Северо-Западное Таможенное Управление (СЗТУ)
Консультации
- Консультации по таможне и логистике
- Таможня России Таможни России
- Таможни Санкт-Петербурга
- Северо-Западное Таможенное Управление (СЗТУ)
Северо-Западное Таможенное Управление
Таможенная служба Санкт-Петербурга — ровесница города на Неве. Более трехсот лет назад в петербургский порт, на стрелку Васильевского острова, прибыло первое иностранное торговое судно — голландский купеческий корабль с солью и вином, которое, по преданию, встречал сам Петр I. Сегодня таможенные органы Северо-Западного таможенного управления контролируют внешнеторговый товарооборот на всем протяжении сухопутных, морских, речных и воздушных границ Северо-Западного федерального округа.
Среди семи региональных таможенных управлений, входящих в состав Федеральной таможенной службы Российской Федерации, первым по времени создания и одним из крупнейших в стране по праву считается Северо-Западное. Оно было образовано 10 мая 1990 года и первоначально называлось Северо-Западное управление государственного таможенного кон
Северо-Западное таможенное управление
191187 г.Санкт-Петербург наб.Кутузова, д.20; ул. Шпалерная, д.14 Режим работы: понедельник-пятница с 9:00 до 17:45 Начальник Северо-Западного таможенного управления Режим работы: понедельник-пятница, с 9.00 до 17.45
Приемная начальника, (812) 275-8300 Помощник начальника: (812) 140-3324
Первый заместитель начальника управления — начальник службы организации таможенного контроля приемная: (812) 140-3223
Первый заместитель начальника управления
приемная: (812) 140-3213 Первый заместитель начальника управления — начальник службы таможенных доходов Приемная: (812) 140-3235
Первый заместитель начальника управления — начальник таможни (Северо-Западной оперативной) Приемная, (812) 380-2967
Первый заместитель начальника управления по Калининградскому региону
Приемная
Заместитель начальника управления — начальник таможни (Калининградской оперативной) Приемная
Заместитель начальника управления — начальник кадровой службы Приемная: (812) 140-3394, (812) 275-5800
Заместитель начальника управления — начальник службы собственной безопасности Приемная: (812) 430-1892
Заместитель начальника управления — начальник организационно-инспекторской службы Приемная: (812) 140-3359
Заместитель начальника управления — начальник правовой службы Приемная: (812) 140-3124 Факс: (812) 275-2994
Заместитель начальника управления — начальник информационно-технической службы Приемная: (812) 239-9251
Заместитель начальника управления — начальник службы силового обеспечения Приемная: (812) 380-2223
Заместитель начальника Службы организации таможенного контроля Тел.: (812) 140-3246
Заместитель начальника Службы федеральных таможенных доходов Тел.: (812) 140-3349
Начальник Отдела международного таможенного сотрудничества Тел.: (812) 275-0235 Факс: (812) 275-0541
Начальник Отдела по взаимодействию со СМИ Тел.: (812) 140-3117 Факс: (812) 140-3176
Начальник Павового Отдела Тел.: (812) 140-3193 Факс: (812) 140-3124
Начальник Отделения информирования и консультирования Тел.: (812) 140-3187 Факс: (812) 140-3124
ОПЕРАТИВНЫЙ ДЕЖУРНЫЙ: (812) 275-7695
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: (812) 275-7695
БЮРО ПРОПУСКОВ: (812) 140-3387, 140-3386
С первых дней работы перед вновь созданным управлением, штат которого тогда состоял из 42 сотрудников, были поставлены весьма серьезные задачи по защите экономических интересов Российской Федерации.
Ныне в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления служат более 12 тысяч сотрудников и государственных служащих. В структуру СЗТУ входят 16 таможен, объединяющих 118 таможенных постов.
Регионом деятельности СЗТУ является Северо-Западный Федеральный округ площадью 1 679,1 тыс. кв. км, на территории которого действуют 11 субъектов Российской Федерации.
Северо-Западное Таможенное Управление — единственное управление, которое имеет границы с Европейским Союзом. Этим обусловлено проведение активного процесса интеграции в европейские таможенные технологии на основе комплексной автоматизации таможенной деятельности.
Протяженность участка таможенной границы в зоне деятельности СЗТУ — 3637 км. Из них сухопутная часть составляет 2375 км, морская — 233 км и озерная (речная) — 224 км.
Сегодня в таможенных органах на Северо-Западе России работает более 12 тысяч человек. В системе Федеральной таможенной службы СЗТУ является не только одним из самых крупных по численному составу, но и лидирующим по достигнутым результатам.
Регион граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Республикой Беларусь, странами Балтии: Латвией, Литвой, Эстонией. На границу с Финляндией приходится 1320,8 км, с Латвией — 270,5 км, с Эстонией — 464,8 км, Норвегией — 219,1 км.
На сегодня в структуру управления входят 16 таможен. Они объединяют 117 таможенных постов, расположенных на подведомственной СЗТУ территории площадью более 1 600 тысяч квадратных километров, которые в свою очередь находятся в 11 субъектах Российской Федерации.
Северо-Западный участок таможенной границы считается одним из самых обустроенных в стране. За годы деятельности СЗТУ в округе были введены в эксплуатацию автопереходы: в 1993 году в строй Лотта на границе с Финляндией, Борисоглебск — с Норвегией и Ивангород — с Эстонией, в 1994 году — на финском участке МАПП Вяртсиля с пропускной способностью 870 автомобилей в сутки, на эстонском — МАПП Куничина Гора (500 автомобилей в сутки), МАПП Убылинка (2000 автомобилей), на латвийском — МАПП Бурачки (2000 автомобилей).
1997 год ознаменовался вводом на границе с Финляндией сразу двух МАПП: Торфяновка, рассчитанного на ежесуточное оформление 3500 транспортных средств, и Люття — 300 автомобилей. Немногим позже здесь же, на Выборгском направлении, были сданы в эксплуатацию пункты Брусничное (2400 автомобилей) и Светогорск, а также Борисоглебск в составе Мурманской таможни.
В начале октября 2006 года состоялась официальная церемония открытия МАПП Суоперя (более 150 автомобилей в сутки), расположенного в Республике Карелия. А в середине 2008 года был открыт новый пункт пропуска в Калининградском регионе — МАПП Чернышевское.
На морском участке границы в регионе деятельности СЗТУ находится 12 таможенных судов, в том числе вступившее в строй в августе 2003 года большое таможенное судно ТС-101 «Меркурий». Экипажам приходится выполнять задачи в акваториях портов, шхерных районах Выборгского залива, на пограничных реках и озерах.
В декабре 1994 года в структуре СЗТУ появился авиационный отдел, который в полном объеме самостоятельно осуществляет летно-техническую эксплуатацию воздушных судов.
Итоги деятельности СЗТУ за 1 полугодие 2010 года:
В 1 полугодии 2010 года таможенными органами Северо-Западного таможенного управления перечислено в федеральный бюджет Российской Федерации таможенных платежей на сумму 271,02 млрд. рублей, что составляет 109,7% от установленного планового задания.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличение фактических перечислений в федеральный бюджет Российской Федерации составило 42% (в I полугодии 2009 года таможенными органами СЗТУ перечислено в федеральный бюджет 190 859,34 млн. рублей).
Произошли структурные изменения в перечислениях таможенных платежей в федеральный бюджет РФ. Так, доля импортной составляющей от общего объема перечислений снизилась с 66,99% в I полугодии 2009 года до 58,71% в I полугодии 2010 года при одновременном увеличении доли вывозной таможенной пошлины с 32,00% до 39,35% соответственно.
Основной объем перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей в Северо-Западном регионе приходится на Балтийскую (42,24%), Санкт-Петербургскую (21,52%), Мурманскую (19,53%) и Калининградскую областную (7,82%) таможни.
В I полугодии 2010 года внешнеторговый оборот через таможни СЗТУ увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 43% и составил 42 млрд. 837 млн. долларов США. В том числе: экспорт вырос на 51% и составил 20 млрд. 37 млн. долларов США, импорт увеличился на 37% (22 млрд. 801 млн. долларов США).
Грузооборот через таможни СЗТУ за 6 месяцев текущего года увеличился на 11% по сравнению с I полугодием 2009 года и составил 48,2 млн. тонн (экспорт увеличился на 7%, импорт — на 29%).
Сохраняется сложившаяся ориентация внешнего рынка региона на страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте региона составляет 97%. Товарооборот со странами СНГ увеличился на 40%, со странами дальнего зарубежья — на 43%.
Товары из региона вывозились в 162 страны мира. Основные страны-контрагенты — Нидерланды (доля в экспорте 33%), Великобритания (12%), Швейцария (9%), США(5%), Германия (4%).
Основные позиции в экспорте занимают минеральные продукты (55%), металлы (20,9%) и древесина (7,3%).
Рост экспорта связан, прежде всего, с ростом цен на сырьевые товары, которые являются основными статьями экспорта России. Значительно выросли цены на топливо (на 66%) и металлы (на 40%).
Натуральные объемы экспорта в целом увеличились не столь значительно как стоимостные — на 7%. При этом выросли объёмы вывоза продукции химической промышленности, древесины, металлов.
В Северо-Западный регион импортировались товары из 159 стран мира. Основные страны-контрагенты — Китай (доля в импорте 20%), Германия (11%), США (6%), Бразилия (5%), Республика Корея (4%), Финляндия (4%).
Рост импорта в I полугодии 2010 года связан как с увеличением натуральных объёмов, так и с ростом цен на ввозимые в Россию товары. По сравнению с I полугодием 2009 года выросли цены на продовольственные товары (на 7%) и продукцию химической промышленности (на 17%).
Основные позиции в импорте занимают продукция машиностроительной промышленности (38,2%), продовольственные товары (28,0%) и продукция химической промышленности (12,0%). Натуральный объем импорта машиностроительной продукции вырос на 40%, продовольственных товаров — на 20%, химической продукции — на 53%.
За 1 полугодие 2010 года подразделениями таможенной инспекции СЗТУ проведено 886 проверочных мероприятий, в том числе 208 таможенных ревизий. Показатель результативности проведенных проверочных мероприятий составил 51,7% (установленный УТИ ФТС контрольный показатель эффективности составляет 41,0%). Результативность специальных таможенных ревизий составила 97,0% (установленный УТИ ФТС контрольный показатель эффективности — 85,0%).
По результатам проверочных мероприятий, проведенных подразделениями таможенной инспекции, возбуждено 689 дел об административных правонарушениях, 29 уголовных дел.
По итогам работы подразделений таможенной инспекции СЗТУ в отчетном периоде доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму 306,66 млн. руб. Взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на общую сумму 36,18 млн. руб.
В первом полугодии 2010 г. таможенными органами СЗТУ было оформлено 454 558 ГТД, что на 25,7 % больше, чем в первом полугодии 2009 г.
Продолжалась работа по дальнейшему внедрению и применению новых современных информационных таможенных технологий в таможенных органах Северо-Запада.
В настоящее время 73 таможенных поста таможен СЗТУ осуществляют электронное декларирование с использованием выделенного канала связи (ЭД1) и с применением сети «Интернет» (ЭД2). Число оформленных электронных деклараций составляет более 20% от общего количества ГТД.
В пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации используется предварительное информирование при осуществлении таможенного оформления товаров и транспортных средств. За 6 месяцев текущего года было использовано около 183,5 тыс. предварительных сведений.
В регионе деятельности Балтийской таможни осуществляется технология «сухого» порта — таможенного оформления товаров на внутреннем контейнерном терминале, расположенном вне территории порта.
Одним из ключевых вопросов деятельности управления и таможенных органов региона в 1 полугодии 2010 года стала подготовка практической реализации и применение Таможенного кодекса в условиях формирования Таможенного союза между Республиками Беларусь, Казахстан и Российской Федерацией. Особое внимание уделялось вопросу переноса таможенного оформления и контроля на внешнюю границу Таможенного союза, в частности, на российско-белорусский участок границы.
По-прежнему одним из актуальных направлений деятельности управления остаётся реализация в Северо-Западном федеральном округе Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации. В настоящее время управлением выработаны основные принципы реализации Концепции на территории СЗФО, сформирован перечень мест, предполагаемых для размещения таможенно-логистических терминалов (ТЛТ). На территории СЗФО предусмотрено создание ТЛТ вблизи 13 международных автомобильных пунктах пропуска: Вяртсиля (Республика Карелия), Светогорск, Брусничное, Торфяновка (Выборгский район Ленинградской области), Ивангород (Кингисеппский район), Куничина Гора, Шумилкино, Убылинка, Бурачки, (Псковская область), Советск, Чернышевское, Багратионовск, Мамоново (Калининградская область).
В рамках реализации Концепции созданы Торфяновский таможенный пост вблизи МАПП Торфяновка Выборгской таможни, Багратионовский таможенный пост вблизи МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни, Овинковский таможенный пост вблизи МАПП Бурачки Себежской таможни.
К настоящему времени в регионе деятельности СЗТУ уже функционируют таможенные посты, размещенные на СВХ, рассматриваемые в перспективе в качестве ТЛТ — это Вяртсильский таможенный пост Карельской таможни и Печорский таможенный пост Псковской таможни. На указанных объектах будет проводиться работа по реконструкции помещений, увеличению площадок СВХ, увеличению штатной численности таможенных постов.
СЗТУ начало работу по реализации Концепции с сокращения количества таможенных органов, расположенных на территории города. На сегодняшний день в структуре Санкт-Петербургской таможни уже ликвидированы Железнодорожный и Северный таможенные посты, Выборгский и Пискаревский. Юго-Западный таможенный пост переведен в поселок Янино и переименован в Янинский.
В будущем планируется сохранить в Санкт-Петербурге таможенное оформление лишь тех товаров, в отношении которых отсутствуют обязательные требования об их таможенном оформлении вблизи государственной границы, в частности, скоропортящиеся пищевые товары, фармацевтическая и лекарственная продукция, культурные ценности, сырье, ввозимое российскими промышленными предприятиями для собственного производства и другие.
По-прежнему приоритетным направлением деятельности СЗТУ остаётся борьба с коррупцией в рамках реализации Национальной программы борьбы с коррупцией и безусловное исполнение Аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 годы», принятой к реализации с 2006 года.
В целях усиления профилактических мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений среди должностных лиц таможенных органов региона, в 2010 году в органы прокуратуры для рассмотрения и принятия решения в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК Российской Федерации направлено 127 материалов служебных проверок. По выявленным должностным преступлениям коррупционной направленности в 2010 году возбуждено 74 уголовных дела в отношении 56 должностных лиц (за 1 полугодие 2009 года — 32 уголовных дел в отношении 19 должностных лиц).
В 1 полугодии 2010 года в таможенных органах региона было возбуждено 383 уголовных дела. В структуре таможенных преступлений преобладает контрабанда. Её доля в общем количестве возбужденных дел составляет 84%. По ст.188 УК РФ «Контрабанда» в отчетном периоде было возбуждено 322 уголовных дела (534 — в аналогичном периоде прошлого года). 52 дела (26 — в прошедшем году) возбуждены по ст.194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей». По оперативной информации были возбуждены 304 уголовных дел (369 — в прошлом году) или 79,4 % от общего количества.
Таким образом, в регионе деятельности СЗОТ отмечается некоторое снижение количества нарушений таможенного законодательства. Снижение количества выявляемых преступлений и возбужденных уголовных дел явилось следствием вступления в законную силу с 09.04.2010 федерального закона от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым существенно увеличены крупный размер предмета контрабанды (с 250 т. руб. до 1 500 т. руб.) и суммы неуплаченных таможенных платежей (с 500 т.руб. до 3 млн.руб.), за которые наступает уголовная ответственность.
По фактам контрабанды наркотических средств и сильнодействующих веществ за 6 месяцев 2010 года таможенными органами было возбуждено 32 уголовных дела (в 2009 году — 31 дело), по которым изъято более 140 кг наркотических веществ.
Сотрудниками таможен также были пресечены попытки контрабанды 239 предметов составляющих культурную ценность и 150 единиц боеприпасов, патронов к гражданскому стрелковому оружию и взрывчатых веществ.
Кроме того, по линии административных расследований в таможнях Северо-Западного региона за 6 месяцев 2010 года было возбуждено 6334 дела об административных правонарушениях.
Резвизиты Северо-Западного таможенного управления:
Официальный сайт управления
191187, Санкт — Петербург, наб. Кутузова, 20
ИНН 7830002582, КПП 784101001
Управление федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу (Северо-Западное таможенное управление),
л/с 03721153030, ГРКЦ ГУ Банка России по Санкт-Петербургу,
р/с 40105810400000010001, к/с нет.
БИК 044030001.
ОГРН 1037843059495, ОКВЭД 75.11.4.
ОКАТО 40298563000 ОКПО 00137414
Руководство
191187, Санкт — Петербург, наб. Кутузова, 20 телетайп 622403 JURI RU, 821690 SZTY RU, факс 275-43-70
Руководство Северо-Западного Таможенного Управления:
Должность | Ф.И.О. | телефон |
Начальник управления | Галикеев Назип Ахметзакиевич | 8 |
Первый заместитель начальника управления по таможенному контролю | Лямкин Юрий Станиславович | 8 |
Заместитель начальника управления — начальник службы федеральных таможенных доходов | Бушуев Вадим Владимирович | 8 |
Заместитель начальника управления по правоохранительной деятельности | — | 8 |
Заместитель начальника управления — начальник правовой службы | Пушкарева Ирина Анатольевна | 8 |
Заместитель начальника управления — начальник кадровой службы | Перельман Александр Борисович | 8 |
Заместитель начальника управления — начальник тыловой службы | Чепрасов Вячеслав Юрьевич | 8 |
Из истории создания СЗТУ. Процедура твиннинга.
Интервью с начальником Балтийской таможни Александром Пучковым — Март, 2000 года
Таможня не только контролирующий орган
Личности Петербурга. Транспортный комплекс. № 3, 2000
История Балтийской таможни неразрывно связана с историей нашего города. Ведь они ровесники. За три столетия в ней многое сменилось и не единожды: форма, звания, структура, методы… Но главное осталось навсегда — это традиции, считает начальник Балтийской таможни Александр Пучков.
— Питерские таможни — одни из самых старых. Хотя в России есть такие же организации более солидного возраста. Архангельская, например, недавно справляла свой 400-летний юбилей, в Новгородская существует уже почти тысячу лет. Пограничные таможни ведут историю со времен Петра. Но во все времена методы таможенного контроля были одни и те же. Балтийская таможня сама по себе уникальна: являясь внутренней для города, она сама по себе морская, пограничная. При таком сложившемся симбиозе огромное количество грузов проходит через нее транзитом и еще большее здесь растаможиваются. Таким образом, пересекаются и пограничные и внутренние таможенные функции.
Вообще, внутренние таможни стали создаваться в конце 80-х годов, когда отменили монополию внешней торговли. Всем было разрешено выходить на мировой рынок. Прежде это относилось к компетенции только специально созданных организаций и обычные хозяйственные субъекты могли взаимодействовать с зарубежными фирмами только через такие структуры. Вот тогда и был сделан шаг, совершенно разумный с точки зрения таможенной политики: был организован институт уполномоченных. Проще говоря, таможня пошла в народ. И на этом этапе она занималась не только контролем (ради чего, собственно, и была создана), но в то же время оказывала помощь участникам ВЭД, которые не знали даже, как грамотно составить договор. Естественно, что организация все новых таможен создала ситуацию, рискующую стать бесконтрольной. Скажем, в 1986 году численность советских таможенников составляла 7000 человек, а общее число самих таможен на протяжении всей границы едва переваливало за сотню. Еще через несколько лет Советский Союз перестал существовать, и руководству ГТК России пришлось в экстренном порядке организовывать дополнительные таможни, потеряв те, что остались в странах ближнего зарубежья.
Возникла идея создания региональных управлений, которые разделили бы всю Россию на определенные округа. Так было создано Северо-Западное таможенное управление. И поскольку оно было первым, то так уж повелось, что стало самым прогрессивным, начиная со времени своего рождения. В результате СЗТУ оказалось инициатором многих прогрессивных идеи и технологий. Например, на сегодняшний день здесь действует для таможенного оформления самая перспективная компьютерная программа. Другой, не менее впечатляющий факт: в Москве существует таможенная академия им. В.Б.Бобкова, а в Питере располагается ее филиал. Так вот выпуск наших студентов состоялся в прошлом году, на год раньше, чем в Московской академии.
— Тем не менее, среди представителей отечественного бизнеса бытует не лестное мнение о работе таможенников. Сетуют на то, что ГТК едва ли не намеренно «вставляет палки в колеса», а эффективность деятельности региональных управлений крайне низка из-за обилия чиновничьих инструкций…
— Не спорю. Но вот 31% увеличения грузооборота в прошлом году и очень перспективный прогноз на этот год — это результат нашего труда. При том, что организовать сплошной досмотр мы просто не в состоянии. Это немыслимая вещь. Я считаю, таможня не только контролирующий орган. Таможня в России — это государственная служба. Значит, мы должны думать не исключительно о пресловутом плане наполнения бюджета. В бюджет надо брать ровно столько, сколько надо. Сколько положено — пошлина, сколько положено — НДС, взял, собрал. А что получится в итоге — думать в общем-то вредно. Потому что такие вещи приводят к перекосам и перегибам, да желанию кого-либо незаслуженно наказать.
Мы должны сделать таможенную систему таковой, чтобы ни Финляндия, ни Прибалтика не являлись окном в Европу для России. У нас есть свое собственное окно, даже не окно, а ворота. И ими надо воспользоваться. Анализ грузопотоков через соседние страны показывает, что так перевозки проходят не всегда честно. Как правило, эти промежуточные этапы используются для того, чтобы подменить документы, выписать новые, словом, нарушить таможенные правила. В Евротаможне есть такая программа — твиннинг. Это когда две таможни занимаются общей работой для того, чтобы в результате возникло что-то новое.
Уже в течение трех лет твиннингом занимаются Балтийская таможня и таможня Гамбурга. Мы совместно пытались организовать на территории петербургского порта свободную таможенную зону или (по немецкой версии) свободный порт. Но жизнь показала, что такие вопросы должны решаться на уровне правительства, документы не прописаны, да и маловероятно, что их кто-либо пропишет. Поэтому год назад мы переориентировали программу на создания аналитических групп. В Гамбурге это называется «контейнерная группа». Аналитики, по предварительной информации, определяют местонахождение незакдекларированного товара, наркотиков, оружия, иных предметов, запрещенных к ввозу или вывозу. Лишь после этого проводится досмотр. Кстати, подобная процедура более соответствует закону. Ведь в Таможенном кодексе написано, что досмотру подлежит товар «при наличии оснований полагать, что …». А если нет оснований полагать? Если какая-то фирма много лет возит один и тот же товар? Мы допускаем, что нечестные люди могут встречаться где угодно. Поэтому периодически досматриваем даже благополучные фирмы.
В Германии основное внимание уделяют провозу наркотиков, а потом уж серьезным акцизным товарам: сигаретам или спиртному. У нас экономическая контрабанда развита гораздо шире. Она может строиться на любых товарах. Недоплачивать в бюджет огромные суммы можно, используя любой товар. Поэтому нам значительно труднее, чем коллегам из Гамбурга.
— Очевидно, распад Советского Союза повлек за собой преобразования таможенной службы…
— Скажем, появилось значительное число внутренних таможен, которые лишь оформляют грузы нескольких участников ВЭД. Это нерентабельно, с государственной точки зрения. Если, допустим, сократить общий штат внутри страны человек на 100, можно безболезненно для участников ВЭД, добавить в приграничных таможнях хотя бы человек по 10. Наполнять бюджет можно и за счет экономии казенных денег. Сегодня уже создана система таможенных брокеров. Пусть она еще не совсем совершенна. Этот год, кстати, объявлен годом таможенного брокера. Надеюсь, вскоре появятся какие-то подзаконные акты, которые сделают деятельность брокеров достаточно разумной и прозрачной. Тогда можно будет переложить работу по таможенному оформлению на брокеров. Это не будет в тягость бюджету, потому что брокеры работают сами, получая зарплату от участников ВЭД. Вот и найдется один из путей для сокращения таможни и экономии бюджетных денег.
А на местах, в крупных городах, областных центрах можно оставить такие подразделения, как таможенная инспекция. Они будут вести проверку внешнеэкономической деятельности участников совместно с той же налоговой полицией или другими организациями. На мой взгляд, это самая разумная система, при которой вся мощь и сила таможни сосредоточится в пограничных округах. А ведь у нас есть еще отделы контроля доставки товаров. И надо сказать, что именно на доставке в предыдущие годы, да и сейчас еще, подчас теряется огромное количество грузов. Создание института таможенных перевозчиков понемногу улучшает это положение, но лишь понемногу… При хорошо отлаженной работе брокеров: прошел таможенную очистку — иди куда хочешь. Куда повезешь товар — твое дело. Если все: и пошлина, и НДС, и акциз собраны, то участники ВЭД совершенно свободны.
Чем система (контролирующая) проще — тем сложнее ее обходить, и объезжать. А когда законодательные акты противоречат друг другу, то и появляется широкое поле деятельности для разного рода злоупотреблений.
— Времена меняются, меняются и люди. Напоминает ли, пусть отдаленно, по мнению Александра Пучкова, современный контрабандист «черного Абдуллу» из известного фильма?
— На разных этапах контрабандой считались разные предметы. Лет 15 назад это был антиквариат и предметы искусства. Особенно великолепна была польская эпопея, когда масса туристов въезжали в Союз, перемещая товары туда-сюда. Это, пожалуй, романтический период нашей деятельности… Затем было время, когда таможня боролась с инакомыслием. Тогда задерживались всяческие «вредные» издания и печатная продукция. На сегодняшний день — все ушло. Осталось усиление борьбы с потоком наркотиков, который ширится и крепнет. В основном он поступает к нам из Средней Азии, Северного Кавказа, Украины. Получается, порт здесь как бы ни при чем. Хотя в то же время не все наркотики производятся здесь, в постсоветском пространстве. А недавно мы задержали крупную партию сигарет, направляющихся в Германию. Сигареты были упакованы в доски (которые возмещали вес) вложенные в крупные палетты, внутри нечто наподобие саркофага, с вложением металлических листов: сигареты легкие, а дерево — тяжелое. Более ста таких палетт было задержано. Раскрыли и оборудование, на котором они изготавливались. Аналогичное задержание проводилось и в Роттердаме по нашей информации.
К сожалению, бывают случаи, когда можно лишь пассивно предугадать нарушение. Допустим, невозвращение валютной выручке. Или проблемы сбора цветных металлов: мало того, что государству наносится ущерб и значительный — бесконечным разворовыванием, начиная с проводов, оборудования и заканчивая памятниками. Потом это все, совершенно легально, вывозится за границу. А результате выручка не возвращается. А кто-то открывает себе там счет, и благополучно проживает дальше, за пределами.
Таможня не всесильна и не может отвечать за развитие экономики в стране. Как ни странно, мы наказываем только те фирмы, которые реально существуют и пострадали только из за деятельности своих партнеров на западе. Что же касается «однодневок», то с ними бороться значительно труднее. Пока государство не пересмотрит порядок регистрации предприятий и их ликвидации, навряд ли мы сможем что-то сделать. Кстати, при благополучной экономической ситуации, деньги выгоднее вкладывать внутри страны, а не вывозить за рубеж. В этом случае отпадает и необходимость в валютном контроле — в развитых странах мира таможня этим не занимается. Введение единых ставок, допустим, таможенных пошлин, о чем говорится в программе Германа Грефа, — привело бы к тому, что мы перестали бы так серьезно относится к таможенной стоимости, на которой сейчас все и играют.
— Исторически сложилось, что таможенная комиссия, которая поднимается на борт судна, состоит из представителей разных служб и ведомств. Не случается ли из-за этого неувязок в прохождении контроля?
— Неувязки, к сожалению, существуют. Но конфликтов никогда не возникало. Сложность в том, например, что ветеринарный контроль требует 100% досмотра. Фитосанитарный — также требует досмотра каждой партии. Но безвыходных ситуаций не бывает. Недавно мы начали эксперимент, который был задуман еще 15 лет назад. Суть его в том, чтобы таможенники перестали участвовать в этих комиссиях. Досмотр на борту — вещь достаточно непонятная. Ведь досмотреть груз практически невозможно. Бывают случаи, когда необходимо проверить каюты, машинное отделение — если есть подозрение о контрабанде, перевозимой командой. Было решено осуществить анализ рисков для грузов. В отдельных случаях анализ рисков судозахода. И, согласовав это в СЗТУ, мы, заключили соглашение с Ассоциацией агентирующих фирм. Те агенты, которые подпишутся под этим соглашением, будут в отдельных случаях иметь уступки при прохождении контроля. Главным координатором в комиссии — является агент, он несет ответственность перед всеми структурами за предоставленную документацию.
На сегодняшний день большая часть грузов выпускается за один день: процентов около восьмидесяти. Кроме того, для судовых партий товаров мы используем такую методику (она общепринята во всем мире) как прямой вариант: разгрузка судна — погрузка на транспортное средство. Что очень удобно. Декларация подается предварительно. Известно, какое количество груза прибыло, поэтому никаких сложностей это не представляет. Кроме того, активно используется такой институт как сюрвейеры, которые обязаны все просчитывать. Ведем учет этих сюрвейеров, отслеживаем, кто из них честно работает, кто — нет. Это для того, чтобы можно было в дальнейшем опираться на их сведения о грузах. Но бывают случаи, когда грузы лежат по две недели, как правило, если на товар нет сертификата соответствия, неправильно оформлены документы или не пройдет фито- и ветеринарный контроль, хотя с момента подачи декларации проходит не более суток.
В перспективе будет создан центр таможенного оформления. Территория у нас обширная: и Кронштадт, и Ломоносов, да и здесь все районы порта… А в ближайшее время начинаем использовать удаленный доступ: допустим брокеров в ту компьютерную сеть, которая существует в таможне. Таким образом, будем получать и выпускать декларации в электронном виде. Это еще сократит время оформления. Останется лишь решить самый больной вопрос, который был, есть и, наверное, еще будет: досмотр. Последние недели активизировалась работа, по строительству в районе основного нашего контейнерного терминала — специальной рентгеновской установки для досмотра контейнеров и грузовиков непосредственно без разгрузки. Значит, значительно ускорится процесс прохождения досмотра и активизируется обнаружение контрабанды. Аналогичные установки стоят в Гамбурге, Роттердаме, причем, в Германии установка окупила себя за полтора года; в Роттердаме — за полгода. Хотя стоимость подобной установки велика: порядка 10 млн.долларов. Это уже необходимое звено цивилизованного таможенного досмотра.
И раз уж мы начли разговор с традиций, вспомню, что 12 июня 2000 года на стрелке Васильевского острова состоялась закладка камня под будущий памятник таможеннику. Здесь, рядом с бывшим зданием Санкт-Петербургской портовой таможни (ныне Пушкинским домом) теперь будет историческое место памяти о русских таможенниках.