DDP (Delivered, Duty Paid, «доставлено, пошлина оплачена») — один из терминов для внешнеторговой деятельности, оговариваемый требованиями международных правил Инкотермс, который обозначает, что ответственность за товар со стороны продавца заканчивается только после доставки груза в место назначения, при этом продавец/отправитель берёт на себя все расходы по растаможке/очистке груза, осуществлению доставки, а также все возможные риски, которые могут возникнуть до этого момента.
DDP price (DDP цена) — это стоимость товара, прописанная в договоре поставки (в инвойсе, в контракте), которая включает в себя все расходы, связанные с процедурами импорта, экспорта и перевозкой (в соответствии с условиями DDP).
Требования Инкотермс
Действующая редакция международных правил — Инкотермс 2021. Однако, в цепи поставок все участники могут продолжать использовать предыдущую версию правил — Инкотермс 2000 (или какую-либо иную по обоюдной договорённости).
Правила разрабатываются Международной торговой палатой (ICC).
Отличия нового стандарта от старого незначительные. Несколько терминов изменили наименование, чтобы исключить неверные трактовки, все положения документа получили расширенное описание, для более правильного понимания механизма их действия.
Пример из реального мира
DDP используется, когда стоимость поставок относительно стабильна и легко прогнозируема. Продавец подвержен наибольшему риску, поэтому DDP обычно используется продвинутыми поставщиками, согласно Trade Financing Global, альтернативной компании по финансированию торговли.
По словам Роберта Стейна, вице-президента Mohawk Global Logistics, есть причины, по которым американские экспортеры и импортеры не должны использовать DDP.
Например, экспортеры США могут облагаться налогом на добавленную стоимость (НДС) по ставке до 20 процентов. Кроме того, покупатель имеет право получить возврат НДС. Экспортеры также могут столкнуться с неожиданными затратами на хранение и простои, которые могут возникнуть из-за задержек со стороны таможни, агентств или перевозчиков. Взяточничество — это риск, который может привести к серьезным последствиям как для правительства США, так и для иностранного государства.
Для американских импортеров, поскольку продавец и его экспедитор контролируют транспортировку, импортер имеет ограниченную информацию о цепочке поставок. Кроме того, продавец может проложить свои цены, чтобы покрыть стоимость ответственности за доставку DDP или наценку за фрахт. По словам Стейна, в некоторых случаях транспортные расходы были увеличены на 3000-7000 долларов.
Если DDP обрабатывается плохо, входящие грузы, вероятно, будут проверяться таможней, что вызывает задержки. Поздние поставки также могут возникать из-за того, что продавец может использовать более дешевые и менее надежные транспортные услуги для сокращения своих расходов.
Отличия DDU от DDP
Как видно из схемы Incoterms 2000, ближайший к термину DDP по месту перехода ответственности — DDU.
DDU (Delivered Duty Unpaid) означает, что ответственность продавца переходит к покупателю после доставки по оговоренному адресу, при этом продавец обязан оплатить необходимые пошлины при осуществлении процедуры экспорта, но дальнейшие расходы и риски, с того момента, как груз попадает на таможню страны назначения, перекладываются на покупателя (включая оплату пошлины при осуществлении импорта).
В версии правил 2010 и 2021 термин DDU исключён.
Значение и условия DDP по ИНКОТЕРМС 2010
Поставка на условиях DDP ИНКОТЕРМС 2010 является очень выгодной для покупателя. Чем это обуславливается? Этот участник торговой операции получает на свой склад товар, который уже прошёл экспортные и импортные таможенные процедуры и готов к разгрузке в назначенном в контракте месте. Поставщиком же оплачивается транспортировка и, при необходимости, разгрузка продукта.
DDP является аббревиатурой английского выражения «Delivered Duty Paid». Дословный перевод его на русский язык — доставка с оплатой пошлин. Под ними подразумеваются таможенные сборы при экспорте и импорте груза. При использовании этого термина на поставщика возлагаются максимальные ответственность и обязанности.
Этот термин относится к группе «D». Она характеризуется тем, что осуществляется полноценная доставка груза, плюс экспортное и импортное оформление. После разгрузки и принятия товар можно сразу отправлять непосредственно потребителю. Если нужно чтобы за растаможку отвечал покупатель, тогда следует использовать ИНКОТЕРМС 2010 DAP.
По DDP за затаможку и растмаможку груза отвечает продавец.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
Москва и область (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург
Отличие DPU от DDP
В схеме Incoterms 2021 ближайший к DDP термин по месту перехода ответственности — DPU (в версии Incoterms 2010 он имел наименование DAT).
DPU (Delivered Named Place Unloaded) — обозначает, что продавец берёт на себя обязанность по поставке товара до оговоренного места выгрузки, а таже расходы по перевозке груза, его таможенной очистке до момента ввоза в страну клиента. Пошлины и иные расходы, которые будет нести перевозчик при таможенной очистке и перевозке в стране назначения, перекладываются на покупателя.
Характерные черты базиса поставки DDP
Торговый договор, заключаемый на основе DDP, наиболее конструктивен в случае, когда поставщик наделён правами на совершение импортного таможенного декларирования с оплатой подоходного налога на груз. Эти полномочия действуют на территории ограниченного числа стран, например в Украине продавец волен нанимать таможенных брокеров при ввозе груза из-за границы, но может отказаться от уплаты налога НДС при вывозе товаров из страны. В случае, когда трудности оформление таможенной документации является непосильной задачей для поставщика, более верным решением будет заключение контракта на основе термина DDP.
Обязанности DDP подробнее
Какие конкретно расходы будут возлагаться на продавца (поставщика) по международному договору в случае базисных условий DDP:
- оплата налогов и сборов на всём пути следования товара, включая налоги в стране назначения (сюда можно отнести, например, НДС);
- оплата хранения на таможенном складе (если по каким-то причинам товар задерживается при прохождении процедуры контроля);
- оплата на получение необходимых лицензий (при необходимости);
- компенсация услуг по перевозке всеми задействованными видами транспорта, а также услуги перегрузки;
- страхование груза (по желанию и под ответственность продавца).
Когда должен наступать момент оплаты товара? Требования Incoterms не регламентируют этот вопрос. Поэтому в условиях договора или контракта вы можете выбрать наиболее удобный способ расчёта (предоплата или постоплата, оплата в момент импорта и т.д.).
Кто должен выгружать товар в месте назначения? Этот пункт должен быть оговорен условиями поставки. Обязанность по договорённости сторон может быть возложена как на продавца/поставщика, так и на покупателя.
Значение термина DDP
Аббревиатура DDP соответствует значению Dеlivеrеd Dutу Раid. Это английское слово переводится как «поставка с выплатой пошлин». Смысл этого понятия заключается в том, что продукция предоставляется заказчику в оговоренное договором место. Поставщик берет на себя все затраты по доставке и растаможке товара. Все риски во время транспортировки ложатся на экспортера. Этот вид поставки – самый выгодный для импортера.
Юридические условия доставки товара DDP прописываются отдельной строкой в контракте на приобретение товара. Например, при поставке продукции из Италии: «Поставка товара производится в соответствии с правилами DDP согласно терминологии Инкотермс 2010. Выполнение принятых Продавцом обязательств наступает в момент вручения Покупателю продукции к сроку, указанному в договоре, очищенному от экспортных таможенных формальностей, на транспортном средстве, прибывшем в пункт назначения перевозчиком по адресу (указывается точный адрес Покупателя, согласованный с договаривающимися сторонами).
Основа и условия перевозки, приписанные в DDP
Транспортировка товара на условиях, прописанных в DDP, предполагает передачу покупателю очищенного от дополнительных обременений товара. За него должны быть уплачены все пошлины (на вывоз из государства производителя и на ввоз в государство покупателя), произведены все выплаты по дополнительным сборам, предусмотренными импортом – экспортом. Покупатель получает товар, полностью очищенный от всех обременений, связанных с его перевозкой. Товар поступает на место доставки, готовый к разгрузочным работам. Разгрузку в точке доставки производит покупатель.
Основные правила DDP применяются вне зависимости от вида транспорта, на котором производится перевозка продукции, в том числе и при мультимодальной перевозке, предполагающей применение различных видов транспорта. Базисные правила DDP наиболее выгодны для получателя, так как он не имеет никаких рисков по доставке груза. Вся ответственность по доставке товара лежит на поставщике. Поставщик производит все выплаты в таможенные органы, несет риски по поставке, платит страховку. На его плечах лежат выплаты НДС и прочих сборов, предусмотренных законодательством обеих стран.
Базисные правила DDP предусматривают и возможную разгрузку продукции на месте поставки товара поставщиком. В этом случае специальным пунктом в контракте прописывается сумма, которую должен возместить покупатель за эти работы.
Правила DDP не всегда можно применять, особенно в том случае, если поставщик по независимым от него обстоятельствам не может произвести все требования таможенных органов. Например, это действует при поставке товара из России на Украину.
Недостатки DDP
В некоторых случаях продавец просто не сможет выполнить ряд своих обязательств в стране получателя, так как от него может потребоваться обязательная регистрация в качестве коммерческого субъекта.
Если какие-то документы или пошлины таможенный орган страны назначения получить не сможет, то он всё равно будет связываться в первую очередь с получателем (так как механизмов воздействия на иностранных лиц у таможни фактически нет).
Так или иначе, все понесённые расходы продавец включит в стоимость товара. А если появятся непредвиденные, то дальнейшее сотрудничество в рамках международных поставок скорее всего будет пересмотрено.
Обязанности с оплатой пошлины за доставку
Ответственность продавцов в соглашениях о доставке DDP часто намного выше, чем в других стратегиях доставки. Продавец несет ответственность за организацию перевозки через выбранных им перевозчиков, и они также будут нести ответственность за оплату услуг перевозчика, таможенное оформление в стране покупателя и получение надлежащих разрешений властей. Продавцу также может потребоваться получить лицензию на импорт товаров, но он не будет нести ответственность за разгрузку товара.
Продавцы также должны будут предоставить товары, составить договор купли-продажи и документы, экспортировать правильную упаковку, организовать экспортную очистку, удовлетворить экспортные, импортные и таможенные требования и оплатить различные транспортные расходы, включая окончательную доставку.
Продавцы также должны предоставить подтверждение доставки и оплатить все проверки. Они также должны предупредить покупателя, когда товар будет доставлен в согласованное место. При транзакции DDP, если товар поврежден или утерян при транспортировке, продавец будет нести ответственность за расходы.
Что касается таможни, то физическое или юридическое лицо, отправляющее товары, не всегда может пройти таможенную очистку в зарубежных странах. Таможенные требования для отправлений DDP часто различаются в зависимости от страны, а в некоторых странах оформление импорта является длительным и сложным.
Если отправление DDP не проходит таможню, это может привести к тому, что таможня проигнорирует тот факт, что отправление находится в контракте DDP, что приведет к задержке отгрузки. Это может потребовать от продавца использования более дорогостоящих способов доставки.
Оформление договоров
Договорные обязательства предоставления качественного товара в собственность потребителя должны быть согласованы и подробно расписаны в документе. В случае необходимости скорректировать сроки поставки или место разгрузки, покупатель за своё счёт должен предоставить эту информацию продавцу.
Договор перевозки продукции до согласованного с покупателем места назначения, оформляет продавец за свой счет. В случае, когда адрес назначения в месте поставки не прописан в договоре, он имеет право определить его исходя из своих интересов.
Все расходы при совершении перемещения товара к потребителю оплачивает продавец. Обязательств по выполнению договора перевозки у покупателя нет.
При заключении договора на страхование товара, продавец оплачивает расходы по его оформлению, больше никакой ответственности за его выполнение обе стороны не несут. DDP Инкотермс 2010 не предусматривает подробного описания обязанностей по этой услуге, стороны самостоятельно принимают решение о том, кто будет исполнять обязательства и оплачивать расходы.