Пять дел, где суды применили разъяснения «таможенного» Пленума


Пять дел, где суды применили разъяснения «таможенного» Пленума

Постановление, посвящённое спорам по Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, приняли в ноябре 2021 года. ВС разработал новый документ, который заменит старые разъяснения, потому что новый кодекс вступил в силу в 2021 году. Это сложный нормативно-правовой акт, который содержит 465 статей и 300 отсылок к другим нормам, и суды применяли и толковали его по-разному. Новое постановление было призвано помочь сделать практику более единообразной. Судя по тому, как активно используют его в своей работе суды, свою цель оно выполняет.

Допустимые недостатки

Многие из разъяснений, которые дал Пленум ВС, направлены на защиту прав декларантов, которые ввозят товар в Россию. Например, он ввел презумпцию достоверности информации и документов, которые предоставляет декларант в ходе таможенного контроля. Бремя опровержения достоверности теперь лежит на таможенном органе.

Без формализма на таможне: Экономколлегия разъяснила правила транзита

В споре ООО «ВСК» и таможни Самары сперва 11-й ААС, а затем и Арбитражный суд Поволжского округа применили эту презумпцию. Общество ввезло в Россию оборудование для производства кваса и спокойно провезло его через таможню, но потом таможня передумала и начала досаждать «ВСК» проверками. Чиновники решили, что общество неправильно задекларировало товар. Суды поддержали в этом споре «ВСК», потому что ФТС не предоставила доказательства недостоверности приложений к контракту, которые и вызвали подозрения. «Таможенный орган не указал, на каком основании сделан вывод о недостоверности представленных ООО «ВСК» приложений к контракту», – указал окружной суд (дело № А72-9685/2019).

Право выбрать способ судебной защиты

Разъяснения Пленума ВС дают участникам таможенных споров возможность обратиться напрямую в суд с требованием о возврате таможенных платежей. Для подачи такого заявления не нужно предварительно оспаривать решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.

Арбитражный суд Псковской области применил эти разъяснения в деле № А52-4506/2019. Компания в судебном порядке потребовала вернуть ей переплату по таможенным платежам, которые она заплатила, когда ввозила запчасти для двигателей. Суд напомнил, что выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права – это субъективное право заявителя. И если он решил сразу подать имущественный иск к таможне (минуя обжалование решения о корректировке таможенной стоимости), то он может это сделать.

В итоге компания успешно вернула переплаты, а решение первой инстанции позднее поддержал апелляционный суд.

Полезная аналогия в налоговом споре

Изучение практики показало, что суды применяют разъяснения Пленума ВС по таможенным спорам не только в рамках таможенных споров.

Второй обзор практики Верховного суда: банкротства, аренда, налоги

В деле № А56-122222/2019 предприниматель оспаривал решение МИФНС о привлечении его к ответственности за недоплату налогов. Коммерсант обратился в суд и попросил восстановить пропущенный срок на подачу заявления. Опоздание он объяснил тем, что сперва решил обжаловать решение МИФНС в порядке апелляции в Федеральной налоговой службе. А после отказа и в апелляции предприниматель подал заявление в суд.

Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области сослался на пункт разъяснений ВС, согласно которым лицо, избравшее административный способ обжалования, не может быть ограничено в праве на судебную защиту. «Период административного обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа, в том числе если жалоба не была рассмотрена по существу, не включается в срок обращения в суд», – указывал Пленум ВС. Суд применил эту норму по аналогии и восстановил пропущенный срок. Правда, заявителю жалобы это не помогло, потому что налоговики отстояли решение о доначислении налогов.

Пленум на защите устойчивой практики

Постановление Пленума ВС закрепляет принципы «поддержания доверия к закону и действиям государства, недопустимости придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников внешнеэкономической деятельности». Одно дело – закрепить принципы «на бумаге», но совсем другое – применять их на практике. В рамках дела № А51-24425/2018 коллегия по экономическим спорам ВС объяснила, когда эти принципы помогут не переплачивать за «растаможку» товаров.

Экономколлегия дала разъяснения для рынка коммерческой аренды

Общество «Цеппелин» ввезло в Россию подгузники через таможню Владивостока. Код ТН ВЭД заявили 9619 00 8109 (детские пеленки и подгузники из прочих материалов). Позже общество попросило изменить таможенную классификацию товаров (на 9619 00 8101 – детские пеленки и подгузники из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы) и вернуть ему почти 100 000 руб. переплаты таможенных платежей. Владивостокская таможня признала, что изначально код ТН ВЭД был определен верно. Поэтому деньги заявителю не вернули. Суды не нашли нарушений, и тогда общество «Цеппелин» пожаловалось в Верховный суд. В своей жалобе организация указала, что суды не учли действовавшую практику классификации спорного товара.

Экономколлегия выяснила, что на протяжении многих лет действительно была устойчивая практика, которая позволяла классифицировать товар именно так, как того хотело общество «Цеппелин». «Решение носило ретроактивный характер и привело к ухудшению положения участника внешнеэкономической деятельности, который был вправе рассчитывать на возврат таможенных платежей после выпуска товара», – указали судьи и предписали пересмотреть спор в первой инстанции, но на этот раз так, чтобы не нарушались права общества и прописанные в постановлении Пленума принципы.

Защита от пеней

Общество «Газпром экспорт» предоставило в Центральную энергетическую таможню полную таможенную декларацию (ПВД). Спустя некоторое время стороны по соглашению о поставке газа договорились об увеличении стоимости, из-за чего «Газпром экспорт» попросил скорректировать ПВД. Из-за этого вырос и размер таможенной пошлины. На таможне решили, что на эту разницу можно начислить пени, и написали об этом в декларации.

Суды с таким подходом не согласились. Они указали, что в соответствии с разъяснениями Пленума ВС у декларанта есть право исправить декларацию даже после выпуска товаров. Например, если изменится цена товара. А вот таможня может внести изменения, только если признает сведения из ПВД недостоверными, но здесь не было для этого оснований. Стоимость сделки на каждом из этапов таможенного оформления не оспаривалась и была признана обоснованной непосредственно таможенным органом, поэтому оснований для корректировки декларации не было (дело № А40-206172/2019).

  • Максим Вараксин

Таможенные споры по оспариванию действий должностных лиц таможни.

Приведенная далее классификация будет условной, основанной на обобщении правоприменительной практики:

— Споры по исчислению таможенной стоимости товара;

— Оспаривание отказа таможни в применении льгот по таможенному оформлению в отношении товара;

— Споры относительно классификационных кодов товара по ТН ВЭД;

— Жалобы по отказам таможенных органов в применении установленных тарифных преференций – по стране происхождения Товара;

— Споры по возврату или зачету таможенных платежей.

Во всех указанных случаях действия должностных лиц таможни создают для декларанта дополнительные обязанности, либо увеличивают размер уже существующей обязанности, что всегда не входит в интересы декларанта. Так, не согласившись с указанной декларантом таможенной стоимостью товара, либо выбранным кодом по ТН ВЭД, должностное лицо может самостоятельно осуществить корректировку. Споры, связанные с исчислением таможенной стоимости товара, самая многочисленная категория судебных дел, связанных с оспариванием действий таможенных органов.

Общее о таможенной процедуре уничтожения


ВНИМАНИЕ! Мы работаем только с юридическими лицами.
Как именно должна проводиться таможенная процедура уничтожения (в данном контексте также будет использоваться термин «утилизация» в том же значении), изложено в ст. 248 Таможенного кодекса ЕАЭС. Эта мера применяется только в отношении пищевых и непродовольственных продуктов зарубежного производства.

В статье 249 Таможенного кодекса ЕАЭС также указываются условия, при наличии которых продукты зарубежного производства помещаются под данную процедуру. Там же установлены категории товаров, не подлежащие утилизации и методы, которые при рассматриваемой операции не применимы. Комиссия Евразийского экономического союза вправе определять дополнительные категории товаров, не подлежащие уничтожению, но на сегодняшний день таких перечней Комиссии нет.

Отходы, которые образуются в результате осуществления процедуры, помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40) только в том случае, если их использование выгодно с экономической точки зрения. Поэтому стараются уничтожать товары таким образом, чтобы подобных отходов не оставалось.

К примеру, на Выборгской таможне в феврале 2021 года было уничтожено около тонны ввозимых продуктов. Среди них рыбная, мясная и молочная продукция. Со сроками годности все было в порядке, но дело в том, что эта продукция поставлялась из стран санкционного списка. Таможенники изъяли товар на границе и сожгли в высокотемпературной печи. При этом возврату или продаже изъятая продукция уже не подлежит. Ее уничтожают без уплаты каких-либо пошлин и налогов.

И еще один случай таможенного уничтожения произошел в Калининграде, где на таможне была задержана партия игрушек из Китая. Груз был задержан в морском порту города Балтийска. Игрушки оказались поддельными, они не имели необходимых сертификатов качества, внешне выглядели как подделка и издавали неприятный химический запах. Вся партия была уничтожена гусеничными бульдозерами на полигоне. Задача – не просто сломать игрушки, а превратить их в массу совсем мелких кусочков, которые потом засыплют в яму и сравняют с землей.

Порядок помещения иностранных товаров под таможенную процедуру уничтожения

Общий порядок утилизация товаров состоит из трёх шагов:

  1. Этап получения разрешения, складывающийся из двух последовательных действий:
  • Получение заключения Минприроды с указанием возможности, территории и способа ликвидации товаров. Регламентируется приказом Минприроды от 9.09.2011 года №732.
  • Получение разрешения на утилизацию в таможне, в регионе деятельности которой планируется подача соответствующей декларации (ИМ 93); регламентируется приказом ФТС России от 7 февраля 2011 года №216.

На этом этапе декларант указывает сроки ликвидации иностранных продуктов, достаточные для подачи, выпуска декларации на товары в таможенной процедуре уничтожения и фактического совершения операций по их утилизации на полигоне.

Также важно отметить, что необходимо указать причину выведения из оборота товаров (причину, из-за которой их следует уничтожить). Для продуктов питания, как правило, причиной является истечение срока годности.

Административные таможенные споры.

КоАП РФ содержит внушительный перечень правонарушений, связанных с перемещением товаров через государственную границу РФ и таможенным оформлением. При этом наказание за совершение таможенных нарушений серьезное: штрафы для юридических лиц, как правило, исчисляются сотнями тысяч рублей и сопряжены с конфискацией всей партии товара, в отношении которой декларантом допущены ошибки.

При выявлении таможенного нарушения должностным лицом составляется протокол, зачастую назначается административное расследование. Привлекать к административной ответственности могут как руководители таможенных органов, так и суд – при передаче протоколов и материалов дел по определенным нарушениям.

Административные споры о привлечении к ответственности за совершение таможенных нарушений, либо об оспаривании постановлений должностных лиц таможни о привлечении к ответственности это также одни из самых распространенных категорий арбитражных дел в области таможенного законодательства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]