Что такое временный ввоз товаров?
Таможенная процедура ввоза иностранных товаров на территорию России на ограниченный разрешенный период называется временный ввоз товаров (допуск). Преимущества этого режима заключаются в значительной экономии расходов на налоги и пошлины, которые или отсутствуют, или сумма которых меньше по сравнению с другими режимами. Важным условием является вывоз таких товаров в полном объеме с территории России по истечение разрешенного срока. Обычно данное положение Таможенного кодекса применяется к выставочным экспонатам, конструкциям для организации ярмарок, к спортивным снарядам, оборудованию, которое используется с целью организации соревнований, концертов и др. Также, режим применяется по отношению к иностранным грузам, которые перемещаются через границу РФ или находятся на хранении под таможенным контролем.
Для подтверждения возможности применить процедуру временного допуска проводится идентификация товаров, в которой не учитывается тара и упаковка. Важно, чтобы на протяжении всего срока пребывания ввезенные товары остались в изначальном состоянии (естественный износ допускается) и в распоряжении декларанта. Передавать такой товар третьим лицам можно только после получения соответствующего разрешения.
Внимание! Если товар не вывезен в установленный срок, то применяется процедура выпуска для внутреннего потребления, что приводит к уплате налогов и сборов, от которых он был освобожден, и штрафа за просрочку платежа.
Шпоры для каждого!Информационные учебно-познавательные материалы
Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961.
Участвуют свыше 60 государств, РФ присоединилась 02.11.1995.
Цель Конвенции — обеспечение ввоза товаров, которые разрешены к временному беспошлинному ввозу в государства — участники Конвенции (для этого определена форма карнета АТА, который используется в качестве таможенного документа для временного ввоза товаров).
Конвенцией установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров.
В РФ функции гарантирующей ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ, которая оформляет и выдает карнеты (ее гарантом перед международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России).
Общий контроль за выполнением условий Конвенции осуществляет ФТС РФ.
Важность Конвенции — она позволяет использовать карнеты вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным ввозом.
Конвенция о временном ввозе товаров 1990.
Состоит из 34 статей и ряда приложений, РФ присоединилась в 1995 к Конвенции и нижеупомянутым приложениям.
Принята с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая ТС (временный ввоз разрешается при полном освобождении от уплаты таможенных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер).
Государство-участник имеет право обусловить временный ввоз товаров и ТС предъявлением таможенного документа и предоставлением гарантии, а также возможности идентификации товаров и ТС по окончании временного ввоза.
Товары, ввезенные в соответствии с процедурой временного ввоза, подлежат обратному вывозу в течение определенного срока, достаточного для достижения целей временного ввоза (срок оговаривается в каждом приложении; таможенные органы могут установить более поздний срок вывоза).
Товары, ввезенные в соответствии с процедурой временного ввоза, могут быть обратно вывезены одной или несколькими партиями.
Указанные товары могут быть вывезены обратно через иную таможню, чем та, через которую они были ввезены.
Приложение А — о документах временного ввоза (карнеты ATA и карнеты CPD) (документом временного ввоза является международный таможенный документ, приравненный к таможенной декларации, который позволяет идентифицировать товары и ТС, и включающий международно действующую гарантию уплаты ввозных пошлин и сборов.
Карнет ATA — документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза товаров, за исключением ТС.
Карнет CPD — документ о временном ввозе товаров, используемый для временного ввоза ТС.
Карнеты ATA и карнеты CPD могут выдаваться на срок не свыше 1 года.
Приложение Б.1 — о товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях и им подобных мероприятиях.
Приложение Б.2 — о профессиональном оборудовании.
Приложение Б.3 — о контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией.
Приложение Б.5 — о товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей.
Законы, регулирующие временный ввоз
Временный ввоз регулируется ТК РФ (22 глава), Федеральным законом о Таможенном регулировании, отдельными законодательными актами ТС и рядом международных соглашений, которые устанавливают правила для категорий товаров. Условия применения данного режима и его особенности изложены в Конвенции о временном ввозе, заключенной в Стамбуле. Отдельные положения в Конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур посвящены этой теме.
Организуем временный ввоз
Получите бесплатную консультацию по оформлению
Позвоните нам по бесплатному номеру, или заполните форму и мы сами оперативно свяжемся с Вами!
8 800 700 0952 Обратная связь
Международные конвенции по таможенным вопросам, их краткая характеристика
Перечень конвенций, разработанных СТС ВТО:
—Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС) СТС — это основное звено международной системы сотрудничества государств по таможенным вопросам. Совет изучает все аспекты, в том числе технические, таможенные и связанные с ними экономические факторы, готовит проекты конвенций, поправки к ним и рекомендации, обеспечивающие единообразие их трактовки и т.д. Вступила в силу 04.11.52.
—Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей Известна под названием «Брюссельская таможенная оценка товаров» или «Брюссельское определение таможенной стоимости». Однако большинство стран для оценки товаров использует не эту конвенцию, а Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, вступившей в силу 01.08.81. Вступила в силу 28.07.53.
—Таможенная конвенция о карнетах ECS для промышленных образцов В 1976 г. СТС рекомендовал эту конвенцию странам-участницам, так как она дублировала таможенную Конвенцию по АТА Garnet для временного ввоза товаров (Конвенция АТА), вступившую в силу 30 июля 1963 года. Вступила в силу 03.10.57.
—Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах и Протокол о поправках к ней Известна как Конвенция о Брюссельской тарифной номенклатуре или как Конвенция о номенклатуре Совета таможенного сотрудничества (НСТС). В связи с использованием Гармонизированной системы описания и кодирования товаров большинство стран выходит из этой конвенции. Вступила в силу 11.09.59.
—Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок Конвенцию подписали основные европейские страны. Вступила в силу 15.03.62. Таможенная конвенция о временном ввозе научного оборудования К ней присоединились основные европейские страны. Вступила в силу 15.03.62. Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования Конвенция включает в себя три приложения: оборудование для печати или радио- и телетрансляции; кинематографическое оборудование; специальное оборудование. Вступила в силу 01.07.62.
—Таможенная конвенция об упрощении ввоза товаров для показа или использования на выставках, ярмарках, встречах или других подобных мероприятиях. Это расширенная конвенция (она касается ввоза более крупных партий товаров) по сравнению с Международной конвенцией о ввозе коммерческих образцов и рекламных материалов, принятой в Женеве ГАТТ. Вступила в силу 13.07.62.
Таможенная конвенция ATA Garnet для временного ввоза товаров (Конвенция ATA) Конвенция является главной в блоке конвенций о временном ввозе. В ней содержатся такие важные факторы, как документационное оформление временного ввоза и порядок взыскания таможенных пошлин. Вступила в силу 30.07.63.
-Таможенная конвенция о материально-техническом обеспечении моряков Приложение к конвенции содержит список предметов культурно-бытового назначения, которым при условии обратного вывоза предоставляется условное освобождение. Вступила в силу 11.12.65. Таможенная конвенция о международном транзите товаров (Конвенция ITI) Вступила в силу 07.06.71.
-Таможенная конвенция о временном ввозе учебных материалов Вступила в силу 10.09.71.
-Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция/Конвенция Киото) Вступила в силу 25.09.74. Конвенция состоит из собственно конвенции, положения которой применяются без ограничения ко всем странам-участницам, и 31 приложения, каждое из которых посвящено специальной таможенной процедуре. 25 июня 1999 г. руководители 114 таможенных организаций, присутствовавшие на 94-й сессии ВТО, единогласно приняли Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Принятие этого варианта конвенции, готовившегося четыре года, — своеобразное подведение итогов Киотской конвенции 1974 г. Ратифицировав пересмотренную Киотскую конвенцию, правительства смогут принимать современные прозрачные и компьютеризированные процедуры таможенного оформления и внедрять на практике рекомендации ВТО и ее членов в тесном сотрудничестве с деловыми кругами и различными межправительственными организациями. Новые положения конвенции позволяют ускорить процедуру таможенного оформления путем применения современных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения в практику технологии анализа рисков. Это позволит значительно облегчить проведение таможенного контроля. Что касается содержания пересмотренной Киотской конвенции, то Генеральный секретарь ВТО М. Данэ отметил определенные сдвиги за прошедшие четыре года, которые положительно повлияли на работу всех руководителей экономического сектора, транснациональных компаний, малого и среднего бизнеса, импортеров, экспортеров, брокеров, а также перевозчиков, занятых в международной торговле товарами. Таким образом, ВТО дает правительствам и участникам внешнеэкономической деятельности новый действенный инструмент, отвечающий задачам нового тысячелетия, и позволяет устранить еще существующие барьеры в виде процедур таможенного оформления.
-Таможенная конвенция о контейнерах Введение конвенции осуществляется совместно с ООН. Вступила в силу 06.12.75.
-Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) Вступила в силу 21.05.80.
-Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) Призвана заменить Конвенцию о номенклатуре СТС (НСТС). Гармонизированная система является многоцелевой товарной номенклатурой, в которую входят описание, необходимое для таможенных тарифов и статистической номенклатуры, и транспортные классификации. Около 80% стоимостного объема международной торговли осуществляется с использованием ГС. Заключена 14 июня 1983 г. в Брюсселе и вступила в силу 01.01.88.
-Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) Она должна регулировать весь комплекс временного ввоза и заменить принятые ранее разрозненные конвенции по временному ввозу имущества, товаров и транспортных средств. Принята в Стамбуле в июне 1990 года. Вступила в силу 27.11.93.
-Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) Более 70% стоимостного объема международной торговли осуществляется с применением этого соглашения. Принцип таможенной оценки, являющийся основой этого соглашения, предусматривает оценку товаров при взимании таможенных платежей на основе так называемой сделки, т.е. суммы, реально уплаченной за импортируемый товар. Вступило в силу 01.01.81.
Особенности временного ввоза
Оформление процедуры временного ввоза выполняется на основании идентификации перевозимых товаров. Декларант собирает и предоставляет в таможенные органы документы, в которых подробно описаны причины временного допуска, и документы, гарантирующие последующий реэкспорт. Выполняется расчет таможенных платежей.
Во время пользования временно ввезенных товаров допускается их износ или естественная убыль, избежать которых невозможно. Обязательно соблюдение надлежащих условий хранения и эксплуатации таких товаров, которые могут испытываться, проверяться, тестироваться, принимать участие в экспериментах, ремонтироваться (функциональное улучшение конструкции по сравнению с оригиналом запрещается), получать техническое обслуживание. Они всегда должны находиться в собственности и распоряжении декларанта, который может передать временно ввезенные товары другому лицу в ряде случаев, определенных законодательно, без уведомления ТО, например, для выполнения ремонтных работ или технического обслуживания. Передача таких товаров другим лицам, не предусмотренная законодательными актами, должна сопровождаться разрешением ТО, которое выдается на основании письменного заявления декларанта с описанием причины такой необходимости и предоставлением информации о владельце или пользователе. При этом, декларант должен соблюдать законодательство в отношении условий и сроков, соответствовать всем положениям.
Важно! Только по отношению к иностранным товарам может применяться процедура временного ввоза.
Стамбульская конвенция: духовное измерение
После мощного всенародного сопротивления Стамбульской конвенции ее ратификация в Болгарии отложена. Это первое серьезное и категорическое неприятие того, что «спускается» из Евросоюза.
Протестная акция в столице Софии перед зданием Парламента
Разобраться с текстом конвенции простому человеку невозможно. И это первый знак того, что ратифицировать ее не стоит. «Где просто, там ангелов со сто, где мудрёно – ни одного», – предупреждал преподобный Амвросий Оптинский. Где же нет ангелов, там известно кто. И это второй знак, подсказанный духовным чутьем: тревога и отторжение.
Оригинал текста Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (т.н. Стамбульской конвенции) написан на английском и французском языках. Только в таком виде конвенция имеет законную силу. Включая смысл слова «гендер» (gender), отсутствующего в болгарском языке и в болгарском законодательстве. Просвещенные (благодаря западным грантам) люди в Болгарии все же нашлись, они и объяснили через ведущие СМИ, что проблема не в конвенции, а в плохом переводе ее текста и тотальном невежестве народа. Настораживает, однако, что самыми «просвещенными» оказались представители ЛГБТ, принявшие данный документ с большим воодушевлением. Но реакция на него большинства прямо противоположная.
Доктор Николай Михайлов, психиатр, богослов, бывший депутат Народного собрания – парламента Болгарии, в интервью болгарскому сайту «Гласове» от 23.01.2018 сказал:
«Стамбульская конвенция – чемодан с двойным дном. Сверху – бесспорное, внизу – дополнительные распоряжения, обязательства и контроль. Внизу НПО и мониторящий орган. А над всем этим – идеология. “Эта конвенция может быть истолкована и «безопасным» способом, рассудочно и филологически. Понятие «гендер» относится только к социальным ролям мужчины и женщины”, – уверяет г-жа Бриджит О’Лафлин. Но конвенция написана с понятийным аппаратом, предусматривающим и “дополнительные” значения. “Гендер” – слово-хамелеон. Ассоциации с идеологией третьего пола и глобальной сексуальной революцией находятся в головах не читателей, а писателей. Мы не запутались в переводе – мы в ловушке».
В английском языке во втором, определяющем пол, слове до 60-х годов ХХ века так же не было нужды. Фундаментальные изменения в обществе начинаются исподволь и нередко с изменений в языке, способствующих размыванию границ основных понятий, подкапывания основ и постепенного, неприметного насаждения новой идеологии. Слово «гендер» (в Стамбульской конвенции чаще употребляется именно оно) не имеет таких четких границ, как слово «пол», подразумевающее биологическое различие: мужчина/женщина. Гендерная идеология несет в массы широкое толкование пола – согласно принятой в «свободном от предрассудков мире» широте взглядов. «Дополнительные значения» предусматривает и слово «насилие» – с использованием уже хорошо известного приема двойных стандартов.
Конвенция сама применяет насилие: идеологию навязывают, используя моральный шантаж
«Беда этой конвенции, – продолжает д-р Михайлов, – обращенной к глобальной драме насилия, в том, что она сама содержит латентное идеологическое насилие. Идеологию навязывают прикрыто, используя моральный шантаж. Маневр прикрыт, но разгадан. Сопротивление идет не по линии мужского шовинизма или дефицита сочувствия человеческому страданию, как нам говорят, а по линии страха за детей и отвращения к перверзии. В этом сущность скандала. И не нужно возражать, что это преувеличение, фальшивая новость или паническое представление, которое предваряет события. Нет. Поинтересуйтесь, к чему относятся толерантно в свободном мире и какова тенденция, – через Google личные свидетельства».
Отчего вдруг возникла острая необходимость в очередной международной конвенции в защиту женщин? Неужели в Болгарии нет внутренних законов, защищающих своих граждан? Есть. Поможет ли Стамбульская конвенция более успешно бороться с насилием? Рассмотрим на примере Турции, ратифицировавшей конвенцию сразу после ее подписания – в 2011 году. Согласно официальной статистике, в Турции в период с 2010 по 2021 год 377 женщин были убиты во время ведения бракоразводного процесса со своими супругами. Ничего удивительного – ведь особенность Стамбульской конвенции в том, что в ней подразумевается не насилие вообще, а определенный тип насилия, не права, а отдельный вид прав и не только женщин, а – поясню, если кто-то до сих пор не понял, о чем речь, – людей, чувствующих себя женщиной, не будучи ею по рождению.
«Гендер-просвет», в случае ратификации конвенции, становится обязательным – даже в дошкольных учреждениях
Законы страны после ратификации международной конвенции необходимо под нее «подогнать». Болгарские юристы насчитали около 20 нуждающихся в исправлении законов, включая Конституцию Республики Болгария. Не уточняя, входят ли в это число статьи уголовного кодекса, защищающие детей до 14 лет от развращения, то есть от «гендер-просвета», который в случае ратификации Стамбульской конвенции становится обязательным для гимназий, школ и даже дошкольных детских учреждений. В некоторых западных странах образовательные гендер-методики в сочетании с инновационным сексуальным воспитанием применяются много лет и уже принесли «плоды» – именно такие примеры предлагал найти в интернете д-р Михайлов, чтобы мы могли представить себе «светлое европейское будущее» Болгарии. Как и примеры изъятия детей у родителей, противящихся подобным инновациям, – да, так далеко зашла «борьба с насилием». К сожалению, эти примеры не единичны, они множатся день ото дня, процесс набирает обороты, подтверждая тенденцию и указывая направление – в бездну.
Из Обращения[1] Священного Синода Болгарской Православной Церкви в связи с процедурой принятия и ратификации в Болгарии Стамбульской конвенции 22 января 2021 года:
«Будучи юридическим актом, конвенция имеет и духовные измерения: она есть средство, которое насаждает чуждую для нас ценностную систему, что позволит управлять обществом по новой модели, соответствующей интересам малой его части…
Последствия отречения от библейских истин трагичны, и мы являемся свидетелями трагедий во многих обществах, где гендерная идеология давно стала государственной политикой.
Призываем Народное собрание не ратифицировать Стамбульскую конвенцию, в которой вводятся понятия, противоречащие нашей православной вере, национальным традициям и правовой системе!
Призываем болгарский народ отстаивать свою веру, которая хранила его во всех исторических испытаниях!»
Священный Синод призвал также к усердной молитве «в эти дни тяжелых духовных испытаний веры и совести православного болгарского народа… чтобы испросить Божией помощи в том, чтобы не была принята Стамбульская конвенция, которая, по нашему мнению, ведет к духовной смерти народа».
Народ понял, что посягнули на его душу, что под вопросом само его существование. И сплотился – люди разных возрастов, национальностей, вероисповеданий, разных уровней образования и разных политических взглядов. Чего не было с конца 1980-х. Политические аналитики говорят о «последней капле» и «новой политической реальности». Но главное все-таки не это. Болгарский народ духовно жив. Именно такой вывод можно сделать из истории со злосчастной конвенцией.
Какие товары подходят под процедуру временного допуска?
Под таможенную процедуру временного ввоза помещаются следующие товары иностранного происхождения, ввезенные на территорию РФ:
- демонстрационные конструкции, профессиональный инструментарий, монтажное оборудование для обеспечения участия в выставках, ярмарках, конференциях, соревнованиях;
- музыкальные инструменты и театральный реквизит для концертов и спектаклей;
- мобильные гаджеты, компьютеры и устройства, используемые для осуществления деловой деятельности;
- оборудование, необходимое для работы средств массовой информации при наличии разрешения;
- транспортные средства, предназначенные для вышеперечисленных целей;
- упаковка, тара, контейнеры.
Какие документы нужны для временного ввоза?
Состав пакета документов для предоставления в ТО определяется приказом федеральной таможенной службы России от 25.04.07 г. № 536. и включает:
- документальное подтверждение целей допуска;
- описание применения временно ввезенных товаров с планом мероприятий, таких как научные испытания, ярмарки и т.д.;
- документ с идентификацией товаров;
- свидетельство о временном допуске по типу необлагаемого налогами со ссылкой на нормативный акт, позволяющий отменить налогообложение;
- документальные гарантии обратного вывоза товаров в установленные сроки;
- заявление с указанием времени обратного вывоза.
Если груз до этого режима находился или находится под другими таможенными процедурами, декларант должен подтвердить, что все действующие требования выполняются без нарушений. Таможенный брокер может потребовать дополнительные документы.
Сроки временного ввоза товаров
Общие условия заключаются в том, что предельный срок пребывания временно ввезенных товаров в РФ составляет два года. Период хранения на таможенном складе может быть исключен из расчета.
Срок временного ввоза товаров определяется ТО России с учетом задекларированных целей, с которыми груз ввозится на территорию РФ. В общих случаях отсчет начинается со дня открытия режима. Предусмотрен срок продления для различных категорий товаров и в зависимости от целей их ввоза на территорию ЕАЭС. Данное положение не касается контейнеров, но справедливо в отношении основных производственных фондов при условии, что они являются собственностью декларанта. Так, оборудование может находиться под процедурой временного ввоза в течение 34 месяцев. В таможенном кодексе России описана процедура, как продлевается срок. Если режим временного ввоза оформлялся разными декларантами, разрешенный срок все равно не превышает двух лет. ТО в праве устанавливать меньший срок на основании действующего законодательства и особенностей груза.
Стамбульская конвенция и её роль для гармонизации таможенных процедур
Стамбульская конвенция и её роль для гармонизации таможенных процедур. Временный ввоз – это таможенная процедура, в соответствии с которой определенные товары могут быть ввезены на таможенную территорию с условным освобождением, полностью или частично, от ввозных пошлин и налогов; такие товары должны ввозиться для определенных целей и предназначаться для обратного вывоза в течение установленного срока без каких-либо изменений, за исключением обычного износа в результате их использования.
В рамках деятельности ВТаО сначала были разработаны таможенные конвенции, регламентирующие временный ввоз по отдельным категориям товаров, например:
1)Таможенная Конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.) от 6 декабря 1961 г. 2) Таможенная Конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.), вступила в силу для СССр в 1959 г. 3) Конвенция о таможенных льготах для туристов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.) вступила в силу для СССР 1959 г. 1) Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования от 8 июня 1961 г. 4) Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок, Брюссель, 6 октября 1960 г.; 9) Таможенную конвенцию о временном ввозе педагогического материала, Брюссель, 8 июня 1970 г.,
В результате работ, проведенных Постоянным техническим комитетом ВТаО, в 1990 г. была в разработана и принята в г. Стамбуле (Турция) Конвенция о временном ввозе, заменившая собой ранее существовавшие международные и включила в себя положения а Конвенции о карнете АТА 1961 г.2. природа и сущность Стамбульской конвенции о временном ввозе состоит в том, что она представляет собой единый кодифицирующий международно-правовой акт о временном ввозе товаров2 Роль Конвенция о временном ввозе 1990 г. (далее – Стамбульская конвенция), объединив ранее принятые международно-правовые соглашения в сфере временного ввоза, способствовала унификации и гармонизации национальных таможенных норм государств-участников Конвенции1
Цель принятия конвенции закреплена в преамбуле этого международного договора – облегчить процедуру временного ввоза товаров путем упрощения и гармонизации его правил с введением стандартизированных международных документов о временном ввозе, содержащих также международную гарантию уплаты таможенных пошлин и сборов.
Стамбульская конвенция включает в себя основной текст и 13 Приложений, каждое из которых представляет собой упрощенную процедуру временного ввоза для конкретного вида товара.
Каждое государство-участник конвенции обязуется разрешать временный ввоз товаров, указанных в приложения, на условиях конвенции. Эти условия включают в себя следующие положения: 1) Временный ввоз разрешается при полном условном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запретов и ограничений экономического характера на импорт. 2) При таможенном оформлении товаров под процедуру временного ввоза государства принимают единые международные документы временного ввоза (карнет АТА и карнет СРТ) вместо национальных таможенных деклараций. Документом о временном ввозе согласно конвенции является международный таможенный документ, приравниваемый к таможенной декларации, позволяющий идентифицировать товары (включая транспортные средства) и включающий международно-действующую гарантию на уплату ввозных пошлин и сборов. Стамбульская конвенция охватывает широкий круг товаров, в отношении которых применяются ее положения.
Практически в каждом Приложении Стамбульской конвенции заложена идея постепенного вытеснения многочисленных ранее принятых однопорядковых конвенций единым кодифицированным актом о временном ввозе.
Таким образом, при разработке Стамбульской конвенции ВТаО стремилась не только создать единые и стандартные международно-правовые нормы по временному ввозу, направленные на унификацию и гармонизацию правовых систем в этой сфере, но и совершенствовать международно-правовую базу по этим вопросам, объединив все конвенции по временному ввозу в один кодифицированный международный акт.
Стамбульская конвенция регламентирует весь спектр вопросов по временному ввозу товаров, учреждает международную таможенную систему А.Т.А., регулирует международную процедуру транзита временно ввозимых товаров и др. Международно-правовое регулирование, заложенное в конвенции, охватывает такие актуальные проблемы международной торговли, как обеспечение законных целей государств по экономической безопасности, защиту интересов общества и получение доходов, а также определяет степень участия различных государств в формировании общих принципов и норм по применению таможенных процедур импорта товаров для всех участников международной торговли на принципах равноправия.
Порядок уплаты таможенных пошлин и налогов при временном ввозе
Режим временного ввоза предполагает полное или частичное освобождение от налогов и пошлин. Среди товаров, которые не облагаются налогом:
- груз, связанный с наукой, культурой, киноиндустрией, туризмом, ввезенный с целью улучшения международных отношений;
- товары международной помощи и др.
Окончательное решение по полному освобождению от налогообложения принимает федеральное правительство. Если нарушаются условия процедуры с освобождением от обязательных платежей по отношению к задекларированным временно ввезенным товарам, или ввозятся новые товары, не указанные в декларации, то начисляется полная сумма налоговых платежей.
При режиме с частичной оплатой налогов и пошлин обязательства к выплате возникают после открытия режима и заканчиваются в момент завершения его действия. Дата оплаты определяется по дате регистрации таможенной декларации или, если товары выпущены раньше регистрации, по дате регистрации заявления о выпуске товаров.
Срок уплаты считается днем истечения срока временного ввоза товаров или зависит от обстоятельств, например, если временно ввезенные товары были переданы другим лицам, то сроком уплаты считается день их передачи или день регистрации декларации в отделении таможни. Если временно ввезенные товары утрачены во время действия режима, то сроком уплаты является день утраты товаров и день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если день утраты не определен. Исключение составляет полное уничтожение в результате объективных причин.
Размер таможенных пошлин и налогов составляет 3% от тех же пошлин и налогов, которые начислялись бы на эти же товары при ввозе для внутреннего пользования. Сумма может оплачиваться сразу в целом объеме или частями периодически, но не реже одного платежа за три месяца. Периодическая оплата обсуждается декларантом и уполномоченным представителем таможенной службы. Уплаченные налоги и таможенные пошлины не могут возвращаться или компенсироваться в результате зачета платежей.
Важно! Законодательно определено, что таможня имеет право требовать оплату таможенных платежей, если у ее сотрудников возникли сомнения в отношении выполнения обязательств со стороны декларанта.
- Международные договоры, регламентирующие таможенную процедуру временного ввоза
Временный ввоз товаров является одной из самых распространенных таможенных процедур, в связи с чем мировое сообщество решило максимально облегчить и упростить таможенную процедуру временного ввоза товаров, результатом этого стали принятые конвенции о временном ввозе.
Определение временного ввоза согласно Киотской конвенции: «Временный допуск означает таможенную процедуру, под которой определенные товары могут быть доставлены на таможенную территорию с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты импортных пошлин и налогов; такие товары должны импортироваться для определенной цели и должны предназначаться для реэкспорта в течение установленного срока, не претерпев никаких изменений, за исключением обычного износа в результате их использования».
В рамках деятельности Всемирной таможенной организации (ВТамО) сначала были разработаны таможенные конвенции, регламентирующие временный ввоз по отдельным категориям товаров, например, Европейская конвенция о таможенном режиме поддонов, используемых в международных перевозках, Женева, 9 декабря 1960 г.; Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок, Брюссель, 6 октября 1960 г. и др. В дальнейшем возникла потребность в кодификации вышеуказанных конвенций в одну универсальную конвенцию для более эффективного международно-правового регулирования этой процедуры и сближения на ее основе правовых систем государств в этой сфере.
К важнейшим международным договорам, регламентирующим процедуру временного ввоза, относятся:
- Таможенная Конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.) от 6 декабря 1961 г.;
- Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 г.).
Также имеются международные договоры, действие которых было прекращено в связи с вступлением в силу Стамбульской конвенции о временном ввозе. К ним, в частности, относятся:
- Таможенная конвенция о книжке АТА для временного ввоза грузов, Брюссель, 6 декабря 1961 г. — в отношениях между договаривающимися Сторонами, принявшими Приложение А и являющимися Сторонами Конвенции о временном ввозе.
- Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования от 8 июня 1961 г.
- Таможенная конвенция, касающаяся льгот, предоставляемых при ввозе товаров, экспонируемых или используемых на выставках, ярмарках, конгрессах или других подобных мероприятиях, Брюссель, 8 июня 1961 г.
- Европейская конвенция о таможенном режиме поддонов, используемых в международных перевозках, Женева, 9 декабря 1960 г.
- Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок, Брюссель, 6 октября 1960 г.
- Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров, 1972 г., Женева, 2 декабря 1972 г.
- Международной конвенции об упрощении ввоза коммерческих образцов и рекламных материалов, Женева, 7 ноября 1952 г.
- Таможенную конвенцию об оборудовании для улучшения досуга моряков, Брюссель, 1 декабря 1964 г.
- Таможенную конвенцию о временном ввозе научного оборудования, Брюссель, 11 июня 1968 г.
- Таможенную конвенцию о временном ввозе педагогического материала, Брюссель, 8 июня 1970 г.
- Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного или культурного характера, ЮНЕСКО, Нью-Йорк, 22 ноября 1950 г.
- Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств, Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.
- Таможенная конвенция, касающаяся временного ввоза дорожных перевозочных средств, служащих для коммерческих целей, Женева, 18 мая 1956 г.
- Таможенная конвенция, касающаяся временного ввоза частных прогулочных катеров и летательных аппаратов, Женева, 18 мая 1956 г.
С учетом рекомендаций Международной торговой палаты 6 декабря 1961 г. была принята Таможенная Конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.).
Сокращение «A.T.A.» представляет собой комбинацию аббревиатур французских слов «admission temporaire» и английских слов «temporary admission» («временный ввоз»). Для того, чтобы облегчить ссылки на Конвенцию, ее официальным кратким названием является «Конвенция A.T.A.».
Основной ее целью является принятие единого порядка временного беспошлинного ввоза товаров, пользующихся значительными преимуществами в международной коммерческой и культурной сферах деятельности, предусматривающего достижение более высокой степени гармонизации и унификации в таможенных системах Договаривающихся сторон.
Вышеуказанная Конвенция предусматривает применение государствами-участниками карнета АТА – единого международного таможенного документа, заменяющего таможенные декларации и позволяющего осуществлять упрощенное и ускоренное таможенное оформление временного ввоза товаров.
Карнет АТА позволяет участникам ВЭД минимизировать время таможенного оформления товаров и сократить расходы, связанные с уплатой таможенных платежей и таможенным оформлением.
С 2012 года в России стало возможным использование карнета АТА в качестве таможенной декларации для временно вывозимых товаров.
В систему АТА входит 75 стран:
- страны австралийского континента: Австралия, Новая Зеландия;
- европейские государства: Австрия, Германия, Польша, Беларусь, все страны Балтии, Ирландия, Великобритания, Исландия, Болгария, Голландия, Португалия, Франция, Венгрия, Дания, Норвегия, Люксембург, Италия, Сербия, Румыния, Андорра, Испания, Словакия, Хорватия, Финляндия, Черногория, Македония, Чехия, Словения, Швейцария, Мальта, Швеция, Израиль, Цейлон;
- страны Азии: Индия, Кипр, КНДР, Китай, Малайзия, Пакистан, Иран, Япония, Таиланд, Ливан, Сингапур, Российская Федерация (является участницей с 1995 г.);
- африканские государства: Алжир, Египет, Кот-Д’Ивуар, Лесото, Маврикий, Сенегал, Марокко, Тунис, ЮАР;
- Северная Америка: Куба, Канада, Мексика, США.
В России функции выдающей и гарантирующей карнеты АТА ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата Российской Федерации, что связанно со сложившейся международной практикой, согласно которой ассоциациями — гарантами функционирования системы АТА в странах-участницах таможенных конвенций выступают, как правило, национальные торговые палаты, образующие международную гарантирующую сеть АТА Всемирной Федерации Палат (ВФП).
Товары, в отношении которых может применяться система карнетов АТА:
- профессиональное кинематографическое оборудование и оборудование прессы, радио и телевидения, включая дополнительные принадлежности;
- оборудование для монтажа, испытаний, запуска, контроля, проверки, технического обслуживания или ремонта оборудования или транспортных средств и т.д.;
- оборудование, необходимое для деловых целей (например, персональные компьютеры, аудио-/ видеоустройства);
- медицинские приборы и инструменты;
- оборудование, необходимое для поездок с целью осуществления фотосъемок (фотоаппараты любых типов, кассеты, экспонометры, объективы, треноги, аккумуляторы, приводные ремни, устройства для зарядки батарей, мониторы, осветительное оборудование и т. п.);
- товары, предназначенные для показа или использования на выставках, ярмарках, конгрессах или других подобных мероприятиях;
- контейнеры и другая многооборотная тара.
Преимущества использования карнетов АТА:
- заменяет таможенную декларацию и освобождает декларанта от необходимости подачи электронной декларации;
- обеспечивает ускоренное таможенное оформление, которое сводится к тому, что сотрудник таможни делает специальные отметки на соответствующих листах карнета АТА;
- освобождает декларанта от уплаты таможенных платежей, в т.ч. сборов за таможенные операции, обеспечения уплаты таможенных платежей;
- является международной финансовой гарантией уплаты таможенных платежей (гарантом выступает Торгово-промышленная палата России);
- дает возможность посещать до 10 стран в течение всего срока действия документа (одного года);
- помогает преодолеть языковой барьер, поскольку отпадает необходимость заполнения таможенных документов на незнакомом языке;
- позволяет использовать один тип документа на протяжении всего маршрута, независимо от количества пересекаемых границ (при условии, что страны по пути следования являются участницами Конвенции о временном ввозе).
Карнет АТА необходимо предъявлять таможенному органу каждый раз при ввозе, вывозе или транспортировке товаров по территории страны. Карнет состоит из обложки и отрывных листов (ваучеров) для использования при въезде и выезде из каждой страны – участницы Конвенции. На обложке указаны имя владельца, адрес, целевое назначение товара, список стран, на территории которых может быть использован карнет, и срок его действия.
Книжка карнета АТА составляется из листков разного цвета в зависимости от количества операций и стран (но не более 10 операций по временному ввозу).
Карнет ATA содержит два основных типа листов — отрывные листы и неотрывные корешки. Они имеют разные цвета, которые варьируются в зависимости от типа таможенной операции:
- зеленые – обложка карнета АТА;
- желтые – для операций вывоза с территории страны и обратного ввоза;
- белые – для ввоза на территорию иностранного государства и обратного вывоза;
- синие – для транзита товаров.
Составление карнета АТА определяется маршрутом и характером операции. При этом собирается вместе и выдается такое количество листков различного вида, которое необходимо декларанту. Карнет АТА заполняется на английском или, по указанию Торгово-промышленной палаты России, на другом языке страны, куда временно ввозится товар с применением карнета АТА.
Не все российские таможенные органы уполномочены принимать карнеты АТА. Перечень таких таможенных органов определен приказом Минфина России от 11.12.2019 № 223н «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА, в том числе полномочий таможенных органов по регистрации таможенных деклараций».
Карнет АТА предъявляется вместе с временно ввозимыми товарами в таможенный орган, расположенный в месте прибытия на территорию России. Если пограничный таможенный орган уполномочен принимать карнеты АТА, то на отрывном листе (ваучере) белого цвета («Importation counterfoil») карнета АТА сотрудник таможенного органа поставит свою подпись. Это означает, что товары прошли таможенное оформление и могут быть доставлены в пункт назначения.
Если пограничные таможенные органы не уполномочены принимать карнеты АТА, то отрывной лист (ваучер) голубого цвета («Transit counterfoil») карнета АТА вместе с транспортными и коммерческими документами используется в качестве транзитной декларации. В этом случае таможенный орган отрывает лист голубого цвета и возвращает карнет лицу. После этого товары могут быть доставлены в соответствующий внутренний таможенный орган, которому представляется отрывной лист (ваучер) белого цвета («Importation counterfoil») для завершения оформления ввоза товаров с применением карнета АТА.
После завершения использования временно ввезенных товаров в соответствии с заявленными целями, необходимо оформить их для вывоза с применением карнета АТА При вывозе таможенное оформление может производиться в любом таможенном органе, уполномоченном принимать карнеты АТА.
- Международная конвенция о временном ввозе 1990 г. как кодифицированный акт в международном таможенном праве
Практика применения карнетов АТА в течение нескольких десятков лет выявила необходимость дальнейшего совершенствования международно-правовых норм, унифицирующих и гармонизирующих правовые системы государств относительно процедуры временного ввоза. С развитием внешнеэкономических связей государств, а также в условиях нарастания процессов глобализации, возникла проблема разработки и принятия нового международно-правового акта кодифицированного характера, который объединил бы в себе все ранее принятые международные конвенции по временному ввозу и актуализировал международно-правовые нормы, касающиеся данной таможенной процедуры.
В результате работ, проведенных Постоянным техническим комитетом ВТамО, в 1990 г. была разработана и принята в г. Стамбуле Конвенция о временном ввозе, заменившая собой ранее существовавшие пятнадцать международных соглашений, с инкорпорированием в нее текста Конвенции о карнете АТА 1961 г.
Конвенция о временном ввозе 1990 г. (Стамбульская конвенция), объединив ранее принятые международно-правовые соглашения в сфере временного ввоза, способствовала унификации и гармонизации национальных таможенных норм государств-участников Конвенции. По сути она представляет собой единый кодифицирующий международно-правовой акт о временном ввозе товаров.
Цель принятия конвенции – облегчить процедуру временного ввоза товаров путем упрощения и гармонизации его правил с введением стандартизированных международных документов о временном ввозе, содержащих также международную гарантию уплаты таможенных пошлин и сборов.
В Стамбульской конвенции под временным ввозом понимается таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения импортных запрещений или ограничений экономического характера некоторые товары (включая транспортные средства), ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без каких-либо изменений, за исключением обычного обесценения в результате их использования.
Каждое государство-участник конвенции обязуется разрешать временный ввоз товаров, указанных в приложениях, на условиях конвенции.
Стамбульская конвенция включает в себя основной текст и 13 Приложений, каждое из которых представляет собой упрощенную процедуру временного ввоза для конкретного вида товара.
Стамбульская конвенция о временном ввозе в отличие от Конвенции о карнете АТА 1961 г. предусмотрела два вида международных таможенных документов по временному ввозу:
- книжка АТА – документ о временном ввозе, используемые для временного ввоза грузов, за исключением транспортных средств;
- книжка CPD – документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза транспортных средств.
Карнет CPD («де Пассаж» — фр. Carnet de Passages en Douane) представляет собой также специальный паспорт (карточку) на автотранспортные средства для подтверждения целей и правомерности их перемещения через таможенные границы других странах в некоторых случаях международных перевозок. Он предназначен для осуществления таможенного контроля при временном ввозе и вывозе автотранспорта без уплаты таможенных сборов или внесения залоговой суммы на таможенной территории стран, требующих его предъявления. Кроме того, наличие у транспортных перевозчиков карнета CPD гарантирует таможенным органам других стран исключение возможности продажи автотранспортных средств в период их временного пребывания на чужой таможенной территории.
Карнет CPD работает в рамках двух организаций: Международного Туристского Альянса (МТА) и Международной Автомобильной Федерации (ФИА).
В странах где используется система CPD для временного ввоза, гарантирующая ассоциация обязуется выплачивать таможенные пошлины и налоги властям той страны, в которую данное транспортное средство ввозится, в случае, если данное транспортное средство не было вывезено из страны пребывания в предписанные сроки под покрытием книжки CPD. Книжка CPD означает, что данное транспортное средство покрывается международной гарантией. Книжки CPD, которые обычно используется в течение одного года, могут быть использованы в разных странах, где используется данная система или в тех странах, где эта книжка может упросить процедуру въезда в страну транспортного средства. Срок пребывания транспортного средства определяется властями той страны, в которую въезжает транспортное средство.
Условием подписания конвенции является обязательное присоединение государства-участника к Приложению А, в котором утверждаются документы временного ввоза – карнеты АТА и СРD – и по крайней мере еще к одному из тринадцати Приложений. Возможность выбора того или иного Приложения Стамбульской конвенции позволяет государствам, присоединяющимся к этому международному договору, варьировать свои международно-правовые обязательства.
Стамбульская конвенция охватывает широкий круг товаров, в отношении которых применяются ее положения. Это:
- грузы, включая транспортные средства (ПриложениеА.1);
- товары, предназначенные для показа или использования на выставках, ярмарках, конгрессах или других подобных мероприятиях (Приложение В.1); (торговая, промышленная, сельскохозяйственная выставка или выставка народных промыслов, ярмарка, салон или подобное мероприятие;
- профессиональное оборудование, например, представителей прессы, радио, кино, телевидения и др. (Приложение В.2);
- контейнеры, поддоны, упаковки, образцы и другие грузы, ввозимые в рамках торговых операций (Приложение В.3);
- грузы, ввезенные в рамках производственной операции (Приложение В.4);
- товары, ввезенные с учебной, научной или культурной целью (Приложение В.5);
- личные вещи путешественников и грузы, ввезенные в спортивных целях (Приложение В.6);
- оборудование для рекламы в области туризма (Приложение В.7);
- товары, ввезенные в рамках пограничных перевозок (Приложение В.8);
- товары, ввезенные с целью оказания гуманитарной помощи (Приложение В.9);
- приложение, касающееся транспортных средств (Приложение С);
- приложение, касающееся животных (Приложение D);
- приложение, касающееся товаров, ввезенных с частичным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов (Приложение Е).
Все вышеуказанные категории товаров пропускаются через таможенные границы государств-участников Стамбульской конвенции без уплаты ввозных пошлин и сборов при условии предъявления в качестве гарантии документа о временном ввозе, выданного в соответствии с предусмотренными в каждом Приложении правилами и в течение обусловленного каждым Приложением срока вывоза.
Россия применяет упрощенную процедуру таможенного оформления и таможенного контроля для временного ввоза тех категорий товаров, которые регулируются приложениями Конвенции о временном ввозе, к которым она присоединилась, а именно:
- Приложение А. «О документах временного ввоза (карнеты АТА и карнеты CPD)»;
- Приложение B.1 «О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях»;
- Приложение B.2 «О профессиональном оборудовании»;
- Приложение B.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией»;
- Приложение B.5 «О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей.
Условия временного ввоза включают в себя следующие положения:
- временный ввоз разрешается при полном условном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запретов и ограничений экономического характера на импорт;
- при помещении товаров под процедуру временного ввоза государства принимают единые международные документы временного ввоза (карнет АТА и карнет СРD) вместо национальных таможенных деклараций;
- временный ввоз может быть обусловлен предоставлением гарантии уплаты ввозных таможенных пошлин, которые уплачиваются в случае нарушения правил временного ввоза (например, продажи товаров, из невывоза);
- карнет АТА является также международно-правовой гарантией уплаты ввозных таможенных пошлин и сборов;
- государства могут обусловить временный ввоз товаров возможностью их идентификации по окончании временного ввоза;
- срок временного ввоза определяется отдельно каждым приложением конвенции, но стороны могут устанавливать более поздние сроки;
- временный ввоз может быть завершен вывозом товаров или помещением их под иную таможенную процедуру.
Стамбульская конвенция зафиксировала важное положение о том, что с момента вступления в силу какого-либо ее Приложения оно отменяет и заменяет ранее принятые по данным вопросам конвенции в отношениях между государствами-участниками Конвенции, принявшими это Приложение и являющимися Договаривающимися сторонами этих конвенций.
Практически в каждом Приложении Стамбульской конвенции заложена идея постепенного вытеснения многочисленных ранее принятых конвенций единым кодифицированным актом о временном ввозе. В частности, Приложение В.2 о профессиональном оборудовании призвано заменить аналогичную по объекту регулирования Конвенцию 1961 г., Приложение В.5 о товарах, ввезенных с учебной, научной или культурной целью, заменяет четыре подобных конвенции.
Конвенция о карнете АТА и Стамбульская конвенция вступили в силу для России 18 июля 1996 г. Присоединение России к этим конвенциям, хотя последняя отменяет и заменяет первую, объясняется тем, что Конвенцию о карнете АТА используют при временном ввозе и транзите более 70 стран, включая основных торговых партнеров России. К Стамбульской конвенции о временном ввозе присоединилось пока гораздо меньше стран. Поэтому, чтобы использовать возможности и преимущества таможенных процедур временного ввоза и транзита с большим числом стран, было решено присоединиться к обеим конвенциям.
Дополнительный материал по теме в разделе Таможенное право
В каких случаях временный ввоз прекращается досрочно?
Режим временного ввоза товаров может завершиться раньше срока, если товары окажутся вовлечены в другие таможенные операции, например, если временно ввезенные товары помещаются под процедуру реэкспорта или другую процедуру, за исключением транзита. Все режимы реализуются на условиях, обозначенных в Кодексе. Также причиной прекращения процедуры могут быть проблемы, связанные с нарушением взятых на себя обязательств.
Оформление транспортной документации
Получите бесплатную консультацию
Позвоните нам, или заполните форму обратной связи, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
8 800 700 0952 Обратная связь
Как завершается действие временного ввоза товаров?
Если говорить об общем случае, то процедура завершается через два года после введения режима, который может быть приостановлен на период хранения товаров на таможенном складе. Закрытие процедуры происходит после помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта, под другую таможенную процедуру, если срок не был продлен. Также досрочное прекращение действие режима может произойти в результате нарушения условий временного ввоза, например, модернизации товаров.
Порядок приостановления и возобновления определяется специальной Комиссией ФТС.
Зачем нужен временный ввоз?
Режим временного ввоза способствует укреплению внешнеэкономических связей, развитию внешней торговли, облегчая налоговую нагрузку для декларантов, которые могут принимать участие в научных конференциях, проводить концерты, представлять отечественную промышленность на международных выставках.
Все о маркировке товаров при импорте Только при наличии маркировки есть возможность без задержек пройти таможенное оформление груза
Список документов, необходимых для таможенного оформления В каждом случае для пересечения границы необходимо собрать пакет документов для таможенного оформления
Ставки за таможенные сборы в 2021 в удобной таблице Для удобства пользователей сайта были составлены таблицы, облегчающие восприятие информации. В 2021 году продолжают действовать утвержденные ранее ставки.