31.08.2016
Политика государства по отношению к экспортному контролю входит в общий комплекс мероприятий по реализации политического курса России внутри страны и за её пределами. Главная цель, которую она преследует – обеспечить безопасность страны, защитить экономические, политические и военные интересы государства. В то же время экспортный контроль товаров призван обеспечить соблюдение международных обязательств РФ в части ограничения распространения ОМП (оружия массового поражения).
На чем основывается экспортный контроль товаров
Понятие экспортного контроля строится на визовой системе ввоза и вывоза товаров (технологий), контролируемых государством, которая внедряется путем лицензирования внешнеэкономических сделок с ними. Порядок проведения этих управляемых операций на международном уровне утвержден серией постановлений Правительства РФ, устанавливающими правила и условия проведения подобных сделок, требования к договорам (контрактам), содержанию и комплектности пакета документов для получения лицензии. Принятие решения о её выдаче (либо отказе в предоставлении документа) возлагается на ряд взаимосвязанных ведомств после проведения комплексной оценки рисков «тиражирования», связанных с экспортом опасной продукции.
Экспортный контроль товаров представляет собой совокупность мер по контролю над соблюдением официального порядка проведения внешнеэкономических сделок с ограниченной группой товаров (технологий). В их число входят: материалы, сырье, оборудование, работы и услуги, научно-технические данные и объекты интеллектуальной собственности, которые могут способствовать разработке оружия МП и средств его поставки, других типов военного вооружения и техники, проведению террористической деятельности.
Вместе с тем внешнеэкономической деятельностью считается международная торговля и инвестиции, производственная кооперация по мировому обмену товарами, данными, работами и услугами, результатами ИД и правами на таковые – все, что подразумевает обмен между россиянами и иностранными гражданами, международными организациями и их посредниками.
Фундамент межнационального режима нераспространения ОМП строится на международных соглашениях и государственных системах контроля экспорта. Ныне действует ряд многосторонних договоров и комитетов, регулирующих экспортный контроль товаров:
- ДНЯО
(Договор о нераспространении ядерного оружия);
- РКРТ
(Режим контроля над ракетными технологиями);
- Вассенаарские соглашения о совместном контроле над экспортом обычных вооружений и высоких технологий в конфликтующие регионы;
- ГЯП
(Группа ядерных поставщиков);
- Комитет Цангера;
- Австралийская группа (в части нераспространения био- и химического оружия).
Россия принимает активное участие во всех этих образованиях за исключением Австралийской группы как неформального форума государств, осуществляющей согласование правил экспортного контроля товаров.
По результатам международных договоров и соглашений, касающихся экспортного контроля, составляются межнациональные списки проверяемой продукции и разрабатываются руководства по упорядочению её экспорта. Страны-участницы вышеуказанных соглашений на политическом уровне обязуются использовать данные списки и рекомендуемые правила в своих национальных программах экспортного контроля. Тем не менее, преимущественное право на практическое применение инструкций, выдачу лицензий и санкции имеют лишь некоторые государства.
Как видим, государственная система экспортного контроля продукции является своего рода механизмом обеспечения межнационального режима нераспространения.
Основным инструментом, регулирующим экспортный контроль товаров, для всех стран является лицензирование. Оно совсем не предусматривает полного запрета на вывоз чувствительных товаров, технологий, услуг и научно-технических данных за исключением категории 1 (список РКРТ).
Что же такое лицензия? Одобрение внешнеэкономической сделки на конкретных условиях и при 100%-ном ручательстве, что экспортируемый продукт (технология) не окажутся в руках нежелательного пользователя, который воспользуется приобретением для производства оружия МП.
- Международные перевозки опасных грузов. Краткая инструкция для коммерсантов
Учет первичных документов
При экспортных и импортных операциях возникают новые формы первичных документов, которые ранее вы не использовали. Все документы составляются на двух языках — русском и языке контрагента. Если партнер прислал вам копию только на одном языке, придется сделать перевод. Обычно просьбы предоставить перевод поступают от ИФНС. Документы будут частично оформляться вами, а частично иностранным партнером. Появится следующая первичка:
Контракт. Непосредственно сам договор с иностранным контрагентом. В нем отразите все условия сделки и правила Инкотермс 2021. Это свод правил, определяющий основные термины и положения по внешней торговле. В частности, регулирует моменты, связанные с оплатой расходов сторонами и переходом рисков утраты.
Инвойс — документ, который продавец создает для покупателя. Он отражает всю информацию о товаре: количество, цену, цвет, размер и другие качественные характеристики. В нем же отражены условия поставки и реквизиты сторон. Инвойс нужен для таможенного и валютного контроля. В отечественном учете полноценного аналога инвойсу нет, но инвойс во многом похож на счет-фактуру, правда счет-фактура в большей степени налоговый документ, а инвойс все же бухгалтерский.
Таможенная декларация. Оформляется при импорте и экспорте товаров. Распорядитель груза заполняет форму декларации на каждую партию товара, а таможенный инспектор утверждает ее. В ней отразите всю информацию о грузе, отправителе, получателе и о транспорте, на котором перемещаете товар.
Помните! Декларация на товары подтверждает законность сделки. Если она заполнена с ошибками или отсутствует, сотрудники таможни груз не пропустят.
Изменения в документах затронут и НДС. В стандартной декларации по НДС придется заполнить новые строки. При импорте товаров из стран Таможенного союза заполните заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Паспорт сделки. Ранее это был необходимый документ для валютного контроля, но с 1 марта 2021 года паспорта были отменены и были введены новые правила. Импортные контракты свыше 3 млн рублей и экспортные свыше 6 млн рублей регистрируются в банке. Для этого предоставьте в банк информацию о договоре и реквизиты второй стороны. Будьте готовы к тому, что банк запросит у вас информацию по любому валютному платежу, если он превышает 200 тыс. рублей, независимо от его регистрации.
Документы о регистрации контрагента в другой стране. Будут содержать реквизиты вашего партнера и подтверждать факт того, что он ведет легальную деятельность.
Платежные документы.
Иные документы. Перечень огромен и зависит от конкретной операции. Сюда относятся лицензии, сертификаты и страховые полисы.
Когда экспортный контроль в России устанавливается на товары
В нашей стране системные принципы экспортного контроля были разработаны еще в 1992 году, и сейчас его структура достаточно развита. Утверждены фундаментальные основы функционирования данной системы, дифференцированы зоны полномочий и ответственности между исполнительными органами государственной власти. Создана эффективная правовая база, которая постоянно совершенствуется. В основном экспортный контроль товаров в России отвечает соответствующим требованиям международных режимов.
Сегодня в РФ вопросами экспортного контроля уполномочена заниматься Федеральная служба по ТЭК (технический и экспортный контроль), аббревиатура – ФСТЭК. Она действует на основании Закона от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» (№ 183-ФЗ).
Каждый перечень контролируемой продукции (технологий) подлежит утверждению Президентом РФ в соответствующих указах, которых в России шесть. В США, например, это объединенный общий список, так же, как и в государствах ЕС.
Чтобы провести внешнеэкономическую сделку с передачей зарубежному партнеру контролируемую продукцию (товары или технологии из вышеупомянутых списков) следует оформить лицензию. Термин «передача» подразумевает следующие формы вручения: экспорт, почтовая пересылка, передача по электронной связи и пр.
Основные бухгалтерские проводки для ВЭД
Во многом проводки по ВЭД близки к бухучету внутренних операций. Отличия заключаются в использовании новых счетов, например, 52 и 57, учете курсовых разниц, покупке, продаже валюты. Разберем основные проводки, которые пригодятся вам для учета ВЭД.
Дебет | Кредит | Описание |
57 (76) | 51 | Вы решили приобрести валюту. Этой проводкой происходит списание или резервирование денег в рублях. |
52 | 57 (76) | Приобретена иностранная валюта и перечислена на ваш валютный счет. |
91 | 51 | Удержано комиссионное вознаграждение банку за операцию. |
52 (55, 57, 60, 62, 66, 67, 76) | 91.1 | Положительная курсовая разница. Обычно применяется счет 52, реже остальные. Например, счет 57 применяется при разнице между курсом покупки валюты и курсом ЦБ РФ. |
91.2 | 52 (55, 57, 60, 62, 66, 67, 76) | Отрицательная курсовая разница. |
57 (76) | 51 | Если денежных средств для покупки валюты было зарезервировано с излишком, такой проводкой оформляется их возврат. |
15 | 76 | Начисление таможенного сбора и пошлины. |
19 | 76 | Начисление НДС. |
76 | 51 | Перечисление денежных средств для оплаты таможенного сбора, пошлины и НДС. Счет 51, так как оплата производится в рублях с р/с. |
68 | 19 | НДС предъявлен к зачету. |
52 | 75 | Оприходованы денежные средства от иностранного учредителя в счет погашения задолженности по внесению вклада в уставный капитал. |
75 | 83 | Положительная курсовая разница по вкладу в УК. |
83 | 75 | Отрицательная курсовая разница по вкладу в УК. |
Бухгалтерский и налоговый учет ВЭД — не самое простое занятие. Добавляет сложности и более серьезный контроль со стороны государственных органов. Даже если вы уверены в своих специалистах, рекомендуем вам обратиться за помощью к облачному сервису Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет ВЭД на УСН и избежать ряда серьезных ошибок. Всем желающим предоставляется бесплатно пробный период на 14 дней, чтобы вы убедились, что наш сервис и правда упрощает бухгалтерию.
Попробовать бесплатно
Товары, подлежащие экспортному контролю
Основным механизмом государственного экспортного контроля являются контрольные списки. Каждый из них содержит продукцию, имеющую то или иное отношение к определенному виду ОМП.
Сейчас в России действуют шесть списков, утвержденных первым лицом государства, на основании которых осуществляется экспортный контроль товаров двойного назначения и ядерного использования.
Условный номер/условное обозначение | Наименование контрольного списка | Указ Президента РФ | Постановление Правительства РФ |
Список 01 ХО | Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль | № 1082 от 28.08.2001 | № 686 от 24.09.2001 |
Список 02 БО | Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю | № 1083 20.08.2007 | № 634 от 29.08.2001 |
Список 03 ЯО | Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях | № 36 от 14.01.2003 | № 462 от 14.06.2001 |
Список 04 РО | Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль | № 1005 от 08.08.2001 | № 296 от 16.04.2001 |
Список 05 ДН | Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (Вассенаарский список) | № 580 от 05.05.2004 | № 447 от 07.06.2001 |
Список 06 ИС | Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, предназначенных для использования атомной энергии в мирных целях и подпадающих под экспортный контроль (Исходный Список ГЯП) | № 202 от 14.02.1996 | № 973 от 15.12.2000 |
Следует подчеркнуть, что перечни продукции двойного назначения (01-05) содержат четкое перечисление предметов (материалов, установок, оборудования) и связанных с ними технологий, подходящих для использования при производстве или испытаниях ОМП, или применяемых напрямую в виде комплектующих данного типа оружия.
В основу списка №6 положены данные международного объединения ГЯП (группа ядерных поставщиков). Здесь присутствуют только товары, применяемые в ядерном топливном цикле мирного направления. Это следует из того, что ДНЯО категорически возбраняет направлять любые товары (технологии), связанные с изготовлением ядерного оружия, странам, таковым не обладающим.
Таким образом, отслеживается не только материальная передача товаров, подпадающих под экспортный контроль, но и отток технологий. В разделе примечаний к контрольным перечням термин «технология» трактуется как специфическая информация, необходимая при использовании, разработке или изготовлении определенной продукции. Такие сведения могут иметь вид технических показателей (данных) или технического пособия (помощи).
Техническими данными могут стать чертежи и их светокопии, диаграммы, формулы, таблицы, модели, спецификации и техпроекты, инструкции (на любых носителях). Под технической помощью подразумевают инструктажи, обучение, консультации, повышение квалификации, передачу промышленного опыта.
Как происходит экспортный контроль товаров
Экспортный контроль товаров в РФ проводится посредством:
- Идентификации товаров (технологий) путем определения их соответствия позициям, внесенным в списки контролируемых;
- Разрешительного порядка для внешнеэкономических сделок;
- Пограничного контроля, таможенного оформления и валютных проверок.
Основываясь на положениях ФЗ «Об экспортном контроле» (ст. 21), для идентификации товаров (технологий) при внешнеэкономических сделках на их соответствие контрольным спискам, государственным интересам и внешним обязательствам РФ осуществляется официальная экспертиза на уровне межведомственных экспертных советов при Минэкономразвития и торговли России. Она проводится на основе материалов, предоставленных российской стороной внешнеторговой сделки Министерству экономики с целью оформления лицензии (разрешения) в соответствии с законодательством об экспортном контроле. Выданное заключение госэкспертизы служит основанием для получения лицензии на выполнение внешнеторговых действий с контролируемыми товарами (технологиями), если вам не отказано в её получении. Государственная экспертиза осуществляется по утвержденным в России правилам (Постановление № 294 от 16.04.2001 г.).
Чтобы экспортный контроль товаров проводился в строгом соответствии с правилами, организации имеют право ввести программу ЭК на своем внутреннем уровне. Такие документы обычно предусматривают организационные, административные, информационные мероприятия и т.п.
Предприятия, имеющие локальные программы ЭК, должны пройти официальную аккредитацию в Минэкономики РФ, которая проходит с соблюдением Положения №176 от 29.02.2000 г., принятого Правительством России. Это необходимо для выдачи генеральной лицензии – разрешительного документа на внешнеэкономические сделки (имеются в виду товары, экспортный контроль которых необходим).
- Контейнерные и смешанные перевозки с использованием Инкотермс
Порядок выдачи
Наш центр поможет вам в оформлении документации. Благодаря слаженным действиям и оперативной организации работы вы приобрете заключение в оговоренные сроки.
Ознакомьтесь с пошаговым планом выдачи документа:
- вы подаете заявку нашим специалистам, мы согласовываем условия сотрудничества и заключаем договор об оказании услуг;
- наши эксперты помогают клиенту подготовить исходные сведения для проверки. При отсутствии некоторых видов документации оказываем помощь в ее оперативном оформлении;
- проводится экспертиза объекта, в ходе которой устанавливается, имеет ли конкретный товар двойное применение;
- если мы получили отрицательный ответ — направляем оригинал заключения заявителю для прохождения таможенных процедур;
- если ответ положительный — наши специалисты оказывают содействие в приобретении лицензии ФСТЭК, без которой экспорт невозможен.