Инкотермс 2021 — правила международной торговли. Правила Incoterms (Инкотермс) представляют сокращенные по первым трем буквам торговые термины, отражающие предпринимательскую практику в международной поставке товаров.
Incoterms 2021 — 國際貿易規則。 Incoterms 規則是前三個字母縮寫的貿易術語,反映了國際貨物供應中的商業慣例。
Incoterms 2021 — international trade rules. The Incoterms rules are trade terms abbreviated in the first three letters, reflecting business practices in the international supply of goods.
Incoterms ® (англ. International commerce terms) является товарным знаком Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC).
Инкотермс 2021 (Incoterms 2020) – это правила, применяемые в международной торговле, которые определяют права и обязанности сторон по договору купли-продажи, в части доставки товара от продавца к покупателю (условия поставки товаров).
Инкотермс (Incoterms) – это международные правила, признанные правительственными таможенными органами, юридическими компаниями и предпринимателями по всему миру как основные условия для международной торговли товарами. Сфера действия
Инкотермс (Incoterms) распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части перевозки товара от продавца покупателю, ответственности за утрату и повреждение товара, его таможенной очистки и страхования.
Инкотермс (англ. Incoterms, International commerce terms) является товарным знаком Международной торговой палаты МТТ (International Chamber of Commerce, ICC)
Правила Инкотермс ICC предназначены для использования торговых терминов в национальной и международной торговле.
Новые правила Инкотермс (Incoterms 2020)
В связи с необходимостью обеспечить коммерсантов международными правилами толкования торговых терминов, наиболее часто используемых во внешней торговле, Международная торговая палата (МТП) в 1936 году опубликовала первое издание правил Incoterms.
Далее, с изменением параметров торговли и увеличением различных способов доставки товаров менялись и международные правила Инкотермс. Изменения и поправки были сделаны в 1953, 1967, 1976 годах, а с 1980 года Инкотермс стал периодически пересматриваться каждые 10 лет, и обновлялся в 1990, 2000, 2010 годах.
10 сентября 2021 года был опубликован новейший девятый выпуск правил Incoterms 2021, который вступил в силу с 1 января 2021 года (издание ICC № 723). Новые правила Инкотермс 2021 представляют собой обновленную версию правил Incoterms 2010, которые были разработаны в Международной торговой палате (МТП) комитетом экспертов — Редакционной группой.
В данный комитет вошли юристы из Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, Турции, Германии, а также впервые представители Китая и Австралии. Целью Редакционной группы и пересмотра действующих правил Инкотермс состояла в том, чтобы их максимально упростить, и кроме того, удалить излишне базисы поставок, которые могут вызвать путаницу и недопонимание в использовании торговых терминов, более четко разъяснить все условия поставок для экспортеров и импортеров по всему миру.
CFR Инкотермс (Стоимость и фрахт)
По данным CFR Инкотермс, продавец доставляет товар покупателю, помещая его на борт судна или приобретая его доставленным.[23] Следовательно, риск потери / повреждения товара перекладывается на покупателя, когда товар размещается на борту судна в порту доставки, а не порт назначения, как в случае вышеупомянутой FOB Инкотермс.
Независимо от передачи риска в порту доставки, продавец обязан заключить договор перевозки товара до порта назначения. Продавец также должен нести все расходы, связанные с разгрузкой в порту назначения в результате договора перевозки., если не согласовано иное. Он также обязан очистить товары для экспорта, не импортировать. Договор страхования от продавца или покупателя не требуется.
Как использовать правила Incoterms (Инкотермс 2020)
Международные правила Инкотермс 2021 могут применяться с 1 января 2021 года, но также можно продолжить использование правил Инкотермс 2010, или правила Инкотермс 2000, и даже более ранние версии Инкотермс. Поэтому в международных контрактах купли-продажи при указании условия поставки необходимо точно указать версию Инкотермс.
Важно знать, что правила Инкотермс не заменяют договор купли-продажи, а лишь позволяют сократить его. Условия поставки Инкотермс не определяют переход право собственности на товар, не указывают цену за товар и способ оплаты или последствия нарушения договора.
Инкотермс лишь отражают распределение между продавцом и покупателем обязанностей и финансовых затрат, таких как: перевозка товара, его погрузка и разгрузка с транспортного средства, таможенное оформление, оплата налогов, пошлин и сборов, страхование, а также переход рисков утери и повреждения товара.
МТП (ICC) предлагает следующий шаблон для применения правила Инкотермс в Ваш контракт:
«[Выбранное условие поставки Инкотермс] [название порта, пункта или места] Инкотермс [год публикации]»
Например: «FCA Москва Россия Инкотермс 2020»
Выбранное условие поставки Инкотермс должен соответствовать товару, способу его транспортировки, страхования и таможенного оформления.
Инкотермс-2000 с комментариями
Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Таким образом, можно избежать или по крайней мере в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации таких терминов в различных странах.
Зачастую стороны, заключающие контракт, не знакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может послужить причиной недоразумений, разногласий и судебных разбирательств с вытекающей пустой тратой времени и денег.
Следует подчеркнуть, что сфера действия Инкотермс ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров (под словом «товары» здесь подразумеваются «материальные товары», исключая «нематериальные товары», такие как компьютерное программное обеспечение).
Наиболее часто в практике встречаются два варианта неправильного понимания Инкотермс. Первым является понимание Инкотермс как имеющих большее отношение к договору перевозки, а не к договору купли-продажи. Вторым является представление о том, что они должны охватывать все обязанности, которые стороны хотели бы включить в договор.
Как всегда подчеркивалось Международной торговой палатой, Инкотермс имеют дело только с отношениями между продавцами и покупателями в рамках договоров купли-продажи, более того, только в определенных аспектах.
В то время как экспортерам и импортерам важно учитывать фактические отношения между различными договорами, необходимыми для осуществления международной сделки продажи, — где требуется не только договор купли-продажи, но и договоры перевозки, страхования и финансирования, — Инкотермс относятся только к одному из этих договоров, а именно договору купли-продажи.
Тем не менее договоренность сторон об использовании определенного термина имеет значение и для всех прочих договоров. Приведем лишь несколько примеров: согласившись на условия CFR или CIF, продавец не может выполнить этот договор любым иным видом транспорта, кроме морского, так как по этим условиям он должен представить покупателю коносамент или другой морской транспортный документ, что просто невозможно при использовании иных видов транспорта. Более того, документ, необходимый в соответствии с документарным кредитом, будет обязательно зависеть от использованных средств транспортировки.
Во-вторых, Инкотермс имеют дело с некоторыми определенными обязанностями сторон, такими как обязанность продавца предоставить товар в распоряжение покупателя или передать его для перевозки или доставить его в пункт назначения, и с распределением риска между сторонами в этих случаях.
Далее, они связаны с обязанностями очистить товар для экспорта и импорта, с упаковкой товара, с обязанностью покупателя принять поставку, а также с обязанностью представить подтверждение того, что соответствующие обязательства были должным образом выполнены. Хотя Инкотермс крайне важны для осуществления договора купли-продажи, большое количество проблем, которые могут возникнуть в таком договоре, вообще не рассматриваются, например передача права владения, другие права собственности, нарушения договоренности и последствия таких нарушений, а также освобождение от ответственности в определенных ситуациях. Следует подчеркнуть, что Инкотермс не предназначены для замены условий договора, необходимых для полного договора купли-продажи, либо посредством включения нормативных условий, либо индивидуально оговоренных условий.
По внешнеторговым сделкам состав расходов продавца и покупателя определяется условиями поставки Инкотермс; это, кроме прочего:
• затраты на тару, упаковку на складах готовой продукции;
• расходы по погрузке, разгрузке, хранению, перевалке товаров;
• затраты на транспортировку, страхование и таможенное оформление.
Инкотермс вообще не имеют дела с последствиями нарушения договора и освобождением от ответственности вследствие различных препятствий. Эти вопросы должны разрешаться другими условиями договора купли-продажи и соответствующими законами.
Инкотермс изначально всегда предназначались для использования в тех случаях, когда товары продавались для поставки через национальные границы: таким образом, это международные торговые термины. Однако Инкотермс на практике зачастую включаются в договоры для продажи товаров исключительно в пределах внутренних рынков. В тех случаях, когда Инкотермс используются таким образом, ст. А.2 и Б.2 и любые другие условия других статей, касающиеся экспорта и импорта становятся лишними.
В разделе VI ГК РФ предусмотрена возможность использования Инкотермс в контрактах, заключаемых российскими предприятиями с иностранными фирмами и учреждениями Так, в соответствии с кодексом, в случае, «если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины (к каковым, собственно, и относятся Инкотермс), при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами» (ст. 1211 ГК РФ).
Обычаи делового оборота определены в ст 5 ГК РФ:
1 Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
2. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
В то время как в России применение базисных условий поставки Инкотермс является допустимым, но не обязательным, в других странах, в частности в Испании, Ираке, в Украине, Инкотермс применяют в обязательном порядке.
Согласно Указу Президента Украины «О применении международных правил интерпретации коммерческих терминов» от 04.10.1994 г. при заключении субъектами предпринимательской деятельности Украины всех форм собственности договоров (контрактов), предметом которых являются товары, базисные условия поставки определяются в соответствии с Инкотермс Таким образом, украинские субъекты хозяйствования, а также их иностранные партнеры при заключении договоров обязаны соблюдать правила Инкотермс. Новая редакция правил Инкотермс вступает в силу в Украине через 10 дней после ее опубликования на украинском языке в газете «Урядовий кур’ер».
В США базисные условия поставки регламентируются Е
диным
т
орговым
к
одексом (ЕТК;
U
niform
С
ommercial
C
ode; UCC). Впервые ЕТК был опубликован в 1952 г. Кодекс регламентирует сделки купли-продажи и другие коммерческие сделки во всех 50 штатах США
В ЕТК закреплены базисные условия поставки FOB и FAS (ст. 2/319), а также CIF (ст. 2/320). Сформулированные в кодексе базисные условия поставки применяются не только в США, но и в Канаде[13].
Некоторые базисные условия, принятые в ЕТК существенно отличаются от аналогичных терминов Инкотермс. В частности, это относится к трактовке мест назначения и отправления в рамках условия FOB.
Кроме этого, базисные условия поставок в США регулируются документом под названием «Американские внешнеторговые определения 1941 г.» (The American Foreign Trade Definition).
Базисные условия поставок в США, согласно ЕТК, содержат шесть различных вариантов толкований термина «FOB».
Так же неоднозначно трактуются термины, входящие в Инкотермс, в Законе Франции от 03. 011969 г. о фрахтовании и морской торговле (ст. 30, 32, 36, 37, 39–41).
Несмотря на то что в РФ Инкотермс носят рекомендательный характер, в случае, если в контракте сделана ссылка на них, соблюдение базисных условий поставки становится обязательным Главным преимуществом Инкотермс является то, что поставщику и покупателю не нужно каждый раз прописывать в договоре полный перечень их прав и обязанностей по договору — унифицированное толкование терминов позволяет достичь такого взаимопонимания, при котором у сторон внешнеторгового договора не возникнет разногласий в отношении его условий.
Условия поставки имеют большое значение с точки зрения распределения расходов между поставщиком и покупателем. Указывая, согласно какому условию поставки рассчитаны отпускные цены на товары, поставщик подразумевает при этом, что в них уже включены расходы, которые связаны с транспортировкой и страхованием груза в пути, таможенным оформлением товаров. Следовательно, выбор базисных условий поставки включает необходимость формирования цены с учетом дополнительных расходов постащика-экспортера.
Например, если товар предполагается экспортировать из России на условиях CIF в Марсель (Франция), российский поставщик должен за свой счет организовать:
• доставку товара в российский (или даже зарубежный — например, украинский) порт;
• заключение контракта с перевозчиком (фрахт судна) на перевозку товара до порта Марсель;
• погрузку товара на корабль;
• страхование груза в пути.
Это означает, что расходы на все эти мероприятия должны быть приплюсованы к обычной продажной цене товара (т. е. к цене при условии EXW) для формирования контрактной экспортной цены.
Под пунктом назначения следует понимать точный географический пункт (например, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону), а базисные условия поставки указываются в соответствии с терминами Инкотермс следующим образом: «краткое название базисного правила по Инкотермс — пункт назначения»; например, «СРТ — Санкт-Петербург» (аэропорт «Пулково»).
Для некоторых терминов группы «C» (CIP и CPT), а также группы «D» (DDU и DDP) рекомендуется не только указывать конечный пункт назначения, но и точно определять место, где груз передается покупателю: например, «DDP — Ростов-на-Дону, ул. Рихарда Зорге, 28».
Кроме того, во избежание возможных недоразумений следует указывать вариант Инкотермс, используемый в договоре; например:
• «OF — Санкт-Петербург (аэропорт «Пулково») согласно Инкотермс-1990»;
• «DDU — Ростов-на-Дону, пр Стачки, 37, согласно Инкотермс-2000».
Базисы поставки Инкотермс фактически определяют уровень транспортных расходов продавца. Например, поставка товара по цене €200 за 1 м3 на условиях «FOB Санкт-Петербург» означает, что за €200 товар будет доставлен и сдан покупателю после погрузки товара на борт судна в указанном порту; поставка по той же цене на условиях «CIF Ростов-на-Дону» будет означать, что за ту же сумму товар доставят в Ростов-на-Дону, а также застрахуют от оговоренных в контракте рисков.
Стороны при желании могут дополнять или изменять терминологию Инкотермс, а также применять условия, существенно отличающиеся от базисных. Например, «в договорах по перекачке нефти, газа указываются термины «франко-узел учета» или «франко-склад продавца», которые отсутствуют в официальной редакции Инкотермс»[14].
В случае, если в контракте сделана ссылка на термин Инкотермс, но другие пункты контракта противоречат используемым базисным условиям поставки Инкотермс, то применяются соответствующие пункты контракта, а не Инкотермс. В данном случае считается, что стороны установили необходимые изъятия из Инкотермс с целью изменения определенных базисов поставки.
Для облегчения ведения переговоров с импортерами следует заблаговременно рассчитать цены по нескольким условиям поставки, в том числе и в зависимости от разнообразных способов перевозки (если товар может доставляться морским, железнодорожным или автомобильным транспортом).
В табл. 11 показано, к каким базисным условиям поставки чаще всего обращались российские экспортеры и импортеры на рубеже тысячелетий.
Таблица 1.1.
Частота обращений к различным условиям Инкотермс российских экспортеров и импортеров в 2000–2001 гг.[15]
Правила перевозки импортных и экспортных товаров «имеют в РФ специфические особенности Пункты (места) доставки импортных и отправки экспортных товаров должны находиться в зоне контроля таможенных органов»[16].
Подобными зонами в РФ являются:
• морские порты;
• международные аэропорты;
• железнодорожные пограничные станции;
• склады временного хранения;
• таможенные, а также иные склады, входящие в зоны таможенного контроля.
Опыт экономически развитых стран подтверждает, что отдельные термины Инкотермс на практике нередко включаются в договоры купли-продажи товаров в пределах внутренних рынков:
«российские предприниматели также стремятся регламентировать свои отношения, связанные с продажей товаров внутри страны, ссылаясь на те или иные положения Инкотермс»[17]; «нет препятствий для включения Инкотермс во внутренние договоры купли-продажи»[18].
Правила Инкотермс, утверждают специалисты, «стали все чаще применяться и во внутренней торговле»[19].
Специалистами также отмечается широкое употребление «термина «франко», заимствованного из словаря Инкотермс, для определения базиса поставки в договорах между российскими юридическими лицами»[20].
В связи с этим особенно актуальным становится вопрос о соотношении Инкотермс и российского законодательства о купле-продаже, в первую очередь норм ГК РФ.
Возможность применения Инкотермс при заключении внутренних договоров поставки вытекает из следующих положений ГК РФ:
• «если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон» (ст. 421 ГК РФ);
• «доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота» (ст. 510 ГК РФ).
Применяя условия поставки Инкотермс, необходимо обязательно обращать внимание на особенность, связанную с различиями терминологии Инкотермс и российского гражданского и налогового законодательства.
Дело в том, что «правилами Инкотермс определяется момент перехода рисков потери и повреждения товаров, но момент перехода прав собственности ими не установлен»[21] (так как в международной практике момент перехода права собственности обычно связывают с переходом риска случайной гибели или повреждения товаров от продавца к покупателю).
Поэтому, для того чтобы избежать проблем, связанных с определением даты получения платежей по экспорту товаров и соответственно с определением момента возникновения налоговых обязательств, при заключении внешнеторгового контракта необходимо отдельно прописать момент перехода права собственности на товар Лучше всего, чтобы данный момент совпадал со временем перехода рисков гибели и повреждения товара.
Применение Инкотермс при внутренних поставках в Украине обусловлено Хозяйственным кодексом страны: «Условия договоров поставки должны излагаться сторонами согласно требованиям Международных правил относительно толкования сроков Инкотермс»[22].
При этом в Украине преимущественно используются всего пять базовых условий поставки: EXW, FCA, CPT, CIP, DDU[23].
Например, органы ценообразования Белоруссии рекомендуют формировать стоимость товаров по цене EXW при одногородних поставках.
Правила Инкотермс действуют только в рамках договоров купли-продажи; тем более, Инкотермс не может охватить все обязанности субъектов даже сделки купли-продажи, например таких, как передача права владения, нарушение договора и т. п. [24]
По каждому базисному условию поставки (термину Инкотермс) обязательства сторон сгруппированы по десяти основным направлениям таким образом, что каждой обязанности продавца соответствуют соответствующие обязанности покупателя по тем же направлениям В результате все обязанности по каждому условию поставки группируются следующим образом (табл. 1 2).
Помимо распределения обязанностей термины Инкотермс также определяют, каким образом расходы, связанные с транспортировкой, страхованием и таможенным оформлением товаров, распределяются между сторонами договора В каждом термине «выделены основные вопросы, расположенные в рамках единой нумерации; такой способ позволил зеркально отразить обязанности сторон…»[25].
Таблица 1.2.
Перечень обязанностей продавца и покупателя, указываемых для каждого базисного условия поставки Инкотермс
Можно сказать, что в Инкотермс оговариваются основные обязанности контрагентов В то же время Инкотермс совершенно «не касается прав эти лиц»[26].
В разделе контракта «Транспортные условия», как правило, достаточно подробно оговариваются обязанности и расходы сторон по организации доставки груза.
Обычно к транспортным условиям относятся следующие договоренности:
• срок отгрузки товара из пункта/порта отправления при выборе базисных условий поставки групп «Е», «F» и «С» либо доставки товара в пункт/порт назначения при выборе условий группы «D»;
• наименование пункта отправления при базисах поставки EXW и группы «F» и пункта назначения при заключении контракта на условиях групп «С» и «D».
При разработке Инкотермс-2000 были приложены значительные усилия для достижения максимально возможной и желаемой согласованности в отношении различных выражений, используемых в тринадцати терминах. Таким образом, удалось избежать использования различных формулировок для выражения одного и того же значения. Кроме того, по возможности использовались выражения, употребляемые в Конвенции ООН о договорах по международной продаже товаров.
Термин DAT переименован в условие поставки DPU
Базис поставки DAT (Delivered at Terminal / Доставка на терминале) переименован в условия поставки DPU Инкотермс 2020 (Delivered Named Place Unloaded / Доставка на место выгрузки).
Данное изменение было вызвано двумя причинами. Во-первых, возникла путаница в отношении различий между термином DAT Инкотермс 2010 (Доставка на терминале) и термином DAP Инкотермс 2010 (Поставка в месте назначения).
Ключевое различие между этими условиями заключается в том, что в соответствии с правилом DAT доставка осуществляется после того, как товары были выгружены с транспортного средства и предоставлены покупателю в указанном терминале.
Тогда как в рамках условия DAP доставка осуществляется до выгрузки товаров — когда они предоставлены покупателю на прибывшем транспортном средстве готовые к разгрузке.
Вторая причина этого изменения состояла в том, чтобы обеспечить большую гибкость в определении места доставки товара. Теперь продавцу и покупателю можно согласовать любое место для доставки товара, а не только в конкретном терминале. Условия поставки DPU Инкотермс 2021 и DAT Инкотермс 2010 в остальном идентичны по содержанию. Правило DPU Инкотермс 2021 является единственным термином, который поручает продавцу разгрузку товара.
FCA Инкотермс (Свободный Перевозчик)
Под Инкотермс FCA, Доставка товара происходит следующим образом:
- Когда указанное место доставки является помещением продавца, товары считаются доставленными, когда они загружены в транспортное средство, оформленное покупателем;
- Когда указанное место доставки находится в другом месте, например, склад или фабрика, и т.п., товар считается доставленным при соблюдении следующих требований: после погрузки в транспортное средство продавца, они достигают названного места, готовы к выгрузке из транспортного средства продавца и переданы в распоряжение назначенного покупателем перевозчика.[8]
Относительно перевозчика, это обычно «фирма, которая сама перевозит товары или пассажиров на прокат, вместо того, чтобы просто организовать такой транспорт. Примерами являются линия доставки, авиатранспортная фирма, или железная дорога. В условиях FCA, Однако, Перевозчик может любое лицо, которое по договору «обязуется оказывать или приобретать» такие услуги».[9]
В 2021, несколько новых обязательств были добавлены в Инкотермс FCA. Например, стороны могут договориться, что покупатель поручает перевозчику оформить транспортный документ (приземление) с бортовой записью продавцу. В очереди, продавец обязуется отправить этот документ покупателю, «кому понадобится накладная для получения выгрузки товара от перевозчика.»[10]
FCA Инкотермс также требует, чтобы продавец очистил товары для экспорта, где применимо. Однако, продавец не обязан очищать товары для импорта. Никакие страховые обязательства не возлагаются ни на продавца, ни на покупателя.
Изменения в условиях поставки FCA
Условие поставки FCA Инкотермс 2021 (Free Carrier / Франко перевозчик) является наиболее распространенным правилом Инкотермс (около 40% международных коммерческих операций проходит с этим торговым термином).
Это очень универсальное правило, позволяющее отгружать товары в различных местах (например: по адресу, на терминале, в порту, аэропорту и т.д.), которые расположены в стране покупателя.
Базис поставки FCA Инкотермс 2021 предусматривает два возможных места отгрузки продавцом товара:
Первый вариант — это место, принадлежащее продавцу (например: его склад, фабрика, магазин). Для продавца доставка считается завершенной, когда товар физически загружен на транспортное средство указанное покупателем.
Однако второй вариант применяется к указанному в договоре месту, которое не принадлежит продавцу (например: морской порт, терминал). В этой ситуации считается, что отгрузка была осуществлена после погрузки товара на транспортное средство перевозчика, оплаченное продавцом. Следует отметить, что выгрузка товара из транспортного средства не является обязанностью продавца.
Проблемы возникли с этим термином, когда доставка товара осуществлялась морским транспортом (морским контейнером), и если продавец и покупатель договорились использовать банковский аккредитив, как способ оплаты за товар.
Для получения оплаты продавец должен подтвердить отправку товара покупателю, т.е. после погрузки товара на борт морского судна предоставить в банк, для получения оплаты, коносамент с пометкой «на борту».
Но морской перевозчик, как правило, не предоставлял продавцу, коносамент с такой отметкой. Поэтому, экспортеры часто использовали для морских контейнерных перевозок условия поставки FOB , что требовало от продавца погрузку товара на судно, а от морского перевозчика предоставления коносамента продавцу.
В соответствии с новыми правилами Incoterms 2021, условие поставки FCA позволяет сторонам договориться в договоре купли-продажи, что покупатель должен дать указание своему перевозчику выдать коносамент с бортовой записью продавцу.
EXW Инкотермс (Франко-завод)
EXW Incoterm накладывает только минимальные обязательства на продавца. В частности, продавец просто обязан доставить товар покупателю в названном месте доставки, которое обычно является местом деятельности продавца, но может быть любое конкретное место, например, склад, завод, и т.п., и в оговоренные сроки, указанные в договоре.[2] Продавцу не требуется загружать товар на какое-либо конкретное транспортное средство или производить очистку товара для экспорта.. Если место доставки не указано в договоре, или если несколько мест доставки может быть предусмотрено, «продавец может выбрать пункт, который лучше всего соответствует его цели.»[3] В общем, пока товар не был доставлен, как указано в договоре купли-продажи, продавец несет все риски потери или повреждения товара. После доставки, такой риск автоматически переходит на покупателя. То же самое относится и к любым расходам, связанным с товаром — до момента доставки товара., расходы несет продавец; после их доставки, покупателем.
Некоторые авторы предполагают, что EXW Incoterm лучше подходит для домашнего использования. (и не международный) сделка[4] и укажите, что это «обычно используется при доставке курьером, когда курьер забирает посылку из помещения клиента и загружает собственный грузовик курьера. Условия оплаты для транзакций EXW, как правило, предоплата и открытый счет.»[5]
Как упомянуто в Руководстве ICC по Инкотермс 2010, стороны иногда вставляют термин «загруженПосле ссылки на EXW Incoterm, то есть, EXW загружен, в свой договор купли-продажи. Такое дополнение обычно предназначено для расширения ответственности за погрузочные работы.. Однако, без дальнейших разъяснений, довольно сложно сказать, означает ли такой термин «загружен на риск продавца» или «загружен на риск покупателя»[6] и подлежит толкованию в случае спора. В этом отношении, если «загружен»Предназначен для расширения ответственности перед продавцом, стороны могут рассмотреть возможность включения Инкотермс FCA (видеть ниже), а не EXW, в их контракт. Однако, им следует помнить, что Инкотермс FCA требует, чтобы обязанность по очистке товара для экспорта также была возложена на продавца. [7]
Страховое покрытие для термина CIP
Условия поставки CIF Инкотермс 2021 (Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт) и условия поставки CIP Инкотермс 2020 (Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до), являются двумя правилами Инкотермс, которые обязуют продавца приобрести страховку в пользу покупателя для экспорта товаров.
В новой редакции Инкотермс 2021 для условий поставок CIF, как и ранее в правилах Инкотермс 2010, требуется минимальное страховое покрытие. Стороны могут согласовать в контракте более высокие уровни покрытия, если они того пожелают.
Для условий поставки CIP Инкотермс 2021, теперь продавец обязан застраховать товар от всех рисков с максимальным страховым покрытием и страховой суммой не менее 110% от стоимости товара. Стороны могут согласиться в контракте на более низкий уровень страхового покрытия, если они того пожелают.
Данная поправка оправдана тем, что условие поставки CIF Инкотермс 2021 обычно используется для морских перевозок грузов навалом (сырье, минералы и т.д.). Стоимость за килограмм которых очень низкая, и требование страхования с максимальным покрытием значительно повысило бы конечную цену товара. Условие поставки CIP Инкотермс 2021 — это мультимодальный термин, часто используемый для доставки промышленных товаров, которые могут требовать более высокого уровня страхового покрытия.
Каждое правило Инкотермс 2021 содержит два раздела по десять статей: A1 / B1 Общие обязанности A2 / B2: Поставка A3 / B3: Переход рисков A4 / B4: Перевозка A5 / B5: Страхование A6 / B6: Перевозка и транспортные документы A7 / B7: Таможенное оформление экспорта / импорта A8 / B8: Проверка / упаковка / маркировка A9 / B9: Распределение расходов A10 / B10: Уведомления В разделе «А» оговариваются обязанности продавца, а в разделе «В» — обязанности покупателя.
ФОБ Инкотермс (Бесплатно на борту)
Под FOB Инкотермс, товары считаются доставленными продавцом покупателю, когда они доставляются на борт судна, назначенного покупателем в названном порту отгрузки, или продавец закупает доставленный таким образом товар.[22] Следовательно, риск потери / повреждения товара переходит на покупателя после помещения товара на борт судна.. Продавец должен очистить товар для экспорта, не импортировать.
Как и в случае с Инкотермс FSA, продавец не обязан заключать договор перевозки. Все расходы по доставке товара из названного порта отгрузки несет покупатель.
Страхование не требуется в соответствии с FOB Инкотермс, которое должно быть заключено продавцом или покупателем.
Перевозка товаров собственным транспортом
Международные правила Инкотермс 2010 были составлены исходя из предположения, что при перевозке товаров от продавца к покупателю они будут перевозиться сторонним перевозчиком, нанятым продавцом или покупателем.
Это не учитывало ситуации, когда сторонний перевозчик фактически не требовался, поскольку продавец или покупатель использовали свой собственный транспорт при доставке товара.
Новые правила Incoterms 2021 в настоящее время учитывают такие ситуации, когда можно использовать свой собственный транспорт для доставки товаров или заключить договор перевозки.
CPT Инкотермс (Перевозка оплачена до)
Под КПП Инкотермс, доставка товаров происходит, когда они доставлены продавцом перевозчику в согласованном месте или закуплены продавцом, доставленным таким образом. В этом отношении, продавец обязан заключить договор, за его счет, для перевозки товара от пункта доставки до места назначения товара. Наличие договора перевозки не влияет на передачу риска от продавца к покупателю, который происходит в пункте доставки, то есть, путем передачи товара перевозчику.[11] Однако, если продавец несет расходы, связанные с разгрузкой товара в месте назначения по договору перевозки, это должно нести их, Пока другие не согласятся.
CPT Инкотермс также требует, чтобы продавец очистил товары для экспорта, где применимо, и принять на себя все риски, связанные с этим. Однако, продавец не имеет таких обязательств по импорту. Ни продавец, ни покупатель, требуется заключить договор страхования.
Распределение расходов
Все затраты, связанные с различными аспектами купли-продажи, теперь перечислены в статьях A9 / B9 «Распределение расходов» для каждого правила Инкотермс, а также в соответствующих статьях Инкотермс, к которым они относятся.
Целью этого изменения является предоставление пользователям полного списка расходов в одном месте, чтобы продавец и покупатель были лучше осведомлены о затратах, за которые каждый будет нести ответственность в соответствии с определениями Инкотермс 2021.
DDP Инкотермс (Поставляется с оплатой пошлины)
Под DDP Инкотермс, товары должны быть доставлены продавцом покупателю, если они переданы в распоряжение покупателя, очищено для импорта, на прибывающем транспортном средстве, готов к выгрузке в месте назначения или в согласованном пункте в таком месте, если есть.[18] DDP Incoterm налагает максимальную ответственность на продавца, поскольку это единственный Incoterm, требующий разрешения на ввоз со стороны продавца.[19]
Как и в случае с другими Инкотермс, DDP Incoterm требует, чтобы продавец заключил договор перевозки или иным образом организовал перевозку за свой счет. Нет договора страхования, Однако, требуется от продавца / покупателя.
Таможенное оформление: экспорт, транзит и импорт
В международных правилах Incoterms 2021 более точно объясняется, какая сторона, продавец или покупатель, несет ответственность за выполнение таможенного оформления и таможенных формальностей на границе, принимая на себя расходы и риски. И выпуск товаров, которые в пути, включен впервые.
Что касается последнего, то используется правило, согласно которому ответственность возлагается на того, кто принимает на себя риск перевозки до места доставки. Поэтому если риск перевозки передается в стране происхождения (стране продавца), ответственность за таможенное оформление транзита принимает покупатель; и напротив если риск переходит в пункте назначения (страна покупателя), ответственность несет продавец.
DPU Инкотермс (Доставлено на место выгрузки)
DPU Инкотермс представляет новую особенность 2021 Инкотермс, который заменил Инкотермс DAT (Доставлено в Терминал) создан под 2010 Инкотермс, который, в очереди, заменил DEQ Инкотермс (Доставлено с набережной) создан под 2000 Инкотермс.[16]
По данным ДПУ Инкотермс, Поставка товара продавцом покупателю происходит, когда товар выгружен из транспортного средства и передан в распоряжение покупателя в месте назначения или в согласованном пункте в месте назначения, если есть. Это единственный Инкотермс »что требует от продавца выгрузки товара в пункт назначения.»[17] Снова, место доставки и место назначения совпадают в соответствии с Инкотермс DPU. Следовательно, продавец несет риск, пока не разгрузит товар в месте назначения.
К тому же, продавец обязуется заключить договор на перевозку или оформить перевозку за свой счет. Он также обязан очистить товары для экспорта. Однако, на импорт не налагается такое обязательство. Покупатель обязан помочь продавцу в получении соответствующей документации для оформления таможенного оформления, за счет продавца.
В отличие от CIP Инкотермс, продавец (или покупатель) не имеет обязательств по договору страхования в соответствии с Инкотермс DPU.
Инкотермс 2021 — требования безопасности
Безопасность транспорта стала новой нормой (например: обязательная проверка контейнеров). Теперь статья A4 / B4 («Перевозка») каждого правила Инкотермс требует от продавца, где это применимо, соблюдать любые требования безопасности, связанные с транспортом, до пункта доставки и / или предоставить покупателю любую информацию, касающуюся требований безопасности, связанных с транспортом, которая необходима покупателю для организации перевозки.
Статья A7 / B7 («Таможенное оформление экспорта / импорта») каждого правила Инкотермс, где это применимо, теперь также прямо требует, чтобы продавец выполнил любые связанные с безопасностью формальности при оформлении экспорта и помогал покупателю получить любые документы или информацию, необходимые для соблюдения с таможенными формальностями, связанными с импортом или транзитом.
Расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом, также стали более заметными в отдельном перечне обязательств по расходам согласно статьям A9 / B9 каждого правила Инкотермс. Следует отметить, что ссылки на «безопасность» в Инкотермс 2020 носят общий характер, нет конкретной ссылки на кибербезопасность или другие формы безопасности.
Отличия изданий Инкотермс 2010 от Инкотермс 2021
В редакции 2010 был введен унифицированный DAP, при этом упразднили 3 термина – DAF (delivered at frontier), DES (delivered ex ship) и DDU (delivered, duty unpaid), и DEQ (delivered ex quey) был заменен на DAT (Поставка на терминале). В редакции Правил 2020 DAT был переименован в DPU. Как и в Инкотермс 2010, некоторые термины применяются только к морским (речным) перевозкам (FAS FOB CFR СIF).
Внесены изменения в классификацию терминов – все базисы поставок поделены на 4 группы – E, C, F, D. Их разделение основано на распределении обязанностей между сторонами внешнеторговой сделки.
Термин DAT переименован в условие поставки DPU
Изменения в условиях поставки FCA
Базис поставки DAT (Доставка на терминале) переименован в DPU (Доставка на место выгрузки). Причиной такого изменения стала путаница между терминами DAT и DAP (Поставка в месте назначения). Главное отличие между ними заключалось в том, что согласно DAT доставка производилась после выгрузки товаров с транспортного средства и представления покупателю в терминале. Согласно DAP доставка производится до выгрузки товаров – после того продукция представлена покупателю на транспортном средстве.
Еще одной причиной данного изменения стала необходимость обеспечить большую гибкость при определении места доставки груза. Продавцы и покупатели могут согласовывать любое удобное место для доставки продукции, а не только в определенном терминале. В остальном условия DAT от 2010 и DPU от 2021 идентичны по содержанию. DPU – единственный термин, поручающий продавцу разгрузку товара.
Под торговым термином FCA (условия поставки – франко перевозчик) производится до 40% коммерческих операций в мире. Это универсальное правило, согласно которому можно отгружать товары в разных местах, расположенных в стране продавца.
Предусматривается возможность отгрузки товара:
- в месте, принадлежащем продавцу. Как только товар отгружен на транспортное средство покупателя, сделка считается завершенной;
- в месте, которое указано в договоре и не принадлежит продавцу (например, терминал, порт). Отгрузка считается осуществленной после окончания погрузки товара на транспортное средство перевозчика, оплаченное продавцом. Выгрузка товара не входит в обязанности продавца.
Изменение уровня страхового покрытия для термина CIP
Перевозка товаров собственным транспортом
Распределение расходов
Таможенное оформление: экспорт, транзит и импорт
Требования безопасности
Пояснительные примечания
- когда переходит риск,
- когда должно быть применено правило,
- как распределяются расходы и пр.
В новой редакции 2021 года условия поставок CIF, также как и в редакции Инкотермс 2010, предусмотрено минимальное страховое покрытие (не менее 110% от стоимости товара). Однако стороны могут соглашаться на более низкое покрытие. Также по желанию компаний, заключивших контракт купли-продажи, могут использоваться более высокие уровни страхового покрытия.
При составлении правил Инкотермс 2010 использовалось предположение, что при транспортировке товара будет задействован сторонний перевозчик. Причем нанять его может, как продавец, так и покупатель. Однако не учитывались ситуации, в которых услуги стороннего перевозчика не требовались, доставка осуществлялась собственным транспортом покупателя или продавца. В новой редакции правил от 2021 года такие ситуации предусмотрены – можно использовать собственный транспорт для транспортировки товаров или заключать договор перевозки.
Затраты, касающиеся купли-продажи, теперь содержатся в статьях A9/B9 «Распределение расходов» для всех правил и в статьях Incoterms, к которым они относятся. Цель данного изменения состоит в предоставлении сторонам, заключившим договор поставки, полного перечня расходов в одной месте. Внесенные поправки позволяют покупателю и продавцу видеть все затраты, за которые они несут ответственность.
В редакции Incoterms 2021 содержится более четкое пояснение кто, продавец или покупатель, отвечает за таможенное оформление, связанные с ним расходы и риски. Это же касается выпуска товара, который находится в пути. Данная категория включена в Правила впервые. Относительно последнего, применяется правило, по которому ответственность ложится на сторону, осуществляющую перевозку товаров к месту доставки. Если этот риск лег на сторону происхождения (продавца), ответственность за таможенный транзит возлагается на покупателя. Если риск переходит в пункте назначения, ответственность возлагается на продавца.
Новой нормой Инкотермс 2021 стала безопасность транспорта. Например, введена обязательная проверка контейнеров. Требования прописаны в статье A4/B4 («Перевозка») каждого правила и требуют от стороны продавца везде, где это применимо, четкого соблюдениям требований безопасности транспорта.
В статье A7/B7 (Таможенное оформление экспорта/импорта) указаны требования, согласно которым продавец везде, где это применимо, обязан выполнять любые формальности, связанные с безопасностью при оформлении экспорта. Также продавец обязан оказывать покупателю помощь при оформлении документов и получении информации, которая позволит соблюдать таможенные формальности относительно транзита или импорта. Затраты на обеспечение безопасности, касающиеся транспорта, выделены в статьях A9/B9 для каждого правила.
Правила Инкотермс 2021 содержат «Пояснительные примечания для пользователей».
В них подробно отражены пояснительные примечания относительно разных условий поставки, в частности:
Пояснительные записки призваны помочь пользователями выбрать наиболее подходящие правила и предоставить их толкование в случае спора.
Инкотермс 2021 — пояснительные примечания
В каждом правиле Инкотермс 2021 теперь размещены «Пояснительные примечания для пользователей», в которых гораздо обширней изложены пояснительные примечания с иллюстрациями соответствующего условия поставки Инкотермс, в частности:
• Когда данное правило должно быть использовано, • Когда риск переходит, • Как распределяются расходы.
Пояснительные записки направлены на то, чтобы помочь пользователям выбрать наиболее подходящие Инкотермс и предоставить руководство по толкованию в случае возникновения споров.
ФАС Инкотермс (Бесплатно вместе с кораблем)
По данным ФАС Инкотермс, продавец доставляет товар, когда он либо размещает его рядом с судном / судном, назначенным покупателем, в названном порту отгрузки, либо закупает доставленный товар.[20] Риск / повреждение товара переходит от продавца к покупателю, когда товар находится рядом с судном.. Продавец обязуется оформить товар на экспорт, не импортировать.
Продавец не обязан заключать договор перевозки. В очереди, все расходы, связанные с перевозкой товара из названного порта отгрузки, несет покупатель.. следовательно, ФАС Инкотермс не подходит для случаев, когда товары должны быть переданы только перевозчику, например, на контейнерном терминале, прежде чем они будут размещены рядом с кораблем. Для этого сценария, вышеупомянутый Инкотермс FAS является более подходящим.[21]
более того, продавец обязан очистить товар для экспорта (не импортировать). Не требуется заключать какие-либо страховки.
Инкотермс 2021 — таблица правил
Конструктивно Incoterms 2021 выглядят так же, как и в предыдущей версии: одиннадцать трехбуквенных сокращений начиная от «EXW» (Ex-Works) до «DDP» (Delivered Duty Paid), которые по-прежнему делятся на 2 категории в зависимости от вида транспорта:
I ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2021 ДЛЯ ЛЮБОГО ВИДА ИЛИ ВИДОВ ТРАНСПОРТА | II ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2021 ДЛЯ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА |
EXW — «Ex Works / Франко завод» FCA — «Free Carrier / Франко перевозчик» СРТ — «Carriage Paid to / Перевозка оплачена до» CIP — «Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до» DPU — «Delivered Named Place Unloaded / Поставка на место выгрузки» DAP — «Delivered at Place / Поставка в месте назначения» DDP — «Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин» | FAS — «Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна» FOB — «Free on Board / Свободно на борту» CFR — «Cost and Freight / Стоимость и фрахт» CIF — «Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт» |
В Инкотермс 2021 можно выделить четыре группы правил базисных условий поставок товара (E, F, C и D). В основу этой классификации положены два принципа:
определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара и увеличение обязанностей продавца от минимальных к максимальным.
Группа «E» — условие поставки EXW, согласно которому продавец только предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях; далее идет группа «F» — условия поставки FCA, FAS и FOB, в соответствии с которой продавец обязан передать товар указанному покупателем перевозчику; затем группа «C» — условия поставки CFR, CIF, CPT и CIP, в соответствии с которыми продавец обязан заключить договор перевозки, но не принимая на себя риск утраты или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, произошедших после отгрузки и отправки;
Группа «D» – условия поставки DAP, DPU и DDP, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара до пункта назначения.
DAP Инкотермс (Доставлено на место)
Этот Инкотермс обычно используется в тех случаях, когда стороны не желают, чтобы продавец нес риск и стоимость разгрузки., вопреки DPU Инкотермс (видеть ниже). Под DAP Инкотермс, товары считаются доставленными продавцом покупателю, когда они предоставлены в распоряжение покупателя на транспортном средстве, готовом к разгрузке в месте назначения или в согласованном пункте в таком месте, если есть.[15] В отличие от Инкотермс CPT / CIP, место доставки и место назначения совпадают в соответствии с DAP Инкотермс. Следовательно, Продавец несет риск, пока не предоставит товар в распоряжение покупателя в месте назначения, как описано выше..
Хотя он обязан заключить договор перевозки или договориться за свой счет о перевозке товара и оформить товар на экспорт (не импортировать), продавец не обязан выгружать товар из транспортного средства в месте назначения. К тому же, ни продавец, ни покупатель, требуется подписать договор страхования.
Инкотермс 2021 — расшифровка и перевод правил
Группа Е (Отгрузка)
Условия поставки EXW Инкотермс 2020
Расшифровывается «Ex Works» named place, переводится «Франко завод» указанное название места.
Продавец обязан: предоставить готовый к отгрузке товар.
Покупатель обязан: выполнить экспортное, импортное таможенное оформление и доставить товар.
Риски переходят в момент передачи товара на складе продавца.
Основное отличие — базис поставки EXW возлагает на продавца минимальные обязанности.
Группа F (Основная перевозка оплачена покупателем)
Условия поставки FCA Инкотермс 2020
Расшифровывается «Free Carrier» named place переводится «Франко перевозчик» указанное название места.
Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и отгрузить товар перевозчику назначенному покупателем.
Покупатель обязан: доставить товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в момент передачи продавцом товара перевозчику.
Условия поставки FAS Инкотермс 2020
Расшифровывается «Free Alongside Ship» named port of shipment переводится «Свободно вдоль борта судна» указанный порт отгрузки.
Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и разместить товар в порту отгрузки вдоль борта судна указанного покупателем.
Покупатель обязан: погрузить товар на судно и доставить в порт разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление.
Риски переходят в порту в момент размещения товара вдоль борта судна.
Условия поставки FOB Инкотермс 2020
Расшифровывается «Free On Board» named port of shipment переводится «Свободно на борту» указанный порт отгрузки.
Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, доставить товар в порт отгрузки и погрузить на борт судна указанного покупателем.
Покупатель обязан: доставить товар в порт разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят на борту судна с момента полной погрузки.
Группа C (Основная перевозка оплачена продавцом)
Условия поставки CFR Инкотермс 2020
Расшифровывается «Cost and Freight» named port of destination переводится «Стоимость и фрахт» указанный порт назначения.
Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, погрузить товар на борт судна и доставить в порт разгрузки.
Покупатель обязан: разгрузить и принять товар в порту разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление.
Риски переходят на борту судна с момента полной погрузки.
Условия поставки CIF Инкотермс 2020
Расшифровывается «Cost, Insurance and Freight» named port of destination переводится «Стоимость, страхование и фрахт» указанный порт назначения.
Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, застраховать, погрузить товар на борта судна и доставить в порт разгрузки.
Покупатель обязан: разгрузить и принять товар в порту разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление.
Риски переходят на борту судна с момента полной погрузки.
Условия поставки CIP Инкотермс 2020
Расшифровывается «Carriage and Insurance Paid to» named place of destination переводится «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» указанное название места назначения.
Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, застраховать и доставить товар в согласованное место назначения.
Покупатель обязан: разгрузить товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в момент передачи продавцом товара перевозчику.
Условия поставки CPT Инкотермс 2020
Расшифровывается «Carriage Paid To» named place of destination переводится «Фрахт/перевозка оплачены до» указанное название места назначения.
Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и доставить товар в согласованное место назначения.
Покупатель обязан: разгрузить товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в момент передачи продавцом товара перевозчику.
Группа D (Доставка)
Условия поставки DAP Инкотермс 2020
Расшифровывается «Delivered At Point» named point of destination переводится «Поставка в пункте» указанное название места назначения.
Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и доставить товар до согласованного пункта назначения.
Покупатель обязан: разгрузить товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в пункте назначения.
Условия поставки DPU Инкотермс 2020
Расшифровывается «Delivered Named Place Unloaded» named place of destination переводится «Поставка на место выгрузки» указанное название места назначения.
Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, доставить товар до места назначения и выгрузить его.
Покупатель обязан: принять товар и выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят в месте назначения после полной выгрузки.
Условия поставки DDP Инкотермс 2020
Расшифровывается «Delivered Duty Paid» named place of destination переводится «Поставка с оплатой пошлины» указанное название места назначения.
Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, доставить товар до согласованного места назначения и выполнить импортное таможенное оформление с уплатой пошлин.
Покупатель обязан: разгрузить и принять товар. Риски переходят в месте назначения.
Основное отличие — базис поставки DDP возлагает на продавца максимальные обязанности.
CIP Инкотермс (Перевозка и страхование оплачены до)
Под CIP Инкотермс, продавец имеет те же обязательства, что и в соответствии с CPT Инкотермс, то есть, сдать товар перевозчику по контракту и оформить товар на экспорт,[12] с добавлением обязательства заключить договор страхования для покрытия риска / повреждения товара покупателем с места доставки до, по крайней мере, место назначения.
Что касается страхования, это должно быть сделано в соответствии с Статьи (А) Института грузовых статей, или аналогичные пункты, и покроет, минимум, договорная цена плюс 10%. До 2021 пересмотр Инкотермс, только минимальное страховое покрытие в соответствии с Статьи (С) Института грузовых статей был необходим.[13] Однако, даже сегодня, стороны могут договориться о более низком охвате.[14] После контракта, продавец обязан предоставить страховой полис или сертификат покупателю.
Актуальность использования базиса DEQ
Ранее вместо термина DEQ использовался базис поставки EXQ (Ex Quay). Первое упоминание об условиях поставки EXQ (Ex Quay) было в Инкотермс 1936 года. Далее в 2010 году два новых термина: DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения) — заменили следующие термины Инкотермс 2000: DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин). Однако Международная торговая палата лишь рекомендует, но не обязывает использовать Инкотермс 2010, поэтому в договорах поставки можно ссылаться на условия поставки DEQ Инкотермс 2000.
>
A. Обязанности продавца по условиям DEQ (ДЕК) | B. Обязанности покупателя по условиям DEQ (ДЕК) |
А.1. ПОСТАВКА ТОВАРА В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРОМ Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар и коммерческий счет-инвойс или эквивалентное ему электронное сообщение, а также любые другие доказательства соответствия, которые могут потребоваться по условиям договора купли-продажи. | B.1. ОПЛАТА ЦЕНЫ Покупатель обязан уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену товара. |
А.2. ЛИЦЕНЗИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФОРМАЛЬНОСТИ Продавец обязан, за свой счет и на свой риск, получить любую экспортную лицензию или другое официальное свидетельство или прочие документы, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности, требуемые для экспорта товара и для его транзитной перевозки через третьи страны. | B.2. ЛИЦЕНЗИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФОРМАЛЬНОСТИ Покупатель обязан получить на свой риск и за свой счет импортную лицензию, иное официальное разрешение или документ для ввоза товара, а также, если потребуется, выполнить все таможенные формальности, необходимые для ввоза товара и его последующей перевозки. |
А.3. ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ И СТРАХОВАНИЯ а) Договор перевозки Продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки товара до названной пристани в названном порту назначения. Если специальная пристань не согласована или не определена практикой подобного рода поставок, продавец может выбрать наиболее подходящую для него пристань в названном порту назначения. б) Договор страхования — нет обязательств. | B.3. ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ И СТРАХОВАНИЯ а) Договор перевозки — нет обязательств. б) Договор страхования — нет обязательств. |
А.4. ПОСТАВКА ТОВАРА Продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя на пристани в соответствии со статьей А.3 а) в согласованную дату или в пределах согласованного срока. | B.4. ПРИНЯТИЕ ПОСТАВКИ Покупатель обязан принять поставку товара, когда она осуществлена в соответствии со статьей А.4. |
А.5. ПЕРЕХОД РИСКОВ Продавец обязан поставить товар с учетом оговорок статьи Б.5. и нести все риски потери или повреждения товара до момента его поставки в соответствии со статьей А.4. | B.5. ПЕРЕХОД РИСКОВ Покупатель обязан нести все риски потери или повреждения товара с момента его поставки в соответствии со статьей А.4. Покупатель обязан – при невыполнении им обязанности дать извещение в соответствии со статьей Б.7. – нести все риски потери или повреждения товара с момента истечения согласованной даты или согласованного срока поставки. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора. |
А.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ Продавец обязан с учетом оговорок статьи Б.6: – в дополнение к расходам, вытекающим из статьи А.3 а), нести все расходы, связанные с товаром до момента поставки товара на пристань в соответствии со статьей А.4, и – если это потребуется – оплатить все расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей, также как и другие пошлины, налоги и прочие сборы, подлежащие оплате при экспорте товара и его транзитной перевозке через третьи страны до его поставки в соответствии со статьей А.4. | B.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ Покупатель обязан: – нести все расходы, связанные с товаром, с момента его поставки в соответствии со статьей А.4., включая все расходы, связанные с обращением товара в порту до его последующей транспортировки или размещением на склад или терминал, и – нести все дополнительные расходы, возникшие вследствие невыполнения им обязанности принять товар после того, как последний был предоставлен в его распоряжение в соответствии со статьей Б.7. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора, и – оплатить, если это потребуется, все пошлины, налоги и другие сборы, а также расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащих оплате при импорте товара и для его последующей транспортировки. |
А.7. УВЕДОМЛЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЮ Продавец обязан известить достаточным образом покупателя о предполагаемой дате прибытия указанного судна в соответствии со статьей А.4, а также направить покупателю другие извещения, требующиеся ему для осуществления обычно необходимых мер для принятия поставки товара. | B.7. УВЕДОМЛЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЮ Покупатель обязан, в случае, если он вправе определить время в рамках согласованного срока и/или пункт принятия поставки в названном порту назначения, надлежащим образом известить об этом продавца. |
А.8. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОСТАВКИ, ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СООБЩЕНИЯ Продавец обязан предоставить покупателю за свой счет транспортный документ (например, оборотный коносамент, не оборотную морскую накладную, доказательство о перевозке внутренним водным транспортом или накладную смешанной перевозки), чтобы дать покупателю возможность принять поставку товара и удалить его с пристани. В случае, если продавец и покупатель договорились об использовании средств электронной связи, упомянутые выше документы могут быть заменены эквивалентными электронными сообщениями (EDI). | B.8. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОСТАВКИ, ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СООБЩЕНИЯ Покупатель обязан принять предусмотренный пунктом А.8 транспортный документ и/или иные документы в качестве доказательства поставки товара. |
А.9. ПРОВЕРКА — УПАКОВКА — МАРКИРОВКА Продавец обязан нести расходы, связанные с проверкой товара (например, проверкой качества, размеров, веса, количества), необходимой для поставки товара в соответствии со статьей А.4. Продавец обязан за свой счет обеспечить упаковку (за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли обычно принято поставлять обусловленный контрактом товар без упаковки), необходимую для поставки товара. Упаковка должна быть маркирована надлежащим образом. | B.9. ИНСПЕКЦИЯ ТОВАРА Покупатель обязан нести все расходы, связанные с инспектированием товара перед отгрузкой, за исключением случаев, когда такое инспектирование осуществляется по предписанию властей страны вывоза. |
А.10. ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Продавец обязан, по просьбе покупателя оказать последнему за его счет и на его риск полное содействие в получении любых документов или эквивалентных им электронных сообщений (помимо названных в статье А.8.), выдаваемых или используемых в стране отправки и/или в стране происхождения товара, которые могут потребоваться покупателю для импорта товара. Продавец обязан обеспечить покупателя всей информацией, необходимой для осуществления страхования. | B.10. ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Покупатель обязан оплатить все расходы и сборы, связанные с получением указанных в пункте А.10 документов или эквивалентных извещений по электронной связи, а также возместить продавцу возникшие у него расходы при оказании предусмотренного в пункте А.10 содействия. В случае необходимости покупатель обязан представить согласно пункту А.3а) продавцу по его просьбе, но на риск и за счет покупателя валютное разрешение, иные разрешения, другие документы или их заверенные копии, а также сообщить ему конечный пункт назначения товара в стране ввоза в целях получения сквозного транспортного документа или иного документа в соответствии с пунктом А.8. |
Обязанности по базисным условиям поставки DEQ (ДEК)
Условия поставки DEQ
возлагают на продавца обязанности нести все расходы, связанные с транспортировкой товара в указанный порт назначения и его разгрузки в порту.
Условия поставки DEQ
возлагают на покупателя выполнение таможенных формальностей, необходимых для ввоза товара, а также оплата выполнения всех формальностей, сборов, налогов и иных расходов, взимаемых при ввозе товара. Это принципиальное изменение по сравнению с предыдущими редакциями Инкотермс, согласно которым выполнение таможенных формальностей, необходимых для ввоза товара, возлагалось на продавца. Если стороны намерены включить в обязанности продавца полную или частичную оплату расходов, взимаемых при ввозе товара, то это должно быть в ясной форме выражено путем добавления соответствующего пункта в договор купли-продажи.
Термин DEQ
может применяться только при перевозке товара морским, внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке, если его разгрузка на причал (пристань) в порту назначения производится с судна. Если стороны намерены возложить на продавца ответственность за расходы по перемещению товара с причала в иное место (склад, терминал, станцию и т.п.) в/или за пределами порта, должны быть использованы термины DDU или DDP.
Что означает поставка DES, как расшифровывается?
Условия поставки DEQ Инкотермс 2000 — расшифровка «Delivered Ex Quay» named port of destination переводится «Поставка с причала» наименование порта назначения означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства тогда, когда товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, предоставлен в распоряжение покупателя на причале (пристани) в согласованном порту назначения и неочищенным от таможенных пошлин, необходимых для ввоза товара.
CIF Инкотермс (Стоимость, Страхование и фрахт)
Режим Инкотермс CIF очень похож на режим Инкотермс CFR:
- товары должны быть доставлены в соответствии с Инкотермс CIF, когда продавец помещает их на борт судна или приобретает их доставленными;[24]
- хотя передача риска происходит в порту доставки, продавец обязан заключить договор перевозки товара до порта назначения;
- продавец должен нести все расходы, связанные с разгрузкой в порту назначения, вытекающие из договора перевозки, если не согласовано иное;
- продавец обязан очистить товар для экспорта, не импортировать.
Принципиальное различие между CIF и CFR заключается в том, что согласно Инкотермс CIF продавец должен заключить страховое покрытие от риска потери / повреждения товара покупателем из порта отгрузки в, по крайней мере, порт назначения. Однако, вопреки CIP Инкотермс (см выше), продавец обязан получить минимальную страховку в соответствии с Статьи (С) Института грузовых статей, или другой пункт (не Статьи (А) Института грузовых статей как требуется для CIP Инкотермс).[25]