Каков порядок временного ввоза на территорию ЕАЭС транспортных средств для личного пользования?

Транспортные средства для личного пользования при соблюдении определенных условий могут быть временно ввезены на территорию ЕАЭС на срок до года либо на срок предоставления соответствующему лицу привилегий в государстве — члене ЕАЭС.

Временный ввоз физическим лицом на территорию ЕАЭС транспортных средств для личного пользования (далее также — ТС) и срок такого ввоза зависят прежде всего от статуса физического лица и места регистрации транспортного средства.

Справка. Транспортные средства для личного пользования
К таковым относятся отдельные виды авто-и мототранспортных средств и прицепов к ним (в частности, легковые автомобили, мотоциклы, дома-автоприцепы), водное судно или воздушное судно, принадлежащие физическому лицу, перемещающему эти ТС через таможенную границу ЕАЭС в личных целях (пп. 50 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС

; Перечень, утв.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 74
).

Срок временного ввоза транспортных средств на территорию ЕАЭС

Допускается временный ввоз физлицом на таможенную территорию ЕАЭС на срок не более года следующих ТС (пп. 11, 17 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 264 ТК ЕАЭС

):

1) ТС, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, если ввоз осуществлен лицом без постоянного места жительства в одном из государств — членов ЕАЭС;

2) ТС, не зарегистрированных в одном из государств — членов ЕАЭС и в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, если ввоз осуществлен лицом без постоянного места жительства в одном из государств — членов ЕАЭС, имеющим намерение переселиться на постоянное место жительства в одну из стран ЕАЭС, получить статус беженца или вынужденного переселенца;

3) ТС, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, если ввоз осуществлен лицом с постоянным местом жительства в одном из государств — членов ЕАЭС.

При этом в случае изъятия временно ввезенного ТС либо наложения на него ареста течение срока временного ввоза приостанавливается и, по общему правилу, возобновляется с даты вступления в силу решения об отмене изъятия (ареста) (п. 5 ст. 264 ТК ЕАЭС

).

Обратите внимание! Срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования, истекающий в период с 01.03.2020 по 31.03.2021, продлевается до 31.03.2021 включительно без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования (пп. «а» п. 1, п. 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 № 47

).

Определенные категории иностранных граждан имеют право на временный ввоз ТС на таможенную территорию ЕАЭС на срок предоставления указанным лицам привилегий в государстве пребывания. К таким лицам относятся, в частности, главы дипломатических представительств и консульских учреждений, члены дипломатического и административно-технического персонала дипломатических представительств, консульские должностные лица и служащие консульских учреждений (далее — дипломаты и консульские служащие), если они не проживают постоянно в государстве — члене ЕАЭС, являющемся государством их пребывания, и не являются гражданами такого государства — члена ЕАЭС (п. 2 ст. 264, ст. ст. 298, 299 ТК ЕАЭС

).

Граждан обязали декларировать на таможне товары, которые везут не для себя

Фраза «ой, не знаю, что в этой коробке, попросили привезти знакомые» теперь будет стоить крупного штрафа с конфискацией коробки со всем содержимым. И это в том случае, если в коробке нет ни чего-то незаконного, ни коммерческого. А лежит (и едет) исключительно товар для личного пользования. В противном случае разговор будет строже.

На практике же наказать могут даже за алкоголь, который человек привез не для себя, пусть и в разрешенных законом объемах. Так что три литра чужого виски или коробка с запчастями для соседской сантехники вполне могут довести до суда. Принципиальное разъяснение прозвучало в свежем обзоре судебной практики Девятого кассационного суда. Повод говорить о себе — в назидание другим — дала гражданка Х. из Приморского края. Ее, судя по всему, подвела отзывчивость: не смогла отказать, когда попросили по дружбе привезти из Китая небольшую коробку. Весом в 8 килограммов.

«В ходе таможенного контроля Х. пояснила, что везет в сопровождаемом багаже товары, приобретенные в Китайской Народной Республике для личного пользования, за исключением коробки с сантехникой, которую перемещает по просьбе знакомой, и что находится в коробке, она не знает, — говорится в обзоре. — В результате досмотра сопровождаемого багажа в указанной картонной коробке обнаружены товары в количестве 22 наименований».

Ничего кроме сантехники в коробке не было. Товар для личного пользования, все в пределах разрешенных норм. Однако то, что коробка чужая, очень не понравилось таможенникам. Они привлекли женщину по статье 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров». То есть претензия в том, что женщина не подала декларацию, раз что-то везет не для себя. Штраф за попытку пройти мимо таможенников без декларации, когда она нужна, начисляется в размере от одной до двукратной стоимости товара. Плюс — возможна конфискация. Так что и посылку не довезешь, и без денег останешься.

Кассационный суд, изучив обстоятельства, пришел к выводу, что претензии обоснованы. Человек должен держать на границе ответ за чужое добро.

Если человек не любит формальностей на границе и хочет ходить «зеленым коридором», ему надо стать эгоистом и отказывать в просьбах что-то привезти

В своем обзоре суд пояснил, что в данном случае «перемещаемый через таможенную границу товар сопровождался способом, не предусмотренным положениями Таможенного кодекса ЕАЭС для указанных целей, а именно — физическим лицом, не являющимся ни собственником этого товара, ни его перевозчиком.

«Между тем по смыслу положений подпункта 1 пункта 3 статьи 256 ТК ЕАЭС товар для личного пользования может перемещаться через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже только тем физическим лицом, для удовлетворения личных семейных потребностей которого он предназначен».

Иными словами, везешь свое — смело иди по зеленой дорожке. Лежит в багаже чужое? Иди и декларируй. Если не любишь формальностей на границе, будь эгоистом: отказывай тем, кто просит и нагружает. А чтобы ни у кого не оставалось сомнений, Девятый кассационный суд включил данный пример в свой обзор судебной практики, где выразился предельно четко.

«Товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза не для личного, семейного пользования, а для третьих лиц, подлежат декларированию в порядке, установленном главой 17 Таможенного кодекса ЕАЭС. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, влечет за собой административную ответственность», сказано в документе.

Как поясняют юристы, на практике теперь надо быть готовым к объяснению с таможенниками, даже если в багаже сплошь разрешенные товары и в допустимом количестве. Конечно, если взять за границей кофточку в подарок коллеге или набор французских сыров начальнику, вряд ли таможня тебя разоблачит. Однако лучше быть честным и декларировать то, что везешь по чьей-то просьбе.

Недавно в Белгородской области суд конфисковал три бутылки виски у женщины, приехавшей на машине с территории Украины. Таможенный инспектор усомнился, что хрупкая женщина может везти для себя три литра виски на общую сумму 3,2 тысячи рублей. Как пить дать — кому-то в подарок.

Надо признать: молодая женщина в автомобиле с тремя бутылками виски в багажнике способна вызвать интерес не только у таможенников.

В разговоре с инспектором она честно созналась, что столько виски не выпьет. А значит: виновата.

Если какой-то разрешенный товар везешь не себе, а другим, его надо декларировать. Даже если речь о бутылке виски

«Из протокола опроса Натальи Ч. следует, что она действительно перевозила из Украины в Россию незадекларированный товар — виски Lauder s 1 литр в количестве 3 шт., для передачи третьим лицам на территории России», — говорится в материалах суда.

В документе этого не сказано, но, возможно, она была незамужем. Ведь муж не какое-то третье лицо, а родной человек. Он — семья.

Как бы то ни было, Белгородский районный суд Белгородской области признал ее виновной в совершении административного правонарушения. Наказание: конфискация всех трех бутылок. При этом с женщиной суд обошелся достаточно мягко, так как штраф ей не назначен. Пострадали только бутылки с виски. Да еще — те, до кого горячие напитки так и не дошли.

2.2. Предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей

Временный ввоз ТС на таможенную территорию ЕАЭС лицами, указанными в п. п. 2, 3 разд. 1, допускается при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. Исключение составляют ТС, временно ввозимые без такого обеспечения лицами с постоянным местом жительства в одном из государств — членов ЕАЭС, являющимися, например, сотрудниками дипломатических представительств государств — членов ЕАЭС (п. 3 ст. 264 ТК ЕАЭС

).

Предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей также обязаны лица без постоянного места жительства в одном из государств — членов ЕАЭС в случае временного ввоза второго и последующих ТС того же типа, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами ЕАЭС, при наличии не вывезенных с таможенной территории ЕАЭС ранее временно ввезенных такими лицами ТС. Исключение предусмотрено для дипломатов и консульских служащих, которые не проживают постоянно в государстве — члене ЕАЭС, являющемся государством их пребывания, и не являются гражданами такого государства — члена ЕАЭС (п. п. 2, 4 ст. 264 ТК ЕАЭС

).

Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС

 Ключевые слова: таможенный контроль, система управления рисками, СУР, ЕАЭС, профиль риска.

С 1 января 2015 г. начал функционировать Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в основу которого положены принципы обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведения скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Со 2 января 2015 г. вступил в силу документ (подписан в г. Минске 10.10.2014) о присоединении к Договору Республики Армения, а 24.07.2015 г. вступил в силу Договор о присоединении к ЕАЭС Кыргызской Республики [1].

Отметим, что действующий Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) работал без каких-либо системных сбоев более шести лет, с июля 2010 года. Но переход на новый этап интеграции – создание ЕАЭС, пересмотр всех нормативно-правовых актов, действовавшей ранее, изменение терминологии и подходов к регулированию – потребовал пересмотра и международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения. Как было заявлено членом Коллегии по таможенному сотрудничеству ЕЭК, при подготовке проекта ТК ЕАЭС, помимо согласования его терминологии и норм с положениями Договора о ЕАЭС, а также имплементации в него положений 16 международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, и 6 проектов международных договоров, были решены многие другие задачи. Например, по модернизации таможенного администрирования с учетом современного уровня развития информационных технологий, по сокращению национального сегмента таможенного регулирования, по учету положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО, в том числе Соглашения по упрощению процедур торговли от 11 декабря 2013 года, по устранению существующих в ТК ТС недочетов и коллизий [5].

Так, информационные системы и технологии, которые сейчас применяются таможней, ушли настолько вперед, что нормы ТК ТС, которыми предусмотрен бумажный документооборот, замедляют процессы в совершенствовании таможенного администрирования, а порой даже противоречат практике работы таможенных органов. Таким образом, развитие IT и применение электронного таможенного декларирования товаров в таможенной сфере – один из ключевых вопросов ТК ЕАЭС. По мнению создателей проекта, к 2021 году субъекты хозяйствования станут общаться с таможенными органами только в электронной форме. Предполагается, что половина товаров после автоматической проверки при помощи системы управления рисками (СУР) будет автоматически выпускаться за 10-15 минут, при этом без участия должностного лица таможенного органа.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена изменениями в нормативно-правовом регулировании внешнеэкономических отношений, в том числе, в области организации и проведения таможенного контроля.

Повышение эффективности управления в таможенных органах в целом и снижение зависимости управленческих решений от субъективных факторов – опыта сотрудников проектов, интересов руководителей отдельных подразделений, коммуникационных проблем – достигается за счет внедрения единой системы управления, которая представляет собой комплекс организационных, методических и информационных средств, поддерживающих процессы управления в структуре таможенных органов.

Понятие «риск» встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. В ТК ТС риск определен как степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Союза и законодательства государств-членов Союза.

Цель СУР состоит в определении товаров и транспортных средств международной перевозки, документы и лица, подлежащих таможенному контролю и форм таможенного контроля, применяемых к ним, а также степени и объема таможенного контроля.

Задачи СУР представлены как в ТК ТС, так и на национальном уровне: обеспечение в пределах компетенции таможенного органа мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья граждан, охране окружающей среды; сосредоточение внимания на областях повышенного риска; ускорение проведения таможенных операций.

Тенденции, связанные с усложнением структуры внешнеторгового оборота, деятельности контрагентов при совершении внешнеторговых операций, требуют от таможенных органов своевременного реагирования на все проявления правонарушений в области таможенного законодательства ЕАЭС. Для выявления таких правонарушений таможенные органы все чаще и полномасштабнее используют СУР.

В таможенных органах РФ реализован полный цикл процесса управления рисками, в ходе которого проводится непрерывный сбор необходимой информации и оценка рисков, разрабатываются профили рисков, осуществляется воздействие на выявленные рисков и оценка результативности воздействия, дальнейшая актуализация мер и порядка их применения. При этом большинство технологических операций автоматизировано.

К недостаткам существующего в Российской Федерации механизма минимизации рисков можно отнести:

 несовершенство программных средств реализации СУР;

 проблемы применения СУР на некоторых участках работы, которые связаны с недостаточной информационно-технической оснащенностью.

Однако, управление рисками не должно сводиться исключительно к мониторингу и контролю, с другой стороны, отсутствие последних также вредно. Уполномоченные должностные лица таможенных органов, игнорирующие риски и не достигающие поставленных целей, также неэффективны, как и слишком осторожные руководители, которые не используют открывающиеся перед ними возможности. В рамках мониторинга отслеживается в первую очередь выполнение мероприятий по устранению или минимизации рисков.

Риск считается выявленным при одновременном совпадении всех сведений, указанных в профиле риска, с учетом исключений из области рисков. Целесообразно исключить формулировки, имеющие двоякую трактовку положений нормативных правовых актов, распространить СУР на все таможенные операции.

Проект нового Таможенного кодекса включает нововведения в различных областях ВЭД. Институт таможенного контроля является важными институтом таможенного права. Этим и определяется повышенное внимание к нему со стороны предпринимательского сообщества в настоящее время.

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС принесет изменения и в область таможенного контроля, а, следовательно, и СУР. Так, согласно проекту ТК ЕАЭС, «таможенный контроль» – это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы. Таким образом, по сравнению с действующим законодательством из определения таможенного контроля исключено прямое упоминание СУР. Теперь СУР посвящена глава 49 проекта ТК ЕАЭС. Здесь появились новые термины, относящиеся к системе управления рисками, а именно: определения таможенного риска, идентификации риска и мер по минимизации рисков. Согласно проекту ТК ЕАЭС, «меры по минимизации рисков» – формы таможенного контроля, а также меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, а также иные меры, установленные проектом ТК ЕАЭС и законодательством государств-членов.

В соответствии с проектом ТК ЕАЭС к мерам по минимизации рисков относятся формы таможенного контроля: проверка таможенных, иных документов и сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка.

Что касается целей использования СУР, согласно проекту ТК ЕАЭС таможенные органы используют ее для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков. В соответствии с действующим ТК ТС таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Применение СУР способствует сокращению времени на проведение таможенного контроля, повышению его результативности, а в итоге способствует поддержанию экономической безопасности. Исследование норм проекта ТК ЕАЭС, регулирующих применение СУР в ЕАЭС, на наш взгляд, говорит о том, что в новом кодексе отражены современные подходы к понятиям таможенного контроля и СУР, об их влиянии на развитие системы таможенного администрирования можно будет говорить спустя определенное время после начала действия новых норм на практике.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития системы управления рисками являются совершенствование аналитической деятельности и механизмов мониторинга таможенных органов, категорирование участников внешнеэкономической деятельности и товаров, в зависимости от уровня нарушения таможенного законодательства [3, c. 151].

Таким образом, для качественного изменения и совершенствования сложившейся системы таможенного администрирования СУР требуется система XXI века, основанная на системе «искусственного интеллекта», а не на решениях должностных лиц таможенных органов. Уход от человеческого фактора, не исключая при этом применение интуитивного профиля рисков как в процессе аналитической работы, так и при проведении таможенного и иных видов государственного контроля должностными лицами таможенных органов, будет способствовать, в том числе, исключению коррупционных проявлений.

Огромные возможности, которые открываются в процессе совершенствования системы управления рисками, трудно переоценить. Новые подходы, использование незадействованных ранее резервов и мирового опыта вместе с применением современных технологий дают весомый шанс кардинально повысить эффективность и качество таможенного контроля.

Литература:

  1. Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 18 декабря 2014 года № 233 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // Официальный сайт ЕЭК [Электронный ресурс]. URL: https://eurasiancommission.org/ (дата обращения: 22.12.2016).
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств) от 27 октября 2009 года № 17 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Cт. 6615.
  3. Богомяков Е.Ю. Развитие системы таможенного контроля в рамках Евразийского экономического союза // Апробация. 2021. № 1 (40). С. 150-152.
  4. Вериго С.А. Система управления рисками как составная часть таможенного контроля /Образование в высшей школе: проблемы и перспективы развития Материалы Межвузовской научно-практической конференции. М., 2021. С. 105-110.
  5. Интервью с членом Коллегии по таможенному сотрудничеству ЕЭК В.Гошиным. URL: https://customs-code.ru/the-news/455-news-ts/18150-new-tk-eas (дата обращения: 22.12.2016).
  6. Костин А.А., Костина О.В. Правовые и организационные основы совершенствования таможенного контроля в ЕАЭС / Актуальные проблемы развития таможенного дела: Сборник материалов научно-практической конференции факультета таможенного дела. М, 2021. С. 26-29.
  7. Костин А.А., Костина О.В. Совершенствование института таможенного контроля в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС / Таможенные чтения – 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: вызовы, риски, тенденции: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Часть I / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2015. С. 71-74.
  8. Потапина К.В. Применение систем управления рисками в таможенном деле // Управление инвестициями и инновациями. 2021. № 3. С. 91-93.

Таможенный кодекс ЕАЭС изменит порядок временного ввоза автомобилей

Поделиться

Томская таможня информирует всех заинтересованных лиц: что изменится в порядке временного ввоза иностранными физическими лицами автомобилей для личного пользования. Изменения предусмотрены статьей 264 проекта Таможенного кодекса (ТК) Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).

В проекте нового таможенного кодекса, как и в действующем, закреплено право иностранных физических лиц временно ввозить на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства для личного пользования на срок не более одного года.

Однако пунктом 1 статьи 264 ТК ЕАЭС предусмотрено, что иностранные физические лица, имеющие намерение переселиться на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС, получить статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством этого государства, вправе временно ввозить для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства, не зарегистрированные в государствах-членах ЕАЭС и в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более одного года.

Временно ввезенные транспортные средства до истечения срока подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории ЕАЭС, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии со статьей 264 ТК ЕАЭС. Исключения составляют случаи, когда указанные транспортные средства конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена ЕАЭС по решению суда, либо приобрели статус товаров ЕАЭС, либо эти транспортные средств оказались уничтожены (или) безвозвратно утеряны вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

ТК ЕАЭС (пункт 8 статьи 264) допускает без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования, например, передачу декларантом временно ввезенных транспортных средств для личного пользования:

  • во владение иному лицу для проведения технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации) и (или) для хранения;
  • родителям, детям, супругу (супруге), состоящему (состоящей) в зарегистрированном браке;
  • иным иностранным физическим лицам (то есть лицам, постоянно проживающим за пределами государств-членов ЕАЭС).

Однако передача декларантом на таможенной территории ЕАЭС временно ввезенных транспортных средств для личного пользования иному лицу не освобождает декларанта от обязанности соблюдать требования, установленные ТК ЕАЭС в отношении временно ввезенного транспортного средства, а также не приостанавливает и не продлевает срок временного ввоза таких транспортных средств для личного пользования.

Ответственность за нарушение порядка временного ввоза останется прежней – продолжают действовать положения части 1 статьи 16.18 и части 2 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, согласно новому Кодексу, при выявлении нарушения срока временного ввоза таможенные платежи подлежат уплате не таможенному органу, который оформил такой временный ввоз, а таможенному органу государства – члена ЕАЭС, на территории которого такие нарушения выявлены.

В Томской таможне можно получить бесплатную консультацию по вопросам временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС физическими лицами транспортных средств для личного пользования, а также по другим вопросам в области таможенного дела. Наш адрес: г. Томск, ул. Белинского, 57, тел. (8-382-2) 27-85-44, (8-382-2) 27-85-12, e-mail: [email protected]

В связи со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС в таможне с 1 декабря 2021 года по 1 мая 2021 года работает «горячая линия». Звонки принимаются в рабочие дни с 8:30 до 17:30, в пятницу с 8:30 до 16:30, в предпраздничные дни – до 16:30 (время новосибирское).

Отдел по связям с общественностью Томской таможни

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]