«Почта России» и ВТБ создали национального логистического гиганта для электронной торговли


Логистические хабы по всей России

НЛТ построит по всей стране 38 логистических хабов общей площадью 400 тыс. кв. м. Система хабов будет трехуровневой. На первом уровне будет семь хабов, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Хабаровске.

Хабы первого уровня откроются в аэропортах или вблизи них. Они будут обеспечены высокой степенью автоматизации процессов и возможностью осуществлять как экспортно-импортные операции по отправке посылок, так и отправку товаров клиентам через российские онлайн-магазины со специально выделенных складских зон.


«Почта России» и ВТБ создали СП для электронной торговли

Два хаба первого уровня уже работают. Это открытый в 2021 г. хаб в Казани и запущенный в 2013 г. хаб в подмосковном Внуково.

Второй уровень будет представлять собой 10 центров, которые расположатся в городах с населением более 1 млн человек и будут обладать автоматизированной сортировкой посылок и складскими зонами для хранения и обработки товаров.

На третьем уровне будет работать 21 центр, обеспечивающий сервис по доставке онлайн-заказов в областях и городах с населением более 500 тыс. человек.

ВИРТУАЛЬНАЯТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

10.12.21

Эксперты рассказали о развитии рынка складов индивидуального хранения в России

Склады self storage (переводится с англ. как «индивидуальное хранение»), которые еще называют сити-боксами, — сегмент рынка по сдаче в аренду помещений для хранения бытовых вещей в индивидуальных сейфах, контейнерах, шкафах. Они предоставляются в аренду физическим и юридическим лицам с помесячной или годовой оплатой, а иногда и ежедневной.
Первый в мире склад для хранения личных вещей построили в США еще в 1850-х годах, сообщает портал Selfstoragespecialists.com. Но только в 1960-х годах индустрия стала набирать успех в Соединенных Штатах. В 1964 году в Техасе построили склад self storage и концепция распространилась на западное побережье страны, затем опыт переняла и Канада. Но тогда этот бизнес был единичным, и не всегда подобные проекты выживали.

Что происходит с рынком сейчас

Сегодня этот формат бизнеса активно набирает обороты. Согласно отчету Федерации европейских ассоциаций складов индивидуального хранения (FEDESSA), к концу 2021 года число складов индивидуального хранения в Европе вырастет до 5173 складских помещений общей площадью 11 млн кв. м. В шести наиболее развитых странах Европы находятся 78% таких фирм. В этом году средняя арендная плата за такое хранение в европейских странах составляет €268,74 за 1 кв. м в год, что на 7% больше, чем в 2020-м.

Для России это достаточно новый сегмент — впервые такой сервис появился в стране около 10–15 лет назад. Директор департамента мобильных решений АТОЛ Олег Лиманский рассказал «Известям», что за последние два года, по оценкам компании, количество российских игроков рынка складов индивидуального хранения выросло в два раза. Особенно заметный рост наблюдается в городах-миллионниках — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург. В регионах такой формат пока менее распространен: сдерживающим фактором является более низкий уровень дохода граждан. Но постепенно рост спроса на такие услуги будет уходить на периферию, считает он.

По оценкам АТОЛ, около 70% клиентов этого рынка — это физические лица. Оставшиеся 30% — малый и средний бизнес. Достаточно заметный приток юридических лиц был как раз в 2020–2021 годах, указали в компании.

Всё больше набирают популярность склады с отоплением. Разница в цене между отапливаемым и неотапливаемым помещением может достигать 70%, но клиенты чаще выбирают теплые склады даже для хранения имущества, которое не особо прихотливо в плане температурных режимов, указали в компании.

По словам Надежды Коркки, управляющего партнера , если год назад проекты с кладовыми были предусмотрены в 42,1% жилых комплексах, реализуемых на первичном рынке Москвы с учетом ТиНАО, то сейчас — в 43,4%.

«Их востребованность объясняется снижением общей площади квартир и отказом ряда застройщиков от балконов, поэтому покупателям требуются альтернативные места хранения. При этом крупные центры хранения, сити-боксы, нередко расположены на значительном отдалении от жилых кварталов в бывших промзонах, что усложняет логистику», — сказала Коркка.

Алена Волобуева, руководитель отдела исследований компании в сфере недвижимости Maris в ассоциации с CBRE, отметила, что, например, в Санкт-Петербурге первый склад индивидуального хранения открыли в 2011 году. В 2020–2021 годах на рынке сформировался «устойчивый тренд роста», который должен сохраниться в среднесрочной перспективе, полагает она.

Она рассказала, что на конец текущего года на петербургском рынке действует 131 комплекс self-storage. С начала года количество таких складов увеличилось на 52 по сравнению с итогами IV квартала 2020 года, а общее число операторов возросло до 42. За два года число объектов на рынке выросло в 2,5 раза.

Одним из сегментом рынка индивидуального хранения является стеллажное хранение — размещение груза, которое рассчитано на товары из разных ассортиментных групп. Александр Архипов, руководитель отдела по работе с клиентами , сообщил, что в этом году спрос на эту услугу вырос на 38% по сравнению с 2021 годом. В основном им пользуются физлица, когда необходимо куда-то перевезти мебель на время ремонта на срок 3–6 месяцев либо есть потребность в сезонном хранении шин и спортивного инвентаря, без периодического забора вещей.

Специалист подчеркнул, что стеллажное хранение в таком случае выгоднее аренды боксов, поскольку клиент платит за «фактически используемый кубометр», при этом может сэкономить, предварительно разобрав мебель, храня ее «в досках». По его словам, такой вид хранения актуален, когда много вещей и нужно длительно хранить их.

Евгений Белов, основатель сервиса «Амбар», заявил в беседе с «Известиями», что сейчас на российском рынке self storage уровень спроса превышает предложение. При этом клиент становится более избирательным в части спектра предоставляемых услуг. Большинство компаний, занимающихся сити-боксами, не могут удовлетворить полный комплекс потребностей клиента, подчеркнул он. Например, компания, которая предоставляет возможность арендовать мелкую ячейку, как правило, не дает клиенту управлять ее внутренним содержимым.

Ввиду того что многие не могут предложить своим клиентам сервис «под ключ», при растущем спросе на такой сервис появляются новые компании, которые предоставляют услуги не только по хранению личных вещей, но и возможность ими управлять, сказал он.

Ставки

Олег Лиманский рассказал, что ставка аренды складов индивидуального хранения обычно рассчитывается за кубический метр. В среднем по Москве стоимость 1 куб. м варьируется от 1500 до 2000 рублей. Итоговая стоимость зависит от расположения склада, наличия или отсутствия отопления и дополнительных сервисов (упаковка, доставка, приемка, личный кабинет на сайте или в приложении, видеонаблюдение).

По словам Надежды Коркки, средняя цена аренды кладовки в проектах ТиНАО в октябре 2021 года достигла 350,8 тыс. рублей, в новостройках «старой» Москвы — 1 млн рублей. Минимально снять такое помещение можно за 148,6 тыс. рублей, максимально — за 7,7 млн рублей. За 10 месяцев этого года в столичных жилых комплексах заключили порядка 7,6 тыс. договоров долевого участия на кладовые (учитывались только сделки физлиц, без оптовых покупок). Это на 72,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В Санкт-Петербурге ставки аренды на рынке складов индивидуального хранения достаточно стабильны, сказала Алена Волобуева. По состоянию на конец 2021 года ставки в отапливаемых складах self-storage в среднем снизились на 5,2% по сравнению с показателями на конец 2020-го и составляли от 800 до 2 тыс. рублей за 1 кв. м. в месяц. Аренда неотапливаемых складских помещений за год возросла на 21,5%, до 700–1400 рублей рублей за «квадрат».

Влияние пандемии

Опрошенные «Известиями» эксперты сошлись во мнении, что пандемия коронавируса оказалась одним из сильнейших драйверов рынка индивидуального хранения во всем мире, включая Россию.

Олег Лиманский отметил, что если говорить о b2b-клиентах в self-storage, здесь рост спроса был вызван сокращением арендуемых офисных площадей и массовым закрытием точек общепита, салонов красоты. По его словам, часть работодателей, временно переводившая сотрудников на удаленку или гибридный формат работы, в итоге продлила его и отказалась от больших офисов, чтобы сократить затраты на аренду. Стоимость хранения лишней мебели и офисной техники на складе ниже стоимости аренды пустующих площадей в бизнес-центрах, поэтому всё больше компаний обращаются к этому формату хранения, пояснил он.

«Если говорить об общепите и сфере услуг, в связи с периодическими локдаунами и просто падением потока посетителей из-за пандемии и, соответственно, падением выручки, многие предприниматели временно сворачивали свой бизнес и отказывались от аренды помещений на время закрытия. Но продажа мебели, оборудования для летних веранд, техники, расходных материалов и затем покупка нового — это огромные затраты для бизнеса. Здесь склады временного хранения тоже оказались оптимальным решением и спрос на них заметно подрос», — рассказали в АТОЛ.

Именно из-за пандемии начали активнее пользоваться услугами self-storage и физлица. Здесь на спрос повлияли переход на удаленку и в связи с этим оптимизация пространства квартир и частных домов для обустройства рабочего места. Также повлиял рост безработицы и уровня доходов в связи с закрытием предприятий на фоне пандемии, из-за чего многие горожане отказываются от дорогого съемного жилья и переезжают к родителям либо переходят на формат совместной аренды квартир с друзьями и знакомыми, сказал Олег Лиманский.

С одной стороны, переезжающим необходимо продать или где-то хранить мебель, которую они покупали для съемных квартир. С другой — в квартирах, где начинают проживать больше людей, нужно освобождать пространство. Все эти задачи зачастую выгодно решать с помощью сити-боксов.

При этом, по словам Александра Архипова, в связи с пандемией предложение на рынке индивидуального хранения вещей «сильно выросло», а вот стеллажное хранение стало более редким явлением.

Другие драйверы роста

По словам Алены Волобуевой, факторов, влияющих на формирование стабильного спроса со стороны физлиц на рынке, два. Во-первых, за последние 10 лет «существенно сократилась» средняя площадь приобретаемого жилья. Во-вторых, снижается предложение индивидуальных гаражей, в которых можно было хранить вещи.

Рынок индивидуальных парковочных мест в крытых паркингах не смог в полной мере восполнить данную нишу, посетовала эксперт. Число жилых комплексов, в которых предусмотрены помещения для индивидуального хранения, по-прежнему остается незначительным на рынке. В условиях стремительного роста себестоимости строительства маловероятно, что данный показатель в обозримом будущем будет увеличиваться, спрогнозировала руководитель отдела исследований Maris.

Олег Лиманский полагает, что вне пандемии повышение спроса на подобные услуги в наибольшей степени стимулирует урбанизация. Кроме того, рост экономики в целом положительно сказывается на рынке сити-боксов: люди приобретают всё больше вещей, которые необходимо хранить. В России в последние годы активно увеличивался рынок жилья, что опять же связано с большим количеством ремонтов, переездов. А значит, растет и спрос на временное хранение вещей, сказал он.

Дальнейшее развитие рынка

Глобальные тенденции, такие как автоматизация, цифровизация, клиентоориентированность, — это то, что позволит удержаться сити-боксам на рынке и быть конкурентоспособными операторами в ближайшие годы, считает Олег Лиманский. Он призвал учесть то, что количество доступных площадей в центрах городов ограничено и конкурировать за счет выгодного географического расположения уже не получится.

По словам специалиста АТОЛ, старшие поколения привыкли к формату гаражного хранения и менее склонны к мобильности. Основная аудитория self storage — это миллениалы, и именно на их интересы и привычки стоит ориентироваться операторам подобных услуг. В свою очередь, эта аудитория охотнее выбирает поставщиков, использующих мобильные приложения и адаптивные веб-сайты, онлайн-бронирование, онлайн-оплату и другие современные технологии, которые возникли в том числе как ответ на пандемию, добавил он.

Эксперт отметил и важность для клиентов скорости и надежности работы складов при приеме и выдаче вещей, и здесь выигрывает тот, кто делает ставку на автоматизацию: быстрая упаковка и печать стикеров со штрих- или QR-кодами на каждую единицу, которая отправляется на хранение, использование мобильных устройств на складе во время приемки и доставки грузов. Данные с таких устройств должны сразу в корректном формате отправляться в учетную систему компании и отображаться на сайте или в приложении, указал он.

В итоге провайдеры сити-боксов будут превращаться из обычных складов в полноценные цифровые платформы. Именно терминалы сбора данных, по расчетам АТОЛ, составляют 90% всей автоматизации этого бизнеса, поэтому это очень перспективный рынок, подчеркнули в компании.

Если говорить о клиентоориентированности, востребованными будут те операторы, которые предложат удобную и быструю доставку, больше возможностей для выбора времени доставки, упаковку, отображение «матрицы товаров» в личном кабинете пользователя, доступ к камерам видеонаблюдения через приложение, заключили в компании.

В сентябре в Knight Frank заявили, что объем инвестиций в коммерческую недвижимость России за девять месяцев 2021 года вырос, по предварительным данным, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 32%, до 229 млрд рублей. Текущий результат на 29% превышает показатель первых трех кварталов 2019-го.

Известия

Как растет доходность «Почты» от посылочного бизнеса

Гендиректор «Почты России» Николай Подгузов отметил, что в 2021 г. предприятие обработало 365 млн почтовых отправлений с товарными вложениям. Это на 23% больше показателя 2016 г. В текущем году ожидается рост еще на 25%.

В целом за пять лет за счет электронной коммерции доходность посылочного бизнеса «Почты» вырастет в два раза — с нынешних 61 млрд руб. до 122 млрд руб. в 2023 г. Для сохранения же рыночных позиций «Почте» требуется создание цифровой логистической экосистемы, включающей в себя сортировочные центры, склады для обработки заказов и современные информационные решения, резюмирует Подгузов.

Тренды, которые изменят транспортную логистику в 2021

Беспилотный транспорт

Грузовики без водителей открывают новые уровни безопасности, эффективности и качества. Они появятся на автомагистралях Великобритании уже в этом году: до трех самоходных грузовых автомобилей будут двигаться в колонне с ускорением и торможением, которые контролируются головной машиной.

Россия же к внедрению беспилотных транспортных средств пока не готова — да, у нас плохие дороги и 4G. Но проблема решается: в августе 2021 премьер-министр Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу разработать и реализовать комплекс мер по созданию инфраструктуры для движения беспилотного транспорта.

Использование больших данных

Базы данных — крайне ценный ресурс каждой компании. Грамотные и эффективные процессы сбора, хранения, обработки и интерпретации больших данных позволяют персонализировать сервис под каждого клиента и решать задачи оптимизации.

Для клиентов время значит много — вы это знаете. Все логистические компании стараются осуществить доставку быстрее. В этом помогает анализ больших данных: изучая количество заказов и товаров, ситуацию на дороге, состояние транспорта и другие параметры, вы называете клиенту практически точное время доставки, а клиент остается доволен. Профит!

А как же быть с товарами, которые требуют особенных условий хранения? Большинство компаний вкладывают много денег, чтобы доставить подобные товары, а ведь можно тратить гораздо меньше, применяя технологию интернета вещей. Как она используется? Сенсоры сканируют температурные условия, уровень запасов и т.д., затем данные анализируются в оффлайн-режиме — так формируется информация о самых безопасных и экономичных способах транспортировки и размещения товаров.

Дополненная реальность

Границы между цифровым и физическим мирами размываются: дополненная реальность (AR, augmented reality) — воспринимаемая реальность, созданная с использованием «дополненных» компьютером элементов виртуальной реальности — обеспечит новые перспективы в планировании логистики и выполнении транспортировки.

Представьте, что расположение груза в кузове грузовика можно визуализировать с помощью устройства со встроенной камерой. Как это работает? В устройстве есть программа, в которую загружаются расчеты оптимального размещения груза — она строит 3D-модель. Вы направляете камеру на нужное транспортное средство: происходит совмещение 3D-модели с реальностью, то есть, на дисплее устройства отобразится грузовик с уже размещенным грузом. При этом в «картинке» есть вся информация об объектах: груз, тара, упаковка и т.д.

Груз будет размещен оптимально — это польза применения AR в логистике. Кроме того, дополненная реальность позволит сократить время погрузки и разгрузки и минимизировать количество ошибок из-за человеческого фактора.

А еще среди российских водителей набирают популярность навигаторы с проектором информации, которая отображается на лобовом стекле. Это больше, чем просто навигатор: он позволяет водителю не только отслеживать маршрут, но и контролировать состояние автомобиля. Все в одном месте — не нужно переключать свое внимание между несколькими источниками информации. Это значительно повышает безопасность движения.

Рациональное использование энергии

Велика вероятность, что в будущем весь мир перейдет на возобновляемые источники энергии и будет водить электромобили, ведь в этом есть много преимуществ: экономия на топливе, минимальное загрязнение окружающей среды, отсутствие налогов у владельцев и платы за парковку, почти беззвучный двигатель.

Начало уже положено — все больше электромобилей появляется на дорогах. В России на 1 июля 2021 года их насчитывалось уже 1,1 тыс. Кроме того, есть автопроизводители (какие именно — пока неизвестно), которые в 2021 году планируют наладить серийный выпуск электромобилей, а государство уже создает для них инфраструктуру.

Более того, в 2021 году появится первый электрический грузовик Tesla Semi Track — его прототип презентовала в Калифорнии компания Tesla Motors в ноябре 2021. Это транспортное средство — экологичная альтернатива традиционным дизельным машинам. Грузовик сможет разогнаться до 96 км/ч за первые 5 секунд движения без груза, а вместе с ним — за 20 (при максимальной загрузке в 36 тонн).

Блокчейн

Расширение международной торговли и логистики ведет к разработке более эффективных методов предоставления услуг.

Технология Blockchain — отличное решение для обеспечения более высокого уровня безопасности. Это идеальный инструмент для улучшения способов управления цепочками поставок сегодня, ведь его архитектура защищена от несанкционированного доступа: лучшая защита через расширенное шифрование, интеллектуальные контракты и сокращение посредников.

Блокчейн поможет бороться с коррупцией, вымогательствами, кражей и премиальными сборами за отслеживание груза. За этой технологией будущее — это бесспорно.

Без инвестиций в логистику «Почта» потеряет рынок

Президент Национальной ассоциации участников электронной торговли Александр Иванов сомневается, что НЛТ смогут быстро выйти на прибыльность. Но другого выхода у «Почты» нет, так как без развития логистики предприятие рискует потерять рынок, считает Иванов.

Облачные хранилища получили трехуровневую защиту от вымогателей

Облака

Основными конкурентами «Почты» в сфере обслуживания предприятий электронной торговли являются различные российские сервисы доставки: DPD, PickPoint, BoxBerry, Pony Express и др. Сейчас, по данным Александра Иванова, они контролируют 5% российского рынка трансграничной торговли и порядка 50-60% внутрироссийского рынка торговли через интернет.

Отметим, что у ВТБ и «Почты» уже есть опыт совместного сотрудничества. В 2015 г. стороны договорились о создании «Почтового банка», который работает через отделения «Почты».

Как подорожавшая логистика отразится на стоимости товаров

Но уже выросшую стоимость доставки продавцы начнут закладывать в конечные цены для потребителей. В результате, наиболее зависимые от стоимости доставки товары могут подорожать в среднем от 3 до 10%.

По итогам 2021 года тарифы на перевозку различными видами транспорта в среднем выросли от 20 до 50%, но по отдельным направлениям повышение было более заметным. Если бы не было такого серьезного роста тарифов на перевозку, поставщики могли бы подождать какое-то время, не повышая цены в расчете на понижение, отмечает член президиума Ассоциации экспортеров и импортеров Ирина Заседатель. «Но когда рост цен стал кратным, товары с высокой долей стоимости логистики безусловно будут отыгрывать стоимость логистики и дорожать», — говорит она. Пока на январь понижения тарифов не происходит, потому что провозных мощностей не хватает, замечает эксперт.

Цены на поставку регулируются контрактами, которые учитывают объем грузов, различными преференциями. В долгосрочных контрактах может указываться минимальная ставка, но дополнениями к договору тарифы будут меняться.

В следующем году ставки на перевозку закрепятся на достигнутом уровне, возможно даже произойдет незначительное снижение на 5 — 7,5% к июню-августу в мультимодальном сегменте, говорит заместитель генерального директора по работе с ключевыми клиентами компании Stalogistic Александр Видинеев. Но это произойдет, если не появятся дополнительные негативные факторы. Например, весной этого года рост цен на контейнерные перевозки начался в том числе после инцидента в Суэцком канале, где застрял сухогруз Ever Given.

Быстрее всего могут подорожать канцтовары, средства гигиены, стройматериалы — песок, щебень

С такой оценкой согласен ведущий специалист по интермодальным перевозкам логистической Владимир Френтий. По его словам, после предпраздничного ажиотажа тарифы могут снизиться весной и летом. После Нового года должны снижаться, прежде всего, ставки на контейнерные перевозки, заторы в мировых портах уже сокращаются, отмечает директор операционного департамента группы компаний AsstrA Денис Гураль. Но по другим видам транспорта продолжится рост. Тарифы на железнодорожные перевозки на 2022 год планируется индексировать на уровне 6,8%. Продолжат также расти тарифы в первой половине 2022 года и в секторе автоперевозок, говорит представитель логистической компании.

Еще менее оптимистичны в компании Gebrueder Weiss в России. Снижения цен на международные перевозки в ближайшее время вряд ли стоит ждать, напротив, возможен их дальнейший рост на 5-20% в зависимости от вида транспорта и результативности мер по увеличению пропускной способности транспортной инфраструктуры, указывает генеральный директор компании Владимир Серебряков. Тарифы снова пойдут вверх во второй половине 2021 в связи с высоким сезоном и все большим количеством грузов, добавляют в компании ACEX.

В результате, к уже произошедшему росту стоимости доставки может добавиться новое повышение тарифов. Больше всего удорожание логистики скажется на недорогих товарах, в стоимости которых высока доля стоимости доставки. Например, это канцелярские товары, недорогой текстиль, средства гигиены или дешевые стройматериалы, такие как песок, щебень. По оценкам представителей транспортных компаний, конечная стоимость таких товаров может вырасти на треть или половину от увеличившихся тарифов на перевозку, то есть примерно от 3 до 10%. Так, только индексация тарифов на железнодорожную перевозку в 6,8% приведет к росту конечной стоимости товаров до 3%.

Но и на стоимости дорогих товаров, таких как автомобили, бытовая техника, мебель ситуация в грузоперевозках также скажется из-за увеличения сроков доставки. Расходы на хранение товаров будут заложены в их конечную цену для потребителя.

В результате логистического кризиса этого года товаров, для которых логистика стала ощутимой в их себестоимости, стало больше, замечает Заседатель.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]