Таможенный перевозчик — кто это, и какие он имеет права и обязанности?


Таможенный перевозчик — кто это?

Таможенный перевозчик представляет собой юридическое лицо, как правило, это транспортная компания. Оно осуществляет перевозки иностранной продукции, которая находится под контролем таможни. Основным отличием этого лица является то, что оно может осуществлять перевозки без обязательств по уплате пошлин. Подробнее о возникновении и прекращении обязанности по уплате таможенных платежей читайте здесь.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург

Обязанности таможенного перевозчика

Как уполномоченное лицо, перевозчик должен выполнять следующие обязанности:

  • Полное соблюдение всех правил и требований, регламентированных ТК ТС.
  • Ведение учёта транспортируемой продукции.
  • Подача отчётов о ведении деятельности в таможенные органы. Отчёт может быть подан как лично в письменном виде, так и с использованием интернет-порталов в электронном виде.
  • В исключительных случаях обеспечение полного погашения таможенных пошлин.
  • Соблюдение всех правил работы с коммерческой информацией. Запрещено её разглашать третьим лицам или использовать в иных целях, кроме транспортировки товаров.
  • Подача заявления об изменении ранее поданных сведений.

Это основные обязанности перевозчика, которые должны выполняться в обязательном порядке. В противном случае, организация будет подвержена уголовному или административному наказанию.

Таможенный перевозчик должен иметь лицензию на ведение деятельности.

Декларант, таможенный представитель, перевозчик: кто за что отвечает

Разграничение обязанностей и ответственности между декларантом и таможенным представителем, а также риски перевозчика в свете поправок в КоАП — этим темам адвокат Евгений Иосифович Малиновский посвятил свой доклад на круглом столе по вопросам корректировки таможенной стоимости и классификации товаров, организованном ООО «ЮрСпектр».

Как распределяются обязанности и ответственность между таможенным представителем, декларантом, перевозчиком?

В соответствии с подходом, сложившимся в судебной практике, суд не взыскивает с таможенного представителя в пользу декларанта суммы таможенных платежей. В силу ст. 13 НК внесение платежей относится к обязательствам декларанта (налогоплательщика). С таможенного представителя, который декларировал товары, он вправе взыскать только убытки.

Убытки взыскиваются в виде доначисленных сумм пеней, образовавшихся вследствие просрочки таможенных платежей, сумм административного штрафа, наложенного на декларанта на основании ч. 9 ст. 13.6 КоАП. Суд может взыскать их с таможенного представителя с учетом положений ст. 375 ГК (вина кредитора), например распределив ответственность между декларантом и представителем в пропорции 50/50.

Можно ли ограничить ответственность таможенного представителя?

Если речь идет о закреплении в договоре поручения условий, ограничивающих ответственность таможенного представителя, неверно определившего код ТН ВЭД ЕАЭС в декларации на товар, полагаем, это сделать нельзя.

Какова практика привлечения перевозчика к административной ответственности в свете поправок в КоАП, действующих с 31.01.2018?

Анализ судебной практики, формирующейся в связи с изменением с 31.01.2018 гл. 14 КоАП, показал следующее. Вместо конфискации предмета административного правонарушения (товара) суд теперь применяет штраф в размере до 30% его стоимости. Причем размер штрафа может быть разным: и 5, и 15, и все 30%. Увеличилось количество постановлений, по которым лицо, привлекаемое к ответственности, освобождается от нее в связи с малозначительностью правонарушения <*>.

Такой подход стал результатом не только изменений в КоАП, но и принятия Декрета Президента от 23.11.2017 N 7 «О развитии предпринимательства». Данный нормативный правовой акт установил обязанность суда при рассмотрении дел с участием таможенных органов исходить из презумпции добросовестности субъектов хозяйствования.

Это положительные моменты формирования судебной практики. А есть ли отрицательные?

Изменения в КоАП создали для перевозчиков проблему повышенной ответственности при международных перевозках. Раньше перевозчиков не привлекали к административной ответственности за недостоверные сведения о перемещаемых товарах в товаросопроводительных документах. Основанием такого подхода служило отсутствие виновного поведения. Теперь же, после удаления из КоАП и ПиКоАП института неустановленного лица, перевозчиков стали привлекать к ответственности по ч. 1 и ч. 3 ст. 14.5 КоАП уже с констатацией виновного поведения и штрафом в размере до 30% стоимости груза. Причем уплата штрафа не обеспечивается стоимостью перевозимого груза, как это было при применении конфискации (обращении в собственность государства) товара.

Правовые риски перевозчиков определяют условия об ответственности при следовании груза в таможенной процедуре таможенного транзита, когда перевозчик выступает декларантом. Полагаем неправильным, что таможенные органы вменяют перевозчику недекларирование или недостоверное декларирование в ситуации, когда товар в сопроводительных документах неправильно поименовал грузоотправитель или экспедитор по ошибке либо вследствие какого-либо недочета.

Применительно к ст. 8 КДПГ перевозчик не отвечает за наименование груза. Это во-первых. Во-вторых, в связи с заявляемой перевозчиком при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС процедурой таможенного транзита таможенные платежи вносить не требуется. Как следствие, уровень контроля в отношении ввозимого товара отличается по сравнению с таможенной процедурой внутреннего потребления. Если речь не идет об очевидной подмене перемещаемого товара, применять к перевозчикам меры административной ответственности по ч. 1 или ч. 3 ст. 14.5 КоАП неправомерно.

В чем Вы видите решение сложившейся ситуации?

В ближайшей перспективе ее требуется комплексно нормативно разрешить. В частности, необходимо пересмотреть составы административных правонарушений в гл. 14 КоАП. Возможно, придется изменить положения ст. 2.4 КоАП (соучастие в административном правонарушении), определив, что исполнителем, организатором и пособником для целей административной ответственности может быть не только физическое лицо, как сейчас, но и юридическое. Это позволит привлекать к ответственности и штрафовать лица, действительно виновные в недекларировании или недостоверном декларировании товара.

Получение лицензии таможенного перевозчика

Каждый таможенный перевозчик должен получить лицензию на осуществление своей деятельности. Для получения этого документа необходимо обратиться в таможенный орган с заявлением.

Заявление должно быть подано вместе с пакетом документов. В нём должны содержаться:

  • Копия Решения о создании объединения (общества), нотариально заверенная.
  • Копия Решения субъекта предпринимательства о предоставлении лицу полномочий генерального директора.
  • Заверенная нотариусом копия Устава.
  • Заверенная нотариусом копия Свидетельства о постановке организации на учёт в налоговом органе.
  • Заверенная нотариусом копия выписки из ЕГРЮЛ.
  • Оригинал справки из кредитных организаций о состоянии всех счетов юридического лица.
  • Заверенная нотариусом копия банковской гарантии.
  • Заверенные участниками предприятия копии документов, подтверждающие право юридического лица на эксплуатацию транспорта для осуществления профессиональной деятельности (транспортировки продукции).
  • Заверенные участниками объединения копии договоров перевозок и т. д.

После подачи заявления с пакетом документов нужно ожидать, когда таможенный орган:

  • занесёт компанию в реестр перевозчиков,
  • предоставит лицензию на осуществление деятельности.

Порядок включения в реестр таможенных перевозчиков

После подачи заявления и пакета документов, если все условия соблюдены, выдаётся соответствующая лицензия. Перевозчик включается в особый реестр. В течение суток после этой процедуры уполномоченная таможня должна осведомить другие таможенные органы, которые так или иначе могут быть связаны с деятельностью организации.
В течение 14 дней после включения в реестр организация должна пройти процедуру регистрации в таможенных органах, которые могут быть связаны с её профессиональной деятельностью. Для этого заполняется регистрационная карта. Организация получает копию этого документа на каждый используемый в процессе работы автомобиль.

Транспортная организация совместно с уполномоченным таможенным органом должны составить особый план извещений. Он содержит в себе порядок уведомлений о прибытии товаров. После этого юридическое лицо должно всегда соблюдать установленный план.

Условия для включения в реестр

Транспортная организация должна соответствовать некоторым условиям для включения в реестр. К ним относятся:

  • Наличие опыта в осуществлении транспортных перевозок продукции через государственную границу не менее 2 календарных лет.
  • Предоставление государственному органу обеспечения погашения таможенных платежей на установленную действующим законодательством сумму.
  • Наличие разрешения на осуществление профессиональной деятельности (при необходимости).
  • Наличие транспорта в личной собственности или других формах для осуществления профессиональной деятельности.
  • Отсутствие задолженностей перед таможней на день подачи заявления.
  • Отсутствие фактов привлечения к административной или уголовной ответственности за преступления, связанные с транспортными перевозками, в течение 1 календарного года и т. д.

Только при соблюдении всех требований и условий, которые установлены действующим законодательством, можно получить разрешение на осуществление транспортных перевозок без необходимости уплаты таможенных пошлин.

Перевозчик / Допуск к МДП(TIR)

Не знаете, что такое таможенный перевозчик и чем его статус отличается от процедуры МДП (TIR)? Вам сюда.

В отличие от допуска к процедуре МДП (TIR) статус таможенного перевозчика присваивается единственным органом — Федеральной таможенной службой. Но это не делает этот процесс сильно легче.

Включение в Реестр таможенных перевозчиков регулируется ТК ЕАЭС, ФЗ № 289 от 03.08.2018 «О таможенном регулировании» и другими актами

2018 Таможенный перевозчик Кодекс и ФЗ

УСЛОВИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В РЕЕСТР ТАМОЖЕННЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ:

1. опыт перевозки грузов не менее 2 лет;

2. обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 200 тысяч евро (банковская гарантия / депозит / поручительство);

3. наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности требует наличия указанного документа (требуется, если Вы осуществляете перевозки за рубеж);

4. нахождение в собственности / аренде транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;

5. отсутствие неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей;

6. отсутствие фактов привлечения в течение 1 года до дня обращения в ФТС России к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.1, 16.3, 16.5, 16.6, 16.9, 16.10, 16.11, 16.13, 16.14, 16.15, частями 2 и 3 статьи 16.23 и частью 1 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

7. компания не является казённым предприятием или ГУП, а также не относится к таможенным органам.

ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ В РЕЕСТР ТАМОЖЕННЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

ГОТОВИМ И ПОДАЁМ ЗАЯВЛЕНИЕ

К заявлению прикладываем следующие документы: — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; — документы на право владения и пользования транспортными средствами;

— свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями, если они имеются. Обращаем внимание, что данные документы Вам все равно понадобятся. Подробнее про свидетельства можно почитать тут;

— документы, подтверждающие предоставление ФТС России обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную 200 тысяч евро;

— подтверждения из банков об открытых в них счетах;

— договоры перевозки грузов, подтверждающие осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет.

Несмотря на кажущуюся простоту заявления, в нашей практике все без исключения перевозчики допускают ошибки при подготовке заявления. Если поданное заявление или документы к нему не устроят ФТС, то перевозчику направляется отказ во включении в Реестр таможенных перевозчиков. Такой «футбол» затянет получение статуса таможенного перевозчика примерно на 1 год. С нашей помощью Вы получаете результат с первого раза.

После принятия Вашего заявления ФТС России проверяет перевозчика по базам данных долгов и нарушителей. Также тщательно проверяется пакет представленных документов. Вот почему так важно, чтобы заявление и пакет документов выглядели безупречно.

200 ТЫСЯЧ ЕВРО МНЕ НУЖНО ПЕРЕЧИСЛИТЬ НА СЧЕТ ФТС?

Типичная ошибка в понимании обеспечения уплаты таможенных платежей — это то, что сумма 200 тысяч евро означает именно ее зачисление на счёт ФТС. Сумма большая и многих это останавливает. Но к счастью, это не так. Законом установлены разные способы обеспечения уплаты таможенных платежей. Наиболее распространенные — банковская гарантия и договор поручительства. Также, не все знают, что обеспечение уплаты платежей вовсе не обязательно представлять сразу. Вы можете представить все документы, за исключением обеспечения.

Если заявление и приложения к нему составлены грамотно, то в течение 30 дней ФТС России направляет Вам предварительное положительное решение о включении в Реестр ФТС России. С нашей помощью этот срок конечно же меньше 30 дней. Это означает, что Вам остается только направить в ФТС России обеспечение уплаты таможенных платежей.

ДЕЛАЕМ БАНКОВСКУЮ ГАРАНТИЮ / ПОРУЧИТЕЛЬСТВО И НАПРАВЛЯЕМ В ФТС РОССИИ.

Закон даёт Вам 1 месяц на представление обеспечения уплаты таможенных платежей. Со своими клиентами мы не дожидаемся получения предварительного решения, а заранее подсказываем момент, когда уже нужно получать банковскую гарантию. Тем самым с нами срок получения статуса таможенного перевозчика является самым коротким из возможных.

Тут тоже есть свои тонкости, их надо знать. Своим клиентам мы подсказываем правильные и доступные варианты обеспечения. При этом делаем всё так, чтобы обеспечение уплаты было принято ФТС России. Вы также можете внести сумму 200 тысяч евро (в рублях) на счёт ФТС России (но надо знать, как это сделать правильно).

ЖДЁМ ИЗДАНИЯ ПРИКАЗА ФТС РОССИИ О ВКЛЮЧЕНИИ В РЕЕСТР И ПОЛУЧАЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВО.

После того, как Вы направили обеспечение уплаты платежей, ФТС примерно за 2 недели издаёт приказ о включении Вашей компании в Реестр таможенных перевозчиков, о чем Вас информируют. Свидетельство можно получить самому на руки в здании ФТС России. Ускорение этих процессов и информирование Вас — это наша задача, если Вы включаетесь в Реестр с нашей помощью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]