Уполномоченный экономический оператор — это юридическое лицо с особым статусом в системе ВЭД. Обычно этот статус получают крупные производственные или торговые компании, чтобы импортировать продукцию или сырье было проще и быстрее. Чтобы получить такой статус, компании должны соответствовать определенным условиям Таможенного Кодекса.
Некоторые таможенные брокеры предлагают своим клиентам работать через технического импортера со статусом УЭО. Это значит, что заказчиком и импортером груза выступает компания-партнер со статусом уполномоченного экономического оператора, у которой есть привилегии на таможне. Например, выпуск товара до подачи таможенной декларации, отсрочка уплаты таможенных платежей и отсутствие валютного контроля.
Клиент закупает товар у импортера уже на территории России. УЭО становится посредником между бизнесом и таможенными органами. Первым он гарантирует экономию средств, отсрочку уплаты таможенных платежей, вторым – «чистоту» импортированных товаров.
Некоторые брокеры предлагают аффилированные с нами компании с лицензией УЭО в качестве технического импортера.
Кто такой уполномоченный экономический оператор?
Понятие этой категории трактуется Таможенным Кодексом ЕАЭС. Уполномоченный экономический оператор (УЭО) является специализированным участником таможенной сферы. Это юридическое лицо, получившее после выполнения всех условий особый статус в системе ВЭД, которое имеет законное право использования специальных упрощенных процедур при таможенном оформлении грузов на территории государств ЕАЭС. Деятельность УЭО осуществляется, согласно стандартам ВТО и принципам обеспечения безопасности перемещения грузов.
Юридическое понятие уполномоченного экономического оператора появилось в России, как только начал действовать Таможенный Кодекс ФТС, а с появлением ТК ЕАЭС институт УЭО значительно расширил свои полномочия. Таможенный Кодекс ЕАЭС введен с 01.01.2018, в него внесен ряд важных изменений, касающихся института УЭО, которые действуют и в 2021 году.
- Введены три категории свидетельств, выдаваемых УЭО, каждое из которых предусматривает разные виды упрощений при оформлении товаров, помещенных под таможенный режим.
- Расширился диапазон специализированных полномочий, предоставляемых УЭО (с 4 до 17), количество которых варьируется в зависимости от присвоенной категории оператора.
- Организация, подавшая заявление на внесение в реестр УЭО, может сама выбирать одну из трех категорий операторов.
- Возможность оформить несколько типов свидетельств и предоставлять клиентам услуги аутсорсинга внешней торговой деятельности.
- Круг юридических лиц, получающих право выступать в роли УЭО, расширился.
- Перечень условий, необходимых для введения юридических лиц в Реестр УЭО претерпел изменения, количество требований к кандидату увеличено. Требование квалификации юридического лица как категории участника внешнеэкономической операции уровня низкого риска исключается. Зато Решением Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 65 регламентируется финансовая состоятельность как основное условие для получения свидетельства УЭО 2-й и 3-й категории.
- Увеличен срок, необходимый компаниям, которые занимаются ВЭД, для получения статуса УЭО: для всех соискателей – 3 года, кроме таможенного перевозчика, для которого устанавливается срок в 2 года.
- Реестровое обеспечение на протяжении 7 лет снижается с первоначальных 1 млн. € до 150 тыс. €.
Уполномоченный экономический оператор вносится в Реестр УЭО РФ, о чем ему выдается свидетельство. С этого времени оператор получает право использовать таможенные упрощения. Статус УЭО действителен на территории всех стран Евразийского экономического союза.
Типы уполномоченных экономических операторов
Выдача, условия для получения свидетельств УЭО 3-х типов, каждый из которых различается количеством определенных требований для введения в Реестр и видов таможенных упрощений, определяются Таможенным Кодексом ЕАЭС. С каждой категорией права держателя расширяются.
Первая категория свидетельств УЭО
Этот тип свидетельств предоставляет специализированные таможенные упрощения, касающиеся, в основном, совершения таможенных операций.
- Прибытие, осуществление растаможки груза, убытие и выпуск товаров – все таможенные процедуры в первоочередном порядке.
- Отсутствие необходимости обеспечения оплаты таможенных платежей до окончания проверки документации.
- Возможность выпуска груза до подачи ТД на товар.
- Признание средствами таможенной идентификации пломбы, установленные на грузовые отсеки транспорта и его части.
- Первоочередное проведение таможенного досмотра в случае необходимости.
- Первоочередное участие в стартовых проектах ТС по оптимизации сроков и порядка выполнения таможенных операций.
- Разрешение перевозчику – УЭО на осуществление погрузочных-разгрузочных операций с товаром, находящимся под таможенным режимом.
- Отсутствие установления маршрута перевозки товаров УЭО.
Второй тип свидетельств УЭО
Преимущества второй категории заключаются не только в сфере проведения таможенных операций, но и в упрощении прохождения таможенного контроля. Кроме вышеуказанных приоритетов, владелец свидетельства второго типа получает следующие возможности.
- Право осуществлять временное хранение груза.
- Возможность проведения таможенного контроля на территории, принадлежащей держателю свидетельства.
- Осуществление таможенных операций в отделении таможни, отличном от того, в сфере которого находятся товары, при условии нахождения таможенных пунктов в пределах одной страны-члена ЕАЭС.
- Внеочередное прохождение таможенного контроля и осуществления других операций в сфере таможенного дела.
Второй тип свидетельств УЭО выгоден для владельцев производства, экспортеров, которым предоставляется шанс снизить затраты на хранение и идентификацию продукции, так как все виды таможенных операций допускается проводить на площадках держателей.
Третий тип закрепляет возможность применения комплекса упрощений, предусмотренных для первых двух категорий УЭО.
Права уполномоченного экономического оператора
Уполномоченному экономическому оператору предоставляют административно-правовой статус для возможности применения специализированных таможенных упрощений при экспорте/импорте товара. По сути, в рамках института УЭО понятие «специальные упрощения» может трактоваться как права, предоставляемые данной юридической единице, – это вытекает из полномочий, которые получает лицо, зарегистрировавшись в качестве уполномоченного экономического оператора. Таким образом, субъект, пользующийся статусом УЭО, получает права:
- проходить таможенный досмотр в порядке первой очереди;
- временно хранить грузы, находящиеся под процедурой таможенного контроля, не указывая их в реестре СВХ;
- не оформлять обеспечение оплаты таможенных платежей;
- доставлять товары к месту хранения без предъявления в ТО назначения;
- выпускать товары до момента подачи органам ТД;
- указывать один код ТН ВЭД для товара, ввозимого несколькими партиями, в собранном или разобранном виде;
- проводить различные виды таможенных операций с грузами, находящимися на складах уполномоченного экономического оператора;
- осуществлять таможенные операции с грузами, которые следуют на территорию УЭО при ввозе в Россию;
- проводить предварительное таможенное декларирование товаров;
- подавать неполную или периодическую таможенные декларации;
- получать предварительное уведомление о планируемом проведении таможенного досмотра еще во время следования груза к таможенной территории.
Статус УЭО позволяет получать беспроцентную отсрочку по таможенному платежу на срок до 40 дней. Перечень означенных прав уполномоченного экономического оператора варьируется в зависимости от типа свидетельства, выданного соискателю.
Возникли проблемы в сфере ВЭД? Не знаете как их решить с наименьшими затратами?
Обратитесь к профессионалам EIG, ведь решение проблем ВЭД — это наша работа!
Или же свяжитесь с нами по телефонам,
Либо посредством электронной почты
ВЭД по принципу “единого окна”
Команда OnlogSystem состоит из профессионалов таможенного дела, а также специалистов в областях: сертификации, транспортной логистики и инспекции качества и прочих смежных сфер, что позволяет нам предоставлять полный комплекс услуг в сфере ВЭД, включая:
Быстрое и профессиональное таможенное оформление в различны форматах сотрудничества: за печатью таможенного представителя или в рамках агентской схемы |
Международную доставку любых категорий грузов всеми возможными видами транспорта из различных стран мира в Россию и наоборот |
Подготовку и корректировку сопроводительных документов в соответствии с требованиями таможенных органов, необходимых для подтверждения первого метода таможенной стоимости |
Организацию оформления разрешительных документов: сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, отказных писем и прочей документации |
Отбор, доставку и таможенное оформление образцов для сертификации продукции |
Инспекционные услуги: предотгрузочный контроль качества товара, контроль погрузки и прочее |
В случае необходимости или по желанию заказчика, помимо основного комплекса услуг по декларированию грузов, возможно предоставление вышеперечисленных сервисов. С полным перечнем услуг нашей компании вы можете ознакомиться здесь.
Обязанности уполномоченного экономического оператора
Кроме прав, обусловленных статусом УЭО, на данный юридический институт статьей 442 ТК ЕАЭС накладываются следующие обязанности:
- выполнять условия, требуемые для включения компании в реестр УЭО;
- исполнять все обязательства по своевременному внесению таможенных платежей;
- соблюдать порядок использования идентификационных средств;
- подчиняться требованиям таможенного органа на беспрепятственный доступ ответственных сотрудников ТО к помещениям складов или открытым территориям, на которых хранится продукция;
- при изменении информации, указанной в реестре УЭО, сообщить об этом в таможенный орган в течение 5 дней и представить документальное подтверждение изменений в двухнедельный срок.
Ответственность уполномоченного экономического оператора
Статьей 94 ФЗ от 27.11.2010 N 311 (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в РФ» предусмотрены меры, которые применимы к уполномоченному экономическому оператору, – приостановление действия свидетельства УЭО, отзыв свидетельства и исключение из реестра. Это может произойти в таких случаях:
- несоблюдение условий для получения свидетельства УЭО;
- непредставление необходимых отчетов в таможенные органы;
- административное нарушение в области таможенного права;
- возбуждение уголовного дела на руководство или кого-либо из сотрудников УЭО.
При неисполнении обязанностей действие свидетельства приостанавливается, если это произошло на протяжении года 2 раза и больше – УЭО исключается из Реестра, а свидетельство аннулируется. В данном случае повторное заявление может быть подано только после трехлетнего срока. Статья 94 применяется с 04.09.2018 и действует до 31.12. 2021 года.
А если все хорошо?
Наличие всех требуемых документов, получение нужных сведений и соблюдение установленных условий является основанием для принятия решения о включении юрлица-заявителя в реестр и выдачи свидетельства.
Для этого необходимо издание приказа о совершении этих действий со стороны федеральной таможенной службы. Подписывается он руководителем ФТС (или замещающим его лицом) и заверяется печатью. Созданный приказ начинает действовать со дня его подписания. Но свидетельство вступает в силу только через десять дней после его выдачи. Срок не ограничен. Следует учитывать, что свидетельство нельзя передавать другому лицу. С момента его вступления в силу, организация получает статус уполномоченного экономического оператора. Все это заносится в реестр федеральной таможенной службы.
Следует отметить, что обновление данных в нем может немного затянуться. Ведь на внесение изменений в реестр выделяется срок до трех месяцев, что нужно для обновления официальных изданий и сайта с наименованием организаций, получивших статус. Поэтому, могут возникнуть определенные задержки в самом начале деятельности уполномоченного экономического оператора. Чтобы избежать этого, не лишним будет снабдить груз копиями свидетельства (или оригиналом, если перевозится не часто или что-то очень ценное). То есть, необходимо лично отслеживать ситуацию того, успела ли бюрократическая машина сделать все необходимые телодвижения. Справедливости ради следует отметить, что с этим к максимальному сроку не тянут и изменения вносятся довольно оперативно.
Преимущества и недостатки уполномоченного экономического оператора
Положительные стороны получения свидетельства уполномоченного экономического оператора определяются специальными упрощениями и привилегиями, которые получает в результате регистрации юридическое лицо.
- Таможенная проверка после выпуска груза проводится единоразово в три года.
- Статус участника ВЭД, добросовестно исполняющего свои обязанности, который необходим для внесения компании в Реестр, положительно влияет на решение вопроса о неприменении мероприятий повышенного контроля.
- Таможенную декларацию можно подавать позднее, чем обычный участник ВЭД – до 10 числа будущего месяца.
- Беспроцентная отсрочка платежа оформляется только со времени подачи таможенной декларации.
- Значительная экономия на расходах по перевозке и наиболее эффективная логистическая схема за счет транспортировки товаров сразу на площадку УЭО без доставки в ТО.
- Экономия времени на идентификации товара, разгрузочных работах, принятии груза у перевозчика, так как товар находится на складе УЭО.
- Существенно сокращаются сроки выпуска товаров – до 4 часов.
Наряду с преимуществами, которые имеет применение института УЭО, имеются некоторые проблемы и недостатки. Они заключаются в следующем:
- Крупная сумма внесения обеспечения выполнения обязанностей – 1 млн. евро, производственникам – 150 тыс. евро, которая доступна далеко не каждому участнику ВЭД.
- Необходимость заключать соглашения отдельно с каждой таможней, на которую прибывает груз.
- Электронный вид информации развит слабо – в основном, используются документы в печатном варианте.
- Необходимо проработать в данной сфере несколько лет: условие для получения статуса 3 года участия в ВЭД, для перевозчика – 2 года.
- Необходимость дополнительно контролировать сроки подачи таможенной декларации и отчетного материала.
Несмотря на некоторые проблемы УЭО, все же преимуществ использования такого вида сотрудничества гораздо больше. К сожалению, часто ФТС России воспринимают УЭО не как партнера, а как компании, создающие риски неплатежей: такое отношение к операторам объясняется незаконной деятельностью немногих операторов, использующих свой статус с неблаговидной целью. Вследствие чего причин, по которым можно лишиться статуса УЭО, достаточно много. И это еще одна проблема статуса УЭО, которую нужно решать на законодательном уровне.
Изменения
Несмотря на то, что рассматриваемый институт был создан каких-то пять лет назад, он уже раз был существенно подкорректирован. Произошло это в 2021 году. Тогда были внесены существенные корректировки в деятельность юридических лиц со статусом уполномоченного экономического оператора. На данный момент такой привилегией пользуется порядка 200 компаний. Так что изменения производились не на пустом месте, а с учетом замечаний и пожеланий. Ведь сам этот статус создавался именно для того, чтобы облегчить внешнеэкономическую работу компаний. Поэтому, без учета их замечаний и пожеланий эффективная работа института не предоставляется возможной. Но не следует забывать, что речь идет не только о правах, но и обязанностях. Только меняясь и достигая компромиссов, можно выстроить взаимовыгодную систему, выгодную и государству, и рядовым гражданам. Вряд ли изменения 2021 года – это последнее, что ждет институт уполномоченных экономических операторов. По мере популяризации этого инструмента и более широкой деятельности возникнет все больше дельных предложений, позволяющих превратить его в настоящий ограненный алмаз.