МОСКВА, 4 сентября. /ТАСС/. Закон о таможенном регулировании, который был инициирован правительством РФ и принят Госдумой в конце июля, вступает в силу с 4 сентября. Документ разработан в связи со вступлением в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза с 1 января 2021 года и предусматривает базовые условия для упрощения таможенных процедур.
Закон вводит приоритет автоматизированных, электронных технологий над бумажным документооборотом, стимулирует применение механизмов единого окна, повышает эффективность института уполномоченного оператора, допускает возможность переноса момента уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров. Одновременно документ направлен на повышение эффективности таможенного администрирования и повышение собираемости таможенных платежей.
Упрощение процедур
Закон предусматривает возможности применения отсрочки при уплате таможенных платежей в первый месяц для любых категорий товаров при условии внесения соответствующего обеспечения. Также расширяются возможности для автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров. С 90 до 60 дней сокращены сроки принятия предварительных решений по классификации товаров, с 10 до одного дня сокращен срок проведения таможенного досмотра.
В таможенном законодательстве устанавливаются предельные сроки проведения таможенных экспертиз — четыре месяца, для камеральных таможенных проверок — 90 дней. По аналогии с законодательством о налогах и сборах проверяемым лицам предоставлена возможность предъявления возражений таможенным органам по результатам таможенных проверок и обжалования соответствующих решений.
Условия доставки и оплаты книг
«Буквоед» предлагает несколько способов получения заказа:
- самовывоз из пункта выдачи;
- самовывоз из магазина;
- курьерская доставка (актуально только для жителей Санкт-Петербурга);
- посылка Почтой России.
Оплата заказа может происходить наличными при получении посылки на почте, у курьера или при самовывозе. С помощью сервиса «RBK Money» можно совершить оплату любым удобным для клиента способом: при помощи дебетовых или кредитных карт, электронных кошельков, платежных терминалов, салонов связи. В этом случае оплата производится в тот момент, когда заказ полностью укомплектован, но еще не отправлен.
Снижение издержек для бизнеса при повышении контроля
Законом установлены условия, при которых таможенный представитель сможет использовать часть своего собственного обеспечения в счет исполнения обязательств клиентов по конкретной таможенной декларации. Введена норма, допускающая исполнение обязанности по уплате таможенных платежей третьими лицами.
Закон дает возможность использовать новый механизм уплаты таможенных платежей в интернет-торговле с помощью единого оператора и в отношении всех товаров. Предусматривается, что требования к операторам таможенных платежей будут устанавливаться правительством РФ.
В то же время у таможенного представителя появится право уплачивать таможенные платежи в отношении товаров, ввозимых физлицами — это относится как к гражданам РФ, так и к иностранным туристам, а также к иностранным специалистам, работающим в РФ.
Поправками урегулирован вопрос, касающийся приостановки деятельности таможенного представителя — Минфину предоставляется право в кратчайший срок включать обратно в реестр таможенного представителя в случае, если им устранены нарушения. В соответствие с таможенным кодексом приведен вопрос о ввозе многокомпонентных товаров в рамках одной внешнеэкономической сделки.
Ассортимент книг
Мыльные пузыри, жевательная резинка, шарики, открытки, конфеты и сладкие батончики, наборы для творчества и упаковочная бумага – все это продается в книжном магазине на официальном сайте «Буквоед» и напоминает что-то светлое и радостное из детства. Торговля этими «праздничными» предметами ведется как в реальных магазинах сети, так и на торговой интернет-площадке. На самом деле, в этом и заключается инновационный подход компании к созданию специфичного книжного магазина-клуба. Ведь эффективное привлечение покупателей возможно особенно в том случае, если создаются приятные условия и уютная атмосфера, покидать которые они не захотят. Помимо этого интернет-магазин полон различными полезными мелочами:
- канцелярские товары;
- товары для различных хобби (скрапбукинг, квиллинг, бисероплетение, резьба, вышивка и многое другое);
- аксессуары для праздника (шары, свечи);
- сувениры для туристов (магниты, матрешки, кружки, брелоки, яйца Фаберже);
- предметы, имеющие отношение к науке Фэн-шуй (символы благополучия, камни, товары для йоги, амулеты, ароматерапия, массажеры);
- оригинальные предметы интерьера или декора (рамки, шкатулки, статуэтки, фотоальбомы, веера);
- неординарные подарки к любому празднику (настольные игры, украшения, аксессуары для книг, паззлы);
- мультимедиа (аудиокниги, фильмы, музыка, компьютерные игры);
- электронные носители информации и аксессуары к ним (электронные книги, наушники и прочее).
На официальном сайте bookvoed ru постоянно дается информация о грядущих культурных и интеллектуальных мероприятиях в Питере: презентации, концерты, семинары и т.д., ведь основным приоритетом компании является продвижение культурных ценностей «в массы».
Больше всего места на сайте занимают книги: и учебная, и художественная, и научная, и компьютерная, и детская литература. Имеются книги по бизнесу и экономике, по психологии и медицине, по истории и искусству, по краеведению и иностранным языкам. Отдельный подраздел занимают газеты и журналы. Фантастика или поэзия, мемуары или детективы, классика или массовая литература, новинки или хиты – каждый найдет что-то свое среди огромного разнообразия книг на сайте.
Новые требования к уполномоченным операторам
Новый Таможенный кодекс стран ЕАЭС кардинально изменил подходы к институту уполномоченных экономических операторов (УЭО). Доработанный закон о таможенной деятельности приводит требования к российским операторам в соответствие с новым Таможенным кодексом стран ЕАЭС.
Одно из главных нововведений — расширение круга лиц, которые могут получить статус уполномоченного экономического оператора. По старым правилам статус был доступен только импортерам и экспортерам, теперь претендовать на него могут таможенные представители, владельцы складов временного хранения, перевозчики, экспедиторы.
Закон установил градацию уполномоченных экономических операторов с разными степенями доверия, также был введен новый институт оценки финансовой устойчивости. Согласно новому кодексу, вводится три типа свидетельства УЭО. Первому типу будет доступен первоочередной порядок совершения таможенных операций и выпуск товаров до подачи декларации. Второй тип свидетельства предусматривает упрощения в сфере таможенного контроля, что предполагает наличие у компании собственных площадок, где и будут проходить практически все процедуры таможенного оформления — завершение транзита, проведение таможенного контроля и хранение. Третий тип объединяет все упрощения, всего их 18. Компания может получить третий тип не сразу, а только после отработки по первому или второму типу в течении как минимум двух лет.
Обзор некоторых изменений таможенного законодательства
Со вступлением в силу ТК ТС Таможенный кодекс РФ (далее — ТК РФ) до его отмены действует в части, не противоречащей новому Кодексу. На это указывает ФТС в Письме от 29.06.2010 N 01-11/31847. Кроме того, в Письме обращено внимание участников ВЭД на то, что ТК РФ подлежит применению с учетом изменившихся основных терминов и их определений в соответствии с ТК ТС, а также некоторых новых понятий. Для наглядности изменения терминов и понятий, используемых в таможенном законодательстве, приведем в таблице.
Основные понятия, используемые в ТК РФ | Основные термины, используемые в ТК ТС |
Декларирование | Таможенное декларирование |
Таможенная процедура, таможенный режим <*> | Таможенная процедура |
Товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком | |
Таможенное оформление <**> | Совершение таможенных операций |
Принятие таможенной декларации | Регистрация таможенной декларации |
Осмотр помещений и территорий | Таможенный осмотр помещений и территорий |
Таможенная ревизия | Таможенная проверка |
Лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов | Плательщик таможенных пошлин, налогов |
<*> Исключение: временное хранение товаров в ТК ТС не является таможенной процедурой.
<**> В отношении товаров, по которым до 01.07.2010 были установлены ставки вывозных таможенных пошлин.
Переходными положениями анализируемого документа в отношении таможенных агентов в Республике Беларусь, таможенных брокеров в Республике Казахстан и таможенных брокеров в РФ, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, созданных до вступления в силу ТК ТС, установлено, что они вправе осуществлять деятельность в сфере таможенного дела в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Кодекса (п. 1 ст. 367 ТК ТС). Декларация на товары подается таможенному органу государства — члена таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров (принцип резидентства) до вступления в силу международного договора государств — членов таможенного союза (п. 1 ст. 368 ТК ТС).
Важными новшествами в сфере таможенного регулирования являются: создание единых условий транзита на всей территории таможенного союза; отмена таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, происходящими с территории государств — участников таможенного союза, выпущенными иностранными товарами для свободного потребления на единой таможенной территории стран — участников таможенного союза.
Изменения коснулись и порядка декларирования товаров. Отметим, что таможенное декларирование в ТС согласно новому Кодексу будет производиться как в письменной, так и (или) электронной формах с использованием декларации (п. 3 ст. 179 ТК ТС). Виды таможенной декларации в соответствии с п. 1 ст. 180 ТК ТС могут быть следующими:
— декларация на товары;
— транзитная декларация;
— пассажирская таможенная декларация;
— декларация на транспортное средство.
В настоящее время формы и порядок заполнения декларации на товары определяются Решениями Комиссии ТС от 18.06.2010 N 289 в отношении транзитной декларации и от 20.05.2010 N 257, то есть декларации будут едиными на всей территории таможенного союза. Указанными Решениями предусмотрено, что формы деклараций и инструкции о порядке их заполнения вступают в силу с 1 января 2011 г. До начала их действия применяются предусмотренные законодательством государств — членов таможенного союза формы (бланки) таможенных деклараций и порядок их заполнения.
Таким образом, с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. в РФ будут применяться действующие в настоящее время формы бланков «Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД1)», «Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/Транзитной декларации (ТД2)», «Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)», «Добавочный лист к Грузовой таможенной декларации/Транзитной декларации (ТД4)» (Приказ ФТС России от 03.08.2006 N 724) и порядок их заполнения (Приказы ФТС России от 04.09.2007 N 1057 и от 21.08.2007 N 1003).
В случае установления или выявления недостаточности и (или) несоответствия сведений, заявленных в таможенной декларации (ТД), сведениям, подлежащим указанию в ТД, декларант может внести в нее изменения (ст. 191 ТК ТС). Причем сделать это можно даже после выпуска товаров. Случаи и порядок внесения изменений определяются решением Комиссии ТС.
ТК ТС предусматривает новые формы таможенного контроля по сравнению с формами, установленными ТК РФ, а именно учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и проверку системы учета товаров и отчетности. Кроме того, ТК ТС содержит статьи о порядке задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля. В Таможенном кодексе аналогичных норм не было. В частности, в случаях, установленных ст. ст. 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 ТК ТС, должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений. Задержанные товары и документы на них хранятся таможенными органами в течение одного месяца, а скоропортящиеся продукты — в течение 24 часов. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу за пределы такой территории, и документы на них хранятся таможенными органами в течение трех суток. Последующие процедуры описаны в гл. 21 ТК ТС.
Введена статья «Отказ в выпуске товаров» (ст. 201 ТК ТС), в соответствии с которой при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в п. 6 ст. 193 и п. 2 ст. 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров может отказать в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Увеличен срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Так, согласно п. 3 ст. 211 ТК ТС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, срок уплаты — до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом срок временного хранения товаров не изменился и, как прежде, составляет два месяца. Добавим, что по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган может продлить указанный срок, но не более чем до четырех месяцев. Таким образом, срок уплаты таможенных пошлин, налогов с принятием ТК ТС значительно увеличился: с 15 дней до четырех месяцев (п. п. 1, 2 ст. 170 ТК ТС). К сроку временного хранения в п. 1 ст. 185 ТК ТС приравнен и срок подачи таможенной декларации.
После выпуска товаров таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. В ранее действующей норме этот срок был равен одному году (ст. 361 ТК РФ). В соответствии с вновь принятым документом таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Более того, законодательством государств — членов таможенного союза может быть установлен срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров до пяти лет.
Для наглядности приведем изменения сроков уплаты таможенных пошлин, некоторых таможенных процедур и прочего в таблице.
Увеличены сроки | Установлено ТК РФ | Установлено ТК ТС | Нормы ТК ТС |
Уплаты таможенных пошлин, налогов | 15 дней | 4 месяца | Пункт 3 ст. 211, п. 2 ст. 170 |
Подачи таможенной декларации на ввозимые товары | 15 дней | 4 месяца | Пункт 1 ст. 185, п. 2 ст. 170 |
Временного периода, в течение которого могут быть проведены контрольные мероприятия (после выпуска товаров) | 1 год | 3 года | Статья 99 (может быть увеличен до 5 лет) |
Выпуска товаров при применении предварительного декларирования | 15 дней | 30 дней | Пункт 2 ст. 196 |
Переработки товаров на таможенной территории | 2 года | 3 года | Пункт 1 ст. 243 |
Помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления | 6 месяцев | 1 год | Пункт 2 ст. 297 |
Некоторые сроки сокращены. Это можно назвать положительным моментом, так как изменения внесены с целью уменьшения времени таможенного оформления. Например, срок выпуска товаров сократился на один рабочий день. В Таможенном кодексе выпуск предусмотрен не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления, и предъявления товаров (п. 1 ст. 152 ТК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС. Хотя для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения начальника таможенного органа, этот срок может быть увеличен до десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (п. 4 ст. 196 ТК ТС).
Сокращены сроки | Установлено ТК РФ | Установлено ТК ТС | Нормы ТК ТС |
Выпуска товаров | 3 дня | 2 дня | Пункт 1 ст. 196 |
Выпуска не облагаемых пошлинами экспортируемых товаров | — | 4 часа | |
Кроме этого, в ТК ТС установлены новые сроки, например:
Установлены сроки | Введено ТК ТС | Нормы ТК ТС |
Организации таможенного сопровождения | В течение 24 часов с момента принятия решения | Пункт 3 ст. 218 |
Регистрации или отказа в регистрации декларации | Не более 2 часов с момента подачи декларации | Пункт 3 ст. 190 |
Совершения перевозчиком операций в месте прибытия/доставки | 3 часа с момента предъявления товаров | Пункт 6 ст. 225 |
Продолжительности стоянки транспортных средств в местах перемещения товаров | Для воздушного, железнодорожного, автомобильного транспорта — не более 3 часов, для водного транспорта — 8 часов | Пункт 2 ст. 341 |
Что изменилось в валютном законодательстве в 2018-2019 годах?
Новое в валютном законодательстве в 2021 году связано с обновлением следующих документов:
- закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ — изменения в него внесены законом «О внесении изменений…» от 14.11.2017 № 325-ФЗ, вступающим в силу с 14.05.2018;
- инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И, посвященной вопросам предоставления в банки документов по валютным операциям, которую с 01.03.2018 (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У) сменит другая инструкция аналогичного содержания (от 16.08.2017 № 181-И).
Также к валютному законодательству имеют непосредственное отношение поправки, внесенные в КоАП РФ с 14.05.2018 в результате принятия закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ. Расскажем о каждом из НПА подробнее.
Подробнее о том, что относится к числу валютных операций, читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации».
Изменения в инструкции о предоставлении подтверждающих документов
Инструкция о порядке предоставления в банк информации в отношении валютных операций оказалась измененной до такой степени, что потребовала не утверждения ее новой редакции, а полной замены документа. Из ключевых нововведений следует отметить:
- отмену таких документов, как паспорт сделки и справка о валютных операциях, при сохранении обязанности подачи в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов;
- введение обязательности постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
- установление выраженной в рублях величины лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. — для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. — для контрактов по экспорту).
Новая инструкция содержит также особую главу, посвященную моментам, отражающим порядок перехода от использования уже оформленных паспортов сделки к постановке на учет контрактов и завершения процедур проверки документов, начатых до вступления новой инструкции в силу.
Об особенностях бухучета валютных операций читайте в материале «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)».
Новшества в ответственности, предусмотренной КоАП РФ
В КоАП РФ все виды ответственности за нарушения валютного законодательства прописаны в ст. 15.25. Изменения в тексте этой статьи связаны:
- с установлением штрафа определенного размера (от 20 000 до 30 000 руб.) для должностных лиц юрлица: осуществившего незаконную операцию с валютой (п. 1);
- не обеспечившего поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента (пп. 4, 4.1);
- не обеспечившего возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки (п. 5);
Таким образом, для ИП и юрлиц размеры штрафов сохранены, но дополнительно введены штрафы, налагаемые на должностных лиц юрлица, и возможность дисквалификации этих лиц при повторном нарушении.
Итоги
К изменениям валютного законодательства, начавшим действовать в 2018 году и остающимся актуальными сейчас, привело обновление текста закона о валютном контроле и замена инструкции о порядке предоставления в банк документов по валютным операциям. Новая инструкция отменила паспорт сделки и справку о валютных операциях, введя необходимость постановки на учет в банке внешнеторгового контракта, а также изменила лимиты обязательств, превышение которых делает обязательной постановку контракта на учет. Одним из наиболее значимых нововведений в законе о валютном контроле является то, что банк вправе отказаться проводить валютную операцию практически при любом из нарушений валютного законодательства. Одновременно введена административная ответственность для должностных лиц организаций, допускающих такие нарушения.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.