ГлавнаяИнформация Таможенный тариф
Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении таможенной границы. Ставки приводятся в соответствие с систематизированным перечнем товарной номенклатуры. Требуется уточнить, что таможенная граница может не совпадать с границами государства, и включает в себя все точки отправления и поступления товаров, например, порты, аэропорты, вокзалы. Она может включать в себя границы государств, объединившихся в таможенный союз, на территории которого применяется единый таможенный тариф.
Структура таможенного тарифа
Структура таможенного тарифа строится из товарной номенклатуры и ставок таможенных пошлин. Строка таможенного тарифа включает в себя: код товара, его название и описание, соответствующие им значения ставок. В более сложной структуре могут указываться различные преференции, льготы, квоты.
Виды таможенных тарифов
Существует множество классификаций таможенных тарифов. В первую очередь выделяют два вида: простые и сложные.
- Простой подразумевает, что каждому товару соответствует только одна ставка таможенной пошлины, применяемая в любом случае.
- Сложный подразумевает, что к каждому товару соответствует несколько ставок таможенных пошлин (две или больше). Практически во всех странах используются сложные таможенные тарифы, дающие возможность гибкого применения таможенных пошлин.
Виды таможенных тарифов по перемещению товара:
- Тариф на импорт.
- Тариф на экспорт.
Суть и цель применения таможенного тарифа – управление внешнеторговой деятельностью.
Цели применения таможенного тарифа
Применение таможенного тарифа позволяет добиваться несколько целей:
- управление потоком товаров, перемещаемых через таможенную границу для достижения оптимального соотношения между импортом и экспортом;
- регулярное пополнение бюджета страны;
- защита интересов товаропроизводителей страны от конкуренции с зарубежными товарами;
- создание условий для эффективной интеграции в мировую экономику.
В России первый таможенный тариф был издан в 1724 г. в эпоху царствования Петра 1. Он представлял собой перечень привозных и отпускных товаров в алфавитном порядке, с указанием собираемых пошлин. Размер пошлины устанавливался в зависимости от цены товара, его веса или меры. С тех пор таможенные тарифы неоднократно менялись.
Таможенный тариф РФ
Таможенный тариф РФ был введен в действие с 1 июля 1993 года Законом РФ от 21.05.1993 г. № 5003-01 «О таможенном тарифе». Он определял порядок применения таможенного тарифа, видов таможенных пошлин, виды ставок таможенных пошлин, порядок их установления, а также тарифные льготы (преференции). Согласно принятому законодательству ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются законодательно Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 был утверждён Таможенный тариф РФ, действовавший до создания Таможенного Союза.
Единый таможенный тариф ТС (таможенного союза)
Таможенный союз трёх стран России, Белоруссии, Казахстана был создан в 2010 году, его управляющим органом стала Комиссии Таможенного союза (КТС). Первое время между странами шли сложные интеграционные процессы. Единый таможенный тариф ТС вступил в силу с 1 января 2012 года Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 18.11.2011 № 850. Этим же документом была утверждена новая редакция Единой товарной номенклатуры. С 2012 года наднациональным регулирующим органом Таможенного Союза стала Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая стала преемницей КТС. В течение этого же года было принято Решение Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. N 54, которое утвердило вышедшую новую редакцию единой ТН ВЭД ТС и Единого таможенного тарифа Таможенного Союза (ЕТТ ТС). Принятие этих документов было вызвано вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и взятыми в связи с этим обязательствами. Так как Белоруссия и Казахстан не были членами ВТО, то для этих стран был установлен переходный период. Образованный ТС является открытой организацией, готовой к присоединению новых участников. В 2011 году намерение присоединиться выразила Киргизия, одобрение было получило в 2014 году. В 2013 году намерение присоединиться появилось у Армении, одобрение было получено в 2013 году. В 2014 году Киргизия и Армения вошли в состав ТС, однако действовавшие Таможенные тарифы этих стран отличались от Единого Таможенного тарифа ТС. Для вновь присоединившихся стран на время переходного периода действовали льготные условия, во время которого ставки ввозных пошлин на некоторые товары оставались прежними. После окончания переходного периода, льготный период закончился и в действие вступили таможенные пошлины ЕТТ ТС.
Пример. До окончания переходного периода ставки ввозных таможенных пошлин на автомобили в Армении были значительно ниже, чем в других странах ТС. По этой причине стоимость автомобиля, ввезённого в Армению из США, была значительно ниже по сравнению с другими странами ТС. Использовать ввезённый автомобиль можно было по всей территории ТС.
Классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС
Для точной классификации номенклатурной позиции необходимо хорошо знать устройство и назначение товара (его определяющие свойства), принцип работы (уметь выделить главные функции), материал, из которого он изготовлен, иногда нужно знать также технологию изготовления товара.
Систематизация основана на четырех основных критериях:
- Материал, из которого изготовлен продукт (физико-химический состав)
- Форма изделия
- Назначение товара, его основные функции
- Степень обработки (переработки)
Примером классификации товара, исходя из материала производства, может служить рамка для картин или фотографий.
Код ТН ВЭД ЕАЭС | Наименование товарной позиции | Группа | Примечание |
4414009000 | РАМЫ ДЕРЕВЯННЫЕ ДЛЯ КАРТИН, ФОТОГРАФИЙ, ЗЕРКАЛ ИЛИ АНАЛОГИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ ПРОЧИХ ПОРОД | Группа 44 Древесина и изделия из нее; древесный уголь | Для рамок, выполненных из дерева |
3926400000 | СТАТУЭТКИ И ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНЫЕ ПРОЧИЕ ИЗ ПЛАСТМАСС И ИЗ ПРОЧИХ МАТЕРИАЛОВ ТОВАРНЫХ ПОЗИЦИЙ 3901-3914 | Группа 39 Пластмассы и изделия из них | Для рамок, выполненных из пластмассы |
8306300000 | РАМЫ ДЛЯ ФОТОГРАФИЙ, КАРТИН И АНАЛОГИЧНЫЕ РАМЫ; ЗЕРКАЛА | Группа 83 Прочие изделия из недрагоценных металлов | Для металлических рамок |
Примером классификации товара по его форме является туалетное мыло.
Код ТН ВЭД ЕАЭС | Наименование товарной позиции | Примечание |
3401110001 | МЫЛО ТУАЛЕТНОЕ (ВКЛЮЧАЯ МЫЛО, СОДЕРЖАЩЕЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА) | Если мыло имеет форму брусков, кусков и т.д. |
3401201000 | МЫЛО В ФОРМАХ: ХЛОПЬЯ, ВАФЛИ, ГРАНУЛЫ ИЛИ ПОРОШКИ | Если мыло представлено в форме хлопьев, гранул или порошков |
3401209000 | ПРОЧЕЕ МЫЛО В ПРОЧИХ ФОРМАХ | Мыло в жидком или пастообразном виде |
В качестве примера классификации товара по его функциям можно привести телефон
Код ТН ВЭД ЕАЭС | Наименование товарной позиции | Комментарий |
8517110000 | ТЕЛЕФОННЫЕ АППАРАТЫ ДЛЯ ПРОВОДНОЙ СВЯЗИ С БЕСПРОВОДНОЙ ТРУБКОЙ | Телефоны, использующие проводную связь |
8517120000 | ТЕЛЕФОННЫЕ АППАРАТЫ ДЛЯ СОТОВЫХ СЕТЕЙ СВЯЗИ ИЛИ ДРУГИХ БЕСПРОВОДНЫХ СЕТЕЙ СВЯЗИ | Телефоны, использующие сотовую связь |
Критерий разделения по степени его переработки рассмотрим на примере продукции из шелка.
Код ТН ВЭД ЕАЭС | Наименование товарной позиции |
5002000000 | ШЕЛК-СЫРЕЦ (НЕКРУЧЕНЫЙ) |
5004001000 | HИТЬ ШЕЛКОВАЯ (КРОМЕ ПРЯЖИ ИЗ ШЕЛКОВЫХ ОТХОДОВ), НЕ РАСФАСОВАННАЯ ДЛЯ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ, НЕОТБЕЛЕННАЯ, ПРОМЫТАЯ ИЛИ ОТБЕЛЕННАЯ |
5006001000 | ШЕЛКОВАЯ НИТЬ ИЗ ШЕЛКОВЫХ ОТХОДОВ, РАСФАСОВАННАЯ ДЛЯ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ |
5007903000 | ПРОЧИЕ ТКАНИ ИЗ ШЕЛКОВЫХ НИТЕЙ ИЛИ ИЗ ШЕЛКОВЫХ ОТХОДОВ, ОКРАШЕННЫЕ |
5007909000 | ПРОЧИЕ ТКАНИ ИЗ ШЕЛКОВЫХ НИТЕЙ ИЛИ ИЗ ШЕЛКОВЫХ ОТХОДОВ, НАПЕЧАТАННЫЕ |
Правила определения кода ТН ВЭД
Согласно положениям Таможенного кодекса Республики Казахстан (далее – ТК РК) участник ВЭД самостоятельно определяет код товара, перемещаемого через таможенную границу. В случае выявления неверной классификации товаров при их декларировании, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров ( статьи 78 ТК РК).
Уполномоченные в области таможенного дела, по запросу заинтересованного лица принимают предварительные решения о классификации товаров ( статьи 78 ТК РК).
Таможенные органы, определенные законодательством государств — членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию (пункт 6 статьи 52 Таможенного кодекса таможенного союза).
В целях обеспечения единообразия толкования Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на основании предложений таможенных органов Комиссия Таможенного союза (Евразийская экономическая комиссия) принимает и и разъяснения по классификации отдельных видов товаров (пункт 7 Таможенного кодекса таможенного союза).
Важно
Перед началом самостоятельной классификации товаров необходимо проверить наличие опубликованного решения по классификации аналогичных товаров со стороны ЕЭК или Таможенных органов Республики Казахстан.
В целом алгоритм определения кода сводится к последовательному применению шести правил классификации товаров — так называемых Основные Правила интерпретации ТН ВЭД (далее – ОПИ ТН ВЭД).
Правило 1
Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позицийи соответствующих примечаний
к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное
Важно
То есть выполняя классификацию необходимо ориентироваться в первую очередь на описание состава группы, приведенное в классификаторе.
Выполнять классификацию опираясь только на название группы – в корне неверно!
Правило 2
а) любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде;
б) любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества.
Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
Правило 3
В случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара;
б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим;
в) товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Правило 4
Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
Правило 5
В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие правила:
а) чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара, имеющая специальную форму или приспособленная для размещения соответствующего изделия или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в них изделиями, если такого вида тара обычно поступает в продажу вместе с данными изделиями. Однако данное Правило не применяется к таре, которая, образуя с упакованным изделием единое целое, придает последнему основное свойство;
б) согласно положениям вышеприведенного Правила 5 (а), упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования.
Единый таможенный тариф ЕАЭС
С 1 января 2015 года был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединивший 5 стран: Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию. Решением Совета ЕЭК от 10.12.2014 N 112 были внесены изменения в Решение Совета ЕЭК 54 в результате которых ТС был переименован в ЕАЭС, так появился Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС). Ставки таможенных пошлин были приведены в соответствие с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основанной на Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Эта система состоит из видов товаров и присвоенным им кодам ТН ВЭД, состоящим из 10 цифр. Единый таможенный тариф состоит из 21 раздела (97 групп), содержащих все виды товаров. Указанные в нём ставки таможенных пошлин действуют на территории всех стран-членов ЕАЭС, что позволяет проводить единую таможенную политику.
Предназначение и функции
Единый таможенный тариф позволяет привести ставки ТП в соответствие с товарной номенклатурой ВЭД и избежать финансовых потерь, как со стороны государства, так и со стороны участников внешнеторговых отношений. Применение единого таможенного тарифа ЕАЭС дает возможность:
- достичь оптимального соотношения между экспортом и импортом, управляя потоками товаров, которые перемещаются через границу;
- защитить интересы производителей товаров страны от конкуренции с иностранными брендами;
- обеспечить эффективную интеграцию в мировую экономику;
- регулярно пополнять государственный бюджет.
В связи с изменениями политической обстановки таможенные тарифы, а также их функции неоднократно подвергались пересмотру и корректировке.
Таможенный тариф 2021
Таможенный тариф ЕАЭС в 2021 году мало чем отличается от тарифа 2019 года. Решениями ЕЭК проводятся изменения ставок ввозных пошлин в действующий Таможенный тариф. Кроме того, в перечень товаров вносятся новые товарные позиции.
Пример. Решением ЕЭК от 03 февраля 2021 N 23 были обнулены ввозные таможенные пошлины на отдельные виды моллюсков и мясо криля с кодами ТН ВЭД 0307433800, 0307439000, 0307529000, 1605400001 и 1605539000.
Мы уверены, что сроки, стоимость и качество услуг Вас приятно удивят!