Коносамент — это… определение трейдеров Masterforex-V

Коносамент — это официальный документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу, подтверждающий его право собственности на отгруженный товар.

Коносамент относится к категориям квазиденег и ценных бумаг на товарных, универсальных и фондовых биржах, наряду с привилегированными и обыкновенными акциями, акциями — голубыми фишками, облигациями, деривативами, варрантами, векселями, паями ETF, форвардными контрактами, опционами, депозитарными расписками и иными финансовыми активами.

Почему коносамент является ценной бумагой?

Коносамент подтверждает наличие партии застрахованного груза, который может быть выставлен, как фьючерс на одну из товарно-сырьевых и универсальных бирж.

Фактически коносамент – это транспортно-коммерческий документ, который выдается отправителю перевозчиком в нескольких экземплярах при принятии к перевозке груза. Для оформления такой документации существуют специальные бланки. Их разрабатывают объединения судовладельцев, линейные судоходные компании и прочие морские предприятия. Большинство коносаментов разработаны под эгидой международной неправительственной морской организации — Балтийского и Международного морского Совета (БИМКО).

Функции коносамента

Коносамент представляет собой универсальный многоцелевой документ, который выполняет несколько функций:

  • Является распиской перевозчика о принятии груза – коносамент доказывает, что перевозчик принял груз, в случае возникновения спорных вопросов. Но доказательная сила документа зависит от статуса участников перевозки, между которыми возник спор. Если это отправитель и перевозчик, т.е. стороны коносамента, последний считается достоверным, пока не будет доказано иное. При переходе коносамента к третьему лицу перевозчик уже не может оспорить данные коносамента;
  • Подтверждает наличие договора на морскую перевозку и его содержание – коносамент не является таким договором, поскольку представляет собой односторонний акт, который подписывает уполномоченный представитель перевозчика. Но в коносаменте указываются основные условия договора;
  • Является ценной бумагой – товарораспорядительным документом – операции с товарами, включая покупку и продажу, осуществляются без их фактической передачи на основании коносамента. Другими словами, коносамент может быть куплен, передан на определенных условиях или продан, поскольку выражает право собственности на конкретный груз.

Законодательное регулирование вопроса

Выпуск и оборот ценных бумаг в России регулируются:

  • Гражданским кодексом РФ. Глава 7 «Ценные бумаги».
  • ФЗ № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г.
  • ФЗ № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 г.

Кроме того, правоотношения профессиональных участников биржи регламентируют другие нормативно-правовые акты и различные документы. Основным сводом правил, влияющем на рынок, является ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Закон о рынке ценных бумаг

Закон регламентирует выпуск, обращение, куплю/продажу ЦБ и другие действия участников рынка:

  • роль банка РФ;
  • требования к профессиональным участникам;
  • обращения;
  • информационное сопровождение;
  • права и обязанности брокера и дилера.
  • определяет реестр ЦБ.

Нормы закона защищают начинающих инвесторов и организации, регулируя взаимодействие вкладчиков и брокерских компаний.

Содержание коносамента

В коносаменте должны быть указаны следующие сведения:

  • Наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне;
  • Наименование перевозчика;
  • Место приема или погрузки груза;
  • Наименование отправителя;
  • Место назначения груза или, при наличии чартера, место назначения или направления судна;
  • Наименование получателя груза (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан «приказу отправителя», либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя» (ордерный коносамент), или определением, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя);
  • Наименование груза, его маркировка, количество мест или количество и/или мера (масса, объем), а в необходимых случаях — данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза;
  • Для опасных грузов — наименование груза, порядковый номер изделия или вещества в соответствии с принятой Организацией Объединенных Наций системы, класс (подкласс), группа совместимости для грузов класса 1, дополнительные виды опасности и группа упаковки (если определена), а также масса нетто взрывчатого вещества;
  • Фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи или указания, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в рейсовом чартере или другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен;
  • Время и место выдачи коносамента;
  • Количество составленных экземпляров коносамента.

Коносамент подписывает капитан или судоходный агент. По желанию отправителя перевозчик обязан предоставить ему необходимое количество экземпляров коносамента. При этом на каждом из них проставляется число составленных экземпляров. После выдачи груза по одному из них остальные теряют силу.

Книга учета

Книга учета – документ для учета ценных бумаг, имеющихся у организации.

В книге фиксируют:

  • эмитент бумаг;
  • номинальную цену каждого вида ценных документов;
  • стоимость в момент покупки;
  • реквизиты: номер, серия и другие данные;
  • дату покупки/продажи;
  • количество приобретенных экземпляров.

По нормам закона книгу учета можно вести в электронном виде, при условии распечатывания актуальных данных не реже 1 раза в год.

Виды коносамента

Существует несколько видов коносамента:

  • Паевой — товарораспорядительный документ, который выдается перевозчиком либо грузополучателем с подтверждением капитаном судна. Используется в случае частичной продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку. Паевой коносамент — это распоряжение о передаче определенной части перевозимого груза в порту назначения другому лицу;
  • Застрахованный — представляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом и служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования, применяется при перевозке грузов в контейнерах;
  • Линейный — выдается судоходной компанией или от ее имени и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием;
  • Коносамент с оговорками, то есть «нечистый», «грязный» — это документ, в котором проставлены отметки о повреждении груза и/или упаковки;
  • Местный — со ссылкой на сквозной коносамент, по которому груз принят к перевозке. Местные коносаменты имеют служебное значение для отчетности линии, порта и не является товарораспорядительными документами;
  • Прямой — коносамент, покрывающий отгрузку между непосредственными портами погрузки и разгрузки на одном и том же судне;
  • Сборный или грузовой — коносамент на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей;
  • Сквозной — предполагает перегрузки груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывает все перевозки груза от порта погрузки до места конечного назначения. Такие перевозки возможны, когда у перевозчика имеющиеся несколько регулярных линий в различных направлениях или по договоренности между двумя перевозчиками. Груз принимается в порту отправления и доставляется в порт перевалки, только потом по маршруту перемещается в пункт назначения. Обычно перевозчики совместно перевозят груз по сквозному коносаменту, заранее оговаривают свои взаимные обязательства — каждый перевозчик отвечает только за тот участок пути, на котором он осуществляет перевозки. При сквозном коносаменте важно наличие четких отметок о передаче груза от одного перевозчика к другому.

Что такое коносамент.

По существующим правилам, после приема груза к перевозке морским транспортом перевозчик обязан выдать грузоотправителю коносамент (по-английски «bill of lading», в переписке обычно пользуются сокращением “B/L”). Коносамент удостоверяет наличие между сторонами договора о перевозке и конкретизирует его условия. Коносамент является товаросопроводительным и товарораспорядительным документом (удостоверяет право собственности на отгруженный товар). После доставки в порт назначения перевозчик обязан выдать груз законному держателю коносамента.

Образец коносамента:

В коносаменте указываются наименование отправителя, получателя, пункты загрузки и выгрузки, параметры груза, время и место выдачи документа и другая информация.

Существуют различные виды коносаментов, например, морские (ocean, port-to-port), сквозные (through), мультимодальные (multimodal, combined); именные (straight), ордерные (order) и т.д. Каждый из этих видов детализирует особенности приема груза или его выдачи.

Коносамент выписывается в нескольких экземплярах (как правило, в трех и более), содержание которых идентично. На лицевой стороне оригиналов коносамента имеется надпись ORIGINAL («Оригинал»). Копии коносамента имеют надпись COPY («Копия»), они могут печататься на бланках, цвет или фактура которых отличается от оригиналов.

Образец оригинала коносамента:

Образец копии коносамента:

Что написано в коносаменте.

Коносаменты могут выглядеть по-разному, но в них содержится примерно одна и та же информация. Рассмотрим содержание основных граф на примере


.

Наименование графыСодержание
1. B/L №Номер коносамента, представляет собой набор латинских букв и цифр. По этому номеру на официальном сайте морской линии мы можем узнавать актуальную информацию о местонахождении груза.
2. Booking №Номер букинга, заказа на перевозку. По нему также можно узнавать информацию о статусе груза.
3. ShipperУказывается наименование грузоотправителя, обычно с адресом.
4. ConsigneeУказывается наименование грузополучателя, обычно с адресом.
5. Notify partyУказывается компания, которую нужно информировать о прибытии груза.
6. Vessel №Название судна. Наш контейнер плыл на судне MAJESTIC MAERSK. При желании можно найти в интернете фотографии судна, на котором плывет контейнер, и его текущее местонахождение.
7. Voyage №Номер рейса. Наш рейс – 605W.
8. Place of ReceiptМесто получения груза для перевозки. Эта графа заполняется, если морская линия делала и наземную доставку груза от грузоотправителя в порт отправки. Если графа не заполнена, значит, у линии была заказана только перевозка из порта в порт, как в нашем примере.
9. Port of LoadingПорт погрузки. Порт, в котором производится погрузка контейнера. Наш контейнер выплыл из Шанхая.
10. Port of DischargeПорт разгрузки, порт назначения. Т.е. пункт, куда должен быть доставлен контейнер. В нашем случае, в Клайпеду.
11. Place of DeliveryМесто доставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия делала и наземную доставку груза из порта назначения грузополучателю. Если графа не заполнена, значит, у линии была заказана только перевозка из порта в порт, как в нашем примере.
12. PARTICULARS FURNISHED BY THE SHIPPER. Above particulars as declared by Shipper, but without responsibility of or representation by Carrier.Блок «Данные, заполняемые отправителем» содержит информацию про конкретный перевозимый груз. Данные вносятся со слов отправителя, не проверяются перевозчиком, перевозчик не несет ответственности за недостоверность данных.
13. Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №.Информация о грузе и его упаковке, маркировке, номере контейнера/пломбы. Мы перевозим 20 паллет стекловолоконного ровинга в 20футовом контейнере номер PONU0648262 под пломбой ML-CN3908047. Повреждение пломбы позволяет обнаружить факт несанкционированного доступа к грузу и своевременно принять необходимые меры. Указан также вес и объем груза – 20 160 кг и 25 м3. Обратите внимание на фразу Shipper’s load, stow, weight and count («загружено, размещено, взвешено и пересчитано отправителем»), она подчеркивает, что информация в коносамент вносится со слов отправителя. В этой графе также содержится информация об агенте морской линии в стране назначения, куда плывет контейнер. В нашем случае это представительство само линии – MAERSK LIETUVA UAB. В эту компанию грузополучателю (или его экспедитору) нужно будет обращаться, чтобы организовать дальнейшую доставку груза.
14. WeightВес груза. Наш ровинг весит 20160 кг.
15. MeasurementОбъем груза. В нашем случае 25 м3.
16. Freight & ChargesФрахт и надбавки. Графа содержит информацию о цене перевозки и применяемых надбавках к морскому фрахту. Довольно часто эта графа не заполняется подробно, а в ней указывается «as arranged», т.е. фрахт определяется по согласованию сторон. В нашем примере морской фрахт уже оплачен отправителем (freight pre-paid). Если бы фрахт еще не был оплачен, была бы пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect).
17. Carrier’s Receipt. Total number of containers or packages received by Carrier.Общее количество контейнеров или мест, принятых перевозчиком. В нашем случае 1 контейнер.
18. Place of issue of B/LМесто выпуска коносамента. Рассматриваемый нами коносамент был выпущен в Шанхае.
19. Number & Sequence of Original B(s)/LКоличество выпущенных оригиналов коносамента и порядковый номер коносамента. В нашем случае было выпущено три оригинала, мы рассматриваем копию третьего оригинала.
20. Date of Issue of B/LДата выпуска коносамента. Рассматриваемый нами коносамент был выпущен 6 февраля 2021 года.
21. Declared ValueГрафа «Объявленная стоимость груза» заполняется в отдельных случаях. Заполнение этой графы повышает уровень ответственности линии за груз в случае его утраты или причинения ущерба, но при этом нужно будет заплатить более высокий фрахт.
22. Shipped on Board Date (Local Time)Дата погрузки на борт судна (по местному времени). Часто совпадает с датой выпуска коносамента.

Отметим также, что некоторые графы ссылаются на пункты договора перевозки, напечатанного на обороте коносамента, в которых содержатся важные оговорки. Например, графа «Notify Party» ссылается на пункт 22, который гласит, что морская линия не несет никакой ответственности, если указанная компания не будет проинформирована о прибытии груза.

Рассмотрим еще один пример:

Несмотря на то, что некоторые графы называются иначе или размещаются в другом месте, мы безо всяких трудностей можем найти всю важную информацию. Два 40фут. контейнера (номер AMFU8521842 с пломбой FEX8819254 и номер FCIU8202055 с пломбой FEX8802102) выплыли 19 января 2021 года из порта Qingdao в порт Клайпеда на судне ELEONORA MAERSK. Отправитель загрузил в каждый контейнер 1300 мешков силикагеля весом 26130 кг. Общий вес 52260 кг, общий объем 128 м3. Было выпущено три оригинала коносамента, фрахт подлежит сбору, т.е. будет оплачиваться получателем.

Условия коносамента.

Оборотная сторона коносамента содержит напечатанные мелким шрифтом правила, условия перевозки. Если в них вчитаться, можно убедиться, что морские линии (компании, имеющие в своем парке специализированные суда-контейнеровозы, морские перевозчики) составляют коносаменты таким образом, чтобы иметь широкие права и ограничить возможности грузовладельца. Например, процитируем условия перевозки, которые предлагает морская линия MSC.

«8. Объявленное время отплытия и прибытия только ориентировочное, и в таких расписаниях может иметь место более ранний срок, задержка или отмена рейса без уведомления. Перевозчик ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за последующий ущерб или какую-либо задержу в прибытии и отбытии Судна по расписанию».

Т.е. если вы запланировали, что груз будет доставлен за 30 дней, а в реальности перевозка заняла 50 дней, к сожалению, морская линия не будет нести никакой ответственности и взыскать с нее какие-либо штрафы не удастся.

«11.1. Торговец должен проверить Контейнер на годность его к перевозке Товаров перед его упаковкой. Использование Контейнера Торговцем будет являться доказательством, достаточным при отсутствии опровержения, того, что он прочный и подходит для использования».

Т.е. если контейнер, в который отправитель загрузил, скажем, ваш кофе, был прохудившимся и морская вода испортила часть груза, предъявить претензии морской линии вы не сможете.

«20.1. Любое упоминание в данном Коносаменте о сторонах, которые должны быть уведомлены о прибытии Товаров, делается исключительно с целью информирования Перевозчика. Неуведомление не будет налагать на Перевозчика какой-либо ответственность или освобождать Торговца от какого-либо обязательства по данному документу».

Т.е. если морская линия по какой-то причине не уведомила вас о прибытии груза, а сами вы о нем забыли и контейнер простоял в порту лишний месяц, простои оплатить придется.

Круговорот коносаментов в природе.

  1. После отправки груза перевозчик (морская линия или агент-экспедитор) оформляет оригиналы коносамента.
  2. Перевозчик передает оригиналы коносамента грузоотправителю.
  3. Грузоотправитель передает оригиналы коносамента грузополучателю (обычно курьерской почтой).
  4. Грузополучатель сдает оригиналы коносамента в обмен на груз.

При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры становятся недействительными. Если предоставляется неполный комплект оригиналов коносамента, например, два из трех, на обороте каждого из них нужно поставить печать организации и подпись ответственного лица.

Если все оригиналы коносамента были утеряны (украдены, уничтожены и т.д.), грузополучателю и грузоотправителю необходимо составить официальные письма в адрес перевозчика с описанием сложившейся ситуации, подтверждением права грузополучателя на груз, гарантией отсутствия каких-либо претензий и просьбой выпустить новые коносаменты, а также оплатить сбор за перевыпуск. В некоторых случаях понадобится внести залог (зависит от вида коносамента). Залог, как правило, оформляется в виде банковской гарантии на период от полугода до двух лет в размере 150-200% от стоимости груза. Коносаменты лучше не терять.

Если по каким-то причинам бумажными коносаментами пользоваться неудобно (например, уходит много времени на пересылку, а контейнер уже прибыл в порт назначения, или вы боитесь, что коносаменты потеряются во время пересылки), можно воспользоваться другим вариантом — сделать телекс-релиз.

Что такое телекс-релиз.

Телекс-релиз – это уведомление, переданное из пункта отправления в пункт назначения, что отправитель сдал оригиналы коносамента. Наличие телекс-релиза позволит получателю забрать из порта прибывший контейнер без предъявления оригиналов коносамента.

Чтобы сделать телекс-релиз, грузоотправитель должен вернуть оригиналы коносамента перевозчику, который их выпустил, и сделать заявку на телекс-релиз, т.е. подтвердить свое согласие на выдачу груза получателю. При этом перевозчик может потребовать оплатить сбор за оформление телекс-релиза. Сумма обычно составляет 25-30 долларов за один комплект коносаментов.

Процедура оформления телекс-релиза выглядит следующим образом. Перевозчик проставляет на оригиналах коносамента печать «Surrendered» (или «Telex Released», или «Released»), при необходимости оформляет уведомление о телекс-релизе (telex-release notice) и делает отметки о релизе в компьютерной системе.

Пример коносамента с отметками о релизе:

Пример telex-release notice:

Обращаем ваше внимание, что перевозчик может удерживать выпущенные коносаменты у себя и не отдавать их отправителю, если у них с отправителем есть нерешенные финансовые вопросы, т.е. если отправитель не оплатил какие-то оказанные ему услуги (например, наземную доставку контейнера в порт отправления).

Если грузоотправитель имеет какие-то претензии (финансового или другого рода) к грузополучателю, он также будет удерживать коносаменты в своих руках до тех пор, пока спорные вопросы не будут решены. Соответственно, получатель не сможет забрать груз. Только после того, как проблемы будут улажены, отправитель сделает телекс-релиз или вышлет оригиналы коносамента грузополучателю.

Линейный коносамент и домашний коносамент.

На практике вы можете столкнуться с понятиями «линейный коносамент» (Master Bill of Lading, MBL, «мастер») и «домашний коносамент» (House Bill of Lading, HBL, «хаус»). Рассмотрим их подробно.

Как правило, напрямую у морской линии контейнерные перевозки заказывают агенты-экспедиторы, клиентами которых являются отдельные организации, субъекты внешнеэкономической деятельности (аналогично, хлебозаводы продают продукцию в магазины, где каждый человек уже может купить свой пирожок). В такой ситуации очень часто одновременно на один и тот же груз выпускаются два коносамента – линейный и домашний.

Линейный коносамент выпускается непосредственно морской линией для ее заказчика — агента-экспедитора. Домашний коносамент выпускается агентом-экспедитором для конкретного грузоотправителя.

Содержание домашнего коносамента полностью совпадает с содержанием линейного коносамента в части описания характеристик груза (детали по судну и рейсу, описание груза, количество мест и т.д.). Различаться будет содержимое граф «грузоотправитель» (shipper), «грузополучатель» (consignee), «сторона, подлежащая уведомлению» (notify party).

Линейный коносамент(master bill of lading, MBL) Домашний коносамент

(house bill of lading, HBL)

Кем выпускаетсяморской линиейагентом-экспедитором
Для кого выпускаетсядля агента-экспедиторадля грузоотправителя
Грузоотправителем указываетсяагент-экспедитор в стране отправленияреальный отправитель
Грузополучателем указываетсяагент-экспедитор в стране назначенияреальный получатель
Уведомляемой стороной указываетсяагент-экспедитор в стране назначения или любая другая компания.реальный получатель или любая другая компания

Обращаем ваше внимание, что настоящим владельцем груза для морской линии де-юре является экспедитор, т.к. он указан получателем в линейном коносаменте. Поэтому субъектам ВЭД нужно тщательно проверять экспедиторов, услугами которых они собираются воспользоваться, чтобы не оказаться заложником недобросовестных партнеров.

Если субъект ВЭД работает напрямую с морской линией, будет выпускаться только линейный коносамент, в котором в качестве грузоотправителя и грузополучателя будут указаны реальные грузоотправитель и грузополучатель. Линейный коносамент всегда легко узнать по фирменному бланку морской линии.

Что такое sea waybill.

Другим документом, применяемым в морских перевозках, является sea waybill. Это документ выполняет только «транспортную» функцию, он не является товарораспорядительным. Оригиналы sea waybill не выпускаются, документ существует только в электронном виде и не позволяет распоряжаться товаром. Наличие sea waybill всего лишь подтверждает наличие договора о перевозке груза, по которому перевозчик обязуется доставить груз указанному получателю. Если партнеры работают по sea waybill, то отправитель не имеет никакой возможности остановить выдачу груза грузополучателю. В основном sea waybill применяется в тех случаях, когда торговые партнеры работают по предоплате, являются филиалами одной корпорации, давно знают друг друга и безгранично доверяют друг другу или когда отправитель и получатель – это одно и то же лицо. Также sea waybill часто используется в отношениях между морской линией и ее заказчиком-экспедитором, чтобы не усложнять документооборот. Процедура, когда линия разрешает получателю забрать контейнер, на который оформлен sea waybill, называется экспресс-релиз (express-release).

Пример seaway bill:

Дополнительная информация

Обратите внимание, что коносамент заполняется на основании инструкций грузоотправителя, а внесение изменений в уже выпущенные коносаменты – это дополнительная платная услуга. Если вы хотите, например, изменить грузополучателя по коносаменту, нужно проинструктировать отправителя. Он в свою очередь запросит корректировки у морской линии или агента-экспедитора, будет организован выпуск новых коносаментов.

Если отправка груза осуществляется в составе сборного, т.е. LCL (англ. «less container load»), то отдельный комплект коносаментов будет выписываться на каждую партию товаров. Т.е. контейнер может быть один, а количество выписанных коносаментов – 7, 11 и т.д. — в зависимости от количества перевозимых грузов (как правило, эти коносаменты являются домашними, а линейный коносамент оформляется один на весь контейнер с указанием общих, совокупных параметров груза).

Если у вас одновременно выплывает партия из нескольких контейнеров, можно оформить один коносамент на всю партию или отдельный коносамент на каждый контейнер. Второй вариант обойдется дороже, но в некоторых ситуациях это удобнее.

Если понадобилось изменить порт назначения, это можно сделать не всегда. Как правило, большие контейнеровозы, которые забирают грузы в крупных портах (Шанхай, Гонконг, Сингапур и др.), не доставляют их напрямую в небольшие порты (Клайпеда, Рига, Котка). Контейнеры с грузами поступают в европейские транзитные порты (Гамбург, Роттердам, Бремерхафен, Зебрюгге и др.), а потом развозятся по мелким портам региона небольшими фидерными судами. Если запрос на изменение порта назначения был сделан заблаговременно, до погрузки контейнера на борт фидера в транзитном порту, то внести изменения в запланированный маршрут и доставить контейнер, например, не в Клайпеду, а в Ригу, скорее всего, получится. Конечно, данная услуга платная.

Надеемся, вы получили достаточное представление об основном документе морской перевозки — коносаменте. Будем рады вашим вопросам в комментариях.

Оборот коносамента

По способу передачи коносамент бывает:

  • Именным – передается по именным передаточным надписям либо посредством передачи долгового требования. Груз по такому документу может получить только физическое или юридическое лицо, на имя которого он выдан;
  • Ордерным – передается по именным либо бланковым передаточным надписям. Это самый распространенный вариант в международной торговле. Передача прав на груз осуществляется по бланковым либо именным надписям, присутствующим на лицевой или оборотной стороне документа. Если лицо, которое распоряжается грузом, ставит бланковую надпись и свою подпись, получается коносамент на предъявителя. Если надпись именная, то и коносамент становится именным;
  • На предъявителя – передается простым вручением. В таком документе указано, что он выдан на предъявителя, а данным о лице, обладающем правами на получение груза, в нем нет. Соответственно, груз в порту выдается тому лицу, которое предъявляет коносамент данного типа.

Коносамент передается лицу, указанному в документе. По коносаменту с непрерывным рядом надписей выдача груза осуществляется лицу, указанному последним, либо предъявителю коносамента с бланковой надписью.

Составление и выдача коносамента

Отправитель груза предлагает заключить договор на его перевозку в виде погрузочного ордера, который оформляется в нескольких экземплярах. В ордере указываются:

  • Название судна;
  • Наименование груза и его количество;
  • Вид упаковки;
  • Маркировка груза;
  • Наименования отправителя и получателя;
  • Порты отправления и назначения.

После погрузки грузовой помощник капитана подписывает один экземпляр ордера, и документ становится штурманской распиской (mate’s receipt), т.е. документальным подтверждением приема груза на борт. В обмен на штурманскую расписку отправитель получает коносамент.

Коносамент выдается в нескольких экземплярах, из которых формируется комплект (set of bills). Это позволяет отправителю застраховаться от потери документа.

Порядок работы с коносаментом

Работа с документом выполняется в определенной последовательности. Для начала грузоотправитель заполняет погрузочный ордер. Он вносит в него подробные сведения о грузе, его получателе. Затем товар грузится на судно, производится выдача штурманской расписки. После того, как корабль покинет порт, этот документ заменяется коносаментом.

Завершающая стадия работы – получение товара грузополучателем в порту назначения. Как раз для этих целей предъявляется экземпляр коносамента.

Получение груза по коносаменту

Отправитель груза должен передать получателю оригинал коносамента. Это обеспечивает дополнительную защиту прав. Так, отправитель может не отдавать оригинал документа получателю вплоть до исполнения встречного обязательства, к примеру, оплаты. Без оригинала коносамента получатель не может получить груз.

Другими особенностями коносамента являются:

  • Указание в документе условий перевозки, т.е. получатель ознакомлен с ними;
  • Условия коносамента стандартизированы и понятны для всех сторон;
  • Оригинал коносамента можно использовать для залога, причем это более эффективный вариант, чем залог имущественных прав.

Ключевые признаки отношения к ценным активам

Дополнительные определения ценных бумаг отражают их ключевые признаки, доказывающие отношение к ценным активам.

Признаки ЦБ:

  • документ, доказывающий имущественное право и предъявляемый с целью подтверждения этого права;
  • бумага является документом установленного образца и имеет юридическую силу;
  • ценная бумага – форма капитала. Она является товарной ценностью и своеобразной заменой денежных средств.

Права обладателя ценных бумаг охраняются государством. Оборот документов, порядок их выпуска или погашения регулируется федеральным законодательством.

Понятие чистого коносамента

Чистый коносамент (Clean Bill of Lading) – это документ, в котором нет оговорок по поводу количества принятого к перевозке груза, его ненадлежащего состояния, дефектов упаковки. Если один из этих пунктов вызывает сомнение, капитан может указать это в коносаменте. В этом случае коносамент становится «грязным» (foul Bill of Lading; claused Bill of Lading), и банк вправе не принимать такой документ.

Грузоотправитель, которому необходимы чистые коносаменты, предлагает компромисс в виде выдачи гарантийного письма в обмен на чистый коносамент. Согласно гарантийному письму, отправитель обязуется возместить перевозчику убытки, возникающие при передаче груза получателю.

Коносамент может заменяться необоротными документами, например, морской накладной. Это более удобный вариант с надежной защитой от мошенничества. Но для продажи покупателем груза, который перевозится по морю, нужен коносамент.

Крупнейшие товарные биржи мира для торговли коносаментами

Госу- дарст- воБиржаНациональная валютаФинансовый регулятор
Северная Америка
СШАICE (Интерконтинентальная биржа, theice.com), CME (Чикагская товарная биржа, cmegroup.com), CBOT (Чикагская торговая палата, cmegroup.com/company/cbot.html), COMEX (Товарная биржа, часть NYMEX, cmegroup.com/company/comex.html), Миннеаполисская зерновая биржа (MGEX, mgex.com), NADEX (биржа бинарных опционов, nadex.com), NYMEX (Нью-Йоркская товарная биржа, cmegroup.com/company/nymex.html)USDNFA, CFTC, SEC
Южная Америка
АргентинаФьючерсная биржа Росарио ROFEX (rofex.com.ar), Фьючерсная биржа Буэнос-Айреса MATBA (matba.com.ar)ARSCNV
Азия
МалайзияKLSE (Kuala Lumpur Futures Exchange, bursamalaysia.com)MYRLabuan FSA
СингапурSGX (Singapore Exchange, sgx.com)SGDMAS
ИндияMCX (mcxindia.com), NCDEX (ncdex.com)INRSEBI
КитайDalian Commodity Exchange (dce.com.cn), Zhengzhou Commodity Exchange (CZCE, english.czce.com.cn), HKE (hkex.com.hk)CNY CSRC
ТайваньTWSE (Taiwan Stock Exchange, twse.com.tw)TWD CSRC
ТурцияBIST (Borsa Istanbul, borsaistanbul.com)TRYCMB
ОАЭДубайская биржа золота и товаров (DGCX, dgcx.ae), Дубайская биржа DME (dubaimerc.com)AEDDubai FSA
ЯпонияТокийская товарная биржа (TOCOM, tocom.or.jp), Осака Dojima Commodity Exchange (ODE, osaka-dojima.org)JPY JSDA
Европа
РоссияMOEX (Московская биржа, moex.com), Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (spimex.com), АО «Национальная товарная биржа» (namex.org), FORTS (срочный рынок Московской биржи, moex.com/s96)RUBБанк России
Велико- британияLME (Лондонская биржа металлов, lme.com), LIFFE (Лондонская биржа фьючерсов, theice.com/futures-europe)GBP FCA
Океания
АвстралияASX (Australian Securities Exchange, asx.com.au)AUDASIC
Африка
ЮАРSafex (Южно-Африканская фьючерсная биржа, jse.co.za/trade/derivative-market/commodity-derivatives)ZARFSCA
ЭфиопияЭфиопская товарная биржа (ECX, ecx.com.et)ETBНБ Эфиопии
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]