Что такое фрахт: разбор понятия и что влияет на его стоимость


Добавлено в закладки: 0

Что такое фрахт? Описание и определение понятия

Фрахт – это термин, употреблявшийся изначально в морском праве и обозначавший оплату за транспортировку груза, которая оговорена договором или законом. Получатель фрахта — это собственник судна, в качестве плательщика может выступать отправитель груза, так и получатель. В современном праве термин расширился и распространился на воздушный и наземный транспорт. Сегодня кроме оплаты за морскую транспортировку под фрахтом подразумевают:

1. Оплата, которую хозяин транспорта приобретает за транспортировку груза или пассажиров. Для каждой транспортировки назначают отдельную фрахтовую ставку, которая определяется трехсторонним соглашением меж перевозчиком, фрахтователем, фрахтовщиком. Когда стороны не оговорили величину фрахта, основанием расчетов берут ставки, которые действуют в месте загрузки. Когда на борт загружают больше груза, нежели оговорено в соглашении, фрахт увеличивают пропорционально.

2. Непосредственно транспортировку груза (или контракт на транспортировку). Стороны согласовывают заранее условия транспортировки, анализируют состояние груза, договариваются о ставке и.

3. Собственно транспортируемый на условиях оформленного договора груз.

Лицо, которое заключило договор с перевозчиком, это фрахтователь. Фрахтователем может быть и отправитель, и получатель груза.

Фрахт — в праве: обусловленная договором или законом плата за перевозку груза.

Фрахт, как плата за транспортировку груза, относится прежде всего к транспортировке по договору фрахтования иди договору рейсового чартера, так как в бербоут-чартере и тайм-чартере, предмет договора — это не перевозка груза, а сдача внаём судна.

Оплачивается фрахтователем или отправителем груза перевозчику.

Также: сама непосредственно перевозка груза на зафрахтованном судне и контракт на транспортировку, который включал обязанности перевозчика, описание груза, размеры платы.

Также: груз на время действия контракта под контрактом.

Размер фрахта устанавливает соглашение сторон. Если отсутствует соглашение сторон размер фрахта исчисляют, учитывая ставки, применяемые во время погрузки груза и в месте погрузки груза.

В ситуации, когда груз погружен в большем количестве на судно, чем предусматривается договором, размер фрахта увеличивается соответственно. Необходимо заметить, что в области коммерческих транспортировок водным транспортом под фрахтом зачастую понимается стоимость транспортировки одной тонны груза. Поэтому когда фрахтователь не обеспечит погрузку наименьшего числа груза, который оговорен в рейсовом чартере, договоре фрахтования /, судовладелец может выставить фрахтователю «мёртвый фрахт», который компенсирует судовладельцу упущенную выгоду.

Также стоит отличать понятие люмсум, когда оговариваемый фрахт оплачивается независимо от количества груза, которое приняли к транспортировке.

С улучшением транспортной мировой системы понятие фрахта расширилось на наземный и воздушный транспорты.

Коммерческая деятельность часто связана с тем, что необходимо транспортировать грузы из прочих континентов и стран. И здесь перед предприятием появляется дилемма: какой тип грузоперевозок использовать? Для выбора самого подходящего метода транспортировки товара бизнесмен, в первую очередь, обязан знать, как рассчитывают ставку определенного фрахта, как маркируют при погрузке груз и что обозначают данные специальные термины. Помимо этого, нужно учесть, какие трудности могут появиться в пути. Рассмотрим данные вопросы детальнее.

Для проведения транспортировки товара оформляется договор фрахта, который регулирует условия найма авиа или морского судна меж фрахтователем, который оплачивает услугу, и фрахтовщиком, который обязуется доставить к месту назначения груз. Значение слова «фрахт» применительно как к самому договору, так и уплате за поставку груза. Доставка морем грузов относится к непосредственно древнему типу транспортировки. Все же, она не потеряла популярности и собственной актуальности и поныне. Как произвести правильно расчёт ставки морского фрахта? В стоимость морской транспортировки входят данные составляющие: Основная фрахтовая ставка непосредственно являет собой оплату доставки морем товара.

Она связана с протяженностью маршрута и величиной груза. Обязательная доплата компенсирует временные расходы судовладельца. Она делится на 3 типа: Доплата за выпуск специализированных документов в порту, которые сопровождают процесс выгрузки погрузки товара. Сбор за обработку на портовом терминале груза. Сюда же включается оплата погрузки и выгрузки контейнеров на судно с товаром.

Надбавка, которая учитывает колебание цен на масло и топливо, использующееся на судне, входит также в стоимость фрахта. Добавочные услуги включают в себя более комфортный сервис в отношении обслуживания заказчиков кроме основного. Это может быть: транспортировка нестандартного груза, очистка после применения на судне контейнера, применение холодильной установки и так далее.

Условия фрахта

Условия погрузки фрахта в том числе общепринятые особенные термины, которые указывают на то, кто оплачивает процесс выгрузки и погрузки товара.

К ним относят: Free Out (FO)— транспортировка, которая свободна от выгрузки, то есть не входит в стоимость фрахта услуга.

Free In (FI)— свободная от выгрузки транспортировка. Liner Out (LO)— это линейные условия в течение прибытия, говорит о том, что услуги по обработке и выгрузке контейнера включаются в стоимость фрахта.

Liner In (LI) — это линейные условия в течение отправления, которые говорят о том, что и принятие контейнера и погрузка на судно включены в ставку транспортировки. Рекомендуем ознакомиться с условиями доставки ИНКОТЕРМС 2010, а по отношению к морскому фрахту будут интересны термины CIF и CFR. Фрахт — это оплата транспортировки груза по условиям договора.

Что такое фрахтование судна и морской фрахт

Это выбор подходящего тоннажа (будь то судно или место на судне) для транспортировки груза с дальнейшим оформлением договора морской перевозки с судовладельцем. Иначе говоря, фрахтовка заключается в найме судна для конкретного рейса (перевозки) или на какой-то отрезок времени.

Ситуация, при которой судовладелец подыскивает груз и оформляет документы на его перевозку, определяется как «отфрахтование» судна. Но на деле в обоих случаях пользуются единым термином – «фрахтование».

Отправитель груза (продавец или покупатель), нанимающий судно (тоннаж), именуется «фрахтователь». Владелец судна, уступающий его под фрахт (морские перевозки), называется «фрахтовщик». Согласно двухстороннему договору, фрахтовщик обязуется транспортировать груз до порта назначения и вручить его грузополучателю, за что фрахтователь должен оплатить оговоренную сумму (фрахт).

То есть, заключая договор морской перевозки, одна сторона в лице судоходной компании, судовладельца, фрахтовщика или перевозчика должна обеспечить транспортировку груза из порта в порт. Вторая сторона, представленная фрахтователем или хозяином груза, обязана оплатить морской фрахт, цена которого оговорена заранее.

Как правило, фрахтованием занимается посредник — фрахтовый брокер. Поверенными могут выступать как отдельные лица, так и организации (брокерские фирмы). Фрахтовый брокер – это специалист высокой квалификации, с огромным опытом и профильными знаниями в данной области. Это человек, хорошо владеющей информацией о состоянии фрахтового рынка, о предложении и спросе на суда, об имеющихся грузопотоках.

Посредники, оказывающие услуги по фрахту морских судов, оперируют данными специализированных бюллетеней, официальными сведениями мировых изданий ведущих брокерских контор и фрахтовых бирж. Большинство брокеров имеют обширные связи в сфере морских перевозок. Очень часто, благодаря своим каналам, они быстро находят подходящий для перевозки тоннаж.

Судовладельцы с незанятыми судами предлагают фрахтовому брокеру подыскать для них груз, соответствующий определённым условиям транспортировки (обычно это относится к перевозке контейнеров). В свою очередь фрахтовый посредник выходит на рынок от лица судовладельца с его офертой, т.е. предложением. Оферты бывают твёрдыми и условными.

В свою очередь, фрахтователь (владелец груза) через фрахтового брокера выносит на рынок предложение о поиске тоннажа, удовлетворяющего требованиям перевозки конкретного груза. Его письменное поручение о фрахтовке тоннажа на какой-либо рейс, выданное своему посреднику, носит название «фрахтовый ордер». Встречаются три вида фрахтовых ордеров: срочные, сверхсрочные и обычные (с длительностью фрахтования 20-30 дней).

  • Риски экспорта и импорта. Как ими управлять?

Мультимодальные грузоперевозки

В международной торговле зачастую применяются мультимодальные транспортировки. Данный тип доставки груза просто нужен при торговле с государствами, которые находятся на других континентах. Доставка грузов контролируется международными правилами. Данный термин предполагает важные моменты условий доставки товара, о которых нужно знать всем участникам ВЭД.

А в чём минусы? Данный тип поставки имеет и недостатки:

Потери времени, которые связаны с наличием некоторого неизменного графика следования судов. Необходимость применения добавочного транспортного средства для поставки товара в точку назначения из порта (тут может понадобится автомобильный фрахт), куда его перевозят на судне. Невозможно этим типом транспорта доставить товар без перегрузки из точки А в точку В. Сравнительно ограниченная скорость передвижения судна обуславливает продолжительный срок доставки.

Как обстоят дела с авиационным фрахтом

К самым популярным методам перевозки грузов кроме морского относят авиационный фрахт. Но она предполагает некоторые ограничения. Так, не разрешают к авиационному перелёту предметы с линейными размерами, которые превышают 150 см, взрывоопасные, жидкие, сыпучие вещества. Перечислим составляющие суммы фрахта авиационным транспортом. Есть некоторые критерии, которые учитывают при расчёте цены авиационной транспортировки.

Среди них:

  • Габариты (размер в сантиметрах).
  • Вес брутто.
  • Наименование товара.
  • Стоимость перевозимого груза (которая указана в инвойсе).
  • Упаковка (коробка или паллета).
  • аэропорт (точка отправления). В согласии с постановлением Международной ассоциации авиационных перевозчиков, рассчитывают цену грузовой авиационной перевозки, как совокупность составляющих: цена фрахта, которая зависит от фактического или объемного веса груза (учитывая то, что больше).
  • Надбавка за топливо.
  • Доплата за безопасность.

Последние две величины высчитывают, учитывая фактический вес. Авиационный фрахт является незаменимым при доставке дорогостоящего и срочного груза.

От чего зависит стоимость фрахта?

Стоимость фрахта нефиксированная. Она зависит от следующих факторов:

  • Протяженность маршрута. Чем дальше находится пункт отгрузки, тем дороже доставка;
  • Безопасность маршрута. Если судну приходится пересекать зоны боевых действий, стоимость доставки возрастет;
  • Маршрут через Босфорский либо Панамский каналы. За переход грузовых судов взимается пошлина;
  • Необходимость проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • Перевозка опасных грузов.

На итоговую стоимость также влияет необходимость платить дополнительные внутренние или внешние пошлины.

Как рассчитывается ставка фрахта?

Если речь идет о регулярных поставках, ставка фрахта рассчитывается с учетом габаритов и типа груза. При трамповых грузоперевозках ставку определяет договор: судно перемещается не по заданному маршруту и владельцу корабля неизвестно, сколько времени он потратит на заплыв в порты, погрузочно-разгрузочные работы. Тарифы трамповой перевозки обычно выше, чем линейной. Стоимость и условия транспортировки товаров оговариваются в каждом случае отдельно.

Ставка фрахта состоит из базовой платы за грузоперевозку и платежей за дополнительные услуги. Базовая плата зависит от габаритов и типа груза, продолжительности маршрута. Дополнительно предусматриваются платежи для возмещения затрат судовладельца. Сюда относятся следующие виды доплат:

  • BAF – за топливо. Корректируется каждый месяц с учетом колебания мировых цен;
  • ТНС – компенсация портовых расходов. Выплачивается в терминалах портов за погрузку, разгрузку, обработку;
  • DOCS – плата за оформление документов в портах отправления и прибытия.

Перечень дополнительных платных услуг включает поддержание температурного режима для определенной категории товаров, создание условий для негабарита или опасных грузов.

Достоинства авиационного фрахтования

Авиационная доставка имеет несомненные плюсы. Среди них особо можно выделить безопасность. Данный тип фрахта почти исключает какие-либо повреждения. В самолете предусматривает крепление, хранение, обработка грузов, которые отвечают всем нормам безопасности. Для этого написаны даже специальные инструкции, выполнение которых работниками службы авиационного фрахта строго контролируют.

Скорость. Авиационная доставка – это самый быстрый метод перевозки груза в какую-либо точку земли в кратчайшие сроки. Данный метод самый подходящий для транспортировки скоропортящихся продуктов.

Приближенность к складу. Авиадоставку в отличие от морского фрахта возможно проводить до какого-либо относительно большого населённого пункта, где часто есть аэропорт. А расстояние оттуда до склада получателя гораздо меньше, нежели от морского порта. Выбор авиафрахтования является оправданным при транспортировках малогабаритного и лёгкого груза. Это является дорогостоящим оборудованием, скоропортом, сувенирными товарами и так далее. Когда планируете транспортировать груз не морским, а каким-либо другим типом транспорта, или применять не один тип транспортировок, то необходимо разобраться с распределением расходов меж покупателем и поставщиком в ИНКОТЕРМС 2010 согласно условиям термина CIP.

Регламентирующие документы

Суда, перемещающиеся за пределы Российской федерации, обязаны подчиняться требованиям международного права, а также законодательных актов тех стран, на территории которых они находятся в настоящий момент.

Деятельность судов на территории РФ регулируется нормами:

  • Кодекса торгового мореплавания РФ;
  • Водного кодекса РФ;
  • Воздушного кодекса РФ;
  • Гражданского кодекса РФ;
  • Таможенного кодекса ЕАЭС.

Момент перехода ответственности за вверенный груз/товар определяется в соответствии с требованиями Инкотермс 2010 или Инкотермс 2021 (правила 2010 года до сих пор могут использоваться без каких-либо ограничений)..

Единственное изменение версии Incoterms 2021 – переименование схемы DAT в DPU.

Недостатки авиационной доставки грузов

Возможно много рассуждать о преимуществах авиационной перевозки. Но нельзя не сказать о её недостатках. Перечислим их: Большая цена, которую необходимо платить за скорость доставки и прочие преимущества. Когда данные затраты будут слишком велики, то запросто можно лишиться прибыли. Данный метод перевозки обычно подходит в случае, когда скорость доставки товара важнее, чем экономия. Малая грузоподъёмность — это одна из главных причин того, что авиационный транспорт окончательно не вытеснил с рынка услуг другие типы перевозчиков. Самолёт может принять на борт гораздо меньшее число груза, чем, к примеру, морское судно. В том числе этим обуславливается большая стоимость транспортировки. Таким образом, когда есть задача перевозки товара, то вначале нужно определить приоритеты. Более важным является экономия на стоимости транспортировки при умеренной скорости передвижения груза? Или необходимо срочно перевезти товар, а цена остаётся при этом второстепенной? Целесообразно в первом случае избрать морской фрахт, во втором – авиационную перевозку.

Мы коротко рассмотрели фрахт: условия, преимущества фрахтования морем, гарантии безопасности, мультимодальные грузоперевозки, связь грузоперевозки морем с метеоусловиями, как обстоят дела с авиационным фрахтом, достоинства авиационного фрахтования, недостатки авиационной доставки грузов. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу

Кто осуществляет морские перевозки

Группы судоходных компаний, действующих на определённых океанских маршрутах и в портах, носят название «конференции». Они назначают и размещают единые ставки морского фрахта, соблюдая график регулярных перевозок и установленные стандарты качества. В большинстве случаев они работают как картели вопреки антимонопольным и антитрастовым законам многих стран. Поэтому конференции функционируют на основе особых исключений из законодательства о фрахтовании.

Судоходные компании, не принадлежащие к конференциям, являются аутсайдерами. Они могут не соблюдать опубликованные конференциями фрахтовые тарифы, графики перевозок и стандарты качества. Впрочем, некоторые крупные аутсайдеры могут поспорить с конференциями по регулярности и уровню обслуживания. К тому же, они предлагают более демократичные фрахтовые ставки, нежели участники конференций.

Трамповые суда используются для чартерного найма. Они также предлагают услуги через брокеров и устанавливают стоимость морского фрахта индивидуально для каждого случая.

В начале 90-х годов прошлого века перевозчики стали отдавать предпочтение индивидуальным конфиденциальным контрактам вместо общих фрахтовых ставок. Они склоняются к мнению, что в условиях современного рынка фиксированная цена изжила себя, а фрахтователи (отправители грузов) мечтают о переориентации перевозчиков на интересы клиента.

В октябре 2008 г. Европейская комиссия отменила антитрастовый иммунитет, ранее предоставленный судоходным конференциям. Сегодня действие данной льготы для океанских перевозчиков обсуждается также в других регионах. Однако, конференции продолжают существовать в некоторых частях света (например, Транстихоокеанский регион), и их доля в мировом объеме торговли довольно высока.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]