевозчику. Вписываются данные второго водителя и его печать.
18ВодительПометка о том, что груз принят. Комментарии и замечания по поводу внешнего вида груза.
19ВодительСведения о тарифах на перевозку, особенности расчётов после завершения сделки.
20Обговаривается сторонамиОсобые условия доставки, требуемые для сохранности груза. Наличие страховки, срочность доставки, температурный и скоростной режим, предпочтительный способ крепления и прочее.
21ОтправительМесто заполнения накладной, дата и время оформления.
22ОтправительДата прибытия транспорта под погрузку, время отправки продукции с водителем. Штамп и подпись отправителя.
23ВодительИнформация о водителе (ФИО, контакты, № путевого листа). Штамп компании-перевозчика.
24АдресатЧасы прибытия машины с грузом в конечную точку. Заметка о получении товара, дополненная подписью и штампом уполномоченного лица.
25–26ВодительРегистрационные номера ТС и прицепа, марка и модель транспортного средства.
27–29ВодительЗаполняется при наличии дополнительных сведений.

Таким образом, водителю автомобиля, который будет перевозить продукцию, передаётся почти полностью оформленный бланк накладной CMR. Непременно ставятся печати всех сторон, подписи ответственных лиц и пометки об отправке/приёмке.

На первый взгляд форма накладной довольно подробная, и информации в ней содержится предостаточно. Но даже такое количество пунктов не способно предусмотреть все нюансы, относящиеся к грузоперевозкам между разными странами. Нередко возникают непредвиденные ситуации. Специально для них предусмотрен пункт 18: туда участники процесса записывают комментарии. Например, перевозчик или получатель могут указать, что груз упакован в недостаточно надёжный материал.

Видео: Как заполнить CMR накладную

Важно! Внесение комментариев и оговорок от перевозчика в будущем поможет водителю избежать претензий от получателя при вручении товара. Ведь вся ответственность за цельность груза в пути возлагается на перевозчика. Поэтому вопрос о том, кто будет отвечать за испорченный груз, будет решаться на основании информации, указанной в пункте № 18.

Сведения о дополнительной документации

Пятый пункт предусмотрен для внесения информации о разновидностях документов, прикладываемых к CMR. В стандартных случаях это счёт-фактура, акт загрузки транспорта и спецификация груза. Кроме того, графа предусматривает наличие специальных документов, если водителю предстоит перевозить:

  • животных, птиц, медикаменты для лечения животных, продукты животного происхождения (прилагается ветеринарный сертификат);
  • растения (нужен фитосанитарный сертификат);
  • промышленные изделия или продукты питания (сертификат качества);
  • продукцию, на которую распространяется карантин (карантинный сертификат).

Важно убедиться в том, что информация в сопровождающих документах полностью соответствует данным в накладной ЦМР. В противном случае на таможне обязательно возникнут проблемы.

CMR страхование

Среди страховщиков и предприятий, участвующих в международной перевозке грузов автотранспортом, под CMR-страхованием понимают добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика, выполняющего международный рейс. Этот вид страхования не стоит путать со страхованием груза.

CMR страхование позволяет защитить перевозчика от необходимости возмещения убытков, связанных с повреждением или полной утратой груза в таких случаях:

  • в результате дорожно-транспортного происшествия, в том числе опрокидывания автомобиля;
  • намокание товара или повреждение его огнем;
  • порчи груза в результате допущение его перегрева или переохлаждения;
  • потеря всего или части груза во время кражи или ограбления;
  • угона автотранспорта вместе с перевозимым им товаром;
  • причинения грузом вреда третьим лицам (попадание ядовитого груза в окружающую среду, причинение вреда здоровью в результате падения груза и тому подобное).

Минусом такого вида страхования является то, что доказать вину перевозчика не всегда просто. Делать это нужно будет в судебном порядке. Дело в том, что страховые компании, защищая собственные интересы, запрещают перевозчику, заключившему с ними договоры страхования, признавать себя виновным в утере или повреждении груза.

Также стоит заметить, что страховая сумма, указанная в полисе CMR страхования, не всегда достаточна для покрытия полной стоимости груза.

Полис ЦМР-страхования также может включать в себя пункт о возмещении убытков, связанных с нарушением сроков поставки груза по вине перевозчика.

Отметки

Что делать грузополучателю, если товар был доставлен на склад с повреждениями? Нужно ли делать отметки о повреждении груза в CMR?

Вне зависимости от перевозки, груз необходимо проверить сразу и в присутствии представителя перевозчика. Следует установить и задокументировать факт повреждения или его отсутствия, при видимой порче и других несоответствиях грузополучатель в обязательном порядке отмечает это в CMR. Запись закрепляется подписью, ставится печать, также подпись экспедитора.

Какие отметки таможни делает таможенник в CMR-накладной?

Сотрудник Таможни проштамповывает и заверяет документ надписью: «Товар вывезен». Также в CMR содержится дата перевозки и личная номерная печать работника таможенного органа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]