После создания Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC) в 1919 году одной из первых его инициатив было содействие в международной торговле. В начале 1920-х годов МТП (ICC) попыталась понять торговые термины, используемые международными коммерсантами в своих сделках. Были проведены исследования в 13 различных странах. Выводы были опубликованы в 1923 году, в виде первых шести правил с использованием торговых терминов: FAS, FOB, FOT, FOR, CIF и C&F (CNF), которые стали предшественниками будущих правил Инкотермс.
Инкотермс 1936 — первое издание правил
В 1928 году для изучения расхождений в некоторых странах, выявленных в ходе первоначального обследования, было проведено второе исследование. На этот раз объем был расширен до интерпретации торговых терминов, используемых в более чем 30 странах. Основываясь, на результатах исследований в 1936 году была опубликована первая версия правил Incoterms, которая включала торговые термины: FAS, FOB, C&F (CNF), CIF, EXS и EXQ.
Условия поставки FAS Инкотермс
Условия поставки FAS Инкотермс — расшифровка «Free Alongside Ship» (перевод «Франко вдоль борта судна» дословно «Свободно вдоль борта судна») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар расположен вдоль борта судна, с этого момента покупатель несет все расходы.
Условия поставки FOB
Условия поставки FOB Инкотермс — расшифровка «Free On Board» (перевод «Франко борт», дословно «Свободно на борту») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в указанном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит от продавца, когда товар находится на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы.
Условия поставки C&F (CNF)
Условия поставки C&F (CNF) Инкотермс — расшифровка «Carriage and Freight» (перевод «Перевозка и фрахт») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить перевозку и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, а риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, переходят от продавца на покупателя после размещения товара на борту судна в порту отгрузки. Термин C&F (CNF) (Carriage and Freight) позже перерос в базис поставки CFR (Cost and Freight — Стоимость и фрахт).
Условия поставки CIF
Условия поставки CIF Инкотермс — расшифровка «Carriage, Insurance and Freight» (перевод «Перевозка, страхование и фрахт») означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить перевозку, страхование и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. Термин CIF «Carriage, Insurance and Freight» позже перерос в базис поставки «Cost, Insurance and Freight» — «Стоимость, страхование и фрахт».
Условия поставки EXS
Условия поставки EXS Инкотермс — расшифровка «Ex Ship» — (перевод «Франко судно», дословно «С судна») означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на борту судна в порту назначения. Продавец несет все риски и расходы, связанные с доставкой товара в порт назначения. Термин EXS (Ex Ship) позже перерос в базис поставки DES (Delivered Ex Ship – Поставка с судна).
Условия поставки EXQ
Условия поставки EXQ Инкотермс — расшифровка «Ex Quay» — (перевод «Франко пристань» дословно «С пристани») означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на пристани в порту назначения. Продавец несет все риски и расходы, связанные с доставкой товара на пристань в порт назначения, включая оплату фрахта, выгрузки товара, с последующим размещением товара на пристани, а также оплату пошлин, налогов и сборов при согласовании. Термин EXQ (Ex Quay) позже перерос в базис поставки DEQ (Delivered Ex Quay – Поставка с причала). Встречались два вида условий поставок EXQ: — Ex quay duties paid (с пристани, пошлина оплачена) продавец обязан выполнить импортную таможенную очистку; — Ex quay duties buyer s account (с пристани, пошлина за счет покупателя). Торговые условия поставок, связанные с перевозкой грузов, первого издания Инкотермс были ориентированы в основном на морской вид транспорта.
Термины группы «F»
Основная перевозка не оплачена продавцом, т.е. продавец предоставляет товары в распоряжение перевозчика, которого обеспечивает покупатель.
- FCA (Free Carrier) – франко перевозчик. Продавец доставляет прошедший таможенную очистку для экспорта товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Выбор места поставки влияет на погрузку и разгрузку. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то он несет ответственность за погрузку. Если в другое место – то продавец не несет ответственности за погрузку.
- FAS (Free Alongside Ship) – свободно вдоль борта судна. Продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале в указанном порту отгрузки. На продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.
- FOB (Free on Board) – свободно на борту. Продавец считается выполнившим поставку тогда, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки.
Инкотермс 1953
Из-за Второй мировой войны дополнительные пересмотры правил Incoterms были приостановлены и не возобновлялись вплоть до 1950-х годов. Первый пересмотр правил Incoterms был опубликован в 1953 году. Он дебютировал тремя новыми торговыми условиями поставки для не морских перевозок: FOT, FOR, DCP.
Условия поставки FOT
Условия поставки FOT Инкотермс — расшифровка «Free on Truck» (перевод «Франко грузовик» дословно «Свободно на грузовике») означает, что продавец обязан оплатить расходы, связанные с доставкой товара и его погрузкой в грузовой автомобиль. Покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие последующие расходы перевозки после погрузки товара на автомобильный транспорт.
Условия поставки FOR
Условия поставки FOR Инкотермс — расшифровка «Free on Rail» (перевод «Франко железнодорожная станция» дословно «Свободно на железной дороге») означает, что продавец обязан оплатить расходы, связанные с доставкой товара на железнодорожную станцию и его погрузкой в железнодорожный вагон (платформу). Покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие последующие расходы перевозки после погрузки товара на железнодорожный транспорт.
Условия поставки DCP
Условия поставки DCP Инкотермс — расшифровка «Delivered Costs Paid» (перевод «Доставка оплачена») означает, что продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара, а покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара продавцом перевозчику, а не когда товар достигнет места назначения. Термин DCP (Delivered Costs Paid) позже перерос в базис поставки CPT (Carriage Paid To – Перевозка оплачена до).
>
Отличия Инкотермс 2010 и Инкотермс 2000
В редакции Инкотермс 2010 года число терминов было сокращено с 13 до 11. Появились два новых термина, которые могут быть использованы вне зависимости от согласованного способа перевозки, а именно: DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения), эти термины заменили принятые ранее DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин).
В Инкотермс 2010 также указывается, что правила могут быть использованы как в договорах международной купли-продажи товаров, так и во внутринациональных договорах купли-продажи.
Инкотермс 1967
В 1967 году были добавлены дополнительные торговые условия для доставки на границе (DAF) и доставки в страну назначения (DDP).
Условия поставки DAF
Условия поставки DAF Инкотермс — расшифровка «Delivered At Frontier» named place (перевод «Поставка до границы» название места поставки) означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства тогда, когда товар, предоставлен в распоряжение покупателя неразгруженным на прибывшем транспортном средстве в согласованном месте назначения на границе.
Условия поставки DDP
Условия поставки DDP Инкотермс — расшифровка «Delivered Duty Paid» (перевод «Поставка с оплатой пошлины» указанное название места назначения) означает, что продавец предоставит готовый к разгрузке с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в указанном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая любые пошлины, налоги и сборы для экспорта и импорта в страну назначения.
Торговые термины, применяемые в Инкотермс
EXW
Ex Works — «Франко Завод»
Популярный термин, который можно упрощенно назвать «самовывоз». Продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя в своем помещении — на складе, на предприятии или в другом оговоренном месте. Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта.
FCA
Free Carrier — «Франко Перевозчик»
Продавец передает товар перевозчику или другому лицу, которого выбрал покупатель. Передача происходит в помещениях продавца или в других ранее согласованных местах. В месте поставки все риски переходят на покупателя.
CPT
Carriage Paidto — «Перевозка оплачена до»
Передача груза продавцом перевозчику или иному лицу, номинированному продавцом, осуществляется в согласованном сторонами месте. Продавец оформляет договор перевозки и берет на себя расходы, связанные с доставкой товара до согласованного места.
CIP
Carriageand Insurance Paidto — «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до»
Ответственность от продавца к покупателю переходит в терминале прибытия, при этом грузоперевозка оплачивается продавцом. Кроме перевозки на продавца возлагается страхование груза, все таможенные формальности и расходы по экспорту. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.
DAT
Delivered at Terminal — «Поставка на терминале»
Пользоваться этим термином для заключения сделок выгодно покупателю, склады которого находится рядом с импортным терминалом. Термин устанавливает, что продавец обязан осуществить поставку только тогда, когда товары, которые разгрузили с прибывшего ТС, предоставлены покупателям в согласованном сторонами терминале поименованного порта. Данный терминал обозначает любое место: авиа-, железнодорожный или автомобильный терминал, контейнерный двор, склад или причал. Риски утраты и повреждения товара снимаются с продавца после доставки и разгрузки его на терминале в согласованном месте назначения. Покупатель в свою очередь выполняет таможенные формальности для ввоза товара и оплачивает необходимые налоги и пошлины.
DAP
Delivere dat Place — «Поставка в месте назначения»
Термин обозначает, что продавец осуществляет поставку тогда, когда товар доставлен покупателю в заранее оговоренное сторонами место. Риски, которые связаны с транспортировкой груза, лежат на продавце.
DDP
Delivered Duty Paid — «Поставка с оплатой пошлин»
Термин обозначает, что поставка, которую осуществляют продавцы, когда груз, очищенный от таможенных пошлин, необходимых для импорта, на ТС предоставлен покупателям. За риски и расходы, связанные с транспортировкой товара до места назначения, обязаны нести ответственность продавцы. Они должны выполнить формальности на таможне, возникающие во время вывоза и ввоза товара, и уплатить необходимые сборы.
Правила для морского или внутреннего (речного) водного транспорта:
FAS
Free Alongside Ship — «Свободно вдоль борта судна»
Термин обозначает, что продавец будет считаться выполнившим свои обязательства, которые связаны с поставкой, когда разместит товар вдоль борта судна (т.е. на барже или причале), номинированного покупателем в согласованном порту. В тот же момент происходит переход рисков с продавца на покупателя.
FOB
Freeon Board — «Свободно на борту»
Продавец поставляет товар на борт судна, которое номинировал покупатель, в заранее оговоренном порту отгрузки, или обеспечивают предоставление товара таким образом. Когда товар находится на борту судна, происходит переход рисков за повреждение или утрату товара с продавца на покупателя. С момента полной погрузки на борт судна риски переходят на покупателя.
CFR
Cost and Freight — «Стоимость и фрахт»
Продавец обязуется доставить товар на борт судна или предоставить товар таким образом. Когда товар окажется на судне, происходит переход рисков за повреждение или утрату товара на покупателя. Фрахт и расходы, которые связаны с доставкой товара до оговоренного порта, оплачивает продавец.
CIF
Cost Insuranceand Freight — «Стоимость, страхование и фрахт»
Термин обозначает, что продавец обязуется осуществить поставку товара на борт судна. Когда товар погружен на судно, на покупателя происходит переход рисков повреждения или утраты товара. Фрахт и расходы, которые потребуются для транспортировки товара до порта назначения, оплачивает продавец, заключивший договор. Помимо этого он оформляет договор страхования, который будет покрывать всевозможные риски за повреждение товара во время транспортировки.
Условия поставки FRC Инкотермс 1980
В связи с увеличением различных способов доставки международных грузов: автоперевозки, авиаперевозки, железнодорожный транспорт, контейнерные, паромные, трубопроводные перевозки, в 1980 году был введен торговый термин FRC (Free Carrier), который предусматривал переход товара не на борту транспорта, а на суше (например: в порту, в контейнерном терминале). Условие поставки FRC фактически заменил термины FOT, FOR и FOB Airport, так как разрешает использование любого вида транспорта.
Условия поставки FRC Инкотермс — расшифровка «Free Carrier» (перевод «Франко перевозчик» дословно «Свободный перевозчик» указанное название места) означает, что продавец передаст товар, указанному перевозчику в названном месте. Название термина «Free Carrier», впервые введенного в версии 1980 года, стало с аббревиатурой FRC, который позже будет переименован в базис поставки FCA (Free Carrier).
Все изменения правил Инкотермс с 1953 года по 1980 год были лишь поправками в виде добавления новых терминов к существующим правилам Инкотермс, и только в конце 1980-х годов Международная торговая палата пересмотрела Инкотермс, и адаптировала их к современной коммерческой практике.
Использование базисов поставки FOR/FOT в настоящее время
При международных поставках продукции покупатель и продавец могут взаимодействовать по той схеме, которая им наиболее удобна и приемлема.
Международная торговая палата (ICC), которая разрабатывает и актуализирует международные условия поставки Инкотермс, не запрещает использовать старые версии правил: 2000, 1990 или какие-либо другие.
Однако, согласно Приказу ФТС РФ № 1003 от 2007 г. (в актуальной редакции 2021 г.), в Приложении 19 приводятся только условия поставки, обозначенные в версии правил Инкотермс-2000.
Аналогичная ситуация с заполнением декларации. На территории РФ действует Решение Комиссии Таможенного союза № 257 (от 2010 г., в редакции от 2019). В Классификаторе условий поставки к этому Решению приводятся более актуальные базисы — Incoterms 2010.
И если ни один из приведённых базисов не соответствует условиям, обозначенным в контракте, при оформлении декларации стороны могут указать и описать свои условия как «иные условия поставки».
Следует учитывать, что условия FOT/FOR легко могут быть заменены на FCA. Они более универсальны.
Инкотермс 1990
В редакции Инкотермс 1990 года была изменена аббревиатура «FRC» для «Free Carrier» на «FCA». Поскольку теперь можно было использовать для любого вида транспорта один общий термин FCA, то торговые условия FOR, FOT и FOB Airport посчитали устаревшими и были удалены. Также появилась возможность более широкого использования электронных сообщений: вместо бумажных документов — предоставить EDI сообщения, если стороны согласовали электронный способ коммуникаций.
В редакции Инкотермс 1990 года было 13 отдельных базисов поставок
EXW | Ex Works ( … named place) Франко завод ( …название места) |
FCA | Free Carrier (…named place) Франко перевозчик (…название места) |
FAS | Free Alongside Ship (… named port of shipment) Франко вдоль борта судна (… название порта отгрузки) |
FOB | Free On Board (… named port of shipment) Франко борт (… название порта отгрузки) |
CFR | Cost and Freight (… named port of destination) Стоимость и фрахт (… название порта назначения) |
CIF | Cost, Insurance and Freight (… named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (…название порта назначения) |
CIP | Carriage and Insurance Paid Тo (… named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения) |
CPT | Carriage Paid To (… named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (…название места назначения) |
DAF | Delivered At Frontier (… named place) Поставка до границы (… название места поставки) |
DES | Delivered Ex Ship (… named port of destination) Поставка с судна (… название порта назначения) |
DEQ | Delivered Ex Quay (… named port of destination) Поставка с пристани (… название порта назначения) |
DDU | Delivered Duty Unpaid (… named place of destination) Поставка без оплаты пошлины (… название места назначения) |
DDP | Delivered Duty Paid (… named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (… название места назначения) |
Термины группы «С»
Основная перевозка оплачена продавцом, т.е. продавец заключает договор перевозки и отправляет товар в адрес покупателя, но не несет риски, связанные с гибелью и порчей товара).
- CFA (Cost of Freight) – стоимость и фрахт. Термин означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец оплачивает расходы и фрахт (стоимость перевозки), необходимые для доставки товара в названный порт назначения, но риски потери и повреждения товара, возникающие после отгрузки, переходят с продавца на покупателя. Продавец обязан произвести таможенную очистку для экспорта. Этот термин используется при перевозке водным видом транспорта.
- CIF (Cost Insurance and Freight) – стоимость, страхование и фрахт. Продавец кроме того (кроме того, что и в предыдущем термине) обязан обеспечить страхование товара в пользу покупателя. Инкотермс предусматривает страхование с минимальным покрытием. Если стороны хотят предусмотреть расширенное страхование, то это надо предусматривать в дополнительном договоре.
- CPT (Carriage Paid To) – продавец поставляет товар перевозчику в указанное место назначения, оплачивает расходы по перевозке. Но риски потери, повреждения товара с момента отгрузки передаются покупателю
- CIP (Carriage and Insurance Paid To) – перевозка и страхование оплачены до.
Инкотермс 2021
10 сентября 2021 года был опубликован новейший девятый выпуск правил Incoterms 2021, который вступил в силу с 1 января 2021 года (издание ICC № 723).
Основные изменения в новых правилах Инкотермс 2021 (Incoterms 2020): Термин DAT переименован в условие поставки DPU Инкотермс 2020 и теперь товар может быть выгружен в любом согласованном месте. Изменения в условиях поставки FCA — терерь можно требовать передачу коносамета продавцу. Изменение уровня страхового покрытия для условия поставки CIP — увеличение с минимального до максимального страхового покрытия от всех рисков. Перевозка товаров теперь может осуществляться на собственном транспорте покупателя и продавца. Включение требований безопасности в обязательства и расходы по перевозке и таможенному оформления товаров. Инкотермс 2020 это последняя версия правил, которая будет действовать в течение десятилетия, до 2030 года. Следующий пересмотр правил Инкотермс будет в 2029 году.
Базисные условия поставок, которые не вошли в правила Инкотермс, но используются в связи сложившихся исторических традиций: FIW (Free into wagon – Франко вагон) – используется при железнодорожных перевозках, продавец обязан своевременно и за свой счет заказать вагоны (платформы), погрузить в них товар, известить покупателя о сроке прибытия, предоставить транспортные документы. Покупатель несет расходы, связанные с перевозкой груза и риск с момента передачи товара на железную дорогу (или экспедитору). Термин FIW является одним из вариантов базиса FOR. FIB (Free into barge/lighter – Франко баржа/лихтер) продавец обязан своевременно и за свой счет заказать баржу и погрузить товар. FIP (Free in pipe – Франко трубопровод) продавец обязан доставить за свой счет товар к трубопроводу. FOD (Free on dock – Франко док) продавец оплачивает доставку товаров до погрузочной платформы, а покупатель организует и оплачивает погрузку и отправку товара. FP (Free port – Франко порт) — продавец обязан доставить товар в порт. FT (Free terminal – Франко терминал) продавец обязан доставить товар к терминалу. FFB (Free ferry berth – Франко паром) продавец обязан своевременно и за свой счет заказать паром, доставить товар и погрузить его на паром. FRRB (Free roll on/roil off berth – Франко ролкерный причал) продавец обязан доставить товар к ролкерному причалу для отправки по назначению администрацией причала ролкерной линией. FIT (Free in tank – Франко резервуар) применяется на нефтяном рынке.