Защита прав на объекты интеллектуальной собственности


Защита прав на объекты интеллектуальной собственности.

Планируя произвести поставку того или иного товара из-за пределов Евразийского экономического союза, необходимо знать, что в случае ввоза товаров, включенных в реестр объектов интеллектуальной собственности, их таможенное оформление будет приостановлено на 10 рабочих дней. В течение этого срока необходимо получить разрешение обладателя права интеллектуальной собственности на оформление товаров. Если разрешение правообладателя не будет получено, то таможенный орган принимает решение об изъятии таких товаров, наложении на них ареста или конфискации. Срок приостановления таможенного оформления товаров по запросу правообладателя может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней, если представители правообладателя обратились в уполномоченные органы за защитой своих прав в соответствии с законодательством.
Таможенный орган не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, должен уведомить декларанта и правообладателя о причинах и сроках приостановления, а также сообщить декларанту (либо его представителю) наименование, место нахождения правообладателя, а правообладателю или лицу, представляющему его интересы, – наименование и место нахождения декларанта.

По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста или их конфискацию.

Важно! Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» № 129-З от 10.01.2014 г. к объектам интеллектуальной собственности относит:

  • товары, содержащие объекты авторского права и смежных прав;
  • товарные знаки;
  • знаки обслуживания;

  • наименования мест происхождения товара, включенные по заявлению правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XI «О товарных знаках и знаках обслуживания», товарным знаком и знаком обслуживания признается обозначение, способствующее отличию товаров, работ и (или) услуг одного лица от однородных товаров других лиц.(, 52 КВ)

Согласно статьям 2 и 3 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания»:

1. Право на товарный знак охраняется государством. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака.

2. Нарушением исключительного права на товарный знак признается использование товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, без разрешения владельца товарного знака, выражающееся в совершении действий, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Закона, в отношении однородных товаров, а также неоднородных товаров, обозначенных товарным знаком, признанным общеизвестным в Республике Беларусь. (Пунктом 1 статьи 20 Закона оговорено, что использование товарного знака для индивидуализации товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, осуществляется в том числе и путем применения товарного знака на товарах, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются или иным образом вводятся в гражданский оборот, хранятся, перевозятся или ввозятся на территорию Республики Беларусь в целях введения в гражданский оборот, а также на этикетках, упаковках таких товаров).

Реестры объектов интеллектуальной собственности

В Республике Беларусь реестр объектов интеллектуальной собственности ведет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Реестр постоянно обновляется, и ознакомиться с ним в актуальном варианте можно по ссылке.

В каждом государстве-члене Евразийского экономического союза ведутся свои реестры интеллектуальной собственности. Информация о реестрах Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армении и Кыргызской Республики также размещена на сайте ГТК РБ по ссылке.

Решением Комиссии Таможенного Союза № 290 от 18.06.2010 года «О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств-членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» было утверждено создание Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза. Органом, уполномоченным на ведение такого реестра, является Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Возможно, скоро все зарегистрированные бренды будут включены в единый реестр государств-членов Таможенного Союза. Однако необходимо знать, что на сегодняшний день действуют только национальные реестры.

Важно знать! Согласно гл. 46 Таможенного кодекса Таможенного Союза, меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:

  • физическими лицами для личного пользования, в том числе и пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;
  • в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
  • дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования.

В отношении товаров, ввозимых из стран СНГ, Решением Совета глав правительств СНГ «О Правилах таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» от 28 сентября 2001 года утверждены Правила таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ратифицированы Азербайджанской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Армения, Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Таджикистан, Грузией, Республикой Узбекистан, Республикой Казахстан, Украиной, Кыргызской Республикой).

В Решении дано определение контрафактным товарам: «контрафактные товары – товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, географические указания), созданные и/или перемещаемые через таможенную границу с нарушением прав правообладателя, предусмотренных национальным законодательством».

С полным текстом Соглашения «О Правилах таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» можно ознакомиться здесь.

Как внести товарный знак в реестр ФТС

Подать заявление о внесении товарного знака в реестр ФТС могут российские и иностранные организации, а также физические лица, которые имеют на него исключительные права. Обратиться можно через официальный сайт customs.ru или портал Госуслуг.

Заявление подаётся по форме из приложения № 1 к приказу от 28.01.2019 и к нему прилагаются следующие документы:

  • сведения о правообладателе и его представителе (при наличии);
  • сведения об объекте интеллектуальной собственности;
  • информация о сроке, в течение которого потребуется участие ФТС в защите интеллектуальных прав;
  • подтверждение права на зарегистрированный товарный знак;
  • описание случаев уже обнаруженных нарушений, например, реализации контрафактных товаров под охраняемым ТЗ.

В заявлении можно сообщить только об одном товарном знаке или знаке обслуживания.

В течение месяца после обращения Федеральная таможенная служба выносит решение о внесении ТЗ в реестр интеллектуальной собственности или мотивированном отказе в этом. Срок рассмотрения заявления может быть продлён ещё на месяц, если для подтверждения прав потребуются дополнительные документы.

Если всё прошло успешно, в реестр вносятся:

  • регистрационный номер;
  • наименование или описание товарного знака;
  • реквизиты документа об охраноспособности;
  • наименование, а также классы МКТУ и коды по ТН ВЭД ЕАЭС товаров, для которых принимаются меры защиты и контроля;
  • сведения о правообладателе и его доверенных лицах.

Плата за внесение в реестр сведений о товарном знаке не взимается.

Включение объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр

Во второй части нашей статьи рассмотрим вопрос о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр.

Основополагающие документы:

  • Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» № 129-З от 10.01.2014 г. Глава 44 Закона «Меры по защите интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами» в полном объеме размещена в конце нашей статьи.
  • Таможенный кодекс Таможенного Союза. Глава 46 «Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» также размещена в статье.

Как проверить наличие ТЗ в реестре

Проверять, внесён ли защищённый торговый знак в реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС, надо только на официальном сайте ведомства. Базы данных на других ресурсах могут оказаться устаревшими или недостоверными.

Переходим на сайт таможенной службы и выбираем соответствующий реестр.

Поиск возможен по регистрационному номеру, названию товарного знака, наименованию товара, правообладателю. Попробуем проверить наличие в реестре всем известной марки «Adidas», для этого введём это слово в поле названия объекта интеллектуальной собственности.

Теперь можно увидеть, кто является правообладателем знака и его доверенным лицом (например, официальным дистрибьютором в РФ). На основании этой информации таможенная служба принимает решение о ввозе или вывозе товаров.

Таким образом, реестр интеллектуальной собственности позволяет таможенной службе блокировать оборот контрафактных товаров и защищать интересы правообладателей товарных знаков. Кроме того, товары стран таможенного союза, включённые в реестр ОИС, декларируются в особом порядке, отдельно от других товаров.

Порядок включения в реестр

Для включения в реестр правообладатель подает в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь заявление о принятии таможенными органами мер по защите его прав на объект интеллектуальной собственности. Такое заявление может подаваться как при защите прав при ввозе товаров, так и при их вывозе, а также в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.

Заявление должно содержать сведения о правообладателе, об объекте интеллектуальной собственности, о товарах, таможенной процедуре и сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать решение о защите прав на объект интеллектуальной собственности. Полный перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении, указан в статье 252 Закона.

Так же в п.3 ст. 252 Закона поименован полный перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению.

В Таможенный комитет необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие и принадлежность права на объект интеллектуальной собственности:

  • свидетельство;
  • лицензионный договор;
  • выписки из государственных реестров объектов права промышленной собственности и договоров о передаче прав на такие объекты;
  • выписки из международных реестров Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности;
  • другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объект интеллектуальной собственности.

В Республике Беларусь уполномоченным органом по регистрации товарных знаков является Национальный реестр интеллектуальной собственности. По ссылке можно ознакомиться с порядком регистрации товарных знаков. На сайте Национального реестра, ссылка, находится информационно-поисковая система по базам данных объектов промышленной собственности. Выписка из государственного реестра объектов права промышленной собственности для предоставления в ГТК РБ выдается Национальным реестром на платной основе.

О сроках. Срок рассмотрения заявления Государственным таможенным комитетом составляет один месяц. В целях проверки достоверности он может быть продлен еще на один месяц. Срок размещения объекта интеллектуальной собственности в реестре составляет 2 года. Плату за внесение в реестр таможенные органы не взимают. По истечении двух лет такой срок может быть продлен.

Важно! Объект интеллектуальной собственности, в отношении которого Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь принято решение о принятии мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности, включается в таможенный реестр только при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства о возмещении имущественного вреда (ущерба). При этом сумма обеспечения исполнения обязательства или страховая сумма должна быть эквивалентны не менее десяти тысячам евро по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком Республики Беларусь.

В случае невыполнения правообладателем условий, касающихся обеспечения исполнения обязательства о возмещении имущественного вреда (ущерба), объект интеллектуальной собственности подлежит исключению из таможенного реестра по решению Государственного таможенного комитета.

На основании информации, размещенной на сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, договоры страхования гражданской ответственности правообладателя за причинение имущественного вреда заключают следующие страховые компании:

  • БРУСП «Белгосстрах»;
  • БРУПЭИС «Белэксимгарант»;
  • ЗАСО «Промтрансинвест»;
  • СООО «Белкоопстрах»;
  • УСП «Белвнешстрах»;
  • ОАО «Белвнешэкономбанк».

Обращайтесь к нашим специалистам или по тел. + 375 (44) 580-31-66 для заключения договоров-поручений и консультаций в области таможенного законодательства.

Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», глава 44 РАЗДЕЛ VII ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ТОВАРОВ

ГЛАВА 44 МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПРИНИМАЕМЫЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Статья 251. Основания принятия мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами

1. Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанные с приостановлением выпуска товаров, в соответствии с главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза и настоящей главой.

2. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности принимаются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара (далее — объект интеллектуальной собственности), включенные по заявлению правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Статья 252. Заявление о принятии таможенными органами мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности и порядок его рассмотрения

1. Правообладатель (его представитель), имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательством Республики Беларусь в связи с ввозом товаров в Республику Беларусь или их вывозом из Республики Беларусь либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь заявление о принятии таможенными органами мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности (далее в настоящей статье — заявление).

2. Заявление должно содержать сведения:

2.1. о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем, также о представителе:

для юридического лица: официальное наименование, сведения о регистрации в стране нахождения (орган, зарегистрировавший юридическое лицо, регистрационный номер, дата и место регистрации), учетный номер плательщика (при наличии);

для физического лица: фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), серия (при наличии) и номер документа, удостоверяющего личность, либо действительного паспорта или иного документа, его заменяющего, выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства или международной организацией;

2.2. об объекте интеллектуальной собственности:

для объекта авторского права и смежных прав: форма и вид произведения, наименование, описание, сведения о документах, подтверждающих наличие и принадлежность права на объект интеллектуальной собственности;

для товарного знака и наименования места происхождения товара: наименование, изображение, описание, перечень товаров с указанием их классов в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков, принятой Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 года, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, наименование места происхождения товара, сведения о документах, подтверждающих наличие и принадлежность права на объект интеллектуальной собственности;

2.3. о товарах, содержащих объект интеллектуальной собственности, включая коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на уровне не менее шести знаков, о месте изготовления таких товаров, их производителях и лицах, имеющих разрешение или лицензию на право использования прав на объект интеллектуальной собственности, иные имеющиеся в распоряжении правообладателя (его представителя) сведения;

2.4. о таможенной процедуре (процедурах), при помещении товаров под которую (которые) целесообразно принятие таможенными органами мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности;

2.5. о товарах, ввоз которых в Республику Беларусь или вывоз которых из Республики Беларусь либо совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечет нарушение его прав, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары;

2.6. о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры по защите прав на объект интеллектуальной собственности.

3. К заявлению прилагаются:

документы, подтверждающие наличие и принадлежность права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, лицензионный договор, выписки из государственных реестров объектов права промышленной собственности и договоров о передаче прав на такие объекты, выписки из международных реестров Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объект интеллектуальной собственности), а если заявление подается его представителем, к указанному заявлению прилагается также доверенность, выданная правообладателем такому лицу;

обязательство правообладателя в письменной форме о возмещении имущественного вреда (ущерба), который может быть причинен лицам, указанным в пункте 5 статьи 331 Таможенного кодекса Таможенного союза, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Документы, указанные в абзаце втором части первой настоящего пункта, могут представляться в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в виде оригиналов или их нотариально заверенных копий.

В случае представления документов на иностранном языке к заявлению прилагается их нотариально заверенный перевод на один из государственных языков Республики Беларусь.

Одновременно с подачей заявления при возможности представляются образцы, фотографии или иное изображение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по мнению правообладателя, факта нарушения его прав.

4. В случаях, когда заявление не содержит сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, непредставления правообладателем (его представителем) документов, указанных в части первой пункта 3 настоящей статьи, а также несоответствия документов, указанных в абзаце втором части первой пункта 3 настоящей статьи, требованиям, установленным частями второй и третьей пункта 3 настоящей статьи, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь не позднее пяти рабочих дней со дня поступления заявления письменно информирует правообладателя (его представителя) об отказе в принятии заявления с указанием причины отказа.

5. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления, и принимает решение о принятии мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности или об отказе в принятии таких мер.

6. В целях проверки достоверности представленных правообладателем (его представителем) сведений Государственный таможенный комитет Республики Беларусь вправе запрашивать у правообладателя (его представителя), третьих лиц, а также у государственных органов информацию и документы, подтверждающие заявленные сведения. Запрашиваемые информация и документы должны быть представлены в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса. При этом Государственный таможенный комитет Республики Беларусь вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на один месяц.

7. Решение об отказе в принятии мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности принимается в случае:

7.1. представления правообладателем (его представителем) недостоверных сведений или несоблюдения им требований, установленных настоящей главой, за исключением установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи;

7.2. непредставления правообладателем (его представителем) информации или документов, запрошенных в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи;

7.3. если Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь будет принято решение о том, что таможенные органы не могут обеспечить принятие мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности.

8. В случае непредставления правообладателем (его представителем) документа, подтверждающего обеспечение исполнения правообладателем обязательства, указанного в абзаце третьем части первой пункта 3 настоящей статьи, способами, предусмотренными гражданским законодательством Республики Беларусь, либо договора страхования гражданской ответственности правообладателя за причинение имущественного вреда (ущерба) в пользу лиц, указанных в пункте 5 статьи 331 Таможенного кодекса Таможенного союза, в течение одного месяца со дня направления уведомления о принятом решении о принятии таможенными органами мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности такое решение подлежит отмене.

9. В случае изменения сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах, правообладатель (его представитель) обязан незамедлительно сообщить об этом в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Белгоспатент, НЦИС. Регистрация торговой марки ™

Республика Беларусь ― страна-участница 17 всесторонних межнациональных соглашений в сфере духовного достояния (капитала, ценность), действующих под руководством ВОИС.

Наша республика в числе других тоже участвовала в разносторонних урегулированиях в области охраны духовных ценностей, подписанных в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Народный лицензионный механизм защиты предметов индустриального капитала нашей республики образовался в 1992 году. Правительственный изобретательский комитет Республики Беларусь (Белгоспатент/НЦИС) осуществляет главнейшие правительственные обязанности регулирования этой структуры. Главные тенденции работы комитета ― законная защита предметов индустриального богатства: открытий, нужных форм, промышленных экземпляров, товарных символов, показателей работы, иных предприятий, а также видов флоры; справочная поддержка иностранных наших и иностранных юридических лиц; реализация политического курса в сфере продажи патента на исследовательско-технологические свершения и при внедрении предметов индустриального капитала в цивильное использование, интернациональное содействие. Белгоспатент/НЦИС подчиняется напрямую Правительству Республики Беларусь. В учреждении 122 сотрудника. Государственный бюджет снабжает его денежными средствами.

В период функционирования Белгоспатента/НЦИС разработана нормативно‒правовая основа государственной структуры защиты предметов индустриального достояния. Выработаны и утверждены постановления «О патентах на изобретения и полезные модели», «О патентах на промышленные образцы», «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О патентах на сорта растений», «О правовой охране топологий интегральных микросхем». Продуманы указы «О фирменных наименованиях», «О правовой охране географических указаний и наименований мест происхождения товаров». Для претворения в жизнь лицензии на духовное достояние созданы законопроекты Республики Беларусь «О внесении изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь», «О внесении изменений в Административный кодекс Республики Беларусь» и «О внесении изменений в Таможенный кодекс Республики Беларусь», учитывающие степень юридической и управленческой обязанности за несоблюдение полномочий на предметы индустриального и духовного богатства, процесса таможенного управления. Осуществление всей совокупности канонов создает предпосылки для местных и иностранных предъявителей по нормативной охране формируемых предприятий индустриального достояния и иных результатов в области технических наук, помогает созданию внешнеторговых возможностей Беларуси и мобилизации самых передовых иностранных методов и вкладов в хозяйство государства. Инструментом, предоставляющим осуществление указов, выступают распоряжения Правительства и правомерные источники, создаваемые Белгоспатентом. Правительственным Указом принято «Положение о служебных объектах промышленной собственности», регламентирующее взаимосвязь, относящуюся к передаче творения или другого предмета от создателя к арендатору. Ему по праву принадлежит прерогатива на вещь. В Указе наиболее полно приняты во внимание выгоды создателей и арендаторов при формировании предметов индустриального достояния. Решением государства принято «Положение о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности». Национальный механизм продвижения предполагает обязательное поощрение создателям за изобретение и применение объектов индустриального достояния, в том числе и представителям, поддерживающим производство и применение этих предметов. Положение оговаривает обязательство за задержку оплаты поощрения.

Белгоспатент принял документы «Об утверждении Положения о патентных пошлинах и сборах», «О порядке оценки и учета объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов», которые одобрены Распоряжением Правительства. Выработаны и приняты «Методические рекомендации по оценке стоимости и учету объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов», «Положение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление экспертных работ по оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов». Одобрена и вступила в силу норма Республики Беларусь «Оценка объектов интеллектуальной собственности». Для элементов управления государства принято «Примерное положение о патентном подразделении министерств, объединений, подчиненных Правительству, государственных предприятий». Основан и функционирует шаблон Республики Беларусь «Патентные исследования. Порядок проведения». Помимо этого, созданы нормы создания, представления и анализа требований на предприятия индустриального имущества, каноны выполнения лицензионной оценки, порядок исследования и учета разрешенных соглашений и контрактов на урегулирование полномочий, равно как серия правомерно-систематических документов, требуемых для выгодной деятельности народного лицензионного механизма. Оценка положения законодательной защиты предметов индустриального имущества представляет, что за промежуток времени с 1993-1999 гг. от местных и иностранных заинтересованных лиц было подано 8840 обращений на открытия, среди которых 5487 от наших и 2252 от иностранцев. На индустриальные модели за 1993-1999 гг. представлено 597 заявлений. В В 1998 году на практические модели поступило 73 обращения и 141 ― в 1999-ом. На оформление торговых марок с 1993 по 1999 года передано свыше 40000 заявлений, в том числе по общенациональному процессу ― 14270 и по действию Мадридской договоренности 25900 обращений. Учтено в Госреестре 3370 лицензии на открытия, 260 ― на индустриальные виды, 120 документ на практические типы, при этом зафиксировано товарных марок 30030, из них по процессу Мадридского договора ― 21700. В период с 1996-1999 года оформлено 91 заявление на виды растительности, предоставлены 35 лицензии. В Государственном реестре оформлено 380 патентных соглашений и 350 контрактов на урегулирование полномочий, а именно товарных марок ― 300, открытий ― 55. Большинство заявлений на оформление лицензий на открытия подано от отдельных новаторов (30%), Министерство образования (30%), Министерства промышленности (20%). После идут Национальная академия наук Беларуси и Министерство здравоохранения (по 7.8% каждая), Министерство сельского хозяйства и продовольствия (5%) и Министерство архитектуры и строительства (2%). Оценка рассредоточений по областям учитываемых открытий отмечает, что в большей степени первооткрытий национальными производителями обнаруживается в главе А Международной патентной классификации (удовлетворение жизненных потребностей) ― 23%, в части С (металлургия, химия) ― 20%, пункте В (разнообразные технологичные действия) ― 20%, области G (физика) ― 12% и статье F (механика) ― 9%. Из иностранных заявщиков больше всего предельную инициативу показали компании Германии (7%), США (4%), Украины и РФ (по 2% каждая), Великобритании (1.4%), Франции (1.3%), Италии (1.0%).

Комитет с 1994 года включительно раз в три месяца выпускает «Официальный бюллетень», в котором имеются сведения об обращениях на предметы индустриального имущества, об оформленных по ним защитным бумагам, о численности записей, списки, уведомления, публичные заявления. Печатаются собрания методологических работ «Промышленная собственность», ежегодные «Каталоги научно-технических разработок и изобретений», издание «Интеллектуальная собственность в Беларуси». Все этапы документооборота по заявлениям на предприятия индустриального имущества и сборники справочных бюллетеней автоматизированы. Механизм программирования в Белгоспатенте возникал на базе сформированной системы, главными положениями которой являлись комплексный прием, стадийность проектирования, направление на новейшие методы, совокупность урегулирования проблем. В данный момент структура включает в себя некоторое количество подсистем, координирующих с помощью базы данных (БД), образованные для любого типа предприятий индустриального достояния. Каждая отдельно взятая подсистема содержит определенное число типов автоматизированных рабочих мест (АРМ), в большинстве случаев АРМ диспетчер по внесению данных в БД, АРМ специалиста и пр.Компьютеризированы все действия, включая с регистрации в БД времени предоставления заявления, документооборота по корреспонденции с заявщиками, выполнения проверки, выпуска печатного журнала и в заключение выпуском защитных бумаг. Все операции с помощью интернета применяют общее для всех типов индустриального имущества хранилище информации. В данный момент можно отметить нижеуказанные подсистемы: ● подсистема товарных марок, в БД которой имеются список литературы, иллюстрации товарных марок (текстовых, графичных, составных), перечень изделий и служб. В наличии розыскное устройство с интерфейсом и альтернативами, схожими с программой ROMARIN, допускающее осуществлять проверку; ● подсистема открытий, в ее БД содержатся список источников, уравнения, истории, схемы. Создана возможность документооборота в ходе проверки открытий, также есть розыскное устройство, с помощью которого можно найти в БД по списку необходимые обращения и лицензии. ● подсистема практических видов с потенциалом, аналогичным подсистеме открытий. Стоит вопрос подготовки координации этих двух подсистем; ● подсистема индустриальных моделей, БД которой содержит каталог, снимки декларируемых прототипов. Здесь тоже есть розыскное устройство; ● подсистема видов растительности. БД ее хранит классификатор по сортам соцветий, список литературы, итоги сортоизучения; ● подсистема составления административных бумаг. Она пользуется вышеназванными информационными базами и образцами, представляющими размеры частей изданий, создает нужные части бюллетеней. Подсистема охватывает АРМ директора журнала, устанавливающего структуру настоящего издания и создающего генерирование извещения, исходя из данных БД, АРМы метранпажей, выполняющих завешающую отделку издания; ● подсистема печатания защитных бумаг, добавляющая нужные сведения на базе материалов БД по всем разновидностям индустриального имущества в формуляры этих документов. Всю работу по опубликованию множества защитных бумаг исполняет один сотрудник; ● подсистема регистрации и управления налогов (состоит на стадии ведения).

Названные подсистемы используются круглый год на протяжении 2-5 лет. Они создавались в структуре файл-сервер возможностями механизма контроля базами данных (СУБД) . Предполагается масштабное применение потенциала указанной огромной СУБД. Наряду с этим, в связи с обретением Белгоспатентом персонального помещения, исчезает основная сложность организации механизма программирования ― территориальная изолированность отделов. Проверка открытий с использованием проекта ВОИС будет снабжена скорыми интернет‒каналами и выходом к справочным возможностям. В межнациональном проекте НЦИС ведет активную совместную деятельность с ВОИС, Европейским и Евразийским патентными ведомствами, как и подобными органами 45 мировых государств. Республика Беларусь ― член ВОИС, Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Мадридского соглашения о международной регистрации знаков, Договора о патентной кооперации (РСТ), Ниццкого, Локарнского и Страсбургского соглашений по международным классификациям, Найробского договора об охране олимпийского символа, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, договора ВОИС по авторскому праву и договора ВОИС об исполнениях и фонограммах. В ближайшее время Беларусь намерена присоединиться к Будапештскому договору о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры, к Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков и к Гаагскому соглашению о международном депонировании промышленных образцов. После развала Советского Союза у многих бывших союзных республик создалось критическое положение в сфере защиты предприятий индустриального имущества, наилучшим спасением из которой была организация новой межправительственной структуры защиты указанных предметов. Итогом коллективного труда республик СНГ, ЕПВ и ВОИС стало появление «Евразийской патентной конвенции». Республика Беларусь вторая после Туркменистана передала 8 мая 1995 года мандат об утверждении Конвенции. Будучи участником Евразийской патентной конвенции с 12 августа 1995 года, белорусская республика вместе с иными странами‒членами владеет всеми правами территориального механизма юридической защиты открытий, дающего возможность соответствовать требованиям отечественных заявщиков. Республика Беларусь проводит энергичные действия по вхождению в участники Всемирной торговой организации. Законопроекты государства в сфере духовного дарования (в том числе индустриальное имущество, эксклюзивные и смежные прерогативы) действуют в согласованности с условиями ТРИПС. В 1993 году Государственный патентный комитет приступил к объединению лицензионного механизма республики в международную патентную структуру. Для этого были созданы и утверждены межгосударственные и междуведомственные договора с несколькими странами. 20 октября 1993 года было заключено с Украиной Межправительственное Соглашение, а 20 июля 1994 года — с Российской Федерацией в сфере защиты индустриального имущества. К концу 1993 года скреплены подписью Межведомственные Соглашения с Болгарией, с Республикой Армения, в 1995 году — с Патентными ведомствами Польши и Чехии, в 1997 году — с Патентным ведомством Франции. Подписаны Соглашения о бартере лицензионных материалов с ЕПВ, Канадой, Австрией, Нидерландами, Македонией, Грецией, Японией, Эстонией, Монголией, Узбекистаном и др. государствами. При помощи НЦИС ЕПВ и ВОИС было собрано первое межнациональное совещание в сфере защиты духовного имущества, проведенное в столице Беларуси 21-22 июня 1995 года, ― «Симпозиум для руководителей патентных ведомств стран СНГ по вопросам регионального сотрудничества и защите патентов». В 1997 году в ноябре в Минске при содействии ВОИС и Роспатента Бесгоспатентом была устроена республиканская практико-научная лекция «Правовая охрана и коммерциализация интеллектуальной (промышленной) собственности». В Минске 25-27 мая 1998 года прошел межнациональный симпозиум «Экономическое значение интеллектуальной собственности». В работе этого мероприятия, который подготовил Белгоспатент при содействии ВОИС И ЕПВ, стали участниками лицензионные представители, уполномоченные патентных органов, ученых и официальных обществ Англии, Швейцарии, Украины, РФ, Молдовы, Кыргызской Республики, Грузии и Республики Беларусь. Территориальный симпозиум «Правовая охрана и введение в гражданский оборот объектов промышленной собственности» прошел в Минске в декабре 1999 года при взаимодействии сотрудников Евразийского патентного ведомства, которые поделились сведениями, относящимися к возможностям ЕАПК для отечественных заявщиков, правилам предоставления евразийской лицензии, осуществлению прерогатив, исходящих из евразийской лицензии. Белгоспатент взаимодействует с организацией патентных представителей, используя ее участников к выработке законопроектов и нормативно-методологических основ по защите индустриального имущества, с Белорусской ассоциацией оценщиков, Обществом рационализации и изобретательства посредством подготовки совместных симпозиумов и совещаний, и кроме того бывает в составе межнациональных ярмарок и экспозиций.

С 1994 года Белгоспатент каждый год демонстрирует белорусские открытия на межнациональных ярмарках и экспозициях, в т.ч. на 22-й Международной выставке изобретений в Женеве (1994 г.), 44-й Международной выставке изобретений и новаций «Брюссельская ярмарка-95», Универсальной Ганноверской ярмарке (1996 и 1997 гг.), Международной выставке изобретений и новинок «ГЕНИУС-96» в Будапеште, 6-й Международной выставке изобретений и инноваций «Восток-Запад-Евроинтеллект-98» в Софии (Болгария). Показанные там изобретения награждены восемью золотыми, тремя серебряными, пятью бронзовыми медалями и пятью дипломами, помимо этого специальными призами Гран-при в г. Брюсселе и г. Будапеште.

Значительное участие выделяется обучению кадров. Для этого при НЦИС образован Учебно‒исследовательский центр промышленной собственности, который функционирует на хозрасчете.

В данный момент Центр действует по следующим главным назначениям: ● обучение кадрового состава в сфере защиты духовного имущества; ● тренировка экспертов по анализу и регистрации предприятий духовного имущества в числе нематериальных фондов; ● предоставление помощи по охране прав на предметы индустриального достояния; ● международный экономический процесс; ● книгопечатная и типографская деятельность; ● осуществление задач Белгоспатента.

Академическая работа состоит из следующих положений: 1. Обучение специалистов по 1000-часовому учебному плану с предоставлением диплома государственного образца по специальности «Правоведение» специализации «Правовое обеспечение интеллектуальной собственности» и присвоением квалификации «Юрист». 2. Тренировка к аттестованию лицензионных представителей Республики Беларусь. 3. Подготовка экспертов по анализу предприятий духовного имущества в числе нематериальных фондов по 90- и 150-часовой программам. 4. Организация и ведение симпозиумов и совещаний. Центр консультирует по темам лицензионно-патентной работы учреждения, компании и отдельных лиц. Для этого во всех городах области существуют отделы Центра. С помощью них представляется разнообразная помощь по договоренности: создание материалов обращений на предприятия индустриального имущества, контроль лицензионной чистоты созданных изделий и т.п. Принято положение о стоимости на услуги по развитию и разработке предметов индустриального имущества и список цен на лицензионные и справочные услуги. Положение допускает маркетинговую практику по производству и реализации предметов индустриального имущества, справочное, консультационное и документальное обеспечение заявителей по вопросам учета объектов индустриального имущества и др. Денежные средства, зарабатываемые Центром, идут на организацию фонда развития, зарплату выполнителям заказов, в том числе на возмещение расходов по обучению специалистов в сфере защиты духовного достояния. В Центре образован и обогащается Банк данных инноваций (БДИ), который считается официальным отделом Международного банка лицензируемых технологий ‘Klenner International, Inc’. БДИ занимается сбором сведений по инновациям и его передачей в Беларуси и за ее пределами. Помимо этого, Центр занимается печатными и типографскими, исследовательско‒научными работами, созданием банков информации по объектам индустриального имущества, публикует деловые журналы. Тенденции развития народной лицензионной системы Республики Беларусь представляются в переходе Государственного патентного комитета на самофинансирование благодаря поступающим налогам и сборам, в образовании положения, создающего вход в гражданский оборот предметов индустриального имущества и их масштабное применение в хозяйстве государства (предложение пошлинных скидок, страховка опасностей, финансирование и т.п.); в правительственной помощи иностранного лицензирования открытий и иных предметов; в формировании патентной торговли, в наращивании взаимодействия с лицензионными органами разных стран и межнациональными ведомствами.

ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

ГЛАВА 46. ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Статья 328. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами

1. Таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности в порядке, установленном настоящей главой.

2. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:

1) физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;

2) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования.

3. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

4. Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется данными таможенными органами в государстве-члене таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза, а в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры.

Статья 329. Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами

Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности устанавливается при включении объектов интеллектуальной собственности в таможенные реестры, которые ведутся таможенными органами в государствах-членах таможенного союза, и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более 2 (двух) лет со дня включения в такие реестры.

Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на 2 (два) года, при условии соблюдения требований, предусмотренных настоящей главой.

Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности не может превышать срока действия прав правообладателя на соответствующий объект интеллектуальной собственности.

Статья 330. Таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности

1. На основании заявлений правообладателей объекты интеллектуальной собственности включаются таможенными органами в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства-члена таможенного союза в порядке и на условиях, установленных законодательством государств-членов таможенного союза.

2. Таможенный орган включает в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства-члена таможенного союза, объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат защите на территории государства-члена таможенного союза, в соответствии с законодательством этого государства.

3. Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза и порядок его ведения определяются международным договором государств-членов таможенного союза.

Статья 331. Приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

1. Если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр, который ведется таможенным органом государства-члена таможенного союза, или в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 (десять) рабочих дней.

По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, этот срок может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 (десять) рабочих дней, если указанные лица обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством государств- членов таможенного союза.

Решения о приостановлении выпуска товаров и о продлении срока приостановления выпуска товаров принимаются в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.

2. Таможенный орган не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, уведомляет декларанта и правообладателя или лиц, представляющих их интересы, о таком приостановлении, причинах и сроках приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) правообладателя и (или) лица, представляющего его интересы, а правообладателю или лицу, представляющему его интересы, — наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) декларанта.

3. По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

4. Таможенные органы вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена таможенного союза, и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств — членов таможенного союза, без заявления правообладателя в порядке, определенном законодательством государств-членов таможенного союза.

5. Правообладатель в соответствии с гражданским законодательством государств-членов таможенного союза несет ответственность за имущественный вред (ущерб), причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, если не будет установлено нарушение прав правообладателя.

Статья 332. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

1. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:

1) в таможенный орган поступило заявление правообладателя или лица, представляющего его интересы, об отмене такого решения;

2) объект интеллектуальной собственности исключен из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена таможенного союза и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза;

3) иные случаи определены законодательством государств-членов таможенного союза.

2. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров оформляется в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.

3. После отмены решения о приостановлении выпуска товаров выпуск таких товаров возобновляется и производится в соответствии с настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено законодательством государств-членов таможенного союза.

Статья 333. Предоставление информации, взятие проб и образцов товаров

1. Таможенный орган представляет декларанту, правообладателю или лицу, представляющему его интересы, информацию о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска.

2. Информация, полученная декларантом, правообладателем или лицом, представляющим его интересы, в соответствии с настоящей статьей является конфиденциальной и не должна ими разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов таможенного союза.

3. С письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении их выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]