РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ имени Д.И. Менделеева

Согласно общему определению под товарами двойного назначения понимается продукция, которая потенциально может быть использована как в гражданской, так и в военной сфере.

Как в законодательстве, так и на практике встречаются разные термины: товары двойного назначения, контролируемые товары, подконтрольные списки, товары экспортного контроля. Все эти понятия — синонимы и имеют по сути одинаковое значение.

Однако, термин «продукция военного назначения» (ПВН) относится к другой области: в данном случае имеется в виду продукция, используемая только в военной сфере. Подробнее см. здесь.

Что говорит закон?

Федеральный закон «Об экспортном контроле» (статья 1) дает следующее определение контролируемой продукции:

Контролируемые товары и технологии — сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.

Конкретные списки контролируемых товаров утверждены разными Указами Президента РФ.

Несмотря на формирование в 2014 году Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и единой таможенной территории, вопросы экспортного контроля по-прежнему регулируются на национальном уровне.

Иными словами, при вывозе продукции двойного назначения из России в страны ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан), надо оформлять разрешительные документы в области экспортного контроля (как если бы товары вывозились за пределы ЕАЭС).

Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов. Одновременно экспортный контроль является механизмом обеспечения выполнения на национальном уровне международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения.

Экспортный контроль основывается на разрешительном механизме осуществления экспорта и импорта контролируемых товаров и технологий, который реализуется посредством лицензирования внешнеэкономических операций с ними. Правила осуществлений внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, включенными в контрольные списки, определены постановлениями Правительства Российской Федерации, которыми регламентируются порядок и условия совершения сделок, требования к заключаемым контрактам, а также к составу и содержанию документов, представляемых для получения лицензии. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в межведомственном формате на основе комплексной оценки нераспространенческих рисков, связанных с экспортной сделкой.

Экспортный контроль — это комплекс мер по обеспечению установленного государством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении определенной группы контролируемых товаров и технологий (сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

При этом под внешнеэкономической деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), то есть обмена между российскими и иностранными лицами, международными организациями и их представителями.

Основу международного режима нераспространения ОМП составляют соответствующие международные договоры, а также национальные системы экспортного контроля. В настоящее время сложились следующие многосторонние соглашения и договоренности в области экспортного контроля:

— Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО);

— Комитет Цангера;

— Группа ядерных поставщиков (ГЯП);

— Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ);

— Австралийская группа (химические и биологические технологии);

— Вассенаарские договоренности по контролю за двойными технологиями и обычными вооружениями.

Российская Федерация

является участником ДНЯО, Комитета Цангера, ГЯП, РКРТ, Вассенаарских договоренностей. Исключение составляет Австралийская группа (международный режим контроля за нераспространением химического и биологического оружия).

В соответствии с международными договоренностями в области экспортного контроля разрабатываются международные списки контролируемой продукции и руководящие принципы осуществления экспорта такой продукции. Государства, присоединившиеся к соглашениям, берут политическое обязательство применять эти списки и рекомендованные правила в рамках национальных режимов экспортного контроля. Однако выполнение правил, одобрение лицензий, санкции остаются прерогативой отдельных государств.

Таким образом, национальные системы экспортного контроля можно считать механизмами, обеспечивающими международные режимы нераспространения.

Ключевым элементом систем экспортного контроля всех государств является лицензирование. Лицензирование не предполагает введение абсолютного запрета на экспорт чувствительных товаров, услуг, технологий и научно-технической информации (кроме категории I списка РКРТ).

Лицензия

— это разрешение на осуществление внешнеэкономической операции, но на определенных условиях, с принятием определенных гарантий того, что поставляемый товар или технология не попадут к нежелательному пользователю и не будут использованы для производства оружия.

Российская система экспортного контроля создана в 1992 году. В настоящее время она имеет хорошо развитую структуру. Созданы важнейшие правовые основы ее функционирования, разграничены сферы ответственности и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, разработана, введена и непрерывно совершенствуется нормативная правовая база. В целом система экспортного контроля Российской Федерации соответствует международным требованиям режимов экспортного контроля.

В настоящее время в России действует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).

Принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности определены Федеральным законом «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 № 183-ФЗ.

Сайт ФСТЭК России.

Следует отметить, что экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества (подробно об экспортном контроле продукции военного назначения см. на официальном сайте ФС ВТС России)

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются Указами Президента Российской Федерации. В нашей стране существует шесть Списков (перечней) контролируемых товаров и технологий. В других странах, например, в США и странах ЕС, эти списки объединены в один общий список.

Для осуществления внешнеэкономической операции по передаче иностранному лицу списочной продукции (товаров и технологий, включенных в контрольные списки) необходимо получить лицензию. Под передачей понимаются любые формы передачи (экспорт, пересылка в почтовых отправлениях, передача по электронным каналам связи и т.д.)

Подробнее о получении лицензии.

Виды разрешительных документов

Эксперты IFCG выделяют три вида разрешительных документов в сфере экспортного контроля:

Идентификационное заключение ФСТЭК России о неприменении мер экспортного контроля

Подтверждает отсутствие продукции в списках контролируемых товаров.

Данный документ позволяет таможенному инспектору убедиться, что товар не относится к продукции двойного назначения, поэтому на практике Заключение часто требуют при таможенном оформлении вывозимых (а иногда и ввозимых) товаров.

Подробнее о заключении ФСТЭК

Разрешение Комиссии по экспортному контролю (КЭК)

Оформляется в особых случаях (в частности, если контролируемая продукция вывозится временно без передачи иностранному лицу).

Подробнее о Разрешении КЭК

На чем основывается экспортный контроль товаров

Понятие экспортного контроля строится на визовой системе ввоза и вывоза товаров (технологий), контролируемых государством, которая внедряется путем лицензирования внешнеэкономических сделок с ними. Порядок проведения этих управляемых операций на международном уровне утвержден серией постановлений Правительства РФ, устанавливающими правила и условия проведения подобных сделок, требования к договорам (контрактам), содержанию и комплектности пакета документов для получения лицензии. Принятие решения о её выдаче (либо отказе в предоставлении документа) возлагается на ряд взаимосвязанных ведомств после проведения комплексной оценки рисков «тиражирования», связанных с экспортом опасной продукции.

Экспортный контроль товаров представляет собой совокупность мер по контролю над соблюдением официального порядка проведения внешнеэкономических сделок с ограниченной группой товаров (технологий). В их число входят: материалы, сырье, оборудование, работы и услуги, научно-технические данные и объекты интеллектуальной собственности, которые могут способствовать разработке оружия МП и средств его поставки, других типов военного вооружения и техники, проведению террористической деятельности.

Вместе с тем внешнеэкономической деятельностью считается международная торговля и инвестиции, производственная кооперация по мировому обмену товарами, данными, работами и услугами, результатами ИД и правами на таковые – все, что подразумевает обмен между россиянами и иностранными гражданами, международными организациями и их посредниками.

Фундамент межнационального режима нераспространения ОМП строится на международных соглашениях и государственных системах контроля экспорта. Ныне действует ряд многосторонних договоров и комитетов, регулирующих экспортный контроль товаров:

  • ДНЯО

    (Договор о нераспространении ядерного оружия);

  • РКРТ

    (Режим контроля над ракетными технологиями);

  • Вассенаарские соглашения о совместном контроле над экспортом обычных вооружений и высоких технологий в конфликтующие регионы;
  • ГЯП

    (Группа ядерных поставщиков);

  • Комитет Цангера;
  • Австралийская группа (в части нераспространения био- и химического оружия).

Россия принимает активное участие во всех этих образованиях за исключением Австралийской группы как неформального форума государств, осуществляющей согласование правил экспортного контроля товаров.

По результатам международных договоров и соглашений, касающихся экспортного контроля, составляются межнациональные списки проверяемой продукции и разрабатываются руководства по упорядочению её экспорта. Страны-участницы вышеуказанных соглашений на политическом уровне обязуются использовать данные списки и рекомендуемые правила в своих национальных программах экспортного контроля. Тем не менее, преимущественное право на практическое применение инструкций, выдачу лицензий и санкции имеют лишь некоторые государства.

Как видим, государственная система экспортного контроля продукции является своего рода механизмом обеспечения межнационального режима нераспространения.

Основным инструментом, регулирующим экспортный контроль товаров, для всех стран является лицензирование. Оно совсем не предусматривает полного запрета на вывоз чувствительных товаров, технологий, услуг и научно-технических данных за исключением категории 1 (список РКРТ).

Что же такое лицензия? Одобрение внешнеэкономической сделки на конкретных условиях и при 100%-ном ручательстве, что экспортируемый продукт (технология) не окажутся в руках нежелательного пользователя, который воспользуется приобретением для производства оружия МП.

  • Международные перевозки опасных грузов. Краткая инструкция для коммерсантов

Разрешение КЭК на временный вывоз

Кроме того, разрешение КЭК оформляется на вывоз из РФ товаров и технологий в форме технических данных, включенных в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий, утвержденные указами Президента РФ, без передачи иностранному лицу с целью временного использования на территории иностранного государства с последующим возвратом в РФ.

Таким образом, разрешение комиссии по экспортному контролю оформляется при временном вывозе, если продукция и (или) технология не будут передаваться третьему лицу (например, участие в выставках, проведение исследований и т.п.).

При таможенном оформлении экспорта или реэкспорта контролируемой продукции требуется оформление Лицензии. Разрешение экспортного контроля указывается в графе 44 таможенной декларации (код 01153 – «Разрешение (подтверждение) на ввоз (вывоз) товаров, подлежащих экспортному контролю, выданное уполномоченным государственным органом государств — членов Евразийского экономического союза в области экспортного контроля»).

Как происходит экспортный контроль товаров

Экспортный контроль товаров в РФ проводится посредством:

  • Идентификации товаров (технологий) путем определения их соответствия позициям, внесенным в списки контролируемых;
  • Разрешительного порядка для внешнеэкономических сделок;
  • Пограничного контроля, таможенного оформления и валютных проверок.

Основываясь на положениях ФЗ «Об экспортном контроле» (ст. 21), для идентификации товаров (технологий) при внешнеэкономических сделках на их соответствие контрольным спискам, государственным интересам и внешним обязательствам РФ осуществляется официальная экспертиза на уровне межведомственных экспертных советов при Минэкономразвития и торговли России. Она проводится на основе материалов, предоставленных российской стороной внешнеторговой сделки Министерству экономики с целью оформления лицензии (разрешения) в соответствии с законодательством об экспортном контроле. Выданное заключение госэкспертизы служит основанием для получения лицензии на выполнение внешнеторговых действий с контролируемыми товарами (технологиями), если вам не отказано в её получении. Государственная экспертиза осуществляется по утвержденным в России правилам (Постановление № 294 от 16.04.2001 г.).

Чтобы экспортный контроль товаров проводился в строгом соответствии с правилами, организации имеют право ввести программу ЭК на своем внутреннем уровне. Такие документы обычно предусматривают организационные, административные, информационные мероприятия и т.п.

Предприятия, имеющие локальные программы ЭК, должны пройти официальную аккредитацию в Минэкономики РФ, которая проходит с соблюдением Положения №176 от 29.02.2000 г., принятого Правительством России. Это необходимо для выдачи генеральной лицензии – разрешительного документа на внешнеэкономические сделки (имеются в виду товары, экспортный контроль которых необходим).

  • Контейнерные и смешанные перевозки с использованием Инкотермс

Перечень прилагаемых документов

  • Заявка на оказание услуги (не требуется при заказе услуги через сайт);
  • Перечень объектов исследования;
  • Договор (контракт, соглашение) с приложениями и дополнениями (изменениями) или иной документ, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция, а в случае, если такой контракт не заключен или отсутствует, — материалы, раскрывающие содержание, характер и условия предполагаемой внешнеэкономической сделки;
  • Документы, позволяющие оценить продукцию: технические характеристики перемещаемой продукции (техническое описание с указанием параметров (характеристик), данные об используемых конструктивных материалах, паспорт, технические условия, чертежи общего вида, сборочные чертежи, чертежи отдельных узлов);
  • Сведения об области применения перемещаемой продукции;

ВНИМАНИЕ! Данный перечень документов не является исчерпывающим. Окончательный перечень документов для предоставления в ФСТЭК России зависит от свойств контролируемого товара и условий сделки. Полный перечень документов с нашими рекомендациями по их оформлению будет выслан Вам после рассмотрения Вашей заявки специалистами .

В случае, если ранее представлялись вышеперечисленные документы для проведения идентификационной экспертизы или консультации, достаточно предоставить Письмо с описанием, где ранее были указаны все необходимые сведения.

Что не подпадает под Закон № 248-ФЗ

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 248-ФЗ, к госконтролю и надзору не относятся:

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях ОВД и иными органами дознания;
  • оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
  • рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
  • проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для административного приостановления деятельности;
  • деятельность судов, обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
  • деятельность органов прокуратуры по прокурорскому надзору;
  • расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профзаболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
  • деятельность органов внешней разведки РФ (СВР);
  • деятельность органов государственной охраны;
  • деятельность органов ФСБ;
  • деятельность федерального органа исполнительной власти по мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ.

Перечисленные виды деятельности регулирует не Закон № 248-ФЗ, а свои профильные законы в каждой сфере.

Где действует своё законодательство

Закон № 248-ФЗ априори не мог вместить в себя многие вопросы. Поэтому организацию и осуществление некоторых видов контроля и надзора регулируют федеральные законы о соответствующих видах контроля и принимаемые в соответствии с ними положения и/или нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Это касается, в частности:

  • федерального государственного пожарного надзора;
  • федерального государственного энергетического надзора;
  • федерального государственного строительного надзора;
  • федерального государственного метрологического контроля (надзора);
  • федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
  • федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);
  • федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) и др.

Лицензирование

Процесс лицензирования в России происходит в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон № 248-ФЗ здесь действует частично и применяется в отношении проведения:

  • плановых контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц или ИП, имеющих лицензию (лицензиаты);
  • внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий лицензиатов;
  • профилактических мероприятий в отношении лицензиатов.

Важно, что проведение планового контроля в отношении лицензиатов может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение их соответствия лицензионным требованиям. Это такая госуслуга.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]