Расчет демпинговой маржи и определение антидемпинговой пошлины

extra_toc

Итогом проводимого антидемпингового расследования являются, как правило, установление антидемпинговой пошлины или добровольные обязательства экспортера, в случае если они приняты властями страны-импортера.

По общему правилу, размер антидемпинговой пошлины не может превышать доказанный уровень демпинговой маржи.

Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 94 (далее – Соглашение ВТО по антидемпингу) устанавливает правила, регулирующие расчет демпинговой маржи.

Обычно Соглашение ВТО по антидемпингу требует либо сопоставления средневзвешенной нормальной стоимости со средневзвешенным значением всех сопоставимых экспортных цен, либо сопоставления нормальной стоимости и экспортной цены по сделкам (Статья 2.4.2 Соглашения).

Если структура экспортных цен содержит определенные закономерности, например, цены существенно отличаются в зависимости от покупателей, регионов или временных периодов (так называемый «нацеленный демпинг»), то может использоваться иной метод для сопоставления цен. В этой ситуации средневзвешенная нормальная стоимость может быть сопоставлена с экспортными ценами по отдельным сделкам. Однако орган, проводящий расследование, обязан представить разъяснения относительно того, почему такие различия не могут быть учтены при сопоставлении средневзвешенного значения со средневзвешенным значением или при сопоставлении сделки со сделкой в обычном порядке.

Возврат или возмещение

Соглашение ВТО по антидемпингу требует от стран-членов ВТО взимать антидемпинговые пошлины на недискриминационной основе на импорт из всех источников, которые осуществляют демпинговые поставки и являются причиной ущерба отрасли экономики импортирующего государства. Исключения могут быть сделаны лишь экспортерам, ценовые обязательства которых были приняты властями страны-импортера.

Размер собираемой антидемпинговой пошлины не может превышать доказанную демпинговую маржу, но может быть установлен на более низком уровне.

В Соглашении ВТО по антидемпингу определены механизмы, ограничивающие взимание чрезмерных антидемпинговых пошлин. Выбор механизма зависит от процесса взимания пошлин. В случае уплаты чрезмерных антидемпинговых пошлин, они подлежат возврату плательщику.

Отражение антидемпинговой пошлины в бухгалтерском учете

Антидемпинговая пошлина платится отдельно от ввозной, поэтому налог на добавленную стоимость с неё не рассчитывается.

Бухгалтерская проводка составляется на импорт из стран, не входящих в Таможенный союз ЕАЭС:

  • дебет 76 «Таможня», кредит 51 «Расчетные счета» — уплата авансовых платежей органам таможни;
  • дебет 41.01 «Товары на складах», кредит 60.21 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в валюте» — получение товаров;
  • дебет 41.01 «Товары на складах» (если пошлины учтены в стоимости товара) или 44.01 «Расходы на продажу» (если учет идет в расходах на продажу), кредит 76 «Таможня» — авансовый платеж по уплате ввозных пошлин и сборов.

Индивидуальная демпинговая маржа экспортеров

Соглашение ВТО по антидемпингу требует, чтобы при введении антидемпинговых пошлин демпинговая маржа рассчитывалась для каждого экспортера. Однако на практике это возможно не во всех случаях. Соглашение ВТО по антидемпингу позволяет органу, проводящему расследование, ограничивать число рассматриваемых экспортеров, импортеров или поставок, рассматриваемых индивидуально, и устанавливать антидемпинговую пошлину на неисследованные источники на основе средневзвешенной демпинговой маржи, установленной для фактически рассмотренных экспортеров или производителей.

Органу, проводящему расследование, запрещается включать в расчет этой средневзвешенной демпинговой маржи демпинговую маржу, если она является минимальной, нулевой или основанной на доступных фактах, а не на полном расследовании. Органы должны рассчитывать индивидуальную маржу для любого экспортера или производителя, который предоставляет необходимую информацию в ходе расследования.

Новые экспортеры

Соглашение ВТО по антидемпингу содержит правила определения антидемпинговых пошлин для производителей или экспортеров, которые не являлись источниками импорта, рассмотренными в период расследования.

В этом случае орган, проводящий расследование, обязан провести ускоренное рассмотрение для определения индивидуальной демпинговой маржи конкретно для такого «нового экспортера».

Определение ущерба и причинно-следственной связи.

Аналогичный товар

Определение аналогичного товара

В начале каждого антидемпингового расследования важно определить отечественный «аналогичный товар». Аналогичный товар определяется в статье 2.6 Соглашения ВТО по антидемпингу как «товар, который идентичен, т.е. во всех отношениях схожий с данным товаром, или, в отсутствие такого товара, другой товар, который, не будучи схожим во всех отношениях, имеет характеристики, близкие к характеристикам данного товара».

Доказывание аналогичности включает в себя сначала изучение импортируемого товара или товаров, предположительно ввозимых на условиях демпинга, а затем установление того, какой товар или товары, произведенные внутри страны, являются подходящими «аналогичными товарами».

Решение в отношении аналогичного товара имеет важное значение поскольку оно является основой для определения того, какие компании составляют отечественную отрасль, а это, в свою очередь, определяет рамки всего расследования и установления ущерба и причинно-следственной связи.

Отечественная отрасль

Определение

Под термином «отечественная промышленность» (или «отечественная отрасль») в статье 4 Соглашения ВТО по антидемпингу понимаются «отечественные производители аналогичного отвара или те из них, чье совокупное производство данных товаров составляет основную часть всего отечественного производства этих товаров».

Связанные отечественные производители

В Соглашении ВТО по антидемпингу признается, что при определенных обстоятельствах может быть нецелесообразно включать всех производителей аналогичного товара в отрасль национальной экономики.

Поэтому разрешается исключать отечественных производителей, связанных с экспортерами или импортерами, в отношении которых проводится расследование, и производителей, которые сами являются импортерами предположительно демпинговой продукции.

Соглашение предусматривает, что производитель может считаться «связанным» с экспортером или импортером предположительно демпинговой продукции, если между ними присутствуют отношения контроля и эти взаимоотношения приводят к тому, что отечественный производитель ведет себя иначе, чем другие производители.

Ущерб

Виды ущерба

В Соглашении ВТО по антидемпингу указывается, что для введения антидемпинговых мер орган, проводящий расследование, должен установить наличие ущерба отечественной отрасли.

Под термином «ущерб» в Соглашении понимается одно из следующих:

  1. материальный ущерб, причиненный отечественной промышленности;
  2. угроза материального ущерба для отечественной промышленности;
  3. существенная задержка в развитии отечественной промышленности.

Основные требования к определению материального ущерба

В Соглашении ВТО по антидемпингу не дается определения понятия «материальный».

Необходимо, однако, чтобы определение ущерба основывалось на позитивных доказательствах и предполагало объективное изучение:

  1. объема демпингового импорта и влияния демпингового импорта на цены на внутреннем рынке аналогичных товаров;
  2. последующего воздействия демпингового импорта на отечественных производителей аналогичных продуктов.

В статье 3 Соглашения ВТО по антидемпингу содержится ряд конкретных дополнительных факторов, которые следует учитывать при оценке этих двух основных элементов, но не дается подробных указаний на то, каким образом следует оценивать эти факторы или устанавливать причинно-следственную связь.

Основные требования к определению угрозы материального ущерба

В Соглашении ВТО по антидемпингу излагаются факторы, подлежащие рассмотрению при оценке угрозы материального ущерба.

К их числу относятся темпы роста демпингового импорта, производственные мощности экспортера (экспортеров), вероятные последствия от демпинговых цен на импорт и товарные запасы.

Однако никаких дальнейших пояснений относительно этих факторов и их оценки не приводится.

В то же время в Соглашении уточняется, что определение угрозы материального ущерба должно основываться на фактах, а не только на утверждениях, предположениях или отдаленной вероятности того, что демпинговый импорт может причинить материальный ущерб. Обстоятельства, которые приведут к ущербу от демпингового импорта должны быть четко видны и неизбежны.

Понятие

Во внешней торговле демпинг используется для проникновения на международные рынки, их захвата и вытеснения конкурентов.
Демпинг — это необоснованное снижение цен на товары и услуги.

ВТО, основной функцией которой является регулирование международной торговли, определяет демпинг как ценовую дискриминацию — средство нечестной конкуренции на мировом рынке.

Во внешней торговле демпингом считается ситуация, когда иностранная компания продает на международном рынке товары дешевле, чем на внутреннем страны-производителя.

Особенности видов демпинга:

  • ценовой — экспортная продукция реализуется на мировом рынке дешевле, чем на национальном рынке;
  • стоимостный — когда продукция продается по себестоимости или ниже.

Любой вид демпинга причиняет ущерб экономике страны-импортера, поэтому государства применяют специальные защитные антидемпинговые и компенсационные меры по противодействию демпинговому импорту.

Российский рынок привлекателен для иностранных поставщиков, поэтому у государства появилась необходимость защиты национального рынка. Для этого на законодательном уровне вводятся защитные антидемпинговые меры — способ нетарифного регулирования: антидемпинговая пошлина используется по отношению к ввозимым товарам, стоимость которых преднамеренно занижена.

Международный демпинг отрицательно сказывается на экономических показателях российских производителей при значительных объемах ввозимой продукции и, как следствие, на бюджете страны:

  • снижаются объемы производства и продаж отечественной продукции, вытесняемой импортной;
  • производство отечественной продукции становится нерентабельным;
  • сокращается инвестирование в данную отрасль экономики;
  • происходит сокращение количества работников данной отрасли и снижение оплаты труда.

Для компенсации причиняемого вреда при подтверждении факта демпинга производитель-экспортер несет дополнительную финансовую нагрузку в виде специальных антидемпинговых и компенсационных таможенных пошлин, которые взимаются в пользу российского бюджета для покрытия ущерба экономике страны.

Перед экспортерами встает выбор — выгодно ли ему поставлять продукцию в страну по заниженным ценам, уплачивая на них дополнительные таможенные сборы, или установить на нее «нормальную» цену.

Нормальная цена — это цена на аналогичный товар на внутреннем рынке страны-экспортера.

Если в стране нет аналогичного товара, нормальная цена рассчитывается с учетом его себестоимости с разумной наценкой на транспортные и иные расходы или используются цены, по которым продукция поставляется в другие страны.

Цена, отличная от нормальной в меньшую сторону, считается демпинговой.

Разницу между стоимостями товара на отечественном и зарубежном рынке определяет демпинговая маржа — это отношение нормальной стоимости товара в государстве производителя или экспортера товара при обычном ходе торговли таким товаром за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене. Она показывает степень ущерба производителю или отдельной отрасли экономики.

Минимально допустимая величина демпинговой маржи — 2%.

Для борьбы с искусственно заниженными ценами на ввозимые товары с целью захвата рынка страны введены дополнительные таможенные тарифы — специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины:

  1. Специальные — это защитная мера, которая применяется, если количество поставляемых на территорию государства иностранных товаров может нанести серьезный ущерб отечественным производителям аналогичных товаров, либо как ответная мера на дискриминационные действия других государств, ущемляющих интересы России. Применяются независимо от страны-экспортера.
  2. Антидемпинговые — это дополнительные пошлины на импортные товары, ввозимые в страну по цене ниже нормальной. Предусматриваются для ограничения импорта продукции с целью поддержки отечественного производителя и предотвращения захвата российского рынка иностранными поставщиками.
  3. Компенсационные — для товаров, в производстве или транспортировке которых использовались субсидии другого государства. Предназначены для нейтрализации негативного воздействия на экономику России государственных дотаций другой страны.

Антидемпинговые меры предназначены для:

  • защиты отечественных производителей и всех отраслей экономики России от неблагоприятного влияния иностранных конкурентов;
  • контроля за экспортом продукции;
  • продвижения отечественной продукции на международном рынке.

Элементы анализа

Рассмотрение влияния демпингового импорта на объемы поставок

Соглашение ВТО по антидемпингу требует, чтобы орган, проводящий расследование, проводил изучение вопроса о том, было ли значительное увеличение объема демпингового импорта в абсолютном или относительном выражении по сравнению с производством или потреблением отечественной промышленности.

Рассмотрение ценового воздействия демпингового импорта

Соглашение ВТО по антидемпингу требует от органа, проводящего расследование, рассмотрения вопроса о том, имело ли место значительное ценовое воздействие со стороны цен демпингового импорта по сравнению с ценой аналогичного товара импортирующего участника.

Орган, проводящий расследование, должен также рассмотреть вопрос о том, оказывает ли демпинговый импорт существенный понижающий эффект на цены или на предотвращение роста цен, которое в противном случае имело бы место.

Оценка воздействия демпингового импорта на объем и цены

В Соглашении ВТО по антидемпингу говорится, что никакой из указанных в нем факторов или их совокупность не могут иметь решающее значение.

В Соглашении не уточняется, каким образом орган, проводящий расследование, должен оценивать воздействие демпингового импорта на объем и цены, а лишь отмечается, что необходимо учитывать это воздействие.

Таким образом, каждому органу, проводящему расследование, приходится разрабатывать собственные аналитические методы оценки этих факторов. Поскольку никакой из указанных факторов или их совокупность не являются решающими для вынесения оценки о воздействии демпингового импорта, в каждом конкретном случае орган, проводящий расследование, должен оценивать, какие факторы являются релевантными, а какие нет.

Анализ воздействия демпингового импорта на отечественную промышленность

В Соглашении ВТО по антидемпингу указывается, что при изучении воздействия демпингового импорта на отечественную промышленность власти должны оценить все соответствующие экономические факторы, влияющие на ее состояние.

В Соглашении перечислен ряд факторов, которые необходимо учитывать, включая фактическое или потенциальное снижение продаж, прибыль, объемы производства, доли рынка, производительность, отдачу от инвестиций, загрузку производственных мощностей, фактическое или потенциальное влияние на движение денежных средств, товарные запасы, занятость персонала, уровень заработной платы, способность привлекать капитал или инвестиции, а также величину демпинговой маржи.

Однако этот перечень не является исчерпывающим и другие факторы также могут считаться релевантными и рассматриваться при оценке состоянии отечественной промышленности.

Кроме того, в Соглашении ВТО по антидемпингу не уточняется, какой именно из этих факторов является решающим для заключения органа, проводящего расследование, о наличии материального ущерба национальной отрасли экономики.

Доказательство причинно-следственной связи

Соглашение ВТО по антидемпингу требует демонстрации наличия причинно-следственной связи между демпинговым импортом и ущербом для отечественной промышленности.

Эта демонстрация должна основываться на изучении всех соответствующих доказательств. Однако Соглашение не приводит конкретных указаний, каким образом следует оценивать соответствующие доказательства и не указывает, какие именно факторы должны быть рассмотрены.

Статья 3.5 Соглашения ВТО по антидемпингу требует в то же время, чтобы были изучены все известные факторы, помимо демпингового импорта, которые могут причинять ущерб. Приводятся примеры таких факторов (например, изменения в структуре спроса и изменения в технологии), которые могут иметь значение, и уточняется, что ущерб, причиненный такими факторами, не относится к демпинговому импорту.

Таким образом, орган, проводящий расследование, должен самостоятельно разработать аналитические методы для определения доказательств, которые могут быть релевантными в каждом конкретном случае, и оценивать эти доказательства, принимая во внимание все факторы, которые могут причинять ущерб отечественной отрасли экономики.

Совокупный анализ

Совокупный анализ касается учета демпингового импорта из более чем одной страны и проведения оценки ущерба отечественной промышленности от такого демпингового импорта.

Очевидно, что рассмотрение поставок из нескольких стран ведет к увеличению объемов импорта, влияние которого на отечественную отрасль подлежит оценке, и следовательно, существует большая вероятность заключения о материальном ущербе для национальной отрасли экономики.

Практика совокупного анализа была предметом многочисленных споров в рамках Токийского раунда и в ходе переговоров при принятии Соглашения ВТО по антидемпингу.

Статья 3.3 Соглашения ВТО по антидемпингу устанавливает условия, при которых может быть проведена совокупная оценка последствий демпингового импорта из более чем одной страны. Власти должны установить, что демпинговая маржа каждой из стран не является минимальной, что объем импорта из каждой страны не является незначительным, что совокупная оценка соответствует условиям конкуренции между импортными товарами и отечественным аналогичным товаром.

  1. Специальная защитная мера

Специальная защитная, компенсационная и антидемпинговая мера применяется в виде соответствующих пошлин, количественных ограничений (в рамках специальных защитных мер) или обязательств (в рамках антидемпинговых или компенсационных мер).
Специальная защитная мера применяется в отношении товара, импортируемого на таможенную территорию Союза из экспортирующей третьей страны, независимо от страны его происхождения, за исключением отдельных случаев ввоза товара, происходящего из развивающейся или наименее развитой страны-пользователя системы тарифных преференций Союза, а также товара, происходящего из государства — участника Содружества Независимых Государств.

В отличие от антидемпинговых или компенсационных мер специальные защитные меры не направлены на устранение несправедливой конкуренции, но призваны защитить национальную отрасль, терпящую убытки в связи с резко возросшим импортом аналогичного товара.

То есть введение специальной защитной меры дает возможность отечественным производителям, неожиданно столкнувшимся со значительными объемами конкурирующих иностранных товаров, в течение некоторого времени адаптироваться к работе в условиях иностранной конкуренции.

Поскольку специальная защитная мера может быть применена, только если импорт товара на таможенную территорию Союза осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов или создает угрозу причинения такого ущерба должны быть установлены объективные факторы, которые могут быть выражены в количественных показателях и которые оказывают воздействие на экономическое положение отрасли экономики государств-членов, к ним в частности относятся:

  • темпы и объем роста импорта товара;
  • доля импортного товара в общем объеме продаж данного, аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на рынке государств-членов;
  • уровень цен на импортный товар в сравнении с уровнем цен на аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, производимый в государствах-членах;
  • изменение объема продаж на рынке государств-членов аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производимого в государствах-членах;
  • изменение объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производительности, загрузки производственных мощностей, размеров прибыли и убытков, а также уровня занятости в отрасли экономики государств-членов.

В критических обстоятельствах, когда задержка применения специальной защитной меры привела бы к причинению ущерба отрасли экономики государств-членов, который будет трудно устранить впоследствии, Комиссия до завершения основного расследования, не позднее 6 месяцев с даты его начала, может ввести предварительную специальную пошлину на срок, не превышающий 200 календарных дней.

В случае если по результатам расследования специальная защитная мера не будет введена, ранее уплаченные суммы предварительной специальной пошлины возвращаются плательщику.

Специальная защитная мера может быть установлена в виде:

  • импортной квоты;
  • специальной квоты;
  • специальной пошлины.

Импортная квота представляет собой ограничение импорта товара на таможенную территорию Союза в отношении его количества или стоимости.

Специальная квота представляет собой установление определенного объема импорта товара на таможенную территорию Союза, в рамках которого товар поставляется на таможенную территорию Союза без уплаты специальной пошлины, а свыше которого — с уплатой специальной пошлины.

При этом размер импортной или специальной квоты не должен быть ниже среднегодового объема импорта товара за предшествующий период, за исключением случаев необходимости установления меньшего размера квоты для устранения серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения.

Специальная пошлина представляет собой пошлину, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается независимо от ввозной таможенной пошлины.

Срок действия специальной защитной меры не должен превышать 4 года. Такой срок может быть продлен, если по результатам повторного расследования, установлено, что для устранения серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения необходимо продление срока действия специальной защитной меры, и имеются доказательства того, что соответствующей отраслью экономики государств-членов принимаются меры, способствующие адаптации этой отрасли к меняющимся экономическим условиям.

При этом общий срок действия специальной защитной меры, включая срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать 8 лет.

  1. Антидемпинговая мера

Антидемпинговая мера направлена на устранение недобросовестной конкуренции со стороны товаров, поступающих по демпинговым ценам. При этом товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена этого товара ниже его нормальной стоимости.

При этом экспортной ценой является цена, которая уплачена или должна быть уплачена при импорте товара на таможенную территорию Союза, а нормальной ценой является цена, по которой товар продается на внутреннем рынке экспортирующей страны.

«Демпинг» — это международная дискриминация в ценах, при которой товары на внешнем рынке продаются по ценам ниже цен на аналогичные товары на внутреннем рынке страны-экспортера.

Сам по себе «демпинг» не является запрещенной практикой и его применение в качестве рыночной стратегии не противоречит нормам ВТО. Однако, принимая во внимание, что эта тактика может наносить ущерб национальной отрасли и способствовать вытеснению с рынка национальных производителей, в рамках ГАТТ/ВТО был создан соответствующий универсальный механизм противодействия.

Антидемпинговая мера зависит от целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов.

Так иностранные компании готовы продавать свой товар на экспорт в течение определенного периода даже по убыточным ценам в надежде, что они смогут возместить свои потери после устранения конкуренции со стороны местных производителей, или компенсируя высокими ценами продаж этого товара на своем внутреннем рынке. Большие международные корпорации, обладающие существенными финансовыми ресурсами, могут позволить себе пойти на такие затраты для завоевания иностранного рынка. При этом местные компании зачастую просто не обладают необходимыми ресурсами для противостояния агрессивной ценовой политике иностранных производителей.

Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей.

На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговой меры страны учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара.

Ущерб отрасли экономики государств-членов вследствие демпингового импорта устанавливается на основе результатов анализа объема демпингового импорта и влияния такого импорта на цены аналогичного товара на рынке государств-членов и на производителей аналогичного товара в государствах-членах.

При анализе воздействия демпингового импорта на цены аналогичного товара на рынке государств-членов устанавливаются следующие обстоятельства:

  • были ли цены товара, являющегося предметом демпингового импорта, значительно ниже цен аналогичного товара на рынке государств-членов;
  • привел ли демпинговый импорт к значительному снижению цен аналогичного товара на рынке государств-членов;
  • препятствовал ли значительно демпинговый импорт росту цен аналогичного товара на рынке государств-членов, который имел бы место в случае отсутствия такого импорта.

При проведении антидемпингового расследования определяется размер демпинговой маржи, которая представляет собой выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены этого товара к его экспортной цене:

DM = (NV – EP) / EP х 100 %,

где

DM — демпинговая маржа;

NV — нормальная стоимость товара;

EP — экспортная цена товара,

либо разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой, выраженная в абсолютных показателях:

DM = NV – EP

В случае если полученная до завершения расследования информация свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли экономики государств-членов, не ранее чем через 60 календарных дней и не позднее 7 месяцев с даты начала расследования, Комиссией принимается решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования.

В случае если ставка предварительной антидемпинговой пошлины равна размеру предварительно рассчитанной демпинговой маржи, срок действия предварительной антидемпинговой пошлины не должен превышать 4 месяца.

В случае если ставка предварительной антидемпинговой пошлины меньше предварительно рассчитанной демпинговой маржи, срок действия предварительной антидемпинговой пошлины не должен превышать 6 месяцев.

Если по результатам расследования антидемпинговая мера не применяется, суммы ранее уплаченной предварительной антидемпинговой пошлины возвращаются плательщику.

Антидемпинговая мера может применяться в виде:

  • антидемпинговой пошлины;
  • одобрения добровольных ценовых обязательств, принятых экспортером.

Антидемпинговая пошлина представляет собой пошлину, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается независимо от ввозной таможенной пошлины. Размер антидемпинговой пошлины не может быть выше размера рассчитанной демпинговой маржи.

Расследование может быть приостановлено или прекращено без введения антидемпинговой пошлины при получении им от экспортера товара ценовых обязательств в письменной форме о пересмотре цен этого товара или о прекращении его экспорта на таможенную территорию Союза по ценам ниже его нормальной стоимости, если принятие указанных обязательств устранит ущерб, причиненный демпинговым импортом, и Комиссия примет решение об их одобрении.

В случае нарушения или отзыва экспортером ценовых обязательств Комиссия может принять решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины (если расследование еще не завершено) или антидемпинговой пошлины (если окончательные результаты расследования свидетельствуют о наличии оснований для ее введения).

Антидемпинговая мера действует не более 5 лет.

До истечения срока действия антидемпинговой меры может быть проведено повторное расследование, которое должно быть завершено в течение 12 месяцев с даты его начала.

В целях обхода антидемпинговой меры может быть изменен способ поставок товара для уклонения от уплаты антидемпинговой пошлины либо от выполнения принятых экспортером ценовых обязательств.

Для предотвращения развития такой ситуации может быть проведено повторное расследование в целях установления обхода антидемпинговой меры. Такое расследование должно быть завершено в течение 9 месяцев.

Антидемпинговая мера в случае установления по результатам повторного расследования обхода антидемпинговой меры может быть распространена на составные части или производные товара, являвшегося предметом демпингового импорта, а также на товар, являвшийся предметом демпингового импорта, его составные части или производные, импортируемые на таможенную территорию Союза из иной экспортирующей третьей страны.

  1. Компенсационная мера

Компенсационные меры применяются в отношении субсидируемого импорта, т.е. импорта товара, при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии.

Компенсационная мера вводится для нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующей третьей страны на отрасль экономики государств-членов.

Субсидии в ВТО подразделяются на 3 основных категории:

  • запрещенные (направленные на импортозамещение или напрямую связанные с результатами экспорта), которые должны быть устранены страной-членом ВТО к моменту присоединения;
  • специфические («наказуемые») субсидии. Именно эти субсидии являются предметом компенсационных расследований, т.к. создают преференциальный режим для предприятия/отрасли/региона;
  • субсидии, носящие «горизонтальный» характер, т.е. доступные без исключения всем предприятиям/отраслям/регионам на равных условиях. Такие меры не являются предметом компенсационных расследований, т.к. не предоставляют привилегий отдельным субъектам рынка.

Субсидия является специфической, если:

  • предоставление субсидии сопровождается ограничением числа отдельных организаций, которые допущены к пользованию субсидией;
  • предоставление субсидии сопровождается преимущественным пользованием субсидией отдельными организациями;
  • предоставление субсидии сопровождается предоставлением непропорционально больших сумм субсидии отдельным организациям;
  • предоставление субсидии сопровождается выбором субсидирующим органом льготного (преференциального) способа предоставления субсидии отдельным организациям.
  • субсидия в качестве единственного условия или одного из нескольких условий связана с экспортом товара;
  • субсидия связана в качестве единственного условия или одного из нескольких условий с использованием товаров, произведенных в экспортирующей третьей стране, вместо импортных товаров.

Размер специфической субсидии определяется на основе размера выгоды, извлекаемой получателем такой субсидии.

В случае если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим импортом ущерба отрасли экономики государств-членов, Комиссией не ранее чем через 60 календарных дней и не позднее 7 месяцев с даты начала расследования принимается решение о введении предварительной компенсационной пошлины на срок до 4 месяцев в целях предотвращения ущерба отрасли экономики государств-членов, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования.

Предварительная компенсационная пошлина вводится в размере, равном предварительно рассчитанной величине специфической субсидии экспортирующей третьей страны.

Если по результатам расследования компенсационная мера не применяется суммы предварительной компенсационной пошлины возвращается плательщику.

Компенсационная мера может применяться в виде:

  • компенсационной пошлины;
  • одобрения добровольных обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующей третьей страны или экспортером.

Компенсационная пошлина представляет собой пошлину, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается независимо от ввозной таможенной пошлины.

Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии экспортирующей третьей страны.

Расследование может быть приостановлено или прекращено без введения компенсационной пошлины при принятии Комиссией решения об одобрении одного из следующих добровольных обязательств (в письменной форме):

  • экспортирующая третья страна соглашается отменить или сократить субсидирование или принять соответствующие меры в целях устранения последствий субсидирования;
  • экспортер товара, являющегося объектом расследования, соглашается пересмотреть установленные им цены такого товара таким образом, что принятие таких добровольных обязательств устранит ущерб отрасли экономики государств-членов.

В случае нарушения добровольных обязательств либо их отзыва Комиссия может принять решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины (если расследование еще не завершено) или компенсационной пошлины (если окончательные результаты расследования свидетельствуют о наличии оснований для ее введения).

Срок действия компенсационной меры не должен превышать 5 лет.

До истечения срока действия компенсационной меры может быть проведено повторное расследование, которое должно быть завершено в течение 12 месяцев с даты его начала.

В целях обхода компенсационной меры может быть изменен способ поставок товара для уклонения от уплаты компенсационной пошлины либо от выполнения принятых добровольных обязательств.

Для предотвращения развития такой ситуации может быть проведено повторное расследование в целях установления обхода компенсационной меры. Такое расследование должно быть завершено в течение 9 месяцев.

Компенсационная мера в случае установления по результатам повторного расследования обхода компенсационной меры может быть распространена на импортируемые на таможенную территорию Союза из экспортирующей третьей страны составные части или производные товара, являвшегося предметом субсидируемого импорта, а также на товар, являвшийся предметом субсидируемого импорта, его составные части или производные, импортируемые на таможенную территорию Союза из иной экспортирующей третьей страны.

Дополнительный материал по теме в разделе

Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности

Видео по теме:

Сбор пошлин

Введение и взимание пошлин

В статье 9 Соглашения ВТО по антидемпингу закреплен общий принцип, согласно которому введение антидемпинговых пошлин не является обязательным, даже если по результатам антидемпингового расследования было установлено наличие демпинга, материального ущерба, их взаимосвязи и соблюдены все остальные требования к их введению.

В Соглашении также говорится о желательности применения правила «меньшей пошлины». В соответствии с этим правилом властям рекомендуется устанавливать размер антидемпинговой пошлины ниже, чем демпинговая маржа, если этот уровень достаточен для устранения ущерба.

Кроме того, Соглашение содержит правила, которые ограничивают установление антидемпинговых пошлин сверх доказанной демпинговой маржи, а также правила применения антидемпинговых пошлин к новым импортерам.

Пересмотр и публичное оповещение

Продолжительность, прекращение и пересмотр антидемпинговых мер

Статья 11 Соглашения ВТО по антидемпингу устанавливает правила в отношении срока действия антидемпинговых пошлин и требования в отношении периодического пересмотра действующих антидемпинговых пошлин или ценовых обязательств, если существует такая необходимость.

Эти требования были введены в ответ на озабоченности членов ВТО практикой некоторых стран вводить антидемпинговые пошлины на неопределенный срок.

Требование о «предельном сроке» устанавливает, что демпинговые пошлины прекращаются не позднее чем через пять лет после их первого применения, если только в ходе повторного расследования до этой даты не будет установлено, что истечение срока действия пошлины может привести к продолжению или возобновлению демпинга и причинению ущерба. Пятилетний срок также применяется к ценовым обязательствам.

В Соглашении также содержится требование по пересмотру действующих антидемпинговых мер по запросу заинтересованной стороны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]