Применение системы управления рисками в таможенном деле


Сущность понятия о профиле риска

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА

Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

Для осуществления эффективного контроля в таможенной сфере используется система управления рисками. Она подразумевает применение механизмов, позволяющих значительно снизить процент вероятности возникновения опасных ситуаций.


Вам будет интересно:Обязанности судебного пристава по ОУПДС: функции и задачи, организация, обязанности

В понятие механизмов минимизации возможных рисков включается совокупность различных методик, инструментов и технологий по управлению рисками, а также система мер по снижению вероятности возникновения опасных ситуаций.

Основной инструмент механизма, позволяющего минимизировать риски при проведении соответствующей работы должностными лицами в таможенных органах, — это профиль риска. В сфере практического применения он представляет собой совокупность сведений, в которую входит формализованная характеристика области вероятного возникновения опасных ситуаций, их индикаторов и указаний о применении различных мер прямого назначения. Целью этих мер является снижение процента возможности создания извне или изнутри представляющих угрозу случаев, а также доведение полученной информации до органов таможенной службы путем направления сведений о выявленных профилях риска в ФТС в виде бумажного и электронного документа.

Риски таможенного оформления

Система управления рисками в таможенном управления

Среди наиболее очевидных примеров проявления рисков можно назвать контрабанду.
Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств-членов Таможенного союза. В России порядок применения СУР регламентирован Концепцией системы управления рисками в таможенной службе РФ, утвержденной Приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069, и Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками, утвержденной Приказом ГТК России от 28.06.2004 № 750дсп.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция).

Целями применения системы управления рисками являются:

1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств — членов таможенного союза

Основными элементами системы управления рисками являются:

Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС.

Сбор и обработка всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС.

Выявление и анализ рисков.

Определение совокупности условий и факторов, влияющих на риски; объектов анализа; критериев и параметров риска и пр.

Разработка и реализация мер по управлению рисками.

Прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер, а также вероятности наступления этих последствий.

Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

Контроль за применением предпринятых форм таможенного контроля, анализ их эффективности, и корректировки в случае необходимости.

К объектам анализа риска, согласно ст. 129 ТК ТС, относятся:

1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

2) транспортные средства международной перевозки;

3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;

5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем

6) результаты применения форм таможенного контроля.

Гибкая система управления рисками является основой современных методов таможенного контроля, который позволяет эффективно контролировать процессы таможенного оформления на тех участках, где существует наибольший риск их проявления.

В рамках действующей СУР, таможенными органами широко используется перечень товаров, попадающий в группы «риска» и «прикрытия», под видом которых зачастую ввозится контрабанда. Таможенный контроль таких товаров осуществляется в обязательном порядке.

Говоря простым языком, у таможенного органа есть немало методов определения контрабандного товара, занижения стоимости или иных противоправных действий.

Когда вы подаете документы, все переменные имеют свое значение. Программное обеспечение, которое используется на таможне, может отследить занижения стоимости, слишком легкий или тяжелый вес. Также имеется практика «случайных чисел». Ваш груз или товар может случайно попасть под определенный процент досмотра таможней, это происходит выборочно и не касается только тех лиц, которые находятся в особом, «зеленом коридоре».

Виды профилей


Вам будет интересно:Как оформить профзаболевание: порядок оформления, необходимые обследования и документы, советы
В зависимости от того региона, в котором разрабатывается определенный вид профиля риска для применения его на практике, выделяют три уровня:

  • общероссийский отдел, который распространяет свое действие на всю таможенную территорию Российской Федерации;
  • региональный отдел, действие которого ограничено территорией одного регионального таможенного управления;
  • зональный уровень, распространяющий свое действие на весь регион действия одного отделения таможни.


Вам будет интересно:Зона транспортной безопасности: определение, понятие, классификация и выполнение приказа Росжелдора от 28.07.2010 N 309

Решение о том, к какому из указанных видов профилей отнести тот или иной тип рисков, принимает российская Федеральная таможенная служба. При определении региона действия профиля риска в таможенном деле решающее слово остается за следующими лицами:

  • Зональный – руководитель главного управления организации по таможенному оформлению и таможенному контролю (или уполномоченное им лицо) либо руководитель того управления, по направлению работы которого был выявлена возможная опасная ситуация. Передача полномочий другому начальнику по сфере деятельности осуществляется по согласованию с главным ОТОиТК (отдела таможенного оформления и таможенного контроля).
  • Региональный – главный заместитель начальника Федеральной таможенной службы, который курирует Главное ведомство по организации контроля на таможне либо контролирует работу структурного подразделения, в направлении работы которого был выявлена возможная опасная ситуация (если дело было передано ему).
  • Общероссийский профиль риска – начальник Федеральной таможенной службы или уполномоченное им лицо.

Экономические риски импорта: две теории

Теория экономического риска всегда находилась в зоне пристального внимания зарубежных ученых. В процессе ее развития сформировалось два базовых подхода к данному понятию.

Первый обязан своему появлению трудам Милля и Сеньора, которые выделяли в структуре прибыли предпринимателя процент от инвестиций, заработную плату и плату за риск, то есть компенсацию возможных убытков, связанных с коммерческой деятельностью.

Классическая теория отождествляет экономический риск с математически просчитанными вероятными потерями, которые могут возникнуть по итогам реализации того или иного решения, выбранного предпринимателем. Это значит, что риск трактуется как вероятность понести убытки в ходе предпринимательской деятельности. Другие экономисты высказались против столь одностороннего понимания сущности рисков.

В 20–30 годах XX в. учеными-экономистами А. Маршалом и А. Пигу была обоснована противоположная точка зрения на вопрос о природе этого понятия. Их теория, получившая название неоклассической, основывается на том, что главными ориентирами для предпринимателя должны быть размер ожидаемой прибыли и величина вероятного отклонения от намеченного значения. При выборе стратегии поведения бизнесмену следует руководствоваться концепцией предельной пользы, то есть из двух возможных вариантов вложения средств выбирать тот, где вероятные колебания прибыли минимальны.

Главный постулат неоклассической теории рисков гласит: гарантированная прибыль более ценна для предпринимателя, чем та, что имеет такой же размер, но связана с более сильными отклонениями. Дж. Кейнс дополнил эту теорию понятием «склонность к риску», а именно способность некоторых предпринимателей в надежде получить большую прибыль выбирать стратегию, которая отклоняется от прямого пути к намеченному размеру дохода. Другими словами, риск понимается приверженцами неоклассической теории как возможное отклонение от целей в надежде заработать больше.

Единого подхода к формулировке понятия экономического риска до сих пор не выработано, хотя эта проблема постоянно обсуждается в кругах специалистов.

Экономический словарь определяет данное понятие как «возможность потерь вследствие случайного характера результатов принимаемых хозяйственных решений или совершаемых действий».

В широком понимании риском в экономике считается возможность потери предприятием всех активов или их части, более низкого уровня доходов, чем планировалось, или появления непредвиденных расходов по итогам производственной и коммерческой деятельности, в том числе по импорту товаров.

Читайте статью: Правила ввоза товаров в Россию для физических и юридических лиц

Сроки действия профилей

Таможенные профили риска по срокам действия подразделяются на три типа:

  • краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.
  • Краткосрочные профили распространяют свое действие на период от одного дня до одного месяца. Время работы среднесрочных планов по выявлению вероятности возникновения опасных ситуаций включает срок од одного до трех месяцев. Долгосрочные профили риска действуют от трех месяцев до полугода.

    По типу передачи информации уполномоченным лицам профили подразделяются на неформализованные и автоматизированные. Данные о неформализованных рисках доводятся до сведения органов таможни в виде бумажных документов через посредников или напрямую. Автоматизированные данные о возможных опасных ситуациях передаются на электронных носителях или в виде компьютерного документа. Должностное лицо во втором случае участия в выявлении профилей риска не принимает.

    Прежде чем создавать соответствующий профиль любого из указанных видов, назначенные руководителем лица занимаются составлением и утверждением его проекта.

    Структура проекта профиля


    Вам будет интересно:Что будет, если не платить за квартиру: сроки неуплаты, сумма, начисление пени и меры воздействия на должников

    При составлении проекта конкретного профиля риска в таможне в структуру документа включаются следующие разделы:

  • Общие положения.
  • Сведения о сфере потенциальной опасности.
  • Меры по снижению вероятности возникновения риска.
  • Контактные данные.
  • Каждый из этих пунктов должен быть в обязательном порядке включен в содержание документа, так как все элементы проекта играют важную роль в формировании и дальнейшем применении профилей риска.

    Общие сведения о проекте

    В раздел об общих сведениях включаются регистрационный номер профиля риска и срок действия рассматриваемого риска.

    В регистрационном номере, присеваемом формируемому профилю возможных опасных ситуации, указываются три составляющих элемента:

    • код территории, который определяется в зависимости от сферы работы соответствующего профиля (зональный, региональный или общероссийский), при этом в территориальный код включаются две цифры;
    • дата фиксации возможной опасной ситуации в журнале, в котором регистрируются все проекты исследуемых профилей (ППР): она указывается в шестизначном формате (год двумя цифрами);
    • номер (порядковый) самого профиля, который присваивается ему согласно записям в журнале соответствующих проектов — он должен состоять из пяти цифр.

    В подпункте «срок действия» указывается период времени, в течение которого, учитывая объективные обстоятельства выявления конкретного риска и цель создания соответствующего профиля, эта возможная опасная ситуация будет актуальна. Исходя из этого в графе «вид ПР» указывается длительность действия профиля (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный) двузначным числом.

    Сведения о сфере действия рассматриваемой потенциальной опасности

    В разделе, рассматривающем сферу действия указанного профиля, указываются сведения о том, каков именно предел его применения соответствующими должностными лицами органов таможни.

    В указанный раздел включаются два важных подпункта: характеристика риска и его индикаторы. Характеристикой является совокупность сведений о конкретном риске, подробные критерии которого определяются с помощью показателей, установленных для данного профиля. Индикаторы возможных опасных ситуаций (указываемые с помощью кодов и наименований) и значения этих индикаторов – это показатели, которые являются ориентиром для проверки реальности данного профиля. Если индикаторы имеют место в конкретной рабочей ситуации, этот профиль действует.

    Все индикаторы представляются составителями проекта в виде таблицы. Наименования указываются в виде краткой формулировки. Индикаторами являются следующие ключевые показатели:

    • код конкретного товара, указываемый согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТНВЭДТС);
    • вес товара (нетто) в килограммах;
    • количество вещей с указанием основных, а также дополнительных единиц измерения;
    • среднестатистическая цена за одну единицу данного товара;
    • страна производства перевозимых вещей.

    Прочими показателями являются следующие сведения:

  • Процедуры, которые проводятся таможней и являются частью процесса применения профилей возможных кризисных ситуаций.
  • Субъекты внешнеэкономической деятельности (полное наименование, индивидуальный налоговый номер, КПП, для юридических лиц – ОГРН (для индивидуальных предпринимателей — ОГРНИП), вид соответствующего субъекта).
  • Номер и дата соответствующего внешнеэкономического договора (контракта), если профили потенциальных угроз действуют по отношению к товарам, которые перевозятся в рамках действия этого внешнеторгового договора.
  • Полное наименование и код конкретного таможенного органа.
  • Полное наименование и код используемого для перевозки товаров транспортного средства (или нескольких, при необходимости).
  • Союзным Таможенным кодексом предусматривается возможность установления наднациональных областей потенциальных опасностей, важных для каждого из государств, входящих в состав Таможенного союза. Указанные области определяются на заседания союзной таможенной Комиссии.

    ВИРТУАЛЬНАЯТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

    О направлении формы профиля риска и методических рекомендаций по ее заполнению Настоящим направляем форму профиля риска и Методические рекомендации по ее заполнению (прилагаются), составленные в соответствии с приказом ГТК России от 28.06.2004 750дсп (далее — Приказ).

    Данной формой и методическими рекомендациями необходимо временно, до внесения соответствующих изменений в Приказ руководствоваться при разработке проектов профилей риска в РТУ и таможнях.

    Электронные копии формы профиля риска и Методических рекомендаций высланы по адресам электронной почты отделов контроля таможенного оформления и отделов организации таможенного оформления и таможенного контроля РТУ и таможен. В связи с обращениями таможенных органов разъясняем, что структура номера проектов профилей риска РТУ и таможен должна соответствовать установленной в Приказе. Также просим при направлении в ГУОТК проектов профилей риска в наименовании пояснительной записки к проекту профиля риска точно указывать номер проекта профиля риска, к которому прилагается пояснительная записка.

    Первый заместитель председателя Комитета генерал-лейтенант таможенной службы Л.А. Лозбенко

    Приложение к письму ГТК России от 30.08.2004 01-06/31416

    Методические рекомендации по заполнению формы профиля риска

    Общие сведения

    Настоящие методические рекомендации составлены для руководства при заполнении формы профиля риска (далее — Форма) и приводят правила заполнения отдельных полей Формы. При заполнении Формы следует руководствоваться Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками (далее — Инструкциия), утвержденной приказом ГТК России от 28.06.2004 750дсп (в частности, приложениями к Инструкции, . содержащими классификаторы) с учетом особенностей в настоящих методических рекомендациях.

    Форма выполнена в среде Мicrosoft Word с использованием функции создания форм. Для удобства графы, подлежащие заполнению, выделены серым цветом.

    Графы заполняются одним их двух способов: — путем набора текстовых и цифровых символов с клавиатуры; — путем выбора одного из альтернативных вариантов.

    Например: графа «Характеристика риска» заполняется самостоятельна текстом, а при заполнении графы «Срок действия ПР» необходимо лишь выбрать один из предлагаемых вариантов, перечень которых «всплывает» при нажатии курсором мышки на графу.

    В процессе заполнения Формы может возникнуть необходимость ее изменения (например, для добавления дополнительных строк в таблицах ил удаления лишних).

    Для изменения Формы при заполнении проекта профиля риска необход снять «Защиту формы». Для этого нужно открыть панель «Формы» (панель «Формы» находится в меню Вид — Панели инструментов — Формы) и нажать значок замка. Для дальнейшего заполнения полей Формы после внесен необходимых изменений функция «Защита формы» должна быть снова включена нажатием на значок замка.

    Важно! При заполнении полей и граф Формы данными функция «Защита формы» должна быть включена. Иначе будет происходить постоянное изменение структуры Формы и она может быть искажена. При заполнении Формы для направления проекта профиля риска I (таможни) в «шапке» Формы меняется наименование «Профиль риска» на «Проект профиля риска» и соответственно изменяется таблица номера согласно структурой регистрационного номера проекта профиля риска, направляемого и таможнями.

    Заполнение отдельных полей и граф формы профиля риска

    Графы «Сфера действия ПР», «Подразделение» и «Срок действия ГЕР» заполняются путем выбора одного из предлагаемых альтернативных вариантов. В графе «до» поля «Срок действия ПР» указывается дата окончания действия профиля риска в формате ДД.ММ.ГГГГ. Настоящая графа не заполняется, если профиль риска должен будет действовать постоянно. В разделе «Область риска» в поле наверху слева необходимо указать код критерия риска в соответствии с Классификатором типовых критериев отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска (приложение 6 к Инструкции).

    Например: 0203

    Важно! Один профиль риска должен содержать только один критерий риска. Это необходимо для целей дальнейшего построения базы данных профилей риска. Если же все-таки содержание риска подпадает одновременно под два и более критериев риска, то в таких случаях можно разработать два и более проектов профилей риска в соответствии с каждым из критериев риска или предложить новый типовой критерий риска, объединяющий показатели нескольких и наиболее полно описывающий ситуацию. При необходимости дополнения классификатора типовых критериев риска новыми критериями предложения об этом излагаются в пояснительной записке (с указанием наименования и кода критерия), которая направляется вместе с проектом профиля риска. При этом в левом верхнем поле раздела «Область риска» указывается код предлагаемого критерия риска на уровне только первых двух—цифр, соответствующих коду подразделения, по направлению деятельности которого разработан критерий риска. Вторые две цифры (порядковый номер) заменяются символами «XX».

    Например: «02ХХ»

    В поле «Характеристика риска» указывается характеристика данного риска на основе обозначенного критерия риска с описанием конкретной совокупности информации о данном риске. По своей сути характеристика конкретизирует критерий риска (но не повторяет его буквально) с учетом показателей данного проекта профиля риска.

    Например:

    В проекте профиля риска с кодом критерия риска 0123 «Отличная от общепринятой (для конкретных товаров) разница между весом брутто и нетто перевозимых товаров» приведена такая характеристика риска:

    Рис. 1

    Область риска

    Таблица индикаторов риска является частью области риска и должна содержать основные показатели, характеризующие риск.

    Суть индикаторов риска в том, что при их совокупности и при одновременном совпадении остальных показателей области риска, если они конкретизированы в профиля риска (таких, как субъекты ВЭД, таможенные органы, таможенные режимы и др.) профиль риска считается сработавшим. В таблице «Индикаторы риска» в столбце «Индикаторы риска» указываются краткие наименования индикаторов риска.

    Например: «Код товара в соответствии с ТН ВЭД России» В столбце «Показатель индикатора риска» указываются точные (по возможности — цифровые) показатели соответствующих индикаторов риска.

    Важно! При заполнении показателей индикаторов риска необходимо исходить из того, чтобы в дальнейшем автоматизированная система, которая будет . использоваться для целей доведения и применения профилей риска, обрабатывала указанные показатели индикаторов риска. Поэтому не допускается использование в качестве показателей индикаторов риска общих фраз и предложений, понятных человеку, но не поддающихся математической или логической формализации. При указании показателей индикаторов риска могут также использоваться знаки » «, » = «, а также иные логические выражения. Ниже по Форме в области риска указываются остальные показатели области риска:

    — таможенные процедуры, при которых применяется профиль риска (например, декларирование товаров или оформление начала процедуры ВТТ);1*

    — субъекты ВЭД (их наименования, ИНН, КПП, ОГРН/ОГРНИП, вид субъекта ВЭД), если профиль риска действует в отношении конкретных субъектов ВЭД;2*

    — внешнеторговый контракт, в соответствии с которым перемещаются товары и транспортные средства, если профиль риска действует в отношении товаров, перевозимых по конкретному внешнеторговому контракту;

    — таможенные органы, в которых подлежит применению профиль риска, если профиль риска будет действовать в регионе деятельности отделенных РТУ или таможен;

    — виды транспортных средств, при перемещении на которых товаров подлежит применению профиль риска.

    В поле «Код» напротив соответствующего таможенного режима указывается двузначный цифровой код таможенного режима.3*

    Например: при перемещении товаров и транспортных средств с заявлением таможенного режима «Временный ввоз» в поле «Код» указывается число «31».

    При анализе информации и заполнении профиля риска необходимо оценить, должен ли профиль риска действовать в отношении всех товаров, перемещаемых

    1* Указание таможенных процедур определяет, в какой момент необходимо применить прямые меры по минимизации рисков. 2* Если действие профиля риска направлено в отношении товаров, направленных в адрес иностранного получателя или перевозимых иностранным перевозчиком, то указываются данные о лице, известные на момент заполнения профиля риска. 3* В соответствии с приказом ГТК России от 23.08.2000 900 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей».

    всеми субъектами ВЭД и во всех таможенных органах либо предусмотреть исключения из действия профиля риска.

    В разделе «Исключения из действия ПР» в поле справа ставится крестик в соответствующем квадрате, в зависимости от того, будут предусмотрены исключения из действия профиля риска или нет.

    Исключения из действия ПР

    [Х] есть [ ] нет

    В данном разделе могут быть указаны исключения из действия профиля риска в отношении следующих показателей:

    — категорий товаров (в соответствии с Приложением 5 к Инструкции)

    — товаров с определенными характеристиками (например, способами упаковки, перевозки, хранения и др.)

    — субъектов ВЭД

    — таможенных органов 4*.

    В разделе «Прямые меры по минимизации рисков» указываются подлежащие применению при проведении таможенного контроля прямые меры по минимизации рисков в соответствии с Приложением 3 к Инструкции.

    Данный раздел является одним из ключевых во всем профиле риска, поскольку определяется тот перечень «мер воздействия», который будет применен к товарам, перемещаемым субъектом ВЭД, если в отношении его партии товаров «срабатывает» профиль риска. Это подчеркивает значительность указания о прямых мерах по минимизации рисков и необходимость ответственного подхода должностного лица таможенного органа к определению перечня подлежащих применению мер по минимизации рисков при составлении проекта профиля риска.

    В первой таблице под словом «Осуществить» указываются в соответствующих столбцах наименование и коды прямых мер по минимизации рисков, а также таможенные процедуры, при которых они применяются.

    Например:

    Рис. 3

    Прямые меры по минимизации рисков

    4* При указании исключений по таможенным органам необходимо указывать только таможенные органы, в компетенцию которых входят таможенные операции, связанные с декларированием товаров, и иные таможенные операции (например, нет необходимости указывать в данной графе оперативные таможни или тыловые таможни)

    При определении таможенной процедуры, в момент производства которой должны быть применены прямые меры по минимизации рисков, нужно внимательно отнестись к возможности и необходимости применения конкретных прямых мер в момент выполнения таможенных процедур (например, декларирования товаров, выдачи разрешения на внутренний таможенный транзит (ВТТ), оформления завершения ВТТ).

    Классификатор прямых мер по минимизации рисков, приведенный в Приложении 3 к Инструкции, отнюдь не ограничивает при разработке проектов профилей риска используемыми в классификаторе краткими и общими наименованиями прямых мер по минимизации рисков. Напротив, допускается и приветствуется конкретизация описания прямых мер по минимизации рисков (как приведено на рисунке выше). Также приветствуется заполнение поля «Примечание» с указанием, на что следует обратить внимание. Это может существенно помочь лицам, принимающим непосредственное участие в применении прямых мер по минимизации рисков.

    В поле «Таможенный досмотр» напротив ставится крестик, в зависимости от того, предусматривается данным профилем риска производство таможенного досмотра или нет.

    При этом необходимо понимать, что в целях реализации принципа выборочности (ст. 358 Таможенного кодекса Российской Федерации) таможенный досмотр рассматривается современном таможенном праве как форма таможенного контроля, применяемая в исключительных случаях. Выборочный подход используется и в системе управления рисками: далеко не каждый профиль риска требует применения меры по минимизации рисков — таможенный досмотр.

    Рис.4

    Нижеследующая таблица заполняется либо выбором из ограниченного множества альтернативных вариантов, либо набором текста с клавиатуры. В правом подразделе строк указывается соответствующий код в соответствии с Приложением 8 к Инструкции. Выбирается время проведения таможенного досмотра (до выпуска или после выпуска товаров).

    В поле «Подразделения, производящие таможенный досмотр» указываются наименования одного или нескольких подразделений, участвующих в проведении таможенного досмотра. Если в качестве таковых предлагаются иные подразделения, не перечисленные в Приложении 8 к Инструкции, их наименования указываются в данном поле. Если в качестве подразделений, производящих таможенный досмотр, указываются иные подразделения, кроме должностных лиц досмотровых подразделений ОТОиТК (таможенного поста), в поле «Примечание» ниже обязательно должны быть описаны условия участия таких подразделений таможни в производстве таможенного досмотра.

    Выбирается цель проведения досмотра:

    (идентификация товаров, выборочная проверка, прочее).

    Указывается один из предложенных объемов проведения досмотра в % (10, 50, 100, Любой). Выбор варианта «Любой» означает, что при применении прямых мер по минимизации рисков таможенный досмотр может быть проведен в любом из предложенных объемов % (10, 50 или 100).

    В поле «Степень досмотра» перечисляются наименования степени досмотра в соответствии с Приложением 8 к Инструкции. Перечень открытый и может быть дополнен.

    В поле «Применение ТСТК» указываются наименования технических средств таможенного контроля, если какие-либо из них подлежат применению.

    Следует отметить, что устанавливаемые требования к объему досмотра, его степени и применению тех или иных технических средств таможенного контроля должны ясно логически следовать из обозначенного критерия и характеристики риска, т.е. должны обладать качествами необходимости и достаточности для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

    Ниже заполняется таблица кода таможенного досмотра товаров в соответствии с Приложениями 2 и 8 к Инструкции. Несколько кодов в одном столбце перечисляются друг под другом без знаков препинания (если ячейка o широкая, этого можно добиться проставлением одного или нескольких пробелов после каждого кода).

    Например:

    Рис.5

    В поле «Примечание» под таблицами могут быть даны конкретизирующие пояснения к указанной информации о проведении таможенного досмотра (например, какие сведения необходимо указать в акте таможенного досмотра).

    В разделе «Контактная информация» в поле «Ответственные подразделения таможенных органов по контролю за действием ПР» указываются наименования соответствующих подразделений, на которые возлагается осуществление контроля за применением прямых мер по минимизации рисков, утвержденных в профиле риска, и актуализация профиля риска.

    Заполняются данные о контактном лице, уполномоченном давать разъяснения по вопросам действия профиля риска и применения мер по минимизации рисков.

    Заключительные положения

    Если какая либо таблица Формы не подлежит заполнению, она должна быть либо полностью удалена (например, при отсутствии необходимости заполнять таблицы исключений применения профиля риска или таблицу таможенных

    процедур, при которых применяется профиль риска) либо удаляется только% таблица, но оставляется альтернативный вариант наименования над таблицей.

    Например:

    ПР применяется в отношении товаров, перевозимых всеми видами транспортных средств

    Лишние строки в заполняемых таблицах также должны быть удалены.

    Примечания «за исключением (см. Исключения применения ПР)», если соответствующих области риска исключений нет, также убираются. Они созданы из альтернативных вариантов (строка и примечания и пустой вариант). В таких случаях нужно выбрать пустой вариант.

    Нужно стараться, по возможности, уместить всю информацию о профиле риска на двух печатных листах формата А4. Если, например, в таблице индикаторов риска, примечаниях к прямым мерам по минимизации рисков или иных полях предполагается занесение большого объема информации, то такие сведения нужно оформлять приложением к проекту профиля риска.

    Например: такое правило было применено при составлении профиля риска 11/030804/00001 и профиля риска 12/260804/00010.

    Приложение к приказу в формате MS WORD 175 Kb

    Меры по снижению вероятности возникновения риска

    В соответствующем разделе определяются формы профилей рисков и виды контроля таможенных органов, которые применяются к товарам и операция внешнеторгового характера. Данные условия имеют место, если все выявленные критерии соответствуют конкретному профилю.

    Все меры по снижению вероятности возникновения опасных ситуаций носят прямой характер. Это связано с тем, что в данном разделе проекта рисков содержится именно тот перечень способов воздействия, который впоследствии будет применяться сотрудниками таможенных органов.

    В раздел о мерах по снижению вероятности возникновения опасных ситуаций включены две таблицы, относящиеся к действиям, применяемым соответствующими лицами, а также к досмотру, проводимому сотрудниками таможни.


    Вам будет интересно:Москвин Анатолий Юрьевич: уголовное дело и принудительное лечение

    В таблице с применяемыми мерами содержатся коды способов воздействия и их описание. Приказом Федеральной таможенной службы № 1200 от шестого июня 2011 года утверждены Инструкции. В данном документе раскрываются сведения об осуществляемых должностными лицами органов таможни действиях при планировании и изучении документов о профилях рисков, об их применении при осуществлении таможенного контроля, а также их актуализации или отмене.

    В рамках данной Инструкции разработан Классификатор мер прямой направленности. Согласно ему, эти меры делятся на шесть различных видов:

    • формы контроля со стороны таможенных органов;
    • применение способов идентификации провозимых товаров и используемых для этого транспортных средств;
    • применение способов определения перевозочных (транспортных) документов и бумаг коммерческого характера на товары в целях перевозки, которые имеются у перевозчика;
    • задействование различных мер, способствующих обеспечению исполнения законодательных норм при проведении процедуры транзита (таможенного);
    • сбор сведений о лицах, которые осуществляют деятельность, непосредственно связанную с перевозом товаров и услуг через пункты таможенного контроля, а также о лицах, которые осуществляют деятельность в сфере таможенного дела;
    • иные способы минимизации потенциальных опасностей.

    Евразийская экономическая комиссия

    Статья 127. Термины, используемые в настоящей главе

    В настоящей главе используются следующие термины и их определения:

    1) анализ риска – систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;

    2) выявленный риск – факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте;

    3) индикаторы риска – определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

    4) потенциальный риск – риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют;

    5) профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;

    6) область риска – отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;

    7) оценка риска – систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства таможенного союза в случае его возникновения;

    8) риск – степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза;

    9) товары прикрытия – товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;

    10) товары риска – товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски;

    11) управление риском – систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;

    12) уровень риска – определяется в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных последствий риска.

    Статья 128. Цели применения системы управления
    рисками
    1. Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

    Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

    2. Целями применения системы управления рисками являются:

    1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

    2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

    3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза:

    имеющих устойчивый характер;

    связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

    подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза;

    затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

    4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

    3. Таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств-членов таможенного союза.

    4. Комиссия таможенного союза может определить область рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации.

    Статья 129. Объекты анализа риска

    К объектам анализа риска относятся:

    1) товары, находящиеся под таможенным контролем, либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

    2) транспортные средства международной перевозки;

    3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

    4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;

    5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

    6) результаты применения форм таможенного контроля.

    Статья 130. Деятельность таможенных органов по оценке и
    управлению рисками
    1. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками заключается в выполнении следующих задач:

    1) формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;

    2) анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение:

    объектов анализа рисков;

    индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков;

    оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков;

    3) разработка и реализация практических мер по управлению рисками с учетом:

    вероятности возникновения рисков и возможных последствий;

    анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.

    2. Сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков, и результатах применения к конкретным товарам и (или) транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляется таможенными органами на постоянной основе.

    3. Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств-членов таможенного союза.

    4. Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств-членов таможенного союза.

    Формы контроля, реализуемые таможенными органами

    Осуществляя контроль, органы таможни разрабатывают целевой профиль риска, который рассчитывается по конкретным показателям. Построению такого профиля в большей степени способствуют следующие формы контроля, реализуемые таможенными органами:

  • Проверка сведений и документов.
  • Проведение устного опроса.
  • Получение от субъекта пояснений.
  • Осуществление таможенного наблюдения.
  • Осмотр перевозимых вещей и автотранспортных средств сотрудниками таможни, а также личный досмотр граждан и багажа.
  • Проведение досмотра средств перевозки и самих товаров.
  • Проверка маркировок товаров специальными средствами и определение наличия соответствующих знаков идентификации на них.
  • Осмотр территорий и помещений.
  • Проведение таможенной ревизии в специальной и общей форме.
  • Иные способы минимизации потенциальных рисков

    К иным мерам снижения вероятности возникновения рисков относятся следующие:

    • экспертиза товаров, документов и средств перевозки;
    • принятие решения о применении отдельных видов контроля на уровне структурных подразделений таможни;
    • требование о предъявлении документов, подтверждающих декларирование товаров из группы риска, если это установлено правовыми нормами;
    • проведение дополнительных проверочных действий в рамках контроля со стороны таможенных органов, включая исследование товаров до их выпуска;
    • направление письменных требований о необходимости предъявления дополнительной документации, которая подтвердит соблюдение ограничений и запретов, установленных нормами российского законодательства в сфере государственного регулирования деятельности внешнеторгового типа;
    • выгрузка ввозимых товаров на склад временного хранения;
    • указание в каждом случае в уведомлении, посылаемом в виде электронного документа, о направлении товаров под соответствующий контроль с перечислением всех ключевых сведений о нем: наименовании, товарном коде, весе, стоимости и валютном коде;
    • направление копий документов и иных прилагаемых бумаг в конкретное подразделение таможенного органа в двухдневный срок для дальнейшего контроля;
    • предварительная проверка подлинности предоставленных документов с сопутствующим контролем за этой процедурой со стороны постов таможни.

    Примером профиля риска, который может выявиться в ходе проверки, является целенаправленное занижение веса товара для уменьшение таможенного платежа за его перевозку.

    Все сведения, которые содержатся в конкретном профиле риска, дублируются с помощью их кодовых значений согласно Классификаторам и соответствующим разделам профиля. Указанные коды применяются в целях обработки данных компьютерными средствами для последующего внесения в базы ЕАИС федеральной таможенной службы.

    1. Система управления рисками: общая характеристика

    Система управления рисками применяется для реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств в соответствии с главой 50 ТК ЕАЭС.
    Таможенное законодательство устанавливает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

    Реализация принципа выборочности при проведении таможенного контроля, основным показателем которого является снижение числа случаев проведения форм таможенного контроля до выпуска товаров и одновременной активизацией контроля после выпуска, является важнейшим направлением совершенствования деятельности таможенных органов.

    Для реализации принципа выборочности используется система управления рисками.

    В таможенных органах России система управления рисками (СУР) внедрялась с 2002 года и на данный момент полноценно функционирует.

    В 2003 году в нашей стране появилась Концепция системы управления рисками в таможенных органах РФ, (утверждена 26 сентября 2003 года приказом ГТК России № 1069). В этой концепции юридически закреплялись основные элементы, принципы, цели и задачи СУР.

    За полтора десятилетия были разработаны основные принципы и механизмы функционирования СУР, в таможенных органах России и были заложены элементы ее системного применения при проведении таможенного контроля.

    Правовую основу применения системы управления рисками составляют:

    • Таможенный кодекс ЕАЭС (гл. 50);
    • федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (гл. 54);
    • приказ ФТС России от 18.08.2015 № 1677 «Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками».

    В таможенных органах Российской Федерации система управления рисками применяется на всех основных этапах осуществления таможенного контроля: предварительное информирование, прибытие и убытие товаров и транспортных средств; перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; временное хранение; декларирование товаров и транспортных средств; перемещение транспортных средств международной перевозки; перемещение товаров физическими лицами для личного пользования; перемещение товаров в международных почтовых отправлениях; предварительное информирование и др., и охватывает все основные направления деятельности.

    Под таможенным риском понимается вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

    Основными целями использования таможенными органами системы управления рисками являются:

    • обеспечение эффективности таможенного контроля;
    • сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов таможенных органов;
    • создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков;
    • реализация принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля исходя из необходимости достижения максимальной эффективности при минимальных затратах на осуществление таможенного контроля.

    Для достижения указанных целей на всех уровнях системы таможенных органов реализуется процесс управления рисками, который представляет собой систематизированную деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления.

    1. Система управления рисками: реализация процесса управления рисками в таможенных органах (сбор и обработка информации, оценка риска)

    Процесс управления рисками включает в себя восемь этапов:

    1. сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров;
    2. оценку риска;
    3. описание индикатора риска;
    4. определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер;
    5. разработку и утверждение профилей рисков;
    6. выбор объектов таможенного контроля;
    7. применение мер по минимизации рисков;
    8. анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.

    В целях реализации первого этапа по сбору и обработке информации, используются информационные ресурсы таможенных органов, в которых отражаются сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу Союза, и лицах, их перемещающих, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля.

    Второй этап заключается в оценке риска, т.е. в осуществлении действий по идентификации, анализу риска и определению уровня риска.

    Оценка риска проводится в целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений законодательства на основе обработки полученной информации.

    Идентификация риска — это действия, направленные на обнаружение, распознавание и описание риска.

    Анализ риска — это использование имеющейся у таможенных органов информации для определения области и индикаторов риска.

    Уполномоченные должностные лица таможенных органов при осуществлении действий, направленных на идентификация риска, в том числе проведение анализа рисков, используют:

    • источники информации, используемые при выявлении рисков, к которым относятся: базы данных электронных копий деклараций на товары; электронный архив юридически значимых документов, документов, представленных участниками ВЭД в электронном виде; данные статистики внешней торговли; информация, размещенная в сети Интернет и другие сведения, содержащиеся, как в информационных системах таможенных органов, так и в общедоступных источниках информации, а также сведения, полученные от таможенных служб иностранных государств, представительств ФТС России за рубежом, иных федеральных органов исполнительной власти;
    • информацию о возможном правонарушении или обоснованные предположения о том, что заявленные сведения о товарах и транспортных средствах международной перевозки являются недостоверными.

    При анализе источников информации используются информационно-программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС), специализированные информационно-программные средства анализа данных, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.

    При оценке риска определяется его уровень т.е. величина, характеризующая соотношение частоты наступления события, связанного с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможных последствий (ущерба) от наступления указанного события.

    Уровень риска определяется с применением одного или нескольких следующих инструментов:

    • методов оценки риска, основанных на методах национального стандарта «Менеджмент риска. Методы оценки риска»;
    • целевой методики анализа рисков, которая представляет собой алгоритм определения области и индикаторов риска с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа;
    • экспертного метода (например, исходя из рассчитанной потенциальной суммы таможенных платежей, подлежащих дополнительному начислению, количества выявленных контрафактных товаров, количества фактов и видов нарушений, которые могут быть выявлены и пресечены по результатам применения профилей рисков).

    Уровень риска может быть низким или высоким.

    Если уровень риска признается низким, то уполномоченное должностное лицо продолжает проведение оценки риска до момента изменения уровня риска с низкого на высокий.

    Если уровень риска признается высоким, то должностное лицо формирует соответствующий проект профиля риска в целях применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (меры по минимизации рисков).

    Таким образом, результат оценки риска является основой для разработки профиля риска или принятия решения о необходимости применения мер по минимизации рисков после выпуска товаров.

    На основании оценки рисков таможенные органы применяют:

    • формы таможенного контроля;
    • меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля;
    • меры, связанные с передачей полномочий по принятию решений в области таможенного дела вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий таможенный орган;
    • меры, предусматривающие проведение сверки сведений, заявленных в таможенной декларации, со сведениями, содержащимися в документах, представленных таможенному органу, в регионе деятельности которого находится товар.
    1. Система управления рисками: реализация процесса управления рисками в таможенных органах (описание индикатора риска, определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер)

    На третьем этапе реализации процесса управления рисками в таможенных органах производится описание индикатора риска.

    Под индикатором риска понимается признак или совокупность признаков, позволяющих выбрать объект таможенного контроля.

    Индикаторы риска могут быть представлены в стоимостном, количественном или ином выражении, а также содержать описание признаков и свойств товаров, документов, транспортных средств, характеристику участников ВЭД и прочие критерии с заданными параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

    Индикаторы риска подразделяются на:

    • формализованные индикаторы риска – это индикаторы, определяемые (выявляемые) в автоматическом режиме специальным программным средством, алгоритм выявления которых основан в том числе на сведениях, содержащихся в коммерческих, транспортных (перевозочных) документах, представленных в электронном виде;
    • неформализованные индикаторы риска — это индикаторы, определяемые (выявляемые) самостоятельно должностным лицом без использования специального программного средства.

    Формализованные индикаторы риска подразделяются на:

    • статические индикаторы риска, в которых используются фиксированные значения заданных параметров. Статические индикаторы риска могут определять диапазон или точное соответствие с конкретными полями объекта контроля. Статические индикаторы могут определять либо попадание объекта контроля в область риска, либо исключение такого объекта из множества контролируемых значений;
    • динамические индикаторы риска, в которых значения заданных параметров могут изменяться по результатам анализа информационных ресурсов с использованием утвержденных алгоритмов и периодичности. Динамический индикатор риска представляет из себя заранее определенный алгоритм сопоставления полей объекта контроля и динамического, оперативно изменяющегося набора данных;
    • семантические индикаторы риска, в которых используются значения заданных параметров с определенным допустимым отклонением, полученным по результатам семантического анализа строковых (текстовых) полей объекта контроля, и определенными пороговым значением релевантности и параметром чувствительности.

    Четвертый этап реализации процесса управления рисками в таможенных органах включает определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер.

    К мерам по минимизации рисков относятся, предусмотренные ТК ЕАЭС формы таможенного контроля, меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, а также иные меры, применяемые на основании оценки рисков (например, принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по отдельным направлениям их деятельности; получение коммерческих документов, документов бухгалтерского учета и отчетности и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим операциям с товарами и ряд других мер).

    Выбор конкретных мер по минимизации рисков и определение порядок их применения осуществляется исходя из совершаемых таможенных операций, характеристик товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, категорий лиц, их перемещающих, иных обстоятельств и особенностей, с учетом целесообразности и возможности применения таких мер.

    В целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков таможенные органы могут осуществлять категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска.

    1. Система управления рисками: реализация процесса управления рисками в таможенных органах (разработка и утверждение профилей рисков)

    На пятом этапе таможенные органы разрабатывают и утверждают профили рисков.

    Профиль риска — это совокупность сведений об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков.

    Профиль риска включает такие элементы как:

    • область риска;
    • индикаторы риска;
    • меры по минимизации рисков.

    При этом область риска представляет собой описание риска и условий, при которых он возникает (например, группа или тип участников ВЭД; совершаемые таможенные операции; способ перемещения товаров через таможенную границу; категории товаров и транспортных средств и др.).

    Выделяют несколько разновидностей профилей рисков.

    По сроку действия профили рисков подразделяются на:

    • краткосрочные профили рисков с установленным сроком действия не более одного месяца;
    • среднесрочные профили рисков с установленным сроком действия от одного до трех месяцев включительно;
    • долгосрочные профили рисков с установленным сроком действия свыше трех месяцев, но не более одного года;
    • постоянные профили рисков без ограничения срока действия.

    По региону действия профили рисков подразделяются на:

    • общероссийские профили рисков, действующие во всех таможенных органах Российской Федерации либо в таможенных органах, расположенных в регионе деятельности нескольких РТУ или таможен, непосредственно подчиненных ФТС России;
    • региональные профили рисков, действующие в регионе деятельности одного РТУ;
    • зональные профили рисков, действующие в регионе деятельности одной таможни.

    Профили рисков в зависимости от степени автоматизации выявления риска подразделяются на:

    • автоматические профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, риски по которым выявляются специальным программным средством без участия должностного лица;
    • автоматизированные профили рисков, содержащие отдельные неформализованные индикаторы риска, доводимые до таможенных органов в электронном виде, риски по которым выявляются специальным программным средством, а также с учетом решения должностного лица по результатам самостоятельной проверки неформализованных индикаторов риска;
    • неформализованные профили рисков, доводимые до таможенных органов на бумажном носителе, риски по которым выявляются должностным лицом самостоятельно без использования специальных программных средств исходя из области риска.

    Профили рисков в зависимости от особенностей их разработки и применения подразделяются на:

    • целевые профили рисков, предназначенные для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль товаров, информации о необходимости применить меры по минимизации рисков к одной определенной партии товаров или к одному транспортному средству международной перевозки;
    • целевые правоохранительные профили рисков, разработанные на основе сведений, полученных подразделениями, осуществляющими правоохранительную деятельность, и предназначенные для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль товаров, информации о необходимости применить меры по минимизации рисков к одной определенной партии товаров или к одному транспортному средству международной перевозки;
    • профили рисков на основе моделей — это автоматические профили рисков, сформированные с использованием моделей оценки уровня риска, в том числе на основе технологий интеллектуального анализа данных;
    • профили рисков, обязательные к применению, подлежащие безусловному применению, в том числе в случаях перемещения товаров участниками ВЭД, отнесенными в установленном порядке к категории низкого уровня риска, и определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении отдельных категорий товаров и товаров, перемещаемых отдельными лицами;
    • профили рисков для идентификации категории уровня риска – это общероссийские автоматические профили рисков, предназначенные для реализации положений правовых актов ФТС России, предусматривающих дифференцированное применение мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых участниками ВЭД, отнесенными в установленном порядке к категории низкого или высокого уровня риска, и решений ФТС России об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении отдельных категорий товаров и товаров, перемещаемых отдельными лицами;
    • зависимые профили рисков – это общероссийские автоматические профили рисков, содержащие меры по минимизации рисков, применение либо неприменение которых зависит от наличия факта выявления в отношении соответствующей партии товаров рисков, содержащихся в иных профилях рисков.

    Если в результате оценки риска уровень риска признается высоким, то должностное лицо формирует соответствующий проект профиля риска с использованием специального программного средства.

    Профили риска могут утверждаться ФТС России, региональными таможенными управлениями или таможнями. Полномочия по утверждению профилей рисков таможенными органами различного уровня зависят от вида профиля рисков, области риска, мер по минимизации рисков.

    1. Система управления рисками: реализация процесса управления рисками в таможенных органах (выбор объектов таможенного контроля, применение мер по минимизации рисков, анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков)

    На шестом этапе реализации процесса управления рисками таможенные органы осуществляют выбор объекта таможенного контроля посредством выявления рисков, содержащихся в профилях рисков.

    Риски, индикаторы которых содержатся в профилях рисков, выявляются уполномоченными должностными лицами таможенных органов или специальными программными средствами при осуществлении таможенных операций и проведении таможенного контроля.

    Риски, индикаторы которых содержатся в профилях рисков, выявляются при совершении таможенных операций, при помещении товаров под таможенную процедуру или иных действиях таможенных органов с отдельными категориями товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры.

    Риски, индикаторы которых содержатся в автоматических профилях рисков, выявляются специальным программным средством (без участия уполномоченного должностного лица таможенного поста).

    Риски, индикаторы которых содержатся в автоматизированных профилях рисков, выявляются специальным программным средством с учетом решения должностного лица по результатам самостоятельной проверки неформализованных индикаторов риска.

    Риски, индикаторы которых содержатся в неформализованных профилях рисков, выявляются самостоятельно уполномоченными должностными лицами таможенного поста без использования специальных программных средств исходя из области риска в ходе проверки документов и сведений.

    Риск, индикаторы которого содержатся в профиле риска, считается выявленным при одновременном совпадении (положительном результате сравнения) всех сведений (в том числе показателей области риска и индикаторов риска), указанных в профиле риска, с учетом исключений из области риска (в качестве таких исключений могут быть отдельные категории лиц, характеристики товаров, особенности перемещения товаров или совершения таможенных операций и др.).

    Уполномоченные должностные лица таможенных органов при проведении таможенного контроля с использованием СУР осуществляют следующие действия:

    • выявляют риски, в том числе индикаторы которых содержатся в профилях рисков;
    • применяют меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях рисков;
    • применяют меры по минимизации рисков без указания в профиле риска;
    • фиксируют факт выявления рисков и результаты применения мер по минимизации рисков.

    Седьмой этап реализации процесса управления рисками заключается в применении мер по минимизации рисков, которые разделены на:

    • меры, применяемые только в случаях выявления рисков, содержащихся в профилях рисков (как правило к ним относятся меры, требующие значительных временных затрат, например, проведение таможенного досмотра или привлечение к таможенному контролю должностных лиц иных структурных подразделений таможенного органа и др.);
    • меры, которые могут применятся без указания в профиле риска, т.е. по инициативе уполномоченного должностного лица таможенного органа (т.е. существенно не влияющие на сроки выпуска товаров, например, отбор проб и образцов, контроль после выпуска товаров и др.)

    Конкретный перечень таких мер определяется приказом ФТС России.

    Результаты применения мер по минимизации рисков отображаются в информационных ресурсах таможенных органов.

    В зависимости от полученных результатов применения мер по минимизации рисков принимаются соответствующие решения (например, о необходимости доначисления таможенных платежей, внесения изменений в ДТ, возбуждения дела об АП, выпуска товара и др.).

    Восьмой этап реализации процесса управления рисками предусматривает анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.

    Для этого ответственные подразделения по контролю за действием профилей рисков на постоянной основе осуществляют анализ эффективности профилей рисков, контроль за их применением и соблюдением установленного порядка учета результатов применения мер по минимизации рисков, подготовку предложений об актуализации или отмене, а также обеспечивают единообразный подход к применению профилей рисков и соответствие их содержания правовым актам.

    Информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, не подлежит передаче третьим лицам, в том числе государственным органам, за исключением случаев, когда такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации. В связи с этим все профили рисков являются документами ограниченного распространения (конфиденциальными и для служебного пользования) и имеют гриф «ДСП» (для служебного пользования), а это означает, что доступ к информации об области рисков, индикаторах рисков, содержащихся в профилях рисков имеют только уполномоченные должностные лица таможенных органов.

    Дополнительный материал по теме в разделе Таможенный контроль

    Контактная информации

    В указанном разделе указываются следующие сведения:

    • ответственное подразделение таможенного органа, занимающегося контролем над действием профиля риска. В данной графе фиксируется наименование соответствующего подразделения (или подразделений, если их несколько), на которые возложена обязанность по осуществлению проверки применения мер прямого характера в отношении снижения вероятности возникновения опасной ситуации;
    • контактное лицо, занимающееся разъяснением по вопросам осуществления работы по профилям риска.

    Все указанные органы и лица осуществляют свою работу в строгом соответствии с правилами, установленными Инструкцией, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы № 1200 от шестого июня 2011 года.

    Источник

    Виды рисков импорта

    В ходе предпринимательской деятельности возникает множество рисков, которые мы попытались разделить по группам, отразив результат в таблице:

    Классификация рисков

    Классификационный признак Вид риска Характеристика риска
    Природа появления Субъективный (связанный с личностью предпринимателя) Неразвитые способности к принятию верных решений; недостаток опыта, образования, профессионализма; ничем не подкрепленные амбиции; недостаточное осознание сущности сделки; нарушение правил поведения на рынке
    Объективный Недостаточность информации; чрезвычайные ситуации; внезапное изменение конъюнктуры рынка, уровня информированности, законодательной базы, условий получения кредитов, уплаты налогов, инвестирования
    В зависимости от этапа решения проблемы На этапе выбора решения Ошибки в использовании методов определения серьезности рисков из-за недостатка информации либо ее недостоверности, использования дезинформации или, наоборот, отличное владение этими методами
    На этапе реализации решения Ошибки в подборе правильного решения, непредвиденные изменения субъективных факторов
    По масштабам Локальный, на уровне индивидуального производства Риск отдельно взятой компании (ее структурных звеньев)
    Отраслевой Риск, связанный с особенностями отрасли
    Региональный Риск на уровне территории одного субъекта Российской Федерации
    Национальный Риск на уровне макроэкономики, вызванный неожиданными изменениями в политике, правовой части сделки, кредитовании, налогообложении
    Международный (межстрановый) Риск, обусловленный переменами в конъюнктуре мирового рынка, с новыми направлениями в дипломатических отношениях между странами, масштабными бедствиями
    По сфере возникновения Внешний Непредсказуемые изменения в экономической политике, в макроусловиях производства; стихийные бедствия на значительных территориях; валютный риск
    Внутренний Риски, связанные со спецификой деятельности предприятия: производственный, финансовый, страховой
    По возможности осуществить страхование Страхуемый Риски, которые возможно предварительно просчитать и которые принимаются на себя организациями, осуществляющими страхование
    Нестрахуемый Форс-мажорные риски, оценить ущерб от которых невозможно, масштабные риски, а также случаи, которые не признаются предметом страхового договора
    По видам предпринимательской деятельности Финансовый Риски ликвидности, информационный, валютный риски; банковские риски – кредитный, процентный, портфельный, падения общерыночных цен (инфляционный); лизинговый и факторинговый риски, обусловленные спецификой клиента банка

    Такую классификацию рисков можно принять за основу, однако не все ее составляющие могут обязательно касаться всех категорий субъектов предпринимательства. Для каждой сферы деятельности перечень рисков может быть своим.

    Виды рисков, специфичные для разных отраслей, предполагают и различные подходы к управлению ими. Например, внутренние риски подразумевают осуществление таких действий, как совершенствование организационных и управленческих процессов, повышение уровня производства и конкурентоспособности продукции, улучшение кадрового потенциала предприятия, совершенствование маркетинга и менеджмента и ряд других решений.

    Поскольку импорт товаров входит в число видов деятельности хозяйствующих субъектов, то перечисленные выше виды рисков могут возникать и при нем. Однако существуют риски, присущие только данному направлению экономической деятельности, которые условно можно разбить на пять групп.

    Риски при импорте товаров

    Вид риска Суть риска
    Риски импорта с иностранными партнерами
    • Мошеннические действия со стороны зарубежных партнеров;
    • неоднозначные условия сделки, допускающие двоякое толкование;
    • непонимание иностранными контрагентами формулировок контракта или условий сделки, предложенных россиянами;
    • разное понимание сторонами своих прав и обязательств;
    • ненадлежащее выполнение сторонами договоренностей;
    • большое количество факторов, от которых зависит успех сделки;
    • оформление деловых отношений с зарубежным контрагентом;
    • первый контракт с новым иностранным партнером;
    • исключительное предпочтение правовым способам обеспечения обязательств
    Риски импорта по контрактам
    • Выбор вида контракта и решение предварительных вопросов;
    • точное следование правовым требованиям к договорам;
    • выполнение предписаний контролирующих органов РФ;
    • применение разъяснительных материалов контролирующих органов РФ;
    • приведение условий и формулировок в соответствие с изменившимися законодательными актами;
    • исключение условий контрактов, способных вызвать проблемы;
    • точность перевода при заключении двуязычных договоров;
    • финансовые последствия прописанных в контракте условий
    Риски импорта по валютным операциям
    • Несогласие банка обслуживать договор;
    • несогласие банка проводить валютную операцию по договору;
    • трудности отождествления валютной операции по договору;
    • предоставление банку несоответствующих бумаг;
    • немалые штрафы за валютные правонарушения
    Таможенные риски
    • Отклонение таможенными органами договора по оформлению грузовой таможенной декларации;
    • приостановка таможенной регистрации из-за сомнительного договора;
    • изменение таможенной цены продукции с повышением таможенных платежей;
    • прекращение выпуска товаров при их ввозе в РФ без соответствующего разрешения правообладателей товарных знаков;
    • нарушение договора с целью получения тарифных льгот при импорте;
    • присутствие в договоре условий, которые вызывают трудности на таможне (требование предъявлять свидетельства и бумаги, указанные в договоре, и др.);
    • серьезное наказание за валютные и таможенные правонарушения
    Налоговые риски
    • Отказ от трат по договору в целях рассчитать налог на прибыль;
    • неправильная ставка НДС;
    • отказ в возмещении, дополнительное начисление НДС;
    • обязательное удержание налога с выплат иностранной фирме;
    • другие отрицательные последствия договоров, касающиеся налогов

    При всем многообразии рисков импорта их сущность сводится к одному – большой вероятности финансовых потерь в процессе данного вида внешнеэкономической деятельности. Чтобы минимизировать риски, специалисты рекомендуют проверенные способы – более точный расчет перед проведением операций по импорту, хеджирование и страхование. Последний хотя и относится к дорогостоящим методам, но при этом гарантирует максимальное покрытие возможных убытков.

    Читайте статью: Доля импортной продукции на российском рынке

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]