Регулирование международной торговли
Регулирование ключевой сферы мировой экономики — торговли товарами и услугами — производит Всемирная торговая организация (ВТО). Она была создана в 1995 г. на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, подписанного в 1947 г.
ВТО — законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования в области торговли товарами и услугами, разрешения торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации.
Регулирование в мировой экономике основано на том, что страны добровольно принимают решения о создании определенного международного механизма разрешения тех или иных проблем, о санкциях, применяемых к нарушителям договоренностей. В рамках ВТО установлены принципы торговли, с которыми согласились более 150 стран.
Наиболее важные принципы мировой торговой системы заключаются в следующем:
- торговля без дискриминации;
- либерализация международной торговли, т. е. устранение препятствий в торговле (снижение тарифов и т. д.);
- применение мер ограничения импорта только на основе правил ВТО;
- предсказуемость торговой политики;
- содействие конкуренции;
- введение стандартов, правил торговли и унификация документации.
Генеральное соглашение по торговле услугами является главным международным документом, регулирующим международную торговлю услугами с 1994 г.
Соглашение определяет, что международная торговля услугами, так же как и торговля товарами, должна основываться на принципах режима наибольшего благоприятствования, соответствующего принципам ВТО.
Другие разновидности
В ходе обоснования тарифного метода действия правомочных органов регулируются законодательством страны. По способам взимания пошлины подразделяются на:
- адвалорные;
- специфические (или специальные);
- смешанные (кумулятивные)
В этом случае расчет пошлины зависит от вида ставки, применяемой в ходе расчета. Адвалорная или стоимостная ставка представляет собой фиксированный процент. Он взимается с таможенной стоимости товара. Рассматривая примеры тарифных методов, эту разновидность пошлины можно объяснить на примере автомобиля. При его транспортировке через границу потребуется заплатить 15 % от его стоимости, определенной таможней.
В международной практике адвалорные ставки составляют приблизительно 72-75% всех пошлин. При расчетах немаловажным действием является расчет таможенной стоимости продукта. Для этого предусматривается несколько методов для этого. Существует подход, который определяет эту величину по стоимости сделки с идентичными или однородными товарами. Внутри ВТО планируется провести унификацию метода определения таможенной стоимости. В рамках ГАТТ применяется Кодекс по определению таможенной стоимости.
Специальные пошлины представляют собой твердые суммы, которые взимают с определенных товаров. Этот тип налогов применяется при перевозке массовых или сложных грузов. Они применяются и в России. Такие пошлины не связаны прямо с товарной ценой. Денежный доход, который государство получает при их взимании, зависит от объема товара.
Пошлина может быть также комбинированного типа. На часть продукции начисляют адвалорные пошлины, а на остаток, который превышает уровень установленной нормы, облагается по специальной ставке.
Могут применяться альтернативные пошлины. Выбирается тот вариант, при котором таможенный сбор будет максимальным.
Тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли
Государственное регулирование внешней торговлей может быть односторонним — без согласований и консультаций с торговыми партнерами; двусторонним — согласование торговой политики с торгующими странами; многосторонним — когда торговая политика согласовывается многосторонними актами (соглашения в сфере торговли стран Евросоюза).
Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.
Свобода торговли означает минимальное вмешательство государства во внешнюю торговлю.
Протекционизм — это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Тарифные методы регулирования внешней торговли основаны на использовании таможенного тарифа. Все прочие методы — нетарифные.
Относительно открытым считается торговый режим, при котором средний уровень импортных таможенных обложений составляет менее 10%, а квотированных — менее 25% импорта.
Тарифные методы регулирования внешней торговли — это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт).
Нетарифные методы подразделяются на количественные — квотирование, лицензирование, ограничения; скрытые — госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансовые — субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).
Таможенный тариф — перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.
Таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
- фискальную;
- протекционистскую;
- балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров).
Различают следующие виды таможенных пошлин:
1. По способу взимания:
- адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;
- комбинированные — сочетание адвалорного и специфического видов пошлин (например, 20% таможенной стоимости, но не более 10 долл. за одну тонну).
Применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок таможенной стоимости товара, что оставляет место для злоупотреблений. Специфические пошлины накладываются на стандартизированные товары и имеют преимущество, так как просты в администрировании. Уровень таможенных пошлин сильно зависит от цен на товары.
2. По объекту обложения:
- импортные;
- экспортные;
- транзитные (используются как средства торговой войны).
3. По характеру:
- сезонные — срок действия от месяца до 1 года (срок действия обычных тарифов на данный товар приостанавливается);
- антидемпинговые — применяются при ввозе товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если это наносит экономический ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства таких товаров;
- компенсационные — накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.
4. По происхождению:
- автономные — односторонние на основании решения органов государственной власти;
- конвенциональные — на базе двухили многосторонних соглашений;
- преференциальные — на товары из развивающихся стран для поддержки их экономического развития за счет экспорта.
5. По типам ставок:
- постоянные;
- переменные — изменяются при изменении мировых цен.
6. По способу вычисления:
- номинальные — указанные в тарифах;
- эффективные — уровень пошлин определяется с учетом пошлин, наложенных на узлы и детали товаров.
Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара.
Таможенная стоимость товара — нормальная, складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.
Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США,
исчисляется на базе цены ФОБ (FOB — Free on Board), т. е. той цены, по которой они продаются в стране отправки.
В таможенная стоимость товара оценивается на базе СИФ (CIF — Cost, Insurance, Freight), т. е. пошлина цены товара включает цену транспортировки до порта назначения и цену страхования.
В Российской Федерации таможенный тариф основывается на принятой в международной практике системе классификации товаров.
Таможенная стоимость определяется декларантом под контролем таможенных органов. Основным методом определения таможенной стоимости считается метод по цене сделки с ввозимым товаром.
При определении таможенной стоимости в цену сделки помимо цены самого товара включаются:
- расходы по доставке товара до места ввоза;
- расходы покупателя;
- цена сырья, материалов и т. д., предоставленных покупателем продавцу для производства экспортного товара;
- лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен осуществлять в качестве условия продажи импортных товаров;
- доход продавца от последующих перепродаж, передачи или использования импортируемых товаров на территории РФ.
Тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их переработки — применяется в целях защиты национальных производителей готовой продукции, стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов. Для развивающихся стран характерен рынок сырьевой продукции, таможенное обложение которой минимально по сравнению с готовыми товарами.
В результате введения любой страной тарифа возникают экономические эффекты перераспределения (эффекты дохода и передела) и потери (эффекты защиты и потребления).
Эффект дохода — увеличение доходов бюджета: происходит перемещение доходов из частного сектора в государственный.
Эффект передела — перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом.
Эффект защиты — экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства, под защитой тарифа, дополнительного количества товаров при более высоких издержках.
Эффект потребления возникает в результате сокращения потребления товара из-за роста его цены на внутреннем рынке.
Для большой страны характерен эффект условий торговли — перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет этой страны в результате улучшения условий торговли.
Импортный тариф оказывает потенциальное воздействие на экономику большой страны, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара. Только большая страна может повлиять на уровень мировых цен и обеспечить себе некоторый экономический эффект за счет улучшения своих условий торговли. В любом случае необходима оптимальная ставка тарифа.
Оптимальная ставка тарифа — это уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию национального экономического благосостояния.
Данная ставка всегда относительно невелика. Оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны и к потерям мировой экономики в целом, так как он служит перераспределению доходов от одной страны к другой.
Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара. При импорте в пределах определенного количества он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа.
Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и обеспечения национальной безопасности. Противники считают, что тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны и подрывают мировую экономику, ведут к торговым войнам, увеличивают налоги, уменьшают объем экспорта и сокращают занятость.
Административной формой нетарифного государственного регулирования торгового оборота являются количественные ограничения, включающие квотирование (контингентирование), лицензирование и добровольное ограничение экспорта.
Квота — количественная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным качеством или суммой на определенный промежуток времени.
По направленности квоты подразделяются на экспортные и импортные; по охвату — глобальные, которые устанавливаются на определенный период времени для обеспечения необходимого уровня внутреннего потребления, и индивидуальные — установленные в рамках глобальной квоты, носящие временный характер.
Лицензирование — это регулирование внешнеэкономической деятельность через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Лицензии могут быть разовыми — сроком до 1 года на одну сделку; генеральными — на срок до 1 года без ограничения количества сделок; глобальными — на определенный срок для ввоза или вывоза товара в любую страну мира; автоматическими (выдаются немедленно).
Механизмы распределения лицензий разнообразны: аукционы; система явных предпочтений — закрепление за фирмами лицензий согласно их доле импорта; распределение лицензий на внеценовой основе — выдача правительством лицензий наиболее эффективным фирмам.
Добровольное ограничение экспорта — количественное ограничение, основанное на обязательстве ограничить или не расширять объем экспорта под политическим давлением со стороны импортера.
В число методов скрытого протекционизма входят: технические барьеры — требование соблюдения национальных стандартов; внутренние налоги и сборы; политика в рамках госзакупок (требование покупки товаров у национальных фирм); требование о содержании местных компонентов (устанавливает долю продукта, произведенного национальными производителями для продажи на внутреннем рынке); требование о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.
Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидирование, кредитование и демпинг.
Субсидии — это денежные выплаты, направленные на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидирование национального производства считается предпочтительной формой налоговой политики по сравнению с импортным тарифом и квотой.
Крайним случаем субсидирования экспорта является демпинг — продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в странах-импортерах.
Таким образом, государственное регулирование внешней торговли предполагает использование:
- политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции (либерализации);
- политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции;
- умеренной торговой политики, сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма;
- одновременное проведение политики свободной торговли и протекционизма, но в отношении различной продукции.
В рамках ВТО признанной основой международной торговли является режим наибольшего благоприятствования.
Функции пошлины
Таможенно-тарифные методы регулирования выполняют ряд функций. Предполагается, что внутренние цены на продукцию должны быть выше, чем у ввозимых товаров. В этом случае конкуренция обеих категорий товаров будет равноценной. Поэтому установление пошлины выполняет регулирующую функцию.
Пошлина, как и любой другой налог, увеличивает стоимость товара. Это снижает его конкурентоспособность. Чтобы эта роль пошлины выполнялась в полном объеме, нужно чтобы политика в области внешних торговых отношений была гибкой. Ставки налогов подлежат постоянному пересмотру. На их изменение влияют внешние условия, которые складываются на мировом рынке, а также внутренние интересы страны. Пересмотру подлежат только пошлины переменного типа. Их ставки меняются в случаях, установленных государством. Это, например, могут быть изменения цен на внутреннем или мировом рынке, субсидии и прочее.
В большей или меньшей степени все государства применяют пошлины для пополнения бюджета страны. Поэтому подобные налоги выполняют фискальную функцию. Из пошлины частично формируется доход государственного бюджета. В России его вклад достигает 30% от общей массы.
Тарифные методы регулирования внешней торговли выполняют также ценообразующую функцию. Благодаря применению пошлины стоимость импортных товаров увеличивается. Это инструмент дискриминационной политики, которая применяется в отношении иных стран. Это создает стоимостный барьер, из-за которого цены на зарубежные товары будут выше, чем на отечественные. Также при помощи такого подхода государство устанавливает цены на продукцию разных стран. Для некоторых пошлины будут выше, что делает продукцию менее привлекательной для потребителя.
Такая функция позволяет регулировать объем импорта и экспорта. При помощи пошлин государство влияет на норму прибыли определенных отраслей экономики. Также это позволяет контролировать темпы развития, накапливать капитал внутри страны. Регулируется не только количество продукции, пересекающей таможенную границу, но и структуру импорта. С развитием экономики страны роль фискальной функции таможенной пошлины снижается.
Государственное регулирование международной торговли услугами
Торговля большинством услуг сопровождает торговлю товарами и, следовательно, подпадает под ограничения, накладываемые на торговлю товарами.
Существуют различные меры регулирования доступа на рынок — инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам — производителям услуг действовать на местном рынке.
Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают:
- ограничения на торговлю услугами (закрепление страхования, перевозки грузов и других услуг за национальными компаниями, которые в отсутствие конкуренции предоставляют услуги по завышенным ценам);
- ограничения по созданию на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги (банков, туристических компаний и т. д.);
- ограничения на передвижение производителей услуг (в форме государственного лицензирования импорта рабочей силы, тестирования специалистов и др.);
- ограничения на передвижение потребителей услуг (лимитирование туристических виз, движение туристов по специально установленным маршрутам и др.)
- ограничения на использование национального режима (режима экономических отношений между странами):
- изъятия из национального режима (инструменты внутренней экономической политики, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными);
- предоставление ценовых преимуществ местным производителям;
- предоставление иностранным производителям менее благоприятных условий, чем местным (например, повышенные налоги на операции иностранных банков и др.).
Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей и на двухстороннем уровне между отдельными странами.
Выводы
Международная торговля товарами подпадает под действие целого массива правил и требований в рамках применимого национального и международного права. Тарифное и нетарифное регулирование международной торговли – инструменты защиты внутреннего рынка, а также построения конкурентных условий для национальных субъектов хозяйствования на международных рынках.
При совершении импортно-экспортных операций важно корректно определить, какой таможенный тариф (пошлина) будет применяться к сделке, а также спектр нетарифных требований (санитарных и фитосанитарных в зависимости от характеристики продукции). Грамотное выполнение тарифного и нетарифного регулирования международной торговли обеспечит надлежащее выполнение контрактных обязательств, а также сэкономит деньги на повторных процедурах, если изначально были допущены ошибки.
Автор: Айрапетов Мануэл, старший юрист юридической фирмы SDM Partners.
Способ определения НМЦК
Тарифный метод НМЦК применяется в том случае, если требуется сделать закупки или реализацию товаров, которые подлежат регулированию со стороны государственных органов. Этот подход предполагает установление минимальной цены контракта. Его регламентирует статья 22 44 ФЗ. Тарифный метод применяется при закупке товаров, услуг или работ. Соответствующие государственные органы контролируют этот процесс.
Цена контракта определяется в соответствии с регулируемым тарифом. От правильности проведения расчета зависит эффективность использования бюджетных средств. Также подобная процедура позволяет выполнить соответствующие закупки.
Начальная максимальная цена контракта определяется в соответствии с тарифным методом по 44-ФЗ. В число таких услуг входят:
- Водоотведение и водоснабжение.
- Теплоснабжение.
- Электроэнергетика.
- Газоснабжение.
- Электросвязи и почты.
Не рекомендуется применять этот метод тарифного регулирования, если стоимость товаров или услуг выше нормы, утвержденной законодательством.
Образец расчета
Тарифный метод определения НМЦК предполагает применение простой формулы. Чтобы понимать принцип применение этого подхода, стоит рассмотреть расчет на примере. Формула для определения тарифа выглядит так:
НМЦК = ОТ * Т, гдн ОТ – объем товара, который планируется закупить (это могут быть также работы и услуги), Т – тариф, установленный соответствующими государственными органами.
Количество товара измеряется в денежном эквиваленте. Тарифный метод НМЦК может применять ставки, установленные правовыми актами муниципального типа. Чтобы понимать особенности проведения расчетов, нужно рассмотреть процедуру на примере.
Так, допустим, заказчиком работ или услуг является государственная организация. Она объявляет открытый конкурс, в ходе которого выбирается поставщик тепловой энергии. Она поставляется на объект в виде горячей воды. Тариф, установленный законодательно, на момент заключения договора составлял 2880,79 руб. за 1 Гкал тепловой энергии. В эту стоимость не включается НДС.
Учреждение будет закупать 731,9 Гкал. Поэтому сумма договора составляет:
731,9 х 2880,79 = 2 487 971,24 руб.
Договор в этом случае не может быть заключен на период дольше, чем действует ставка тарифа. Как только она поменяется, нужно перезаключать контракт. Организовывается новая закупка. Поэтому количество продукции, которая закупается при использовании этого тарифного метода, определяется особым способом. Для этого применяется специальная методика. Она установлена законодательно.