Полувагоны для перевозки угля, кокса, торфа, окатышей


В процессе грузоперевозок очень часто используется железнодорожный транспорт. Для того, чтобы перевозить грузы используются различные виды вагонов. При этом для разных грузов (жидкие, сыпучие, длинномерные) используется свой тип вагонов. Вагонные конструкции характеризуются определенными особенностями. О каждом из таких вагонов поговорим в отдельности.

Типы вагонов

Вагон – это часть железнодорожного состава, в котором перевозят пассажиров или грузы. В зависимости от рода объекта перевозки их принято разделять на пассажирские и грузовые.

В классификации грузовых вагонов определяющее значение имеют несколько факторов:

  • грузоподъемность – максимальный вес, который допускается к перевозке;
  • количество осей. От их числа зависит грузоподъемность: 4 оси – до 71 тонн, 8 осей – до 132 тонн;
  • вариативность применения. Принято различать универсальные и специализированные вагоны;
  • линейные размеры;
  • наибольшая скорость движения состава.

Рассмотрим в деталях основные типы грузовых вагонов.

Виды классификаций грузовых вагонов по различным признакам

Классифицируют грузовые железнодорожные вагоны по нескольким параметрам:

  • Количеству осей: выделяют дву-, четырех-, шести-, восьмиосные модели, а также многоосные, бестележечные и тележечные варианты.
  • В зависимости от видов кузовов различают вагоны цельнометаллические, с обшивкой из металла или древесины, сварные варианты с клепаными узлами.
  • Предельная грузоподъемность, габариты тары и нагрузка ось также разделяет подвижной состав.
  • Габариты ж/д состава с учетом ширины железнодорожного полотна: ширококолейные или узкоколейные.
  • По месту применения: универсальные для перевозки широкой номенклатуры грузов или со специальным назначением, то есть ограниченного числа грузов или редких, сложных грузов.

Вагоны спецназначения – транспортеры для отправки и доставки негабаритных грузов, авто, животных и другого специфического товара. К этой же подгруппе относят вагоны-мастерские, дозаторы, вспомогательные, предназначенные для техобслуживания ж/д полотна.

Крытый вагон

Конструкция грузового крытого вагона предусматривает его закрытость со всех сторон и наличие раздвижных запирающихся дверей. Это позволяет уберечь груз от атмосферных осадков и обеспечить его сохранность во время следования состава.

Существует 2 вида крытых вагонов:

  • универсальные – служат для перевозки упакованных, штучных или сыпучих грузов;
  • специализированные предназначаются для транспортировки определенных объектов: животных, птиц, легкового транспорта, листовой стали и т. д.

Технические характеристики:

наименование грузоподъемность (тонн) объем

(м3)

Линейные габариты

(длина, ширина, высота) (мм)

11-066 66 86,4 13800 х 2760 х 2790
11-217 68 104 13840 х 2760 х 2740
11-260 68 138 16800 х 2 770 х 3050
11-264 68 81 13080 х 2760 х 2790
11-270 68 104 13840 х 2760 х 2790
11-280 68 138 15720 х 2770 х 2800
11-286 68 138 15720 х 2770 х 2800
11-К001 68 138 13840 х 2790 х 2800
11-К651 (для автомобилей) 42 265 23300 х 3100 х 3670

Основные типы железнодорожных грузовых вагонов и их характеристики:

Крытый вагон

НазначениеОбеспечение сохранности груза, защита от кражи и механических повреждений.
ГрузТарно-штучный
УниверсальностьУниверсальныеПредназначены для транспортировки тарно-штучных, тарно-упаковочных, сыпучих грузов. Благодаря специализированным приспособлениям могут быть использованы для перевозки людей.
СпециализированныеПредназначены для транспортировки птицы, скота, легковых автомобилей, стали в рулонах и пачках, бумаги в рулонах и других грузов
Тип вагонаГрузоподъемность, тоннОбъем внутренний, м3Внутренние размеры (длина х ширина х высота), ммРазмер дверного проема, мм
Вагон 11-0666686,413800х2760х27902000х2230
Вагон 11-2176810413840х2760х27402340х3800
Вагон 11-2606813816800х2770х30502720х3970
Вагон 11-264688113080х2760х27902340х3790
Вагон 11-2706810413840х2760х27902340х3790
Вагон 11-2806813815720х2770х28002340х3800
Вагон 11-2866813815720х2770х28002340х3800
Вагон11-К0016813813840х2790х28002000х2300
Вагон для перевозки автомобилей 11-К6514226523300х3100х36702000х2300

К классу крытых вагонов также относятся:

Тип вагонаОсновные характеристики
Вагоны – рефрижераторыОсновное назначение – транспортировка скоропортящихся грузов при использовании специализированного оборудования для поддержания определенных температурных условий. Грузоподъемность: от 25 до 40 тонн
Вагоны – термосыОсновное назначение – транспортировка термически подготовленных скоропортящихся грузов. Основное отличие от вагонов-рефрижераторов – отсутствие специализированного оборудования, а поддержание температурного режима обеспечивается за счет теплоизоляционного покрытия и запаса тепловой энергии при погрузке. Имеют ограничения по срокам и дальностям транспортировки грузов.
Вагоны – ледникиОсновное назначение – транспортировка скоропортящихся грузов при использовании сменного хладагента.

Полувагон

НазначениеТранспортировка грузов, не требующих защиты от атмосферных режимов
ГрузНавалочные, насыпные грузы
УниверсальностьУниверсальныеПри наличии разгрузочных люков в полу и открывающимися внутрь вагона дверями
СпециализированныеБез люка и дверей, только для транспортировки насыпных грузов
Тип вагонаГрузоподъемность, тоннОбъем внутренний, м3Внутренние размеры (длина х ширина х высота), ммШирина двери, мм
Полувагон 12-1000697312120х2880х27302530
Полувагон 12-1277013812700х2880х2000
Полувагон 12-1505697612700х2870х20002530
Полувагон 12-508125137,518760х2790х24502450
Полувагон 12-П1529410614580х2900х23602520
Полувагон 12-П153636412000х2850х18802600
Полувагон 12-726627312100х2880х27302530
Полувагон 12-753697312330х2880х27302530
Полувагон 13-Н001 для 3т и 5т контейнеров697312330х2880х27302530

Транспортеры

НазначениеТранспортировка сверхнегабаритного груза
Тип транспортераОсобенности
ПлощадныеИмеют главную несущую балку, в нижней части которой располагается погрузочная площадка. Грузоподъемность – от 66 до 220 тонн, в зависимости от длины погрузочной площадки, количества осей и высоты погрузочной площадки от рельсов. Бывают 4, 8 и 16 осные грузоподъемностью 66, 100, 110, 120, 200 и 220 тонн.
ПлатформенныеБывают 4, 6 и 8 осные грузоподъемностью 64, 92, 110 и 120 тонн.
Колодцевые, или колодцеобразныеПредназначены для грузов круглой и/или квадратной формы. В нижней части ниши, так называемого, «колодца», располагаются балки для крепления грузов. Бывают 4, 6, 8 осные грузоподъемностью 53, 61, 80 и 110 тонн.
СцепныеСекции транспортера соединены автосцепками без поглощающих аппаратов. Бывают 12, 16 и 32 осными грузоподъемностью 120, 240 и 480 тонн соответственно.
СочлененныеГруз располагается между двумя секциями, консолями, на балках, присоединенных с помощью пружин. Оснащены системой гидравлических подъемников. Бывают 16, 20 и 28 осными грузоподъемностью 220, 300, 400-500 тонн соответственно.

Цистерны

НазначениеПредназначены для транспортировки наливных грузов
ОсобенностиРазличают цистерны как общего назначения – для транспортировки нефтепродуктов, так и специализированные – для транспортировки определенных типов наливных грузов. Бывают 4 и 8 осными, грузоподъемность 60, 120 и 125 тонн.

Думпкар

НазначениеПредназначены для транспортировки насыпных грузов
ОсобенностиВ отличие от других вагонов, имеет кузов, наклоняющийся при разгрузке, и борта, откидывающиеся при наклоне кузова. Бывают 4, 6, 8 осными грузоподъемностью 60-65, 100-105 и 145 тонн соответственно. По способу разгрузки выделяют думпкары с пневматической разгрузкой и с гидравлической разгрузкой.

Хоппер

НазначениеПредназначены для транспортировки насыпных и навалочных грузов
ОсобенностиСаморазгружающийся вагон бункерного типа, имеет в нижней части люк, из которого под действием тяжести груз выгружается. Бывают открытые и закрытые.

Рефрижераторы

Данная модификация относится к классу универсальных крытых вагонов, оснащена оборудованием для поддержания нужной температуры внутреннего пространства. Такая опция позволяет использовать вагон-рефрижератор для перевозки грузов, хранение которых допускается только в определенном температурном режиме. Например, быстро портящиеся и замороженные продукты, фармацевтические препараты и т. д.

Электропитание холодильной установки или отопительной системы осуществляется от автономного генератора электроэнергии, например, дизель-генератора.

Железнодорожные рефрижераторы могут быть автономными (АРВ), либо являться секцией сцепки из 5 или 12 вагонов.

длина кузова (м) 19 – 21
ширина (м) 3,1
высота от головки рельса (м) 4,74 — 4,69
погрузочный объем (м3) 88 – 100
грузоподъемность (тонн) 36 – 40
площадь пола (м2) 40,3 – 45
внутренняя температура (°С) -18 – 14
температура эксплуатации (°С) -45 – 40
максимальная скорость (км/ч) 120

Вагоны-рефрижираторы

Ряд продуктов нельзя хранить при обычной температуре, так как они относятся к скоропортящимся. Для их транспортировки по железной дороге предназначены вагоны-рефрижераторы. Из таких вагонов формируются целые составы. В составе 23 вагона, при этом груз везут 20 вагонов, а один является электростанцией, еще один представляет собой машинное отделение и третий является служебным. В секции могут находиться не только 20 вагонов, но и 5, и 12. Существуют и вагоны, имеющие отдельную холодильную установку. Они предназначены для перевозки небольших партий скоропортящихся грузов.

Полувагон

Стандартный ж/д вагон без крыши с верхней загрузкой. Может быть оснащен люками для нижней разгрузки или открывающимися стенами с торца.

Удобен для перевозки габаритного или сыпучего груза, который не нужно защищать от осадков:

  • труб;
  • леса и пиломатериалов;
  • контейнеров;
  • сыпучих субстанций, например, гравия, камня и т. д.

Характеристики:

наименование грузоподъемность (тонн) объем

(м3)

линейные габариты

(длина, ширина, высота) (мм)

12-1000 69 73 12120 х 2880 х 2730
12-127 70 138 12700 х 2880 х 2000
12-1505 69 76 12700 х 2870 х 2000
12-508 125 137,5 18760 х 2790 х 2450
12-П152 94 106 14580 х 2900 х 2360
12-П153 63 64 12000 х 2850 х 1880
12-726 62 73 12100 х 2880 х 2730
12-753 69 73 12330 х 2880 х 2730
13-Н001 (для 3- и 5-тонных контейнеров) 69 73 12330 х 2880 х 2730

Основные параметры грузовых вагонов

Параметры грузовых вагонов позволяют определить, для чего и как можно их использовать. Так, грузоподъемность характеризует массу груза, которую можно разместить в вагоне. Существующие в настоящее время товарные вагоны, имеющие четыре оси, могут выдерживать нагрузку в 68 – 71 тонну. Имеющие восемь осей выдерживают 120 – 132 тонны. Специализированные вагоны имеют другие характеристики. Так, перевозящий легковые автомобили, везет только 20 тонн, а сочлененный 320-ух осных транспортер – до 500 тонн.

Важны характеристики, дающие информацию о размерах. Всегда имеется информация о длине вагона, его ширине, высоте, размерах базы. При этом длину измеряют в условных единицах. Такое является традицией, пришедшей из девятнадцатого века. Тогда, в 1869 году, между всеми российскими дорогами (государственными и частными) ввели сообщение, обеспечивающее движение без перегрузки. Разные вагоны не позволяли это делать. Поэтому были приняты меры по унификации всех узлов составов. Министерством путей сообщения издало распоряжение о строительстве однотипных вагонов. Эталоном стал двухосный вагон, построенный Ковровскими мастерскими в 1872 году.

Конструкция оказалась настолько удачной, что такой тип вагонов эксплуатировался почти 100 лет. Изменилась лишь грузоподъемность. Вначале она составляла 10 тонн, затем 12,5, позже ее довели до 16, а потом и до 18 тонн. Этот вагон стал базой для полувагонов, цистерн, платформ.

Все характеристики вагонов должны соответствовать принятым нормам. Это позволяет осуществлять безопасное движение составов, как с загруженными вагонами, так и с порожними.

Платформа

Открытый вагон без крыши, боковых и торцевых стен. Применяется для перевоза:

  • габаритных транспортных средств, например, тракторов, бульдозеров и т. д.;
  • негабаритных и крупногабаритных объектов;
  • контейнеров;
  • оборудования для промышленных предприятий;
  • рулонной стали.

Платформы подразделяются на 2 подвида в соответствии со спецификой перевозимого груза:

  • универсальные;
  • специализированные – для легковых авто (2-х ярусные), большегрузных контейнеров.

Технические параметры:

наименование грузоподъемность (тонн) площадь пола

(м2)

линейные габариты нижней площадки

(длина, ширина) (мм)

13-4012 71 36,8 13300 х 2770
13-401 70 36,8 13300 х 2770
13-4085 (для техники, негабарита, контейнеров, грузов в ящиках) 72 38,4 13300 х 2830
13-9004 (для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники) 68 52,5 18300 х 2870
13-4012-09 (для контейнер-цистерн) 72 36,8 13300 х 2770
13-4012-10 (для литых слябов) 68 36,8 13300 х 2770
13-4012-11 (для литого проката) 68
13-Н451 63 36,8 13300 х 2770
13-926 73 54 18300 х 2830
13-935 (для гусеничной и колесной техники, крупнотоннажных контейнеров) 73 54 18300 х 2830

Другие специальные вагоны

Кроме описанных существуют вагоны, которыми можно перевозить особые грузы. Так, внутри некоторых имеются емкости, представляющие собой настоящие большие аквариумы. В них на дальние расстояния перевозят морскую и пресноводную рыбу. Доставляются по железной дороге и большие конструкции, имеющие вес, измеряемый сотнями тонн. В таких случаях используются специальные вагоны.

Существуют специализированные вагоны, которыми можно перевозить только определенные грузы: зерно, мука, минеральные удобрения, кокс, жидкий металл, битум, агломерат. Существуют вагоны, приспособленные для перевозки скота.

Думпкар

Вагон, основные особенности которого – возможность перевозки насыпных грузов и разгрузка методом самосвала (кузов наклоняется и содержимое высыпается). Разгрузочная система может быть гидравлической или пневматической. Думпкары используют для перевоза угля, рудных пород, песка, щебня. Максимальная нагрузка – 180 т.

Наша компания осуществляет перевозки железнодорожным транспортом с использованием любого типа вагонов. Получить детальную информацию можно у нашего специалиста. Для этого нужно позвонить по указанному номеру телефона или заказать обратный звонок со страниц нашего сайта.

Полуплатформа

Вагоны-полуплатформы чем-то напоминают крытый тип вагонов. Единственное отличие — у них нет крыши, а стенки по высоте чуть ниже. Двери в этих вагонах также находятся не по бокам, а в торцах. Чаще всего такой тип вагонов используют для транспортировки сыпучих грузов. А поскольку стенки у них довольно высокие, по сравнению с обычными платформами, то туда можно вместить больший объем груза. За счет того, что у такого вагона нет крыши, процесс погрузки и разгрузки существенно упрощается.

Кроме того, для того, чтобы облегчить процесс разгрузки груза в таком вагоне предусмотрен люк, который просто открыть и тогда сыпучий груз начинается высыпаться. Но стоит следить за тем, чтобы люки были прочно закрыты. Иначе часть груза в процессе транспортировки можно просто потерять. Кроме того, из-за неплотно закрытого люка происходит загрязнение балластового слоя дорожного покрытия.

Железнодорожные платформы.

Платформы используются для перевозки длинномерных, громоздких грузов., например лесоматериалов, строительных материалов, машин на колесном ходу. Для перевозки железнодорожными платформами необходимо специальное крепление и способы размещения, соответствующие требованиям безопасности РЖД. Отправка платформы обычно обходится дороже, чем отправка полувагона. На специальных фитинговых платформах перевозят крупнотоннажные контейнеры (20-24т, 30т, 40фут.). Фитинговые платформы оборудованы специальными узлами для крепления контейнеров – фитинговыми упорами.

Купе

Вагон разделён на закрытые купе по 4 полки в каждом. Всего в вагоне от 32 до 40 мест. Маркируется как 2 класс. В стоимость билета в купе всегда включено постельное бельё.

  • 2Э — кондиционируемый вагон повышенной комфортности с 4-местными купе. В стоимость билета входит питание, пресса, санитарно-гигиенический набор. Можно ехать с домашними животными. В вагоне есть биотуалет.
  • 2Э — в двухэтажных поездах — аналогично 2Э в обычных поездах, но не предоставляется гигиенический набор и пресса.
  • 2Б — аналогично 2Э, но наличие биотуалета не гарантировано.
  • 2К — кондиционер и биотуалет в вагоне, можно провозить домашних животных. Дополнительные услуги (кроме постельного белья) в стоимость билета не входят.
  • 2У — аналогично 2К, но не гарантировано наличие биотуалета в вагоне.
  • 2Л — никаких дополнительных опций, в стоимость проезда входит только бельё. В вагоне может не быть кондиционера и биотуалета. Можно перевозить домашних животных.
  • 2Д — купе без дополнительных услуг, можно отказаться от оплаты постельного белья (в других купейный вагонах нельзя). Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано (зависит от того, в каком вагоне выделены места этого класса). Перевозка животных не предусмотрена.
  • Если перевозчик ЗАО «ТКС», то класс вагона 2Т подразумевает ужин или завтрак на выбор (есть вегетарианское меню), санитарно-гигиенический набор, тапочки, печатные издания, постельные принадлежности. Вагоны кондиционируются, работают биотуалеты. В купе есть ЖК-монитор, индивидуальные розетки, сейф. Детям выдают подарки, по запросу детский манеж. В вагоне за дополнительную плату можно заказать свежесваренный кофе или чай, приобрести у проводника сувениры или необходимые в дороге мелочи. Провоз животных запрещён.

Сидячий вагон

В сидячем вагоне отдельно стоящие мягкие кресла с подлокотниками. Он напоминает салон самолета или междугороднего автобуса, но здесь значительно больше места. Лучше брать билет в сидячий вагон, когда поездка длится несколько часов. Так вы не успеете устать. Это, например, дневные экспрессы между Москвой и Санкт-Петербургом или Нижним Новгородом и Кировом.

Сидячие вагоны сильно отличаются по расположению и количеству мест, а также по классам обслуживания. Поэтому единой схемы для них нет. На рисунке для примера указана схема вагона поезда № 102Я Москва — Ярославль.

На Туту.ру в разделе «Поезда» есть схемы мест для многих сидячих поездов, в том числе для популярных «Сапсана» и «Ласточки». При покупке ж/д билета (на странице выбора мест) для некоторых поездов указано направление движения. Это позволяет выбрать удобные места, чтобы не ехать спиной вперед.

Подробнее о сидячих местах в поезде

Скоростной поезд «Стриж», вагон 1 класса

Плацкартный вагон

Это самый популярный тип вагона из-за невысокой цены билетов. В вагоне 54 места — 9 купе по 6 спальных мест. Два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными.

Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по 4. Места с 33 по 38 находятся около туалета. Здесь могут мешать хлопанье двери, ведущей в коридор, и неприятные запахи.

В третьем (места 9-12) и шестом (места 21-24) купе не открываются окна. Это актуально для старых поездов без кондиционера. В новых поездах вентиляция работает нормально.

Обычно в вагоне два туалета, есть титан с кипятком для заваривания чая. Каждое купе оборудовано столиками, на боковушках столик и два места для сидения получаются, если разложить нижнюю полку. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки.

В полностью занятом плацкарте может быть душно и тесно (особенно на боковых местах). Плацкартные вагоны в фирменных поездах чище и комфортабельнее: есть кондиционер и биотуалет, больше розеток.

Плацкартный вагон в

Классификация железнодорожных вагонов

В настоящее время существуют различные типы железнодорожных вагонов. Их классификация выглядит следующим образом: полувагон; цистерна; железнодорожная платформа, вагон хоппер; крытый вагон; самосвал; вагон спецназначения.

Крытые вагоны. С их помощью, чаще всего, транспортируют пищевые товары, мебельную продукцию и технические устройства. Для таких грузов нежелательно попадание на них прямых солнечных лучей или дождя. Крытые вагоны прекрасно справляются с этой задачей. В их функциональность входит не только защита сырья от окружающих воздействий, но и предупреждение поломок груза и его хищения.

Этот вид вагонов имеет свои дополнительные категории: ледники; рефрижераторы и термосы. Яна них. Как правило, осуществляют транспортирование товаров с малым сроком годности или лекарства. С помощью спецоборудования в них создается нужный температурный режим, который препятствует порче. Крытые вагоны управляются маневровыми тепловозами.

Полувагоны. Целесообразны, если речь идет о перевозке грузов насыпного, навалочного, штабельного и штучного характера. К данной категории также можно отнести вагоны хопперы. Их используют для перевозки сыпучих грузов, т. к. они могут обеспечить защиту от осадков.

Железнодорожные платформы. Их задача заключается в перемещении длинномерного габаритного багажа (лес), стройматериалов, а также автомобилей. Подобное возможно благодаря наличию на платформе фитинговых упоров для крупнотоннажных контейнеров.

Вагоны-цистерны. Применяются в случае транспортировки нефтяных продуктов, газов, порошкового и жидкого сырья.

Вагоны-самосвалы. Думпкары оборудованы механизированным устройством, которое помогает выгружать сыпучую и кусковую продукцию.

Железнодорожные вагоны специального назначения. На них осуществляют перемещение особых товарно-материальных ценностей: автомобили; мастерские; продукцию с габаритным весом; скот; пожарно-спасательное оборудование и иные специфические нужды и грузы.

Классы обслуживания и услуги в СВ

Вагоны СВ или Люкс отличаются повышенным уровнем комфорта: в купе только два места, полки для лежания мягкие. В вагоне от 16 до 20 мест. В вагоне всегда есть кондиционер. Цифра 1 означает, что это вагоны первого класса.

Бизнес-класс. Нужно выкупить всё купе целиком, в нём едет один взрослый пассажир. Можно провозить с собой мелких домашних животных. В стоимость билета включены напитки, питание, пресса, гигиенический набор.

Условия аналогичны вагонам 1Б, но можно не выкупать целое купе, а купить одно место.

Уровень комфорта соответствует первому классу, но дополнительные услуги в билет не включены (за них нужно платить отдельно). Животных провозить можно.

Мягкий вагон

В мягком вагоне может быть 4, 5 или 6 купе. Планировка самого купе и обстановка в нем также сильно различаются. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Сами купе похожи на люкс, но отличаются большей площадью.

Мягкий вагон оборудован на уровне 3-4-звездочного отеля: в каждом купе есть биотуалет, умывальник, душ, кондиционер, телевизор, мягкий диван и кресло. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце, свежую прессу. В мягких вагонах оборудован бар.

Из минусов — высокая цена, значительно превышающая стоимость билета на самолет.

Интерьер мягкого вагона

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]