Краткое описание процесса электронного декларирования

Электронное декларирование – это процесс подачи таможенной декларации на товар в таможенные органы в электронном виде.

ЭД-2 – это технология электронного декларирования, которая позволяет передавать данные от таможенного брокера таможенным органам с помощью сети Интернет.

Читайте статью: История электронного декларирования в России

Узел доступа и информационный оператор

Передача данных в таможенные органы должна осуществляется через специально оборудованный узел доступа. Узел доступа – это серверное оборудование с особым ПО для узлов доступа соответствующее требованиям ФТС РФ (Список ПО одобренного ФТС).

Таможенный брокер может:

  1. Cоздать собственный узел доступа
  2. Воспользоваться услугами информационного оператора одобренного ФТС РФ, который сам создает и администрирует собственные узлы доступа (Информационные операторы одобренные ФТС).

Создавать собственный узел доступа трудоемко и дорого, поэтому чаще всего брокеры работают с информационными операторами. Мы работаем с ООО “Сигма-софт” и пользуемся его ПО.

Предварительное информирование

Примечание. В данной статье рассматривается система предварительного информирования участниками ВЭД таможенных органов о планируемом пересечение транспортными средствами и грузами границы Таможенного союза при их ввозе

Одним из показателей уровня развития таможенной службы является использование предварительной информации при таможенном оформлении. Использование предварительной информации служит основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли (WCO High Level Strategic Group Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade). На предварительной информации основано управление интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы Всемирной таможенной организации (Integrated Supply Chain Management Guidelines (WCO, June 2004)) и применение Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999).

Предварительное информирование таможенных органов (далее — ПИ) заключается в представлении в таможню государства — члена Таможенного союза (далее — ТС), на территории которого расположен пункт пропуска, сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах не менее чем за два часа до планируемого ввоза товара на территорию ТС (Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом»).

Предварительная информация может быть представлена отправителем, получателем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится: в странах — участницах ТС или в любом другом государстве. В тестовом режиме система предварительного информирования (Приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. N 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации») на территории Российской Федерации начала работать с 2008 г.

Для товаров, ввозимых автомобильным транспортом на таможенную территорию Таможенного союза с 17 июня 2012 г., предварительное информирование стало обязательным. Для товаров, ввозимых иными видами транспорта, представление предварительной информации необязательно.

Для представления предварительной информации в ФТС России создан Портал электронного предоставления сведений (edata.customs.ru), основанный на использовании WEB-технологий и сети Интернет. При ввозе товаров через участки границ других государств — членов ТС предварительное информирование должно быть осуществлено через информационные системы соответствующих таможенных служб.

Предварительное информирование «позволило на 30 минут сократить время таможенных операций для тех грузовиков и фур, по которым такая информация поступила заранее. Но если машина уже прибыла в пункт пропуска, а информации на таможне нет, то данные вводятся в ручном режиме». Сокращение времени таможенных операций на 30 минут происходит исключительно за счет того, что данные не вводятся в ручном режиме, а сверяются с данными, указанными в транспортных и коммерческих документах, которые в бумажном виде предъявляются при пересечении границы. Таким образом, предварительное информирование не освобождает перевозчика от предоставления бумажных транспортных и коммерческих документов сотрудникам таможенных органов в пункте пропуска для проверки сведений, указанных при предварительном информировании.

Предварительное информирование (Приказ ФТС России от 5 июля 2012 г. N 1345 «Об утверждении порядка использования в рамках системы управления рисками предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом, и транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары») особенно актуально в условиях угроз и опасности роста международного терроризма. Подобные программы одобрены рядом стран, например «Партнеры по защите» (PIP) таможенной службы Канады, «Передняя линия и аккредитованный клиент» таможенной службы Австралии, «C-TPAT» и CSI таможенной службы США, «SEP and FrontLine» таможенной службы Новой Зеландии и др.

Электронная подпись (ЭЦП)

Любые документы отправляемые декларантом через ПО в таможенные органы заверяются электронной подписью (ЭЦП). Перед таможенным оформлением вам обязательно нужно выпустить ЭЦП.

Каждый информационный оператор выпускает свою электронную подпись под собственное ПО. ЭЦП одного оператора чаще всего несовместима с ПО другого.

Поэтому при переходе от одного таможенного брокера к другому, который использует иное ПО, старая ЭЦП может не подойти. В этом случае вам необходимо выпустить новую электронную подпись подходящую под ПО брокера.

Процедура оформления электронной декларации товара

Порядок подачи запроса:

  1. Декларант, для подачи электронной декларации товара, собирает пакет документов и направляет их в формате XML на ближайший таможенный пост. Дополнительно прилагаются декларации на товары и таможенной стоимости, а также опись всех вложенных документов.
  2. Инспектор проверяет правильность заполнения декларации товара. Если в документе не выявлено значимых ошибок, он подлежит регистрации с присвоением уникального номера. Иногда в декларацию приходится вносить правки. В этом случае декларант получает от инспектора уведомление о необходимости исправления определенных пунктов с приложенным перечнем ошибок. Сотрудники нашей компании не допускают наличия ошибок в отправляемых документах, при необходимости помогают в их коррекции.
  3. Электронное оформление таможенной декларации товара предусматривает взаимодействие инспектора и декларанта. Инспектор направляет запросы на предоставление необходимых документов, указанных в Описи. Все бумаги преобразуются в электронный формат XML.
  4. Если необходимо внесение корректировок в таможенную стоимость, после сообщения инспектора об этом декларант должен их обозначить. При возникновении надобности в таможенном досмотре декларант также получает уведомление об этом от работника таможни. По ознакомлении с ним заявитель обязан послать подтверждение о получении соответствующего сообщения. После проведения досмотра декларант получает электронную копию составленного по результатам процедуры акта.
  5. Процедура считается завершенной после появления статуса «Выпуск разрешен».

Как работает таможенный брокер

Работа декларант таможенного брокера состоит из двух частей:

  • Взаимодействие с клиентом (эл. почта, телефон и т. п.)
  • Взаимодействие с таможней (только через ПО)
  • Взаимодействие с СВХ ТТ

Алгоритм работы декларанта

  1. Подготовка необходимого пакета документов. Таможенный брокер собирает у импортера необходимую информацию о товаре. Используя всю полученную от импортера информацию заполняет специальные электронные бланки ДТ, ДТС, а также другие документы. Приводит их к единому виду и формату (.xml)
  2. Создание электронного архива. Брокер приводит к единому виду и формату документы полученные от импортера и с помощью ПО отправляет их в специальный электронный архив декларанта (ЭАД).
  3. Открытие процедуры ТО. Брокер открывает в программе процедуру таможенного оформления и передает ДТ в таможенный орган.
  4. Общение с таможней. После отправки документов в таможню декларант получает комментарии инспектора в программе и оперативно на них отвечает, в том числе предоставляет дополнительные документы.
  5. Выпуск ДТ. После того как декларант отправил документы в таможню и ответил на все вопросы инспектора ожидается выпуск товара. Если таможня дает добро в программе меняется статус и товар выпускают.
  6. Внесение изменений в ДТ после выпуска товара. В случае необходимости в ДТ вносятся корректировки уже после выпуска товара.

История внедрения электронного таможенного декларирования

Первая попытка наладить электронный документооборот при прохождении таможенного оформления грузов была предпринята в России в 2002 году. В этих целях уполномоченным органом создана специальная технология, получившая название «ЭД-1», работавшая посредством присоединения к выделенному каналу связи. На ее внедрение требовались большие финансовые вложения, позволить которые мог далеко не каждый. Поэтому и обмен электронными данными не превышал 8-9% от общего числа подаваемых деклараций.

Ситуация кардинально изменилась с появлением технологии «ЭД-2», позволявшей передавать данные при помощи Интернета. К 2010 году большая часть участников ВЭД перешла на электронное декларирование. Готовность каждого из участников процесса таможенного оформления к электронному обмену данными позволила законодательно закрепить с 2014 года обязанность подачи деклараций в электронном виде (ч. 1 ст. 204, ч. 4 ст. 322 Закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в РФ»).

Устаревшая технология «ЭД-1» была о стало основным способом взаимодействия с таможней. Бумажные декларации все еще можно подать, но в строго оговоренных законом случаях.

Разработанная Правительством РФ «Стратегия развития таможенных органов до 2021 года» предусматривает полный переход на электронное декларирование к концу 2021 года.

Помощь участникам ВЭД

Получите бесплатную консультацию по оформлению

Позвоните нам по бесплатному номеру, или заполните форму и мы сами оперативно свяжемся с Вами!

8 800 700 0952 Обратная связь

Положительный опыт государств, внедривших ЭД

Выявлены следующие преимущества перехода на систему электронного декларирования:

  • сокращение времени оформления товаров благодаря упрощению таможенных формальностей;
  • более тесное сотрудничество и согласование действий с иными государственными органами;
  • единообразное применение таможенного законодательства;
  • повышение прозрачности и предсказуемости таможенного оформления;
  • снижение вероятности несоответствующих действий должностных лиц;
  • повышение качества управленческой информации;
  • эффективное использование человеческих и технических ресурсов;
  • получение достоверной информации для оценки риска и аудита после таможенного оформления.

Программы и цены

Лидером по соотношению «цена — качество — удобство» на рынке электронной отчетности является «1С-Отчетность». Сравнение с другими спецоператорами представлено в виде таблицы. В качестве примера было взято обслуживание юридического лица в течение года.

«1С-Отчетность»«Астрал Отчет»«Небо»«Бухсофт Онлайн»«Контур. Экстерн»«Мое Дело»СБИСOtchet.Ru
Цена за годОт 3 900 до 5 900 руб.от 2 900 руб. От 100 до 170 руб. за отчет Единая цена 2 938 руб.От 2 900 руб.От 9 996 руб.3 300 руб. От 1 300 до 4 300 руб.
ТехнологияОfflineОfflineOnlineOnlineOnlineOnlineОfflineОffline
Техническая поддержкакруглосуточнокруглосуточнокруглосуточноежедневно с 07:00 до 19:00круглосуточнокруглосуточнокруглосуточнокруглосуточно
Проверка отчетаданетнетдаданетдада

Очевидно, что при выборе оптимальной программы, учитывайте, как она работает:

  • offline — система установлена на компьютере (копия на внешнем жестком диске или флешке);
  • online — облачные технологии, работа с любого компьютера в интернете.

Из таблицы выше видно, что к первой группе относятся такие программные продукты, как СБИС++, 1С-Отчетность и Астрал Отчет. Со второй группой немного сложнее. Далеко не все онлайн-программы дают возможность доступа с любого устройства. Например, «Контур.Экстерн» позволяет сформировать и отправить декларацию по НДС прямо на своем портале в облачном режиме, но получить доступ к информации можно только с того компьютера, на котором установлено средство криптографической защиты информации (СКЗИ). «Контур» считается программой-онлайн только условно. Полностью облачные программы — это «Бухсофт», Мое Дело, Отчет.ру и Небо.

Для выбора спецоператора важно оценить соотношение предлагаемых функций и опций к их цене у аналогичных операторов. Более дорогие варианты обычно включают в себя дополнительные услуги, например, проверку декларации перед отправкой. Кроме того, пользователи получают нормативную базу для ведения учета и составления отчетности и консультации опытных бухгалтеров. Важную роль играет простота подключения и настройки, и обратная связь с ФНС России. Кроме самой отправки декларации по НДС необходимо получить от ФНС квитанцию о ее получении, и другие требования и уведомления.

Электронный фрахт (E-freight)

«E-freight» — программа Международной ассоциации авиационного транспорта ИАТА (IATA — International Avia Transport Association). Для организации международной перевозки груза авиационным транспортом необходимо оформить свыше 30 форм бумажных документов. Программа «E-freight» позволяет отказаться от технологий, основанных на бумажном документообороте, и способствует упрощению и модернизации процедур бизнеса в области грузовых авиационных перевозок. Программа «E-freight» поддерживает переход на технологии электронного обмена данными о грузовых перевозках с использованием коммерческих, транспортных и таможенных документов («All you need to know about… IATA e-freigh», IATA Cargo, May 2010).

Таким образом, применение таможенными службами программ электронного декларирования оказывает значительное влияние на реализацию программы «E-freight» в процессе грузовой перевозки.

Участие в данной программе принимают четыре российских аэропорта: Шереметьево и Домодедово (Москва), Толмачево (Новосибирск), Емельяново (Красноярск). На сегодняшний день первый этап данной программы успешно реализован, ведется подготовка к осуществлению следующего этапа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]